Глава III . Классификации современных немецких диалектов
Обращаясь к классификации современных немецких диалектов следует прежде всего отметить классификацию В.М.Жирмунского, основывающуюся на географо-племенном принципе:
Существует еще и группа «Г», к которой В.М.Жирмунский относит Фризский (10. 34) Г. Рейс в своей классификации придерживается строго географического критерия. Он выделяет следующие группы диалектов: южнонемецкий, делящийся на верхнефранкский, алеманский и баварский; западнонемецкий, тюрингский и восточносредненемецкий отнесены к верхненемецким; нижнефранкский, нижнесаксонский и восточно-нижненемецкий - к нижненемецким. (51, 16) Как у Г. Рейса, так и у В.М. Жирмунского средненемецкий южнонемецкие диалекты причисляются к верхненемецкой группе языков, нижненемецкий и фризский к нижненемецкой. (3, 21) И.О. Москальская также придерживается этому делению и рассматривает нижненемецкий (Niederdeutsch, Plattdeutsch) и верхненемецкий (Hochdeutsch), который в свою очередь делится на средненемецкий (Mitteldeutsch) и верхненемецкий (Oberdeutsch). Разница в фонетическом строе верхненемецких и нижненемецких диалектов велика. В её основе лежит так называемый «второй перебой согласных», называемый также староверхненемецким передвижением согласных (Zweite oder althochdeutsche Lautverschiebung), выделивший староверхненемецкий из группы других германских языков. Он заключается в передвижении взрывных беззвучных согласных (tenues) p, t, k к двойным спирантам ff, zz, и hh (на письме часто как ch) в поствокальной позиции или на конце слова и к аффрикатам pf, z [ts], kch (на письме часто как cch) в начале слова после согласного или же на месте германского согласного удвоения (germanische Konsonantengemination). Также во «втором перебое согласных» участвовал германский взрывной звучный дентальный (media) d, который преобразовался в взрывной беззвучный дентальный (tenuis) t. Эти преобразования, сохранившиеся до наших дней в верхненемецких диалектах, мы можем проследить на следующих примерах:
p>ff: Mittelfränk.: helpen; Rheinfränk./Oberdeutsch: helfen p>pf: Mittelfränk./Rheinfränk.: plegen; Oberdeutsch: pflegen t>zz: Sachs.: water; Oberdeutsch: wasser k>hh: Sachs.: ik \ Oberdeutsch: ihh >ich k>kch: Sächs./Mittelfränk./Rhemfränk: kind; Oberdeutsch: kχ/ind/kind; Именно «второй перебой согласных» является главным лингвистическим критерием, по которому происходит деление между верхне- и нижненемецкими диалектами. Географическим критерием принято считать реку Бенрат (при этом принято говорить о так называемом «Benrather Linie»), которая, вполне возможно, могла служить естественной преградой на пути распространения внутриязыковых изменений, начавшихся в баварско-алеманских землях. Вторым лингвистическим критерием их различия принято считать и верхненемецкое дифтонгирование. Различие средненемецких и южнонемецких диалектов также основано на «втором перебое согласных», точнее на его непоследовательном распре-
Таблица № 1.2.4.1 Распределение «второго перебоя согласных» на территории Германии.
Очевидно, что в середине слова средненемецкие диалекты (включая исследуемый нами южнофранкский) сохраняют непередвинутое p (рр) в appel (Apfel) тоже самое происходит и в конце слов - kop (Kopf). Эта разница заметна и на словообразовательном уровне. Уменьшительно-ласкательный суффикс литературного языка chen сохраняет в средненемецком ту же форму (Kindchen), в южнонемецком же выступает вариант с суффиксом l, поддерживаемый иногда умляутом корневой гласной слова (Buberle, Büberle, Buble). Итак очевидно: диалект, являясь самой старой формой существования немецкого языка, и в настоящее время играет в нем немаловажную роль. Употребление его в той или иной степени присуще всем существующим социальным группам. Мы же задались вопросом его положения в повседневной речи молодежи г. Гейдельберга Предположим, что в Гейдельберге есть молодые люди, владеющие местным диалектом и употребляющие его в своей повседневной речи. Однако прежде чем мы перейдем непосредственно к рассмотрению поставленной нами гипотезы, следует, прежде всего, изучить более подробно ее составляющие части, т.е. раскрыть значение таких понятий как юношество, язык и повседневная речь юношества, диалект, характерный данной местности; так же как описать географические границы исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|