Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательная общеразвивающая программа




Лежнево, 2016г.


I. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения «спортивный туризм».

Общеобразовательная общеразвивающая программа – «спортивный ту­ризм» составлена на ос­нове программ: «Туристское многоборье» и «По­жарно-прикладной спорт», «Спортивное ориентирование», федеральной це­левой программы «Развитие дополнительного образования детей в Россий­ской Федерации до 2020 года»

Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы: туристско-краеведческая.

Актуальность данной программы связанна с активным развитием и по­пуляризацией детско-юношеского спорта и туризма, включе­ние туризма в комплекс ГТО. В настоящий момент необходимо создать стройную систему знаний и умений учащихся по основам туристской тех­ники и тактики прохо­ждения различных этапов, достаточно высокого уровня физических качеств и способностей, что позволит обучающимся в дальней­шем достичь высокого уровня индивидуального мастерства в специализиро­ванной подготовке и ус­пешной его реализации в условиях соревновательной деятельности.

Данная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогиче­ски целесообразна, так как при ее реализации выполняются основные прин­ципы спортивной подго­товки юных туристов и спасателей.

Новизна программы заключается в следующих принципах:

· Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержа­ния соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, инте­гральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстанови­тельных мероприятий; педагогического контроля;

· Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам подготовки;

· Принцип вариативности предусматривает в зависимости от года подго­товки, индивидуальных особенностей юного туриста вариативность про­граммного материала для практических занятий, характеризующихся разно­образием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение оп­ределенной педагогической задачи.

Программа предполагает использование концептуального подхода, а именно - оздоровление учащихся, достижение спортивных результатов, про­паганда здорового образа жизни, подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Воспитательно-оздоровительная работа в спортивном туризме включает в себя че­тыре направления:

· мировоззренческое – мотивированное воспитание духовно-нравствен­ного физического здоровья;

· социальное – адаптация в коллективе, приспособление к условиям среды и нестандартным ситуациям;

· биологическое - физическая подготовленность, сохранение физиче­ского здоровья, адаптация к социально-физиологическим переменам в со­временных условиях;

· психологическое - общение в коллективе, выбор оптимального поведе­ния, поведенческие реакции.

Данная программа осуществляет комплексный подход к реализации ин­формативного, краеведческого, спортивного компонентов туристской дея­тельности.

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей про­граммы заключается в подго­товке физически крепких, гармонично и духовно развитых юных спортсме­нов; воспитание социально активной личности, го­товой к трудовой деятель­ности в будущем.

Программный материал объединен в целостную систему подготовки и предполагает решение следующих задач:

- содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физи­ческой подготовленности и укрепление здоровья занимающихся;

- всестороннюю подготовку юных туристов и спасателей;

- повышение уровня практических умений и навыков туристской подго­товки и участие в соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ори­ентированию и поисково-спасательным работам;

- воспитание смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем физической подготовки обучающихся;

- подготовка юных судей по спортивному туризму;

- выполнение нормативных требований и спортивных разрядов;

Отличительные особенности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивный туризм» - модифицирована, со­ставлена на основе программ: «Спортивный туризм», «Пожаро-спасательный спорт», «Спортивное ориентирование», федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Россий­ской Федерации до 2020 года»

Учебная программа и учебный план рассчитаны на 36 недель в год, при­чем практические занятия составляют большую часть программы.

Продолжительность учебно-тренировочного занятия не должна превы­шать трех астрономических часов, при трехразовых занятиях в неделю.

Расписание учебно-тренировочных занятий составляется центром вне­школьной работы по представлению педагога дополнительного образования в целях определения более благоприятного режима тренировок, отдыха за­нимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

На конец учебного года проводятся контрольные нормативы по общей физической, специальной технической и тактической подготовке.

Возраст занимающихся, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной об­щеразвивающей программы - 12– 17 лет. Возраст определяется годом рождения и является минималь­ным для зачисления в группы. Программа рассчитана на уже подготовленных ребят, которые по­ступают в секцию после прохождения базового курса подготовки по спор­тивному туризму и спортивному ориентированию.

Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразви­вающей программы -2 года.

Занятия проводятся на базе МБОУ Лежневская СОШ №10. Данная сек­ция негласно называется "Туристский клуб "Легион"".

 

Образовательная общеразвивающая программа

Воз­раст обучающихся Мини­мальное коли­чество обучающихся в группе Макси­мальное коли­чество ча­сов в неделю Требование к обучающимся на ко­нец учебного года
12-17 лет     Выполнение нормати­вов по об­щей физической, специ­альной технической и так­тической под­готовке.

 

Задачи данного этапа подготовки – привлечение к занятиям оздорови­тельными упражнениями детей и подростков для достижения физического совершенствования, высокого уровня здоровья и работоспособности, необ­ходимых для подготовки к общественно полезной деятельности.

Основными формами учебных занятий являются:

· групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;

· педагогический контроль;

· тестирование;

· соревновательная деятельность (участие в соревнованиях, учебно-трени­ровочных сборах), судейская практика.

Ожидаемый результат: стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программ­ных требова­ний по уровню подготовленности обучающихся.

II. Учебно-тематический план первого года обучения

№ п/п Наименование тем и разделов Количество часов
Теория Практика Всего
I. Вводное занятие.   -  
II. Основы туристской подготовки
2.1. История развития спортивного туризма и спортивного ориентирования в России, как вида спорта.   -  
2.2. Воспитательная роль туризма.   -  
2.3. Личное и групповое туристское снаряжение. -    
2.4. Организация туристского быта.      
2.5. Подготовка к походу.   -  
2.6. Питание в туристском походе.   -  
2.7. Туристские должности в группе.   -  
2.8. Организация передвижения в походе, преодоление препятствий.      
2.9. Техника безопасности в туристских походах и на занятиях.   -  
2.10 Туристские слёты, соревнования.      
  Всего:      
III. Основы туристской подготовки
3.1. Понятие о топографии и спортивных картах.      
3.2. Условные знаки.      
3.3. Ориентирование по сторонам горизонта, азимуту.      
3.4. Компас. Работа с компасом.      
3.5. Измерение расстояния.      
3.6. Способы ориентирования.      
3.7. Действия в случае потери ориентировки.   -  
  Всего:      
IV. Краеведение.
4.1. Родной край. Географическое положение, климат, особенности.   -  
4.2. Туристские возможности края, экскурсионные объекты.   -  
4.3. Изучение района ежегодных соревнований.   -  
4.4. Охрана природы и памятников.   -  
  Всего:      
V. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
5.1. Личная гигиена туриста.      
5.2. Походная и личная медицинская аптечка.      
5.3. Основные приёмы оказания доврачебной помощи.      
5.4. Приёмы транспортировки пострадавшего.      
  Всего:      
VI. Общая и специальная физическая подготовка.
6.1. Строение и функции организма человека, влияние на него физических упражнений.   -  
6.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма.      
6.3. Общая физическая подготовка.      
6.4. Специальная физическая подготовка.      
  Всего:      
VII. Контрольные нормативы.
7.1. Контрольные нормативы.      
  Итого часов:      
           

III. Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п Наименование тем и разделов Количество часов
Теория Практика Всего
  Преодоление препятствий без специального снаряжения      
  Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения      
  Ориентирование на местности      
  Оказание первой доврачебной помощи      
  Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера      
  Поисково-спасательные работы      
  Жизнеобеспечение человека      
  Итого      

 

 

 

IV. Содержание программы для обучающихся первого года

1. Вводное занятие.

Включает в себя знакомство с детьми. Ознакомление обучающихся с программой занятий «спортивный туризм», графиком работы детского объединения. Детям разъясняется планирование занятий; устанавливаются ориентиры на дальнейшую перспективу развития обучающихся.

2. Основы туристской подготовки.

2.1. Туристское путешествие, история развития туризма.

Туризм – средство познания родного края, физического и духовного развития личности, оздоровления, привития самостоятельности и трудовых навыков. История развития туризма в России. Организация физической культуры, спорта и туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыж­ный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм, конный и др. Характе­ристика каждого вида туризма. Оздоровительный туризм. Экскурсионный. Нормативы на значки «Юный турист России», «Турист России». Разряд­ные нормативы по спортивному туризму (спортивные походы, туристское многоборье), спортивному ориентированию и пожаро-спасательному спорту.

2.2. Воспитательная роль туризма.

Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии лично­сти. Её роль в выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности. Роль туристской деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природной среде и обще­стве, формирование навыка здорового образа жизни. Волевые усилия и их значение в походах и тренировке. Воспитание волевых качеств: целе­устремлённость, настойчивость, смелость, выдержка, самообладание. За­коны, правила, нормы и традиции спортивного туризма. Традиции спор­тивно-туристских команд. Выполнение общественно полезных работ.

2.3. Личное и групповое туристское снаряжение.

Понятие о личном и групповом туристском снаряжении. Перечень личного снаряжения для тренировочного похода, требование к нему. Типы снаряжения. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних походов и походов в межсезонье. Подготовка личного снаряжения к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему, типы палаток, походная кухня, инвентарь. Состав и назначение ремонтного набора. Хозяйственный набор туристской группы: оборудование для костра, рукавицы, ножи, по­ловник и др.

Практические занятия: укладка рюкзаков, подгонка личного снаряже­ния. Работа с групповым снаряжением, его ремонт. Распределение снаря­жения среди участников в учебно-тренировочном походе.

2.4. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.

Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.). Выбор места для привала и ночлега (бивуак). Основные требования к месту привала и бивуаку.

Организация работы по развёртыванию и свёртыванию лагеря: пла­нирование лагеря (выбор места для установки палаток, костра и кухни, забора воды, умывания, туалетов, утилизации мусора), заготовка дров.

Установка палаток различных типов и модификаций. Размещение личного и группового снаряжения в палатке. Предохранение палатки от ветра, намокания и насекомых. Правила поведения в палатке. Уборка ме­ста лагеря перед уходом группы. Типы и названия костров. Правила раз­ведения костров. Техника безопасности при бивуачных работах. Уход за одеждой, обувью в походе (сушка, ремонт). Меры безопасности при об­ращении с огнём при приготовлении пищи. Организация ночлегов ту­ристской группы в помещении (учебный класс, спортзал).

Практические занятия на местности. Определение мест для органи­зации привалов и ночлегов. Развёртывание и свёртывание лагеря (биву­ака). Разжигание костров, сушка вещей и обуви.

2.5. Питание в туристском походе.

Значение рационально организованного питание в походе для здо­ровья спортсмена-туриста. Варианты организации питания в походе: горя­чее питание, перекусы. Дополнительное питание, неприкосновенный запас питания. Организация питания в трёхдневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов в рюкзаки. Приготовле­ние пищи на костре. Водный и солевой режим на маршруте спортивного похода.

Практические занятия: составление меню и список продуктов для трёхдневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготов­ление пищи на костре.

2.6 Туристские должности в группе.

Должности в группе постоянные и временные. Командир группы. Капитан команды. Требования: туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет. Его обязанности: руководство действиями членов группы, контролировать выполнение заданий (поруче­ний), поддержание нормального морально-психологического микроклимата в группе. Постоянные должности: заведующий питанием, заведующий снаряжением, хронометрист, ответственный за ведение дневника по­хода(соревнований), проводник-ориентировщик, краевед, медик, ремонтный мастер, топограф, метеоролог, фотограф, физорг и т.д. Временные (дежур­ные) должности и их выполнение в походе. Дежурные по лагерю, кухне, палатке и их обязанности.

2.7. Организация передвижения в походе, преодоление препятствий.

Порядок передвижения группы на маршруте. Туристский строй. Ре­жим движения. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Общая характеристика естественного препятствия. Движение туристской группы по дорогам, тропам, по ровной и пересе­чённой местности, по лесу, через кустарник, через завалы, по травяни­стым склонам, болотам.

Практические задания на местности: отработка движения группы ко­лонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересечённой местности, по лесу, через заросли ку­старника, завалы, заболоченные места.

2.8. Техника безопасности в туристских походах и на занятиях.

Дисциплина в походе и на практических занятиях – основа безопас­ности. Соблюдение мер безопасности при проведении занятий в помеще­ние, на стенде, на местности. Правила переезда группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Органи­зация страховки и взаимопомощи. Правила пользования альпенштоком. Использование туристских узлов, их назначение, техника вязания. Правила поведения туристов в населённых пунктах. Взаимоотношение туристов с местными жителями.

Практические занятия на местности: отработка техники преодоления естественных препятствий (склонов, подъемов, спусков), использование альпенштока, организация переправ по бревну со страховкой.

2.9. Туристские слёты и соревнования.

Задачи туристских слётов и соревнований. Организация слётов и со­ревнований, судейская коллегия, участники соревнований. Положение о слёте и соревнованиях, условия проведения. Место проведения, размеще­ние участников, порядок проведения, подведение итогов, награждение. Виды туристских соревнований. Понятие о дистанции, технической и тактической, тактико-технической, личные и командные соревнования. Со­блюдение участниками соревнований техники безопасности.

Практические занятия на местности: участие в квалификационных со­ревнованиях личных и командных.

3. Топография и ориентирование.

3.1. Понятие о топографии и спортивных картах.

Роль топографии и топографических карт, их значение для туристов.

Масштаб. Виды масштабов. Понятие о генерализации карты, карты пригодные для разработки туристских, спортивных маршрутов и для ори­ентирования в походе(на соревнованиях). Рамка топографической карты. Географические и прямоугольные координаты точек на карте. Отличие спортивной карты от топографической. Масштабы. Способы и правила копировки карт, легенда.

Практические занятия: работа с картами различного масштаба. Опреде­лять: масштаб, измерять расстояние на карте. Копировка.

3.2. Условные знаки.

Понятие о топографических знаках. Изучение топознаков по груп­пам. Масштабные и внемасштабные, площадные (заплощадные) и контур­ные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные ха­рактеристики. Понятие «рельеф». Способы изображения рельефа. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утол­щённые, полу-горизонтали. Берг-штрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезов вод. Типичные формы рельефа и их изображение на топо­графических картах. Характеристика местности по рельефу. Практические занятия: топографические диктанты, рисовка топознаков, упражнение на запоминание знаков. Копирование непротяжённых участков маршрута с топографической карты. Поиск на местности изображённых на карте местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Сорев­нования по спортивному и туристическому ориентированию.

3.3. Ориентирование по сторонам горизонта, азимут.

Основные направления на стороны горизонта. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Ази­мутное кольцо (роза ветров). Определение азимута. Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Измерение и устранение углов (направ­лений) на карте. Азимутный тренировочный треугольник.

Практические занятия: глазомерная съёмка. Транспортирное измере­ние азимута на карте. Построение тренировочных азимутных треугольни­ков.

3.4. Компас. Работа с компасом.

Компас. Виды компасов. Устройство компаса, правила обращения с компасом. Ориентир. Что может служить ориентиром. Визирование и ви­зирный луч. Движение по азимуту, его применение. Определение сторон горизонта. Ориентирование карты. Прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек.

Практические занятия: ориентирование карты по компасу. Упражне­ния на засечки: определения азимута на выбранный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая за­сечка). Движение по азимуту. Прохождение азимутных отрезков, азимут­ных построений (треугольник, «бабочка»).

3.5. Измерение расстояние.

Способы измерения расстояния на местности и на карте. Измерение длины среднего шага. Таблица перевода пар шагов в метры. Глазомер­ный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Опре­деление расстояния по времени движения.

Практические занятия: измерение своего шага (пара шагов), построе­ние графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнение на прохождение отрезков различной длины. Измерение кри­вых линий на картах разного масштаба ниткой. Определение пройденного туристом расстояния по затраченному времени.

3.6. Способы ориентирования.

Ориентирование на местности с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Способ определения точки стояния. Оценка скорости движения при ори­ентировании на местности.

Практические занятия: упражнения по отбору основных (контрольных) ориентиров на карте по заданному маршруту, поиск на карте сходных (параллельных) ситуаций, определение способов привязки. Разработка маршрута туристского похода (топографическая карта) с подробным опи­санием ориентиров и составление примерного графика движения. Занятие по практическому прохождению маршрута, движение по легенде. Состав­ление абрисов отдельных участков.

3.7. Действие в случае потери ориентировки.

Суточное движение солнца по небосводу, средняя градусная ско­рость его движения. Определение азимута по солнцу в разное время дня. Азимут по луне. Полярная звезда, её месторасположение на звёздном небе. Определение сторон горизонта по предметам. Поиск отличительных ориентиров.

Практические занятия: упражнение по определению азимутов по небесным светилам в разное время дня, ночью. Упражнения по опреде­лению сторон горизонта по местным предметам, солнцу, луне, Полярной звезде. Определение точки стояния, построение точки стояния, построение алгоритма действий восстановление местонахождения.

4. Краеведение.

4.1. Родной край. Топографическое положение, климат, особенности.

Климат, растительный и животный мир Ивановской области, ее ре­льеф, реки озёра, полезные ископаемые. Границы области, заповедник, находящийся на территории Ивановской области. Культура, сведения о прошлом.

4.2. Туристские возможности Ивановской области, экскурсионные объекты.

Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории, природы, музеи, находящиеся на территории Иванов­ской области. Ближайшие экскурсионные маршруты по окрестностям по­селка.

4.3. Изучение района путешествия.

Сбор краеведческого материала о районе похода(соревнований): изу­чение литературы, карт, изучение отчётов о походах по этому району и т.п. Подготовка докладов о походе: по истории, климату, рельефу, флоре, фа­уне и т.п.

4.4. Охрана природы и памятников.

Законодательство по охране природы. Природоохранительная дея­тельность туристов. Охрана памятников природы, истории и культуры. Работа среди местного населения по сбору историко-краеведческих све­дений по району путешествия.

5. Основы гигиены и первой доврачебной помощи.

5.1. Личная гигиена туриста.

Понятие о гигиене. Соблюдение гигиенических норм при занятиях физической культурой и в спортивных походах. Гигиенический режим труда и отдыха. Личная гигиена туриста. Гигиена личного и группового снаряжения. Закаливание. Профилактика заболеваний.

Практические занятия: применение средств личной гигиены в похо­дах и во время тренировочных занятий.

5.2. Походная и личная медицинская аптечка.

Комплектование личной и групповой медицинской аптечки. Хране­ние и транспортировка, назначение и дозировка, различия и принцип действия. Личная аптечка первой помощи туриста, индивидуальные ле­карственные препараты необходимые в зависимости от хронических за­болеваний.

Практические занятия: формирование походной медицинской ап­течки. Упаковка и транспортировка.

5.3. Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи.

Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболе­ваний и травматизма. Формирование у туристов навыка самоконтроля за самочувствием. Оказание первой доврачебной помощи: ушибы, растяже­ния, переломы. Ожоги, тепловой, солнечный удар, потеря сознания. Оста­новка дыхания. Укусы насекомых.

Практические занятия: оказание первой помощи условному постра­давшему (задания по карточкам). Транспортировка условного пострадав­шего. Виды и способы транспортировки в зависимости от местности и полученной травмы.

5.4. Приёмы транспортировки пострадавшего.

Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера травмы и места повреждения, его состояния, от количества транспортирующих. Транспортировка в рюкзаке, вдвоём на поперечной палке, переноска на носилках, изготовленных из штормовок. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной ло­кализации.

Практические занятия: изготовление средств транспортировки из подручного материала и группового снаряжения. Разучивание различных видов транспортировки пострадавшего. Движение с пострадавшим по пе­ресечённой местности, преодоление технических этапов с пострадавшим. Эвакуация пострадавшего из потенциально опасных мест.

6. Общая и специальная физическая подготовка.

6.1.Строение и функции организма человека и влияние на него физиче­ских упражнений.

Строение человеческого организма, органы и системы. Костно-свя­зочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Системы орга­низма (нервная, кровеносная и т.д.). Сердце и сосуды. Дыхание и газооб­мен. Влияние физических упражнений и тренировочного процесса на ор­ганизм. Туризм как средство оздоровления.

6.2.Врачебный контроль и самоконтроль, предупреждение спортивного травматизма. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях спортом и туризмом. Объективные данные: вес, рост, динамометрия, Ж.Е.Л., пульс. Показания и противопоказания к занятиям спортом и туризмом. Субъек­тивные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособ­ность, настроение. Понятие «спортивная форма», «утомление», «перетрени­рованность».

Практические занятия: прохождение врачебного контроля два раза в год. Ведение дневника самоконтроля.

6.3. Общая физическая подготовка.

Основные задачи общей физической подготовки – развитие и совер­шенствование физических, моральных, и волевых качеств юного туриста. Средством общей физической подготовки служат общеразвивающие упражнения и занятия другими видами спота: лёгкая атлетика, плавание, спортивные игры, лыжные гонки и т.д.

К числу общеразвивающих упражнений относятся упражнения, направленные по своему преимущественному воздействию на развитие и воспитание основных физических качеств, укрепление мышц и связок, совершенствование координации движений, которые способствуют улуч­шению функций сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем. Ре­комендуется использовать на тренировочных занятиях:

- строевой и походный шаг. Ходьба на носках, в полуприседе, в приседе;

- бег вперёд и спиной вперёд. Бег на носках. Бег с изменением направ­ления и скорости;

- упражнения для мышц рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, рывки;

- упражнения для мышц ног: поднимания на носках, приседания, махи, выпады, подскоки. Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки;

- упражнения для мышц шей и туловища: наклоны, вращения и повороты головы. Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны, круговые вращения. В положении лёжа – поднимание и опускание ног. Упражнения с партнё­ром, в команде;

- подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, на внимание, на сообрази­тельность, координацию;

- эстафеты с преодолением препятствий с предметами, прыжками и бе­гом – использование различных комбинаций;

Походная подготовка:

- приобретение привычки к пребыванию в незнакомой местности, без карты и компаса;

- приобретение навыков самообслуживания;

- дисциплинированность;

6.4. Специальная физическая подготовка.

Специальная физическая подготовка направлена на воспитание фи­зических качеств, специфических для туристов-многоборцев: специальной выносливости, быстроты, ловкости, силовой выносливости.

Упражнения для развития выносливости: бег в равномерном темпе по равнинной и слабопересечённой местности. Бег с отягощением (бухта верёвки, рюкзак).

Упражнения для развития быстроты: бег с высокого, низкого старта на дистанции 30, 60 метров. Челночный бег. Бег с места в быстром темпе, с высоким подниманием бедра. Эстафеты со сменой этапов и ли­дера.

Упражнения на развитие ловкости: ходьба по гимназической ска­мейке, буму, бревну. Кувырки. Прыжки в высоту через планку, скамейку, поваленное дерево с одной и двух ног. Спрыгивание вниз с возвышен­ности. Упражнения на равновесие. Слалом между деревьями.

Упражнения для развития силы и силовой выносливости: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, в упоре на гимнастическую скамейку. Поднимание туловища из положения лёжа на спине. Приседания. Много­скоки и прыжки на одной и двух ногах.

7. Контрольные нормативы.

Участие в течение года в квалификационных соревнованиях (лич­ных, командных).

Сдать два раза в год (сентябрь, май) нормативы: бег 100 м, бег 1000м, прыжки в длину с места с трёх попыток, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа за 1 мин., сгибание туловища лежа на спине за 1 мин., подтягивания на турнике, упражнение на проверку гибкости, удержание ног под углом 90гр. в висе на перекладине на время.

8. Зачётные соревнования и походы.

8.1. Зачётные соревнования по спортивному туризму.

8.2. Зачётные соревнования по пожарно-прикладному спорту.

8.3. Зачётные соревнования по спортивному ориентированию.

 

V. Содержание программы для обучающихся второго года обучения

1. Преодоление препятствий без специального снаряжения:

- Переправа по горизонтальной веревке. Длина этапа 20 м.

- Переправа по горизонтальному бревну. Длина этапа 15 м, диаметр бревна 20-30 см.

- Переправа по наклонному бревну. Длина этапа до 12 м, диаметр бревна 20-30 см, угол наклона до 30°.

- Переправа по качающимся перекладинам. В.1. Горизонтальные, сво­бодно подвешенные перекладины на высоте 2 м, расстояние между перекла­динами до 0,5 м, длина этапа 5-7 м.

- Перекладины на высоте 20-30 см. участники переступают по ним но­гами.

- Движение по подвесному бревну. Бревно свободно подвешено. Длина бревна 5-7 м, толщина 20-30 см.

- «Бабочка». Движение по нижней горизонтальной веревке. Верхняя ве­ревка закреплена концами к опорам на высоте 1,5-2 м и серединой за сере­дину нижней веревки.

- «Паутина». Движение по горизонтально или вертикально натянутым, не закрепленным между собой веревкам.

- «Ромб». Движение с использованием перекладин, связанных веревкой с контуром в виде ромба. Острыми вершинами «Ромб» крепится к опорам, свободно вращаясь вдоль горизонтальной оси.

- Преодоление заболоченного участка по кочкам. Длина этапа до 15 м. Ис­пользование первой и последней кочки обязательное.

- Преодоление заболоченного участка с помощью жердей. Количество жер­дей 4. Длина жердей на 0,5 м длиннее расстояния между опорами.

- Переправа вброд. Глубина брода - не более 1м, скорость течения - до 0,5 м/с, ширина до10м.

2. Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения:

- Переправа по веревке с перилами. Длина этапа 15-25 м.

- Укладка бревна и переправа по нему. Команда укладывает бревно через овраг, реку, выбирая удобное место и способ страховки.

- Движение по высокоподнятому бревну. Подъем на бревно по наклон­ным бревнам с использованием концов веревки, закрепленных на опорах, движение по горизонтальному бревну с использованием перил.

- Переправа на плавсредствах. Команда использует, предоставленные плав­средства (лодка резиновая). Скорость течения - до 0,5 м/с, ширина - до 50 м.

- Подъем, траверс и спуск с использованием перил. Перила судейские или наводятся командой самостоятельно. Длина этапа - до 40 м, крутизна склона - до 40°.

- Подъем, траверс и спуск с самостраховкой по перилам. Аналогично пре­дыдущему заданию с использованием самостраховки. Крутизна склона - до 60°.

- Навесная переправа. Длина этапа 15-30 м. Обязательна судейская стра­ховка.

3. Ориентирование на местности:

- Определение азимута на объект, высоты объекта, расстояния до объекта, ширины препятствия. Азимут и расстояния определяются участниками лю­бым способом без применения специальной аппаратуры (бинокли, фотоаппа­раты и т.п.)

- Определение топографических знаков по карточкам. Участники выби­рают карточки с заданиями, определяют или рисуют знаки.

- Определение сторон света, азимута на объекте без компаса. Задание вы­полняется с использованием часов со стрелками.

- Определение точки состояния методом засечек объектов. Производится из точки, указанной руководителем.

- Движение по азимуту. Команда (участник) движется по заданному ази­муту.

- Движение в заданном направлении. Команда (участник)должна пройти отмеченные на карте и расположенные на местности КП в заданном порядке.

- Движение по обозначенному маршруту. Команда (участник) должна пройти участок маршрута в соответствии с обозначенным маршрутом на карте и нанести встретившиеся КП на карту.

- Движение по маркированной трассе. Команда (участник) должна пройти по промаркированному на местности участку маршрута и нанести на карту встретившиеся КП.

- Движение по легенде. Команда (участник) должна пройти участок мар­шрута, имея его описание, сделанное заранее другими участниками.

- Элементы, топографической съемки местности. Команда (участник) зари­совывают, используя топографические знаки участка местности (пло­щадная съемка).

- Изображение схемы маршрута. Команда (участник) изображают, исполь­зуя топографические знаки, пройденный маршрут.

4. Оказание первой доврачебной помощи:

- Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

- Оказание первой доврачебной помощи при заболеваниях.

- Первая доврачебная помощь при ожогах.

- Первая доврачебная помощь при обморожениях.

- Первая доврачебная помощь при тепловом ударе.

- Оказание первой доврачебной помощи утопающему.

- Первая доврачебная помощь при отравлении дымом, газом.

- Искусственное дыхание.

- Оказание первой доврачебной помощи при поражении электричеством.

- И

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...