Образовательная общеразвивающая программа
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Лежнево, 2016г. I. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения «спортивный туризм». Общеобразовательная общеразвивающая программа – «спортивный туризм» составлена на основе программ: «Туристское многоборье» и «Пожарно-прикладной спорт», «Спортивное ориентирование», федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы: туристско-краеведческая. Актуальность данной программы связанна с активным развитием и популяризацией детско-юношеского спорта и туризма, включение туризма в комплекс ГТО. В настоящий момент необходимо создать стройную систему знаний и умений учащихся по основам туристской техники и тактики прохождения различных этапов, достаточно высокого уровня физических качеств и способностей, что позволит обучающимся в дальнейшем достичь высокого уровня индивидуального мастерства в специализированной подготовке и успешной его реализации в условиях соревновательной деятельности. Данная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации выполняются основные принципы спортивной подготовки юных туристов и спасателей. Новизна программы заключается в следующих принципах: · Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического контроля;
· Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам подготовки; · Принцип вариативности предусматривает в зависимости от года подготовки, индивидуальных особенностей юного туриста вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. Программа предполагает использование концептуального подхода, а именно - оздоровление учащихся, достижение спортивных результатов, пропаганда здорового образа жизни, подготовка к будущей профессиональной деятельности. Воспитательно-оздоровительная работа в спортивном туризме включает в себя четыре направления: · мировоззренческое – мотивированное воспитание духовно-нравственного физического здоровья; · социальное – адаптация в коллективе, приспособление к условиям среды и нестандартным ситуациям; · биологическое - физическая подготовленность, сохранение физического здоровья, адаптация к социально-физиологическим переменам в современных условиях; · психологическое - общение в коллективе, выбор оптимального поведения, поведенческие реакции. Данная программа осуществляет комплексный подход к реализации информативного, краеведческого, спортивного компонентов туристской деятельности. Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в подготовке физически крепких, гармонично и духовно развитых юных спортсменов; воспитание социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем. Программный материал объединен в целостную систему подготовки и предполагает решение следующих задач: - содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укрепление здоровья занимающихся;
- всестороннюю подготовку юных туристов и спасателей; - повышение уровня практических умений и навыков туристской подготовки и участие в соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию и поисково-спасательным работам; - воспитание смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем физической подготовки обучающихся; - подготовка юных судей по спортивному туризму; - выполнение нормативных требований и спортивных разрядов; Отличительные особенности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивный туризм» - модифицирована, составлена на основе программ: «Спортивный туризм», «Пожаро-спасательный спорт», «Спортивное ориентирование», федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» Учебная программа и учебный план рассчитаны на 36 недель в год, причем практические занятия составляют большую часть программы. Продолжительность учебно-тренировочного занятия не должна превышать трех астрономических часов, при трехразовых занятиях в неделю. Расписание учебно-тренировочных занятий составляется центром внешкольной работы по представлению педагога дополнительного образования в целях определения более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях. На конец учебного года проводятся контрольные нормативы по общей физической, специальной технической и тактической подготовке. Возраст занимающихся, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - 12– 17 лет. Возраст определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в группы. Программа рассчитана на уже подготовленных ребят, которые поступают в секцию после прохождения базового курса подготовки по спортивному туризму и спортивному ориентированию. Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы -2 года. Занятия проводятся на базе МБОУ Лежневская СОШ №10. Данная секция негласно называется "Туристский клуб "Легион"".
Образовательная общеразвивающая программа
Задачи данного этапа подготовки – привлечение к занятиям оздоровительными упражнениями детей и подростков для достижения физического совершенствования, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых для подготовки к общественно полезной деятельности. Основными формами учебных занятий являются: · групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; · педагогический контроль; · тестирование; · соревновательная деятельность (участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах), судейская практика. Ожидаемый результат: стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности обучающихся. II. Учебно-тематический план первого года обучения
III. Учебно-тематический план второго года обучения
IV. Содержание программы для обучающихся первого года 1. Вводное занятие. Включает в себя знакомство с детьми. Ознакомление обучающихся с программой занятий «спортивный туризм», графиком работы детского объединения. Детям разъясняется планирование занятий; устанавливаются ориентиры на дальнейшую перспективу развития обучающихся. 2. Основы туристской подготовки. 2.1. Туристское путешествие, история развития туризма. Туризм – средство познания родного края, физического и духовного развития личности, оздоровления, привития самостоятельности и трудовых навыков. История развития туризма в России. Организация физической культуры, спорта и туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм, конный и др. Характеристика каждого вида туризма. Оздоровительный туризм. Экскурсионный. Нормативы на значки «Юный турист России», «Турист России». Разрядные нормативы по спортивному туризму (спортивные походы, туристское многоборье), спортивному ориентированию и пожаро-спасательному спорту.
2.2. Воспитательная роль туризма. Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Её роль в выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности. Роль туристской деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природной среде и обществе, формирование навыка здорового образа жизни. Волевые усилия и их значение в походах и тренировке. Воспитание волевых качеств: целеустремлённость, настойчивость, смелость, выдержка, самообладание. Законы, правила, нормы и традиции спортивного туризма. Традиции спортивно-туристских команд. Выполнение общественно полезных работ. 2.3. Личное и групповое туристское снаряжение. Понятие о личном и групповом туристском снаряжении. Перечень личного снаряжения для тренировочного похода, требование к нему. Типы снаряжения. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних походов и походов в межсезонье. Подготовка личного снаряжения к походу. Групповое снаряжение, требования к нему, типы палаток, походная кухня, инвентарь. Состав и назначение ремонтного набора. Хозяйственный набор туристской группы: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Практические занятия: укладка рюкзаков, подгонка личного снаряжения. Работа с групповым снаряжением, его ремонт. Распределение снаряжения среди участников в учебно-тренировочном походе. 2.4. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.). Выбор места для привала и ночлега (бивуак). Основные требования к месту привала и бивуаку. Организация работы по развёртыванию и свёртыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для установки палаток, костра и кухни, забора воды, умывания, туалетов, утилизации мусора), заготовка дров. Установка палаток различных типов и модификаций. Размещение личного и группового снаряжения в палатке. Предохранение палатки от ветра, намокания и насекомых. Правила поведения в палатке. Уборка места лагеря перед уходом группы. Типы и названия костров. Правила разведения костров. Техника безопасности при бивуачных работах. Уход за одеждой, обувью в походе (сушка, ремонт). Меры безопасности при обращении с огнём при приготовлении пищи. Организация ночлегов туристской группы в помещении (учебный класс, спортзал). Практические занятия на местности. Определение мест для организации привалов и ночлегов. Развёртывание и свёртывание лагеря (бивуака). Разжигание костров, сушка вещей и обуви. 2.5. Питание в туристском походе. Значение рационально организованного питание в походе для здоровья спортсмена-туриста. Варианты организации питания в походе: горячее питание, перекусы. Дополнительное питание, неприкосновенный запас питания. Организация питания в трёхдневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов в рюкзаки. Приготовление пищи на костре. Водный и солевой режим на маршруте спортивного похода. Практические занятия: составление меню и список продуктов для трёхдневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре. 2.6 Туристские должности в группе. Должности в группе постоянные и временные. Командир группы. Капитан команды. Требования: туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет. Его обязанности: руководство действиями членов группы, контролировать выполнение заданий (поручений), поддержание нормального морально-психологического микроклимата в группе. Постоянные должности: заведующий питанием, заведующий снаряжением, хронометрист, ответственный за ведение дневника похода(соревнований), проводник-ориентировщик, краевед, медик, ремонтный мастер, топограф, метеоролог, фотограф, физорг и т.д. Временные (дежурные) должности и их выполнение в походе. Дежурные по лагерю, кухне, палатке и их обязанности. 2.7. Организация передвижения в походе, преодоление препятствий. Порядок передвижения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Общая характеристика естественного препятствия. Движение туристской группы по дорогам, тропам, по ровной и пересечённой местности, по лесу, через кустарник, через завалы, по травянистым склонам, болотам. Практические задания на местности: отработка движения группы колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересечённой местности, по лесу, через заросли кустарника, завалы, заболоченные места. 2.8. Техника безопасности в туристских походах и на занятиях. Дисциплина в походе и на практических занятиях – основа безопасности. Соблюдение мер безопасности при проведении занятий в помещение, на стенде, на местности. Правила переезда группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация страховки и взаимопомощи. Правила пользования альпенштоком. Использование туристских узлов, их назначение, техника вязания. Правила поведения туристов в населённых пунктах. Взаимоотношение туристов с местными жителями. Практические занятия на местности: отработка техники преодоления естественных препятствий (склонов, подъемов, спусков), использование альпенштока, организация переправ по бревну со страховкой. 2.9. Туристские слёты и соревнования. Задачи туристских слётов и соревнований. Организация слётов и соревнований, судейская коллегия, участники соревнований. Положение о слёте и соревнованиях, условия проведения. Место проведения, размещение участников, порядок проведения, подведение итогов, награждение. Виды туристских соревнований. Понятие о дистанции, технической и тактической, тактико-технической, личные и командные соревнования. Соблюдение участниками соревнований техники безопасности. Практические занятия на местности: участие в квалификационных соревнованиях личных и командных. 3. Топография и ориентирование. 3.1. Понятие о топографии и спортивных картах. Роль топографии и топографических карт, их значение для туристов. Масштаб. Виды масштабов. Понятие о генерализации карты, карты пригодные для разработки туристских, спортивных маршрутов и для ориентирования в походе(на соревнованиях). Рамка топографической карты. Географические и прямоугольные координаты точек на карте. Отличие спортивной карты от топографической. Масштабы. Способы и правила копировки карт, легенда. Практические занятия: работа с картами различного масштаба. Определять: масштаб, измерять расстояние на карте. Копировка. 3.2. Условные знаки. Понятие о топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и внемасштабные, площадные (заплощадные) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Понятие «рельеф». Способы изображения рельефа. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщённые, полу-горизонтали. Берг-штрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезов вод. Типичные формы рельефа и их изображение на топографических картах. Характеристика местности по рельефу. Практические занятия: топографические диктанты, рисовка топознаков, упражнение на запоминание знаков. Копирование непротяжённых участков маршрута с топографической карты. Поиск на местности изображённых на карте местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Соревнования по спортивному и туристическому ориентированию. 3.3. Ориентирование по сторонам горизонта, азимут. Основные направления на стороны горизонта. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутное кольцо (роза ветров). Определение азимута. Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Измерение и устранение углов (направлений) на карте. Азимутный тренировочный треугольник. Практические занятия: глазомерная съёмка. Транспортирное измерение азимута на карте. Построение тренировочных азимутных треугольников. 3.4. Компас. Работа с компасом. Компас. Виды компасов. Устройство компаса, правила обращения с компасом. Ориентир. Что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение. Определение сторон горизонта. Ориентирование карты. Прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек. Практические занятия: ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определения азимута на выбранный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту. Прохождение азимутных отрезков, азимутных построений (треугольник, «бабочка»). 3.5. Измерение расстояние. Способы измерения расстояния на местности и на карте. Измерение длины среднего шага. Таблица перевода пар шагов в метры. Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по времени движения. Практические занятия: измерение своего шага (пара шагов), построение графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнение на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба ниткой. Определение пройденного туристом расстояния по затраченному времени. 3.6. Способы ориентирования. Ориентирование на местности с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Способ определения точки стояния. Оценка скорости движения при ориентировании на местности. Практические занятия: упражнения по отбору основных (контрольных) ориентиров на карте по заданному маршруту, поиск на карте сходных (параллельных) ситуаций, определение способов привязки. Разработка маршрута туристского похода (топографическая карта) с подробным описанием ориентиров и составление примерного графика движения. Занятие по практическому прохождению маршрута, движение по легенде. Составление абрисов отдельных участков. 3.7. Действие в случае потери ориентировки. Суточное движение солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута по солнцу в разное время дня. Азимут по луне. Полярная звезда, её месторасположение на звёздном небе. Определение сторон горизонта по предметам. Поиск отличительных ориентиров. Практические занятия: упражнение по определению азимутов по небесным светилам в разное время дня, ночью. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, солнцу, луне, Полярной звезде. Определение точки стояния, построение точки стояния, построение алгоритма действий восстановление местонахождения. 4. Краеведение. 4.1. Родной край. Топографическое положение, климат, особенности. Климат, растительный и животный мир Ивановской области, ее рельеф, реки озёра, полезные ископаемые. Границы области, заповедник, находящийся на территории Ивановской области. Культура, сведения о прошлом. 4.2. Туристские возможности Ивановской области, экскурсионные объекты. Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории, природы, музеи, находящиеся на территории Ивановской области. Ближайшие экскурсионные маршруты по окрестностям поселка. 4.3. Изучение района путешествия. Сбор краеведческого материала о районе похода(соревнований): изучение литературы, карт, изучение отчётов о походах по этому району и т.п. Подготовка докладов о походе: по истории, климату, рельефу, флоре, фауне и т.п. 4.4. Охрана природы и памятников. Законодательство по охране природы. Природоохранительная деятельность туристов. Охрана памятников природы, истории и культуры. Работа среди местного населения по сбору историко-краеведческих сведений по району путешествия. 5. Основы гигиены и первой доврачебной помощи. 5.1. Личная гигиена туриста. Понятие о гигиене. Соблюдение гигиенических норм при занятиях физической культурой и в спортивных походах. Гигиенический режим труда и отдыха. Личная гигиена туриста. Гигиена личного и группового снаряжения. Закаливание. Профилактика заболеваний. Практические занятия: применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочных занятий. 5.2. Походная и личная медицинская аптечка. Комплектование личной и групповой медицинской аптечки. Хранение и транспортировка, назначение и дозировка, различия и принцип действия. Личная аптечка первой помощи туриста, индивидуальные лекарственные препараты необходимые в зависимости от хронических заболеваний. Практические занятия: формирование походной медицинской аптечки. Упаковка и транспортировка. 5.3. Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Формирование у туристов навыка самоконтроля за самочувствием. Оказание первой доврачебной помощи: ушибы, растяжения, переломы. Ожоги, тепловой, солнечный удар, потеря сознания. Остановка дыхания. Укусы насекомых. Практические занятия: оказание первой помощи условному пострадавшему (задания по карточкам). Транспортировка условного пострадавшего. Виды и способы транспортировки в зависимости от местности и полученной травмы. 5.4. Приёмы транспортировки пострадавшего. Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера травмы и места повреждения, его состояния, от количества транспортирующих. Транспортировка в рюкзаке, вдвоём на поперечной палке, переноска на носилках, изготовленных из штормовок. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации. Практические занятия: изготовление средств транспортировки из подручного материала и группового снаряжения. Разучивание различных видов транспортировки пострадавшего. Движение с пострадавшим по пересечённой местности, преодоление технических этапов с пострадавшим. Эвакуация пострадавшего из потенциально опасных мест. 6. Общая и специальная физическая подготовка. 6.1.Строение и функции организма человека и влияние на него физических упражнений. Строение человеческого организма, органы и системы. Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Системы организма (нервная, кровеносная и т.д.). Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Влияние физических упражнений и тренировочного процесса на организм. Туризм как средство оздоровления. 6.2.Врачебный контроль и самоконтроль, предупреждение спортивного травматизма. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях спортом и туризмом. Объективные данные: вес, рост, динамометрия, Ж.Е.Л., пульс. Показания и противопоказания к занятиям спортом и туризмом. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие «спортивная форма», «утомление», «перетренированность». Практические занятия: прохождение врачебного контроля два раза в год. Ведение дневника самоконтроля. 6.3. Общая физическая подготовка. Основные задачи общей физической подготовки – развитие и совершенствование физических, моральных, и волевых качеств юного туриста. Средством общей физической подготовки служат общеразвивающие упражнения и занятия другими видами спота: лёгкая атлетика, плавание, спортивные игры, лыжные гонки и т.д. К числу общеразвивающих упражнений относятся упражнения, направленные по своему преимущественному воздействию на развитие и воспитание основных физических качеств, укрепление мышц и связок, совершенствование координации движений, которые способствуют улучшению функций сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем. Рекомендуется использовать на тренировочных занятиях: - строевой и походный шаг. Ходьба на носках, в полуприседе, в приседе; - бег вперёд и спиной вперёд. Бег на носках. Бег с изменением направления и скорости; - упражнения для мышц рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, рывки; - упражнения для мышц ног: поднимания на носках, приседания, махи, выпады, подскоки. Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки; - упражнения для мышц шей и туловища: наклоны, вращения и повороты головы. Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны, круговые вращения. В положении лёжа – поднимание и опускание ног. Упражнения с партнёром, в команде; - подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, на внимание, на сообразительность, координацию; - эстафеты с преодолением препятствий с предметами, прыжками и бегом – использование различных комбинаций; Походная подготовка: - приобретение привычки к пребыванию в незнакомой местности, без карты и компаса; - приобретение навыков самообслуживания; - дисциплинированность; 6.4. Специальная физическая подготовка. Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических качеств, специфических для туристов-многоборцев: специальной выносливости, быстроты, ловкости, силовой выносливости. Упражнения для развития выносливости: бег в равномерном темпе по равнинной и слабопересечённой местности. Бег с отягощением (бухта верёвки, рюкзак). Упражнения для развития быстроты: бег с высокого, низкого старта на дистанции 30, 60 метров. Челночный бег. Бег с места в быстром темпе, с высоким подниманием бедра. Эстафеты со сменой этапов и лидера. Упражнения на развитие ловкости: ходьба по гимназической скамейке, буму, бревну. Кувырки. Прыжки в высоту через планку, скамейку, поваленное дерево с одной и двух ног. Спрыгивание вниз с возвышенности. Упражнения на равновесие. Слалом между деревьями. Упражнения для развития силы и силовой выносливости: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, в упоре на гимнастическую скамейку. Поднимание туловища из положения лёжа на спине. Приседания. Многоскоки и прыжки на одной и двух ногах. 7. Контрольные нормативы. Участие в течение года в квалификационных соревнованиях (личных, командных). Сдать два раза в год (сентябрь, май) нормативы: бег 100 м, бег 1000м, прыжки в длину с места с трёх попыток, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа за 1 мин., сгибание туловища лежа на спине за 1 мин., подтягивания на турнике, упражнение на проверку гибкости, удержание ног под углом 90гр. в висе на перекладине на время. 8. Зачётные соревнования и походы. 8.1. Зачётные соревнования по спортивному туризму. 8.2. Зачётные соревнования по пожарно-прикладному спорту. 8.3. Зачётные соревнования по спортивному ориентированию.
V. Содержание программы для обучающихся второго года обучения 1. Преодоление препятствий без специального снаряжения: - Переправа по горизонтальной веревке. Длина этапа 20 м. - Переправа по горизонтальному бревну. Длина этапа 15 м, диаметр бревна 20-30 см. - Переправа по наклонному бревну. Длина этапа до 12 м, диаметр бревна 20-30 см, угол наклона до 30°. - Переправа по качающимся перекладинам. В.1. Горизонтальные, свободно подвешенные перекладины на высоте 2 м, расстояние между перекладинами до 0,5 м, длина этапа 5-7 м. - Перекладины на высоте 20-30 см. участники переступают по ним ногами. - Движение по подвесному бревну. Бревно свободно подвешено. Длина бревна 5-7 м, толщина 20-30 см. - «Бабочка». Движение по нижней горизонтальной веревке. Верхняя веревка закреплена концами к опорам на высоте 1,5-2 м и серединой за середину нижней веревки. - «Паутина». Движение по горизонтально или вертикально натянутым, не закрепленным между собой веревкам. - «Ромб». Движение с использованием перекладин, связанных веревкой с контуром в виде ромба. Острыми вершинами «Ромб» крепится к опорам, свободно вращаясь вдоль горизонтальной оси. - Преодоление заболоченного участка по кочкам. Длина этапа до 15 м. Использование первой и последней кочки обязательное. - Преодоление заболоченного участка с помощью жердей. Количество жердей 4. Длина жердей на 0,5 м длиннее расстояния между опорами. - Переправа вброд. Глубина брода - не более 1м, скорость течения - до 0,5 м/с, ширина до10м. 2. Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения: - Переправа по веревке с перилами. Длина этапа 15-25 м. - Укладка бревна и переправа по нему. Команда укладывает бревно через овраг, реку, выбирая удобное место и способ страховки. - Движение по высокоподнятому бревну. Подъем на бревно по наклонным бревнам с использованием концов веревки, закрепленных на опорах, движение по горизонтальному бревну с использованием перил. - Переправа на плавсредствах. Команда использует, предоставленные плавсредства (лодка резиновая). Скорость течения - до 0,5 м/с, ширина - до 50 м. - Подъем, траверс и спуск с использованием перил. Перила судейские или наводятся командой самостоятельно. Длина этапа - до 40 м, крутизна склона - до 40°. - Подъем, траверс и спуск с самостраховкой по перилам. Аналогично предыдущему заданию с использованием самостраховки. Крутизна склона - до 60°. - Навесная переправа. Длина этапа 15-30 м. Обязательна судейская страховка. 3. Ориентирование на местности: - Определение азимута на объект, высоты объекта, расстояния до объекта, ширины препятствия. Азимут и расстояния определяются участниками любым способом без применения специальной аппаратуры (бинокли, фотоаппараты и т.п.) - Определение топографических знаков по карточкам. Участники выбирают карточки с заданиями, определяют или рисуют знаки. - Определение сторон света, азимута на объекте без компаса. Задание выполняется с использованием часов со стрелками. - Определение точки состояния методом засечек объектов. Производится из точки, указанной руководителем. - Движение по азимуту. Команда (участник) движется по заданному азимуту. - Движение в заданном направлении. Команда (участник)должна пройти отмеченные на карте и расположенные на местности КП в заданном порядке. - Движение по обозначенному маршруту. Команда (участник) должна пройти участок маршрута в соответствии с обозначенным маршрутом на карте и нанести встретившиеся КП на карту. - Движение по маркированной трассе. Команда (участник) должна пройти по промаркированному на местности участку маршрута и нанести на карту встретившиеся КП. - Движение по легенде. Команда (участник) должна пройти участок маршрута, имея его описание, сделанное заранее другими участниками. - Элементы, топографической съемки местности. Команда (участник) зарисовывают, используя топографические знаки участка местности (площадная съемка). - Изображение схемы маршрута. Команда (участник) изображают, используя топографические знаки, пройденный маршрут. 4. Оказание первой доврачебной помощи: - Оказание первой доврачебной помощи при травмах. - Оказание первой доврачебной помощи при заболеваниях. - Первая доврачебная помощь при ожогах. - Первая доврачебная помощь при обморожениях. - Первая доврачебная помощь при тепловом ударе. - Оказание первой доврачебной помощи утопающему. - Первая доврачебная помощь при отравлении дымом, газом. - Искусственное дыхание. - Оказание первой доврачебной помощи при поражении электричеством. - И
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|