Результаты экспериментального исследования.
Результаты исследования уровня самооценки. Таблица 1. Количественные показатели уровня самооценки.
Представим данные таблицы графически уровень самооценки в % от общего числа испытуемых: Результаты исследования показали высокий уровень самооценки у студентов III курса по всем шести школам. У первокурсников на всех шести шкалах встречаются низкие показатели самооценки, наиболее выражены средние показатели, и больше показателей очень высокой (завышенной) самооценки, что говорит о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Третьекурсники адекватно сравнивают себя с другими людьми, сопоставляют свои качества с внутренними эталонами или результатами деятельности других. Они высоко оценивают себя, свою личность, более уверены в себе, в своих способностях, по сравнению с первокурсниками, так как они уже многое умеют выполнять самостоятельно – провести обследование, поставить диагноз, назначить лечение. Становление самооценки связано с расширением и углублением знаний о себе, с их обобщением и наполнением «личностными смыслами», с усилением их побудительно – мотивационной роли [9]. Применяем метод Стьюдента (t-тест) для независимых выборок. С помощью этого метода проверяем существует ли достоверная разница между средними показателями первокурсников и третьекурсников. t критическое = 1,67. По первому показателю шкалы самооценок t эмпирическое = 3,2; по второму показателю t эмп.= 2,6; по четвертому показателю t эмп. = 3,0; по пятому показателю t эмп.= 3,6; по шестому показателю t эмп.= 2,9.
Полученные показатели по всем шести школам выше того, которое соотвествует уровню достоверности 0,05 для 58 степеней свободы (L=60), это позволяет сделать вывод, что различия между средними есть и они значимы. То есть в самооценках третьекурсников произошли значимые изменения. Результаты исследования самоотношения. Таблица 2. Количественные показатели уровня самоотношения:
Рассмотрим показатели уровня самоотношения графически: _______ - I курс - - - - - - III курс Результаты исследования показали более высокий уровень развития самоотношения у третьекурсников, по сравнению с первокурсниками. У третьекурсников выражено представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности, является он сам. То есть, третьекурсники считают свое «Я» внутренним стержнем, который организует его личность, деятельность, общение, они считают, что их судьбы находится в их собственных руках. Об этом свидетельствует фактор саморуководство в общей системе самоотношения. У третьекурсников, по сравнению с первокурсниками, выражено чувство симпатии к себе, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Об этом свидетельствует фактор самопринятия. Таким образом, у третьекурсников более выраженное отношение к себе как целостной личности, отличной от других людей, а ведь именно с высоким самоуважением, самопринятием связывается проявление наибольшей активности личности, продуктивность ее деятельности, реализация творческого потенциала. [9].
Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю t эмп. = 3; по второму показателю t эмп. = 4,4; по третьему показателю t эмп. = 2,8; по четвертому показателю t эмп. = 4.5; по пятому показателю t эмп. = 4,2; по шестому показателю t эмп. = 4,7; по седьмому показателю t эмп. = 0,8; по восьмому показателю t эмп. = 0,8; по девятому показателю t эмп. = 0,5. Полученные данные по 1, 2, 3, 4, 5, 6 шкалам самоотношения выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0,05 для 58 степеней свобода, что позволяет сделать вывод о том, что различия между средними I и III курсов есть и они значимы. По шкалам: самопривязанность, внутренняя конфликтность и самообвинение различия между средними недостоверны. То есть по данным шкалам нет выраженного различия между I и III курсом.
Результаты исследования степени выраженности социально-психологических установок. Построим диаграмму: - I курс - III курс Рассмотрим каждую из установок в отдельности. 1. Ориентация на процесс преобладает у студентов I курса, так как у них происходит знакомство с будущей специальностью, или больше движет интерес к процессу деятельность. Если рассматривать в процентном соотношении, то ориентация на процесс у I курса составляет 73%, у IIIкурса составляет 61%. 2. Ориентация на результат преобладает у студентов III курса. Для третьекурсников наиболее важен результат, итог их деятельности. В процентном соотношении: I курс – 56%, III курс – 75%. 3. Ориентация на альтруизм преобладает у III курса, третьекурсники на практике столкнулись с человеческой болью, страданием, они более глубоко познакомились с профессией мед. Работника, поэтому у них выражена альтруистическая ценность. В процентном соотношении: I курс – 49%, III курс – 70%. 4. Ориентация на эгоизм приблизительно одинакова на I и на III курсах. В процентном соотношении: I курс – 46%, III – 42%.
5. ориентация на труд преобладает у третьекурсников. У них больше теоретических знаний, чем у первокурсников, поэтому свободное время они используют для того, чтобы что-то сделать самостоятельно, закрепить свои знания на практике. В процентном соотношении: I курс – 51%, III курс – 65%. 6. ориентация на свободу более выражена у I курса. У первокурсников еще проявляется подростковое чувство «взрослости», выражающееся в стремлении к независимости, самостоятельности. В процентном соотношении: I курс – 70%, III – 60%. 7. Ориентация на власть более выражена у первокурсников. Они стремятся добиться уважения, влияния в данной социальной группе. В процентном соотношении: I курс – 38%, III курс – 30%. 8. Ориентация на деньги преобладает у III курса. Третьекурсники больше первокурсников осознают ценность социально-экономической ситуации в стране, знают цену деньгам, подошли к тому, что их труд должен быть оплачен. В процентном соотношении: I курс – 34%, III курс – 58%. Рассмотрим данные ориентации по иерархии:
Из таблицы видно, что I курс более всего ориентирован на процесс, а менее всего на деньги. III курс более всего ориентирован на результат, а менее всего на власть. Это связано с тем, что первокурсников в первую очередь интересует все, что связано с процессом познания, овладения их будущей профессией. Им важен процесс овладения трудовыми навыками, которые позволят включиться в производственную деятельность в будущем. Третьекурсникам же наиболее важен результат их деятельности, они уже многое могут выполнять самостоятельно, поэтому им важен итог их работы – назначенное ими лечение, выполненные ими лечебные процедуры должны облегчить страдания пациентов.
Применяя метод Стьюденса, получаем по первому показателю t эмп. = 2,4; по второму показателю t эмп. = 4,7; по третьему показателю t эмп. = 5,2; по четвертому показателю t эмп. = 0,8; по пятому показателю t эмп. = 2,8; по шестому показателю t эмп. = 2,5; по седьмому показателю t эмп. = 2; по восьмому показателю t эмп. = 4,8. Полученные данные по 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 установкам выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0,05 для 58 степеней свободы, что позволяет сделать вывод о том, что различия между средними I и III курсов есть, и они значимы. По 4 установке – «ориентация на эгоизм» различий между средними I и III курсов нет, разница между средними не достоверна. Результаты исследования компонентов эмпатии: Э – эмпатическая тенденция; П – тенденция к присоединению; СО сензитивность к отвержению. Таблица 4. Количественные показатели компонентов эмпатии.
В контрольном исследовании, проведенном на студентах педагогического института были получены следующие нормативы:
Построим диаграмму: - I курс - III курс Построим таблицу компонентов эмпатии на базе данных нормативов студентов пединститута.
По результатам исследования можно сказать, что все компоненты эмпатии у третьекурсников развиты выше. Эмпатическая тенденция, то есть способность к сопереживанию, впечатлительность у третьекурсников более развита, по сравнению с первокурсниками. Студенты III курса почти освоили профессию медицинского работника и огромное количество часов практических занятий провели в лечебных учреждениях, непосредственно у постели больного, поэтому они более способны чувствовать состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира. Тенденция к присоединению так же выше у третьекурсников, что говорит об их умении проявлять тепло, дружелюбие, поддержку в трудную минуту. Сензиативность к отвержению, то есть способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес у третьекурсников так же выше. Скорее всего это связано с тем, что они осознают всю ответственность за свою работу, правильно воспринимают замечания в свой адрес по поводу каких-либо ошибок, неточностей в работе.
Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю tэмп=4,6; по второму показателю tэмп=8; по третьему показателю tэмп=5,5. Полученные данные по всем трем компонентам эмпатии выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0,05 для 58 степеней свободы, это позволяет сделать вывод. Что различия между средними I и III курсов есть и они значимы. Результаты исследования каналов эмпатии, общего уровня эмпатических способностей. Каналы импатии: Рациональный Эмоциональный Интуитивный Установки, способствующие эмпатии Проникающая способность в эмпатии Идентификация в эмпатии III курс интуитивный эмоциональный установки, способствующие эмпатии рациональный проникающая способность в эмпатии идентификация в эмпатии Таблица 5. Количественные показатели каналов эмпатии:
- I курс - III курс Расположим по иерархии каналы эмпатии для каждого из курсов. I курс: Эмоциональный Рациональный Установки, способствующие эмпатии Проникающая способность в эмпатии Идентификация в эмпатии Интуитивный. III курс Интуитивный Эмоциональный Установки, способствующие эмпатии Рациональный Проникающая способность в эмпатии идентификация в эмпатии. На первое место первокурсники, по средне групповому показателю, ставят эмоциональный канал, хотя он немного развит больше, чем остальные. У первокурсников на 1 место выходит способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, сочувствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле партнера, она выполняет роль связующего звена, проводника от студента к больному. У третьекурсников эмоциональный канал выходит на 2-ое место, хотя более развит, чем у первокурсников. Повышение эмоциональной восприимчивости идет рука об руку с ростом способности к сопереживанию, которая, как видим выше у третьекурсников. У студентов III курса важнейшая роль отводится интуитивному каналу, они больше опираются на опыт, хранящейся в подсознании, способны видеть поведение партнера и действовать в условиях дефицита исходной информации о нем. У студентов I курса данный канал занимает последнюю позицию. Рациональный канал эмпатии занимают 3-е место у студентов и I и III курсов. Эти установки облегчают действие всех эмпатических каналов, и они наиболее развиты у третьекурсников. Проникающая способность в эмпатии, которая расценивается, как важное коммуникативное свойство человека наиболее развита у третьекурсников. Студенты III курса более способны создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности, по сравнению с первокурсниками. Идентификация в эмпатии преобладает у студентов III курса, хотя и занимает 6-ю позицию. У третьекурсников более выражено умение понять другого, поставить себя на место партнера. Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее. [27]. Таким образом, по результатам исследования заметно явное превосходство третьекурсников по всем каналам эмпатии. Рассмотри таблицу суммарной оценки каналов эмпатии, которая выражает показатель общей эмпатии:
По данным таблицы можно сказать, что у третьекурсников наблюдаются очень высокие и средние показатели общего уровня эмпатии, можно сказать, что по мере обучения и освоения профессии эмпатия у студентов повышается. Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю t эмп.= 4,7; по второму показателю t эмп.= 5; по третьему показателю t эмп.=8; по четвертому показателю t эмп.=5,3; по пятому показателю t эмп.= 7; по шестому показателю t эмп.= 4,7; по показателю общей эмпатии t эмп.= 12,1. Полученные данные по всем шести каналам эмпатии и общему уровню эмпатии выше критического значения t кр.= 1,67, что позволяет сделать вывод, что различия между средними показателями I и III курсов есть и они значимы. Результаты исследования коммуникативной установки (негативной). Компоненты установки: Завуалированная жестокость в отношениях к людям в суждениях о них. Открытая жестокость в отношениях к людям Обоснованный негативизм в суждениях о людях. Брюзжание. Негативный личный опыт общения с окружающими. Таблица 6. Количественные показатели компонентов коммуникативной установки.
Построим диаграмму: - I курс - III курс Анализируя результаты исследования можно сказать, что все компоненты коммуникативной установки на I курсе выше, чем на III курсе. Это свидетельствует о том, что у студентов первокурсников более выражена негативная коммуникативная установка. У третьекурсников менее выражены эти компоненты из-за большей эмпатии. Студенты III курса более способны к чувствованию в состояния других лиц, способны переживать эмоционально эти состояния как свои, так как они на практике увидели и прочувствовали страдания и человеческую боль. У них складываются несколько иные отношения с окружающими, ведь они знают, что общение может оказывать максимальную помощь и поддержку пациентам.[13]. Приведем для сравнения данные обследуемых групп Д.Я.Райгородского. Коммуникативная установка – 5 к максимуму баллов компонента. N – число опрошенных.
По данным таблицы менее всего выражена негативная коммуникативная установка у врачей, воспитателей, медсестер. У студентов III курса менее выражена негативная коммуникативная установка, по сравнению с первокурсниками, так как у них более длительный опыт общения и деятельности с пациентами на практике, и они понимают, что сопереживание, уважение, участие и искренность выступают в качестве основных факторов, облегчающих взаимное общение. Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю t эмп. = 3,3; по второму показателю t эмп. = 3,5; по третьему показателю t эмп. = 5; по четвертому показателю t эмп. = 2,3. Полученные данные по всем пяти компонентам установки выше критического значения t кр. = 1,67, что позволяет сделать вывод, что различия между средними показателями I и III курсов есть и они значимы. Результаты сочинения «Я в профессии через 10 лет» Таблица 7. Показатели выборов профессии в % соотношении от группы.
По результатам сочинения можно сказать, что студенты III курса более конкретно представляют себе бедующую сферу деятельности. Они отсортировали и оценили различные виды деятельности с учетом своих интересов, установок, способностей, ценностей. Это свидетельствует о развитии у них профессионального самосознания. По результатам исследования можно сделать выводы: Главное психологическое приобретение в юношеском возрасте – это открытие своего внутреннего мира, возникающее в процессе социального взаимодействия. Как неизбежный всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время, подтвержденное внутренним изменениям и колебаниям психического приобретения. Исследование самооценки показало высокий уровень ее развития у студентов третьекурсников. Они высоко оценивают себя, более уверены в себе, в своих способностях, по сравнению с первокурсниками. У третьекурсников более высокий уровень развития самоотношения, они относятся к себе, как целостной личности, отличной от других людей. Главной социально-психологической установкой у третьекурсников является ориентация на результат, они уже многое могут выполнять самостоятельно, поэтому им важен итог их работы. Первокурсники более всего ориентированы на процесс, так как им важен процесс овладения трудовыми навыками, которые позволяют включиться в производственную деятельность в будущем. Эмпатические способности в процессе обучения повышаются к третьему курсу. Развивается способность к сопереживанию, впечатлению, способность чувствовать состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира. Важнейшая роль отводится интуитивному каналу – прошлому опыту, хранящемуся в подсознании. Все компоненты негативной коммуникативной установки у студентов третьего курса значительно ниже, по сравнению с первокурсниками. У третьекурсников более длительный опыт общения и деятельности с пациентами на практике, они понимают, что сопереживание, уважение, участие и искренность выступают в качестве основных факторов, облегчающих взаимное общение, они знают, что общение может оказывать максимальную помощь и поддержку пациентам. Третьекурсники конкретно представляют себе будущую сферу деятельности с учетом своих интересов, способностей, ценностей. Заключение. Проблема профессионального самосознания личности относится к числу активно разрабатываемых в теоретическом и практическом направлениях. Внимание к этой проблеме объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, глубокое исследование профессионального самосознания личности отвечает насущным потребностям народного хозяйства. Это связано с тем, что незавершенность профессионального самосознания, растянутость этого процесса во времени – во многих случаях причина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией. Во-вторых, это ключевая проблема психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самосознание рассматривается, с одной стороны, как «ядро», наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой – как критерий одного из этапов этого процесса. Необходимо изучать проблему развития профессионального самосознания личности, ибо она затрагивает общую проблему жизненного становления личности. Список литературы Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: ЛПА «Кафедра – М»,1998г. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., Прогресс, 1986г. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968г. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1973г. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994г., №3, с.43-52 Греков И.Г. Отношение медсестер к своей профессиональной деятельности // Мед.сестра. 2000г., №1, с.40-41 Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., Знание, 1989г. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: МПСИ; Варонеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000г. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989г., №1, с.5-14 Климов Е.А. Путь в профессию. Л., 1974г. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1984г. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М., 1984г. Коммуникация // Мед.помощь 1998г., №4, с.41-43. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989г. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание – М.: Политиздат. – 1984г. Кон И.С. Открытие Я. М., 1978г. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности// Вопросы психологии. 1983г., №2, с.51-59. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1985г. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Просвещение, 1976г. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986г. Лисицын Ю.П., Изуткин А.М., Матююшин И.Ф. Медицина и гуманизм. М., 1984г. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996г. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: МПСИ, 1998г. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997г., №4, с.28-38 Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990, №3, с.58-64. Мудрик А.В. Современный старшеклассник // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996.-с.266-275 Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998г. Обносов В.И. Динамика профессиональных представлений учащихся // Вопросы психологии. 1986г., №6, с. 28-32 Поштом М.Л., Дадыкин В.А. Какие вы сегодняшние и будущие медицинские сестры? // Сестринское дело. 2000г., с. 4-5 Прикладная социальная психология. / Под ред. Сухова А.Н., Дергача А.А. – М.: Издательство ИПП; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998г. Прихоэлан А.М. Развитие эмоциональной стороны самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987г. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – В.: ИПП, НПО «МОДЭК», 1996г. Пряжнеков Н.С. Психологический смысл труда: - М.: Издательство ИПП, Воронеж: НПО «МОДЖ», 1997г. Прыгин Г.С., Степанский В.М., Фарютин В.П. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. 1987г., №4, с.45-50 Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной. – М.: МПСИ, Изд. «Флинта», 1998г. Психология современного подростка / Под ред. Д.М.Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1987г. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: МПА, 1995г. Ратанова Т.А., Шлехта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – М.: МПСИ: Флинта, 1998г. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара. Бахрах, 1999г. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2т.Тн.-М.: «Педагогика», 1989г. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986г., №6, с.14-22 Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972г. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983г. Стрельникова А.Н. Зачем мед.сестре самооценка. // Мед.сестра 2000г., №1, с.42-43 Творогова Н. Эмпатия // Сестринское дело. 1998г., №1, с.24-25 Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Педагогика, 1987г. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997г., №2 Фельдштейн Д.М. Психология взросления. М.: МПСИ: Флинта, 1999г. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995г. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. Изд. Наука. М., 1977г. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация. М., 1983г. 52 Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся старших классов. – 2е изд.,доп. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с. 53. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: «прайм–ЕВРОЗНАК», 2003. – 512 с. С 318. Приложения. Приложение 1 Таблица 1. Количественные показатели уровня самооценки.
Приложение 2 Таблица 2. Количественные по
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|