Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Особенности биографии Дж. Г. Байрона

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Особенности биографии Дж.Г. Байрона

Глава 2. Развитие образа Каина в произведениях Байрона

1.1 “Паломничество Чайлд-Гарольда”

1.2 Восточные поэмы

1.3 “Манфред”

1.4 “Дон Жуан”

Глава 3. Мистерия "Каин"

Заключение

Список литературы


Введение

 

Девятнадцатый век, признанный золотым веком литературы, оставил нам множество великих имен. Жизнь каждого из замечательных литераторов той эпохи сама по себе уже целая летопись, доносящая до нас дух времени, а произведения классиков мировой литературы раскрывают перед нами такие далекие горизонты и ставят такие вопросы, которые вряд ли когда-либо будут исчерпаны. Одним из величайших имен того времени стало имя английского поэта Джорджа Гордона Байрона. Этот человек, современник Наполеона и Пушкина, участник войны за освобождение греческого народа от турецкого ига, изгнанник Туманного Альбиона, связанный со своей родиной узами любви и ненависти, по-прежнему остается неразгаданным для нас, а его произведения таят в себе неизведанные глубины, в которые уже более двух столетий с неугасающим интересом всматриваются читатели. Действительно, гений Байрона многогранен, тематика его произведений необыкновенно широка, его интересуют как человеческие чувства, так и исторические, философские, эстетические, моральные вопросы. Очень сложным было отношение Байрона к христианской религии, его произведения полны напряженных размышлений о природе Бога, смысле жизни, судьбе человека и его предназначении. Как и все великие творцы, Байрон не устаревает, его произведения имеют, и всегда будут иметь огромное значение для мировой литературы. Библейская же тематика, к которой он не раз обращается в своем творчестве, универсальна, она поднимает произведение до вселенских масштабов, позволяя автору в самом широком смысле рассуждать о явлениях реальности и закономерностях человеческой природы. Образ Каина, которому посвящена эта курсовая работа, очень важен, не только для литературы первой половины XIX века, но и для мировой литературы в целом. В нем находят отражение переломная эпоха, кризис просветительского мировоззрения, разочарование в доктрине “естественного человека”, а так же духовные искания самого Байрона. Более того, Каин – это в некоторой степени обобщенный образ всего человечества вообще и каждого его представителя в частности. Мистерия “Каин” – одно из величайших произведений мировой литературы, которое и сегодня читается с исключительным интересом и восхищением.

В данной курсовой работе будет рассмотрено развитие образа “Каина” не только в литературно-историческом аспекте, но и с учетом особенностей биографии самого Байрона, так как он – один из тех поэтов, чья личность наиболее тесно связана с лирическим героем его произведений, и воспринимать их по отдельности было бы неверным. Во второй главе работы из множества, безусловно, ярких и ценных с художественной точки зрения произведений, выбраны те, которые наиболее ярко отражают развитие образа Каина. Завершается работа более или менее подробным разбором мистерии “Каин”, в котором одноименный образ воплотился наиболее полно.


Глава 1. Особенности биографии Дж. Г. Байрона

 

Никто в Англии не вызывал такого взрыва противоречивых чувств как Байрон. Его боготворили и проклинали, провозглашали гением - и посредственностью, мучеником свободы - и чудовищем разврата. Взаимоисключающие оценки Байрона во многом обусловлены контрастом в его характере, миросозерцании и соответственно в его поэзии – контрастами, поражавшими всех, кто знал или просто читал его.

В этом человеке сочетались меланхолия и веселость, любовь к одиночеству и общительность, вера в людей и скептический пессимизм. Многие из этих противоречий были, по сути, противоречиями самой эпохи, когда разрушались прежние идеалы просвещения и классицизма, а новые еще не были определены. Многие люди того времени испытывали разочарование, скуку и безысходность. Байрон же стал выразителем того умонастроения, тех чувств и мыслей, которые обуревали его поколение в начале 19 века. Гёте называл его "падшим ангелом" и, пожалуй, это определение это весьма удачно как для самого поэта, так и для его лирического героя, с которым он чрезвычайно близок.

Творчество Байрона, самого прославленного из английских поэтов 19 века, было наиболее мощным выражением переломной кризисной эпохи экономических и политических революций и длительных, кровопролитных войн. Мучительные противоречия этой тяжелой поры преобразили духовный облик Байрона и характер его поэзии.

Для того, чтобы прийти к верному пониманию и осмыслению произведений Байрона, созданных им на протяжении жизни следует, для начала, хотя бы поверхностно ознакомится с основными эпизодами его биографии, с теми событиями, которые оказывали влияние на его творчество.

Дж.Г. Байрон принадлежал к старинному роду, известному еще во времена завоевания Англии норманнами. К концу 18 века род этот, бывший некогда одним из самых значительных в Англии пришел в упадок, также как и родовое поместье Байронов - Ньюстедское аббатство. Отец Байрона, капитан гвардии Джон Байрон по расчету женился на именитой и богатой шотландской девушке Катрин Гордон. Красавец-капитан к тому моменту был уже вдовцом, имевшим от прежней жены дочь Августу, которая впоследствии сыграла очень большую роль в жизни поэта. Второй брак капитана был весьма трагичен для обоих супругов. Джон не испытывал любви к Катрин, он моментально промотал её состояние и влез в долги, доставив несчастной женщине много страданий. В такой неблагополучной обстановке, 22 января 1788 года родился их единственный сын - Дж. Гордон Байрон. Его отец, спасаясь от кредиторов, покинул семью и бежал во Францию, где через несколько лет скончался. Катрин сохранила лишь совершенно ничтожные средства и уехала из Лондона, поселившись в шотландском городе Абердине.

Детство Байрона было довольно тяжелым и безрадостным. Его мать отличалась трудным истеричным характером и дурно влияла на мальчика переходами от бурных ласк к яростной брани. Несмотря на бедность, она, однако, прилагала все старания, чтобы маленький Байрон учился в хорошей школе, и усердно обращалась к врачам, в надежде избавить его от врожденной хромоты. Этот недостаток, столь досадный для красивого и резвого ребенка, способствовал формированию специфических черт в характере будущего поэта, развивал в нем мнительность, склонность к уединению, гордость и злопамятность. Андре Моруа в своей серии “Литературные портреты”, в работе, посвященной Байрону, воссоздает вполне могущий иметь место эпизод из детства поэта, отражающий своеобразие его характера уже в столь юные годы. “Мэй Грей [служанка] читала Библию вслух. Маленький Байрон жадно слушал. Он не понимал некоторых слов, но наслаждался…поэзией этой книги. Почему Всевышний не принял жертву бедного Каина? “Из-за греха Каина ”, - говорила Мэй Грей. Грех? Что такое грех? Ведь Каин ещё не убил Авеля? Нет, но Каин был осужден, поясняла Мэй Грей ”. Исходя из биографических данных, имеющихся на сегодня, мы можем предполагать, что те трагические противоречия, вечные вопросы, протесты против несправедливости зародились в сознании поэта в ещё в ранние годы его жизни и впоследствии воплотились в его творчестве.

В 1798 году умер старший лорд Уильям Байрон, его сыновья погибли ещё раньше, и Джордж Гордон унаследовал титул и владения. Мать отправила его учиться в Харроу, одну из аристократических школ Англии, где он провел пять лет до 1805 года. Первое время в школе он чувствовал себя несчастным. Рано лишившись отца, он с детства привык презирать чей бы то ни было авторитет. Его рассудок не признавал обязанности подчинения людям, в которых он подмечал недостатки; гордость же мешала ему подчиниться из осторожности, если он не чувствовал уважения. Уже в детстве поэта тревожила мысль о смерти. Его часто видели направляющимся к церковному кладбищу на вершине холма Харроу.

В 1803 году, во время каникул, пятнадцатилетний Байрон встретился с Мэри Чаворт, которая вызвала в нем большое и сильное чувство. Это произошло, когда юный лорд приехал на каникулы в свое родовое поместье Ньюстед, с которым соседствовало не менее старинное имение Чавортов Аннслей. Байрон тогда не мог предвидеть, сколь глубокой окажется его любовь. Мери Чаворт было 17 лет, она была на 2 года старше Байрона, но присутствие влюбленного подростка не надоедало ей. Он же лелеял мечты о ней, которым не суждено было сбыться. Избранником Мери был другой, и это оставило след в сердце поэта на всю оставшуюся жизнь. Она всегда оставалась для него идеалом женщины, символом высокой и чистой любви. Байрон посвятил Мэри Чаворт целый ряд стихотворений, но особенно волнующе он передал свое страдание и любовь к ней в поэме "Сон", написанной в 1816 году.

В 1805 году Байрон поступает в Кембриджский университет. У него появляются новые товарищи, некоторые из них стали его верными друзьями навсю жизнь. Байрон отдает дань молодости, веселью, наслаждениям и проказам. Но это лишь внешняя сторона его жизни в Кембридже. Он продолжает свои систематические занятия спортом, начатые им в Харроу: занимается плаванием (он считался впоследствии одним из лучших пловцов мира), боксом, фехтованием, верховой ездой. По-прежнему много читает. Знания Байрона, почерпнутые в эти годы из множества книг, размышления над прочитанным, были основой для быстрого и самостоятельного развития его личности.

Вся богатая мыслями и чувствами жизнь Байрона-юноши нашла свое отражение в его ранних стихах. В 1806 году, будучи студентом Кембриджа, он

анонимно издает сборник своих стихов "Летучие наброски", но почти весь небольшой тираж его уничтожает. В 1807 году анонимно появляется новый сборник, "Стихи по разным поводам". В том же году издан третий сборник стихов поэта уже с указанием имени автора - "Часы досуга", стихи оригинальные и переводы Джорджа Гордона, лорда Байрона. Несовершеннолетнего". 4 июля 1808 года Байрон получил из университета диплом на звание “Magister Attium” и покинул Кембридж. Он сильно изменился за последний год обучения там. Харроу было временем сентиментальной и влюбленной дружбы, Кембридж посвятил его в дружбу интеллектуальную. В этой атмосфере цинизма, сухой мужественной дружбы ему дышалось легко. С новыми друзьями Хобхаузом, Девисом, Мэтьюсом он мог проявить себя таким, каким ему казалось он был на самом деле:…легким в любви и наконец-то свободным. В конце июня 1809 года Байрон отправился в двухлетнее путешествие. Во время путешествия он пишет путевые впечатления в стихах, которые легли в основу первых двух песен "Паломничества Чайльд-Гарольда". Путешествие, которое совершил Байрон в 1809-1811 годах, имело огромное значение для развития его личности и поэтического дара. Оно началось с Португалии, затем последовали города Испании. Из Испании Байрон выехал на Мальту, вслед за Мальтой он посетил Грецию, Албанию, оттуда поехал в Константинополь, вновь вернулся в Грецию.

Байрон возвращался в Англию в конце лета 1811 года. Уже на пути домой он узнал о тяжелой болезни матери, которую не застал в живых. Горе поэта усугубилось еще и тем, что погиб один из его близких друзей. Байрон, уединившись в Ньюстеде, тяжело переживает эти события. Но вскоре работа над поэмой "Паломничество Чайльд-Гарольда" полностью захватила его.

Вернувшись на родину, Байрон начал принимать активное участие в политической жизни своей страны. Титул давал ему право заседать в палате лордов и поэт, далеко не равнодушный к внутриполитическим событиям выступил там с двумя речами, осуждавшими антинародную политику тори. Одна из этих речей была направлена против смертной казни для луддитов, чьи выступления, обусловленные экономическими причинами и научно-технической революцией, волновали страну в ту пору. Во второй речи Байрон защищал ирландских крестьян-католиков, чье положение было весьма бедственным. Эти речи произвели сильное впечатление в Парламенте и привлекли к молодому лорду внимание общественности. Это во многом подготовило почву для повышенного интереса к произведениям поэта. В дальнейшем политические взгляды Байрона будут оказывать серьезное влияние на его творчество. Воззрения поэта на природу отношений человека и власти, может быть, были не столько политическими, сколько философскими, отрицающими тиранию в любом её проявлении. Мотивы тираноборчества, стремления к свободе, индивидуализма проходят через все творчество Байрона.

В январе 1815 года Байрон женился на Анабелле Мильбенк, происходившей из состоятельной аристократической семьи, строго придерживавшейся

условностей света и требований церкви. С самого начала семейной жизни жена Байрона стремилась приобщить его к религии, была против его общественной

деятельности, которую Байрон вел, став членом Комитета по управлению театром Дрюри-Лейн. На этой почве в семье постоянно возникали размолвки.

В декабре 1815 года у Байрона родилась дочь Ада. Августа, а в январе 1816-го, то есть через год супружества, жена Байрона уходит от него, не объяснив ему причину разрыва. Родители жены предпринимают активные действия, чтобы начать бракоразводный процесс. Во многих работах о Байроне этот разрыв между супругами объясняется не только несовместимость их характеров и жизненных позиций, но и скандальной связью между Байроном и его единокровной сестрой Августой. Мы не будем углубляться в подробности этого драматического эпизода из жизни поэта, навлекшему на него негодование общественности и послужившему одной из причин его отъезда из Англии. Заметим лишь, что Августа всегда оставалась для Байрона дорогим и любимым человеком, почти единственным светлым воспоминанием о Родине.

Официальные политические круги давно уже настороженно относились к Байрону как к автору произведений и выступлений, обличающих внутреннюю и внешнюю политику Англии, поэтому начавшийся семейный разлад между Байроном и его женой получает резонанс в высшем свете и становится поводом для злобной травли поэта. Газеты раздували скандал, кредиторы описывали имущество. Байрону нельзя было появиться на улицах. Поэт оказался перед необходимостью покинуть родину. 25 апреля 1816 года Байрон навсегда покидает Англию. Последним стихотворением, написанным на родине, были "Стансы к Августе". Первоначально Байрон предполагал из Англии отправиться во Францию, а затем в Италию, но французские власти разрешили Байрону лишь проехать по стране, не останавливаясь в городах. Байрон поехал через Фландрию и вдоль Рейна в Швейцарию и поселился на берегу Женевского озера, на вилле Диодати.

Несмотря на тяжелые мысли о своей судьбе, судьбе изгнанника, в Байроне оживает присущий ему интерес к жизни чужой страны. В Швейцарии он старается запечатлеть в письмах, в дневнике все, что он видит; исторические места, природу, людей, их облик и быт. Все это затем получило отражение в "Шильонском узнике", третьей песни "Чайльд-Гарольда" и "Манфреде".

Значительным событием в жизни поэта стала встреча в Швейцарии с Шелли. Эта встреча положила начало их дружбе. Поэты оказывали друг на друга взаимное влияние. Поэтов объединяли общие позиции в осуждении реакционных политических режимов, в обличении коррупции, лицемерных нравов, господствующих в высших слоях общества. Они защищали идеи свободы и справедливости. Но Байрону были чужды социально-утопические взгляды Шелли.

Швейцарский период в жизни Байрона был недолгим - с мая по октябрь 1816 года, - но за это время, закончив ряд произведений, Байрон приступил к

созданию драматической поэмы "Манфред" и написал третью песнь "Чайльд-Гарольда".

Италия стала для Байрона страной, в которой многие его творческие и жизненные замыслы воплотились в реальность. Байрон приехал в Италию, когда там уже началось движение карбонариев, и принял в нем участие. В Италии Байрон обрел личное счастье, встретившись с Терезой Гвиччиоли. В 1819 году Байрон из Венеции, где прожил более трех лет, переезжает в Равенну. Здесь поэт вместе с братом Терезы Гвиччиоли, графом Гамба, принимает активное участие в движении карбонариев, и интересы народа Италии, его свобода становятся отныне его целью. Участие в движении карбонариев не только не прервало творческую деятельность поэта, но еще более ее стимулировало. Его дневниковые записи показывают, что работа над начатыми произведениями продолжалась, возникали замыслы новых, шла подготовка к их осуществлению. Борьба итальянского народа вдохновила его на создание трагедий из истории Италии, таких, как "Марино Фальеро", "Двое Фоскари". В 1821 году Байрон переезжает в Пизу, где жил Шелли. Дружба между поэтами, начавшаяся в Швейцарии, в Италии продолжает крепнуть. Шелли с восхищением наблюдал, как развивается творчество Байрона. Шелли приезжал к Байрону в Равенну, чтобы обсудить план создания журнал "Либерал". В Пизе с участием представителя издателя Джона Ханта готовился первый номер этого журнала. Но 8 июля 1822 года во время шторма яхта, на которой совершал морскую прогулку Шелли, перевернулась. Внезапная гибель Шелли явилась большим горем для Байрона и невосполнимой утратой для английской поэзии.

В Греции, так же, как и в Италии среди карбонариев, Байрон столкнулся с отсутствием единства в рядах повстанцев. Он начинает большую организационную работу по сплочению их, участвует в подготовке кадров для создания греческой повстанческой армии. Эта напряженная жизнь в Миссолонгах была прервана тяжелой болезнью. 19 апреля 1824 года поэта не стало.

Смерть Байрона болью отозвалась в сердцах людей. Греция отметила ее национальным трауром, останкам поэта были отданы воинские почести. Гроб сего телом отправили на родину. Он был похоронен в небольшой церкви, неподалеку от Ньюстеда. На надгробной плите выбито: "Здесь... покоятся останки Джорджа Гордона Ноэля Байрона... автора "Паломничества Чайльд-Гарольда"... который умер в Миссолонгах, в Западной Греции... при героической попытке вернуть этой стране ее древнюю свободу и славу".


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...