Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Человеческий капитал России как потенциальный фактор устойчивого развития

 

 

Научный руководитель: доц. Дукарт С.А.

Выполнил: студент группы 4А92 Маслов А.И.

 

 

Томск 2012

 


Оглавление

 

Введение

. Основы теоретического подхода к определению понятия человеческого капитала

Основные предпосылки формирования теории человеческого капитала

Содержание человеческого капитала

Виды человеческого капитала

Субъекты формирования человеческого капитала

. Роль государства в формировании человеческого капитала

Социальная политика государства как основа формирования человеческого капитала

Образовательный комплекс как основа формирования человеческого капитала

Заключение

Список литературы

Приложение

 


Введение

 

Общеизвестно, что каждый из нас стремиться иметь высокий стабильный заработок, комфортные условия проживания, прекрасное здоровье, а также престижный социальный статус. Всего этого человек может достичь, если он востребован обществом, то есть обладает таким набором и уровнем навыков и способностей, с помощью которых он может удовлетворить потребности этого общества. Напрашивается вывод: чем большим количеством навыков обладает человек и чем выше уровень этих навыков, тем больше он востребован обществом. Соответственно тем больше времени он имеет для сохранения собственного здоровья, тем больше его заработок, а это значит, он имеет возможность обеспечить себе хорошее проживание и желаемый социальный статус. Таким образом, каждый должен быть заинтересован в накоплении навыков и способностей, т. е. в собственном образовании - основе формирования человеческого капитала.

С другой стороны, в условиях рыночной экономики человеческий капитал становится основой современного развития, в силу того, что именно эта форма капитала дает во много раз превосходящие в нее инвестиции доход, который и формирует ВВП государств, что определяет их роль в мировой экономической системе.

Соответственно в формировании человеческого капитала должен быть заинтересован не только сам человек, но и государство.

Основой теоретического подхода к человеку является концепция человеческого капитала. Ее изучением занималось много знаменитых классиков экономической мысли, таких как А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс, Дж. Миль, Л. Вальрас, Дж. М. Кларк, Ф. Лист, Г.Д. Маклеод, А. Маршалл, Дж. Мак-Кулох, Й. Тюпен, И.Фишер, У. Фарр, Т.Уйтштейн, Дж. С. Уолш и др.

У истоков современной теории человеческого капитала стояли известные американские экономисты: Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минцер, Б. Вейсброд, Л. Туроу, У. Боуэн, М. Фишер, Дж. Вейзи. Позднее вклад в ее разработку внесли: М. Блауг, С.Боулс, Й. Бен-Порет, Э.Денисон, Дж. Кендрик, Р. Лейард, Ф. Уэлч, Ф. Махлуп, Б. Чизвик, Л. Хансен и др.

Изучением вопросов образования активно занимались: А.Г.Струмлин, В.И.Басов, А.Б. Даниловский, В.И. Марцинкевич, М. Блауг, И.В. Ильинский, У. Хадсон, Е. В. Галеева, А. И. Добрынин, С. А..Дятлов, С. А. Курганский, А. Соградов, В. В. Чекмарев, Б. С. Рябушкин, Н. А. Хроменков, В. П. Щетинин и др.

Проблемы воздействия государства на социальные сферы рассматривали в своих работах: О. Тоффлер, Л. Туроу, Л. Мурая, Р. Крафорд, Р. И. Капелюшников, Н. Вишневская, И. В. Бушмарин и др.

Роль семьи в формировании человеческого капитала изучали: Г.Беккер, М. А. Винокуров, А. Д. Карнышев, Н. В.Зверева, Ю. В. Латов, Н. В. Манохина, Е. Д. Цыренова, В. Е. Сактоев, В. С. Баженова и.т.д.

Роль производственных структур в своих работах исследовали: Р. Коуз, О. И. Уильямсон, А. Б. Рунов, Б. Лисовик, Дж. Кендрик и.т.д.

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности человеческого капитала, прежде всего как фактора формирования национального благосостояния, а также роли государства в процессе его воспроизводства.

В соответствии с этим мы рассматриваем следующие задачи: выявить и охарактеризовать его основные особенности и составляющие человеческого капитала, рассмотреть отдельные субъекты его формирования (семья и производственные структуры), выделить роль государства как основного регулятора воспроизводства человеческого капитала, охарактеризовать основные цели и методы его воздействия на социальные сферы в особенности на образование.


1. Основы теоретического подхода к определению понятия человеческого капитала

 

Основные предпосылки формирования теории

 

Появление концепции человеческого капитала в ее современной интерпретации не было феноменом прошлого столетия. Ее рождение напрямую связано с генезисом мировой экономической и философской мысли. С того момента, как человечество начало осознавать собственную роль в преобразовании окружающего мира, а воспроизводство условий быта и материальных благ выделилось в отдельную сферу с названием «экономика», многие пытливые умы пытались познать тайну творческой силы человека, выявить ее наиболее характерные качества и свойства, измерить и дать количественную оценку этому непознанному предмету.

На каждом этапе исторического развития формировались разные подходы и концепции, которые отражали уровень экономического развития и соответствующую ему систему научных взглядов.

На первоначальной стадии возникновения общества человек считал себя неотъемлемой частью природы. При воспроизводстве первобытной жизни разделение труда происходило по половозрастному принципу, и сам процесс воспроизводства носил коллективный характер. Все знания умения и способности человек получал как от природы, так и в результате усилий всей общины. Поэтому отдача от этих усилий, от более сильного и добычливого члена общества принадлежала всей общине, а отдельный человек воспроизводился как неотъемлемый элемент единого общинного тела [15, с. 55].

Ситуация меняется в классовом (рабовладельческом) обществе.

Раб и его производительные силы воспроизводились как принадлежащая рабовладельцу вещь. Соответственно все вложения в раба, а также отдача от них в виде результатов более производительного труда принадлежали рабовладельцу.

В. Петти, родоначальник английской политической экономии, еще в XVII веке впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных сил человеческой личности. По его методу «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят [18].

Позднее эти идеи получили дальнейшее всесторонне и глубокое развитие в трудах А. Смита. Он писал, что совокупный запас общества составляет постоянный капитал. Одной из частей этого капитала является полезность талантов, приобретённых жителями страны или членами общества. Для приобретения этих талантов требуются всегда немалые расходы на содержание того, кто старается приобрести их во всё время его воспитания, обучения и дальнейшего образования, и все эти расходы составляют постоянный капитал. Если эти дарования составляют часть его личного богатства, то они в тоже время составляют и часть богатства целого общества, к которому он принадлежит.

В дальнейшем на протяжении XIX века, экономисты пользовались в основном понятиями и категориями, которые содержались в трудах Д. Рикардо, В.Петти, А. Смита.

Ученые экономисты-теоретики заложили на рубеже XIX-XX веков методологические основы и наметили главные направления теории развития человеческого капитала в XX веке.

В первой половине XX века, в связи с социально-экономическим кризисом 20-30х годов, многие страны испытывали недостаток квалифицированных трудовых ресурсов. Приток новых трудовых ресурсов из сферы сельского хозяйства в промышленность в силу естественных причин был ограничен, международная миграция представляла собой динамичный, но противоречивый процесс. Значительная часть фирм столкнулась с тем, что применение ими человеческих ресурсов не исчерпывается проблемой приобретения на рынке и использовании товара «рабочая сила» («Труда»). Потребовались существенные инвестиции в развитие человеческих качеств работников, и, как следствие возникла необходимость отображения этих расходов, измерения их эффективности и т.п. Поскольку внешне подобные расходы и отдача от них напоминают по механизму своего производства основной капитал, постольку в рамках неоклассической концепции данный феномен и не мог не получить другого имени[6,c24].

Вторая половина XX века характеризуется развертыванием научно технической революции, коренные изменения которой обуславливают формирование теории человеческого капитала как самостоятельной научной концепции. В это время человек, его интеллектуальный производительный потенциал, становится решающим фактором экономического роста и общественного прогресса.

Еще одним основанием для широкого использования категории человеческого капитала явилось заметное изменение качества и роли работника. Под влиянием генезиса постиндустриального общества существенно повысилось значение творческой деятельности. В таких условиях начали бурно расти объемы использования высококвалифицированной рабочей силы, воспроизводство которой требует крупных затрат на образование, здравоохранение и т.п. Перед капиталом встала проблема приобретения и использования в производстве работника, цели, организация и результативность которого задаются извне. Возникла новая задача - взаимодействия с субъектом творческой деятельности[6].

Высокой квалификации специальных знаний требует не только современное производство, но и обслуживание военной техники. Ошибки человека в результате низкой квалификации могут привести к большим потерям и принести вред экологии и здоровью населения. Все это повышает внимание к человеку как главному творческому фактору не только производства, но и всей жизни общества.

Проблемы воспитания и образования приобретают все большее значение и из частного дела превращаются в проблему государственного масштаба. Развитие сферы образования становится приоритетным общенациональным интересом страны.

Также не стоит забывать, что развитие человеческого капитала не случайно приходится на период активного развития таких сфер как финансовый рынок (и вообще все институты и инфраструктура обеспечивающие трансакции), менеджмент и консалтинг, масс-культура и производство медиа-продукции, а также другие сферы которые мы обозначим как «превратный сектор». В нем создаются не материальные блага и культурные ценности, служащие гармоничному развитию личности, а преимущественно социальные формы, вызванные к жизни собственно рыночной системой и вне ее ценности не имеющие (в отличие от хлеба, станка, синхрофазотрона, научной теории или произведения искусства). Здесь развитие «капиталоподобного» труда становится особо массовым явлением[3].

Одним из первых, кто в своих работах возродил теорию человеческого капитала и нашел ей практическое применение в XX веке был сотрудник Гарвардского университета Дж. Уолш. Особое внимание Р. Уолш уделяет вопросам экономического значения высшего образования, как ключевому фактору повышения качества человеческого капитала. Рассматривая инвестиции в образование как инвестиции с целью получения прибыли, он видел в высшем и послевузовском образовании основу для долгосрочной успешной экономической реализации индивида в рамках экономического пространства современного общества. Р. Уолш нашел, что ценность образования, полученного в колледже, превосходит стоимость его приобретения. Он также вычислил капитальную ценность и стоимость профессионального обучения и нашел, что его стоимость превосходит ценность образования людей, имеющих научные степени магистра, доктора и т.д. При этом внимания заслуживает тот факт, что значение высшего образования связывается им не только с сугубо материальной выгодой, но и с такими показателями, как удовлетворенность индивида собственным жизненным сценарием, его способность самостоятельно распоряжаться временем, большая мобильность и востребованность на рынке труда и т.п.[6].

Наконец в своих трудах Ф. Нойманн выделяет образование уже как особый элемент человеческого капитала и к основным его составляющим относит комбинацию следующих четырех компонентов: культурно-этнические особенности; общее образование; профессиональное образование; ключевые квалификационные качества. Исходя из целей нашего исследования, именно профессиональное образование представляет наибольший интерес, поскольку оно связано с системой высшего образования и послевузовского образования, в рамках которых в наибольшей степени используются ИКТ.

Оформление теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов в США. На правах особого раздела она вошла во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой "чикагской школы", - лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард и др.

Классическим сочинением, во многом определившим дальнейшее направление исследований в этой области, считается книга Гэри Беккера "Человеческий капитал" (первое издание - 1964 г., второе - 1975 г.).

В целом эта концепция лежит в русле неоклассического направления, но набор аналитических инструментов неоклассической школы используется ею для изучения тех социальных институтов (образование, здравоохранение и т.д.), которые оставались прежде за пределами экономического анализа.

Центральная методологическая установка "чикагской школы" человеческого капитала - объяснять экономические процессы на основе принципа максимизируещего поведения индивидуумов - перенесена на самые различные сферы внерыночной деятельности человека. При этом упор делается на количественном анализе. Концепция “чикагской школы” предполагает, что вложения средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производятся на рациональной основе - ради получения больших доходов в будущем.

Эти затраты, или инвестиции, на производство человеческого капитала являются исключительно важными для семьи и для всего общества.

К ожидаемой отдаче от инвестиций в человеческий капитал относятся более высокий уровень заработков, большее удовлетворение от избранной работы в течение жизни, а также более высокая оценка нерыночных видов деятельности.

Дальнейшее развитие научных взглядов на понятие человеческого капитала развивалось преимущественно по двум направлениям. Приверженцы первого направления, под человеческим капиталом понимают совокупность имеющихся у человека запасов способностей и качеств, применяемых в процессе производства благ. Другое направление - группа ученых, сторонников «инвестиционного» определения подчеркивает факт их накопления в результате вложений в человека или человеческой активности в различных формах.

Несмотря на то что большинство ученых-экономистов можно отнести к первому направлению, стоит отметить, что среди представителей второго направления можно встретить достаточно много авторитетных авторов, таких, как например Т. Шульц. В статье «Создание капитала образованием» Т.Шульц представил оценки стоимости рабочей силы, включающие расходы на образование и стоимость труда, потерянной человеком за время его учебы[30]. Эта стоимость игнорировалась экономистами, а когда была выдвинута в качестве предмета исследования, была объявлена ими спорной. Однако его концепция постепенно завоевывала признание, пока многим не стало ясно, что капиталовложения в человеческий капитал являются решающим фактором. По сути дела, Т.Шульц приобрел славу отца революции вложений в человеческий капитал. Для него эти вложения имели широкое содержание: к ним он относил вложения в образование в стенах учебных заведений, дома, на работе, а также капиталовложения в сферу здравоохранения, образования и науки.

Однако объединяет эти 2 направления то, что практически у всех авторов речь идет об индивидуальном (персональном) человеческом капитале и отдельных его элементах.

Среди интересных разработок отечественных исследователей можно упомянуть концепцию С.А. Дятлова, который пишет, что важнейшими свойствами человеческой личности являются способность к труду и способность к потреблению, входящие в структуру производительных сил человека. В процессе воспроизводства человеческого капитала С.А. Дятлов различает следующие этапы: микроциклы, локальные циклы и макроциклы оборота человеческого капитала.

А.И. Добрынин понимает под человеческим капиталом имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков), утверждая, что для постиндустриального общества характерно воспроизводство производительных сил человека не в товарной форме, а в форме человеческого капитала.

В целом характерный для отечественного гуманитарного знания подход рассматривает человеческий капитал как конечный продукт деятельности системы образования и связывает развитие человеческого капитала с возможностью перехода России к инновационному пути развития, когда отсутствие инновационной культуры рассматривается как ключевой фактор, сдерживающий экономический рост страны. При этом именно вуз должен выступить тем центром, в рамках которого возможно «воспитание инновационной культуры и инновационного мышления» [29, с. 85].

Из всего вышесказанного сделать вывод о том, что формирование концепции человеческого капитала явилось естественным результатом формирования человеческого общества и рационального использования его ресурсов. Оно несет в себе богатую историю и многогранность трактовок определения предмета исследования. Принимая во внимание нематериальный характер и многомерность человеческого капитала, различные авторы свободно формулируют понятие человеческого капитала и делают упор на его отдельные составные элементы: одни склонны акцентировать внимание на функциональной стороне человеческого капитала, т. е. на его способности приносить доход, другие - на его сущностной характеристике как форме личного фактора производства. Практически во всех определениях человеческого капитала после 60-х гг. ХХ в. соблюдается принцип расширительной трактовки: речь идет не только о реализуемых знаниях, навыках и способностях, но и о потенциальных (в том числе и возможностях их приобретения); не только о внешнем стимулировании, но и о внутренней мотивации работника, что, в сущности, не меняет экономического содержания человеческого капитала[6].

Одновременно по мере развития в научном знании концепции человеческого капитала привлекает к себе все большее внимание со стороны институтов власти, которые рассматривают человеческий капитал как один из ключевых факторов развития современного общества. Это определяет их интерес к тому, как оценить человеческий капитал и каким образом воздействовать на повышение его качества. Но ответить на данные вопросы невозможно без анализа основных компонентов данной теории, подробное рассмотрение которых мы продолжим в следующем разделе

 


1.2 Содержание человеческого капитала

 

Формирование концепции человеческого капитала осуществлялось в процессе преодоления традиционных воззрений на капитал, как некое однородное явление, но с другой, пошло по пути синтезирования достижений различных школ, что нашло отражение в расширительной трактовке понятия человеческий капитал. Именно такая интерпретация помогает ответить на один из самых существенных для всей концепции вопросов: на каком основании вся совокупность производительных способностей человека может именоваться капиталом?

Согласно расширительной трактовке понятия, которая восходит к идеям американского экономиста XX века И. Фишера, капиталом является любой запас благ, который может накапливаться, производительное использование которого представляет собой не единичный факт, а продолжается в течение длительного периода времени и приносит доход. С этой позиции человеческие способности, дарования, знания, навыки следует признать особой формой капитала на основании того, что они:

·   Во-первых, являются неотъемлемым личным достоянием, богатством человека;

·   Во-вторых, обеспечивают своему обладателю получение более высокого дохода в будущем за счет отказа от части текущего потребления. Заметим, что этот капитал способен приносить не только денежный доход (в виде более высоких заработков), но и «натуральный», психологический выигрыш. Для всего общества прямая выгода заключается в дополнительном приросте продукции;

·   В-третьих, их формирование требует как от самого индивида, так и от фирм и всего общества в целом весьма значительных затрат;

·   В-четвертых, они имеют свойство накапливаться.

Подчеркнем, что такой элемент человеческого капитала как мотивация, является очень важным и необходимым для того, чтобы процесс воспроизводства (формирования, накопления, использования восполнения, инвестирования) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.

Все выше перечисленные основания нашли свое широкое применение в теории функционального подхода к понятию человеческий капитал. Основные положения этого подхода представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Функциональный подход к формированию человеческого капитала

 

Стоит отметить, что человеческий капитал - явление сложное, многообразное, изменяющееся. Поэтому исследователи человеческого капитала акцентируют внимание на разных его аспектах, что объясняет разницу подходов в определении его сущности и содержания.

Социально-экономическую форму человеческого капитала и его качественную сущность характеризуют А.Н. Добрынин с С. А. Дятловым. «Человеческий капитал, - пишут они, - представляет собой форму проявления производительных сил человека в рыночной экономике, адекватную форму организации производительных сил человека, включенных в систему социально ориентированной рыночной экономики в качестве ведущего, творческого фактора общественного воспроизводства».

Анализ содержания и условий капитализации человеческого капитала позволяет А.Н. Добрынину и С.А Дятлову выработать обобщенное определение человеческого капитала как экономической категории современного информационно-инновационного общества. «Человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка»[6].

Это определение человеческого капитала используется нами в данной работе как исходное и достаточное для решения поставленных задач. Необходимо только дополнить, что использование человеческого капитала увеличивает не только заработки работника, но и доходы предприятий и государства. На наш взгляд, речь также должна идти об уровне культуры и нравственности работника, которые формируют его репутацию и ответственное поведение, как важный вид человеческого капитала.

Известно, что люди сильно отличаются по своим интеллектуальным, физическим и психологическим способностям и характеристикам. Существенны и различия по уровню полученного образования и профессиональной подготовки. Это означает, что совокупный человеческий капитал неоднороден, имеет сложную внутреннюю структуру, которая не остается постоянной, а динамично развивается во времени

Можно выделить следующие основные элементы индивидуального человеческого капитала [22, c. 102]:

а) капитал образования (знания, представляющие собой целесообразную форму информации, используемую в экономической деятельности, что позволяет повысить ее эффективность);

б) способности - умение успешно выполнять какую-либо деятельность. Различают следующие уровни развития способностей: отсутствие способности (нулевой уровень), частичные способности, средние способности, талант, гений;

в) капитал подготовки на производстве (опыт или навыки действия, мастерство выполнения конкретных трудовых операций длительное время);

г) культура - принципы и стереотипы поведения в рамках существующих в обществе знаний, правил, традиций, морали;

д) мотивация - направленность деятельности, ее интенсивность, удовлетворенность процессом и результатами;

е) капитал миграции;

ж) капитал здоровья;

з) обладание экономически значимой информацией (информированность о ценах и доходах).

Поскольку человеческий капитал - одна из форм совокупного капитала общества, то целесообразно провести некоторые параллели между ним и капиталом физическим. Сравнение физического и человеческого капитала - это особый аналитический прием, позволяющий применить весь арсенал разработанного по отношению к физическому капиталу инструментария для изучения капитала человеческого, и, таким образом, для анализа целостной картины всего комплекса процессов и явлений рыночной экономики.

В качестве общих черт человеческого и физического капитала можно выделить следующие [15, c. 104]:

ü Оба являются основными элементами национального богатства, имеют свойство накапливаться в результате вовлечения экономических ресурсов и выступать в виде запаса.

ü Оба выступают основными факторами экономического роста. От обоих решающим образом зависит уровень развития экономики в будущем.

ü Производство обоих видов капитала требует значительных затрат и отвлечение средств и времени в ущерб текущему потреблению, т.е. по экономической сущности является инвестиционным процессом.

ü При осуществлении инвестиций в оба вида капитала предполагается, что они будут взаимодействовать друг с другом в составе совокупного производительного капитала, поэтому они должны соответствовать друг другу не только в технико-экономическом смысле (по количеству, структуре, качеству), но и в социально-экономическом смысле (в процессе непосредственного соединения иметь адекватную форму собственности). Иначе говоря, оба вида капитала могут изменять свою ценность в зависимости от наличия или отсутствия сопряженных факторов производства.

ü Оба вида капитала способны генерировать поток доходов.

ü Вложения в оба вида капитала способны давать длительный по своему характеру экономический эффект, который может быть измерен не только в натуральном, но и денежном выражении.

ü Оба вида капитала получают денежную оценку, что позволяет разрешить сложную проблему соизмеримости.

ü Оба вида капитала представляют собой благо длительного пользования, но с ограниченным сроком службы: и тот и другой подвержены как физическому, так и моральному износу.

Некоторые исследователи делают даже вывод о тождественности двух видов капитала по экономической сути. Однако сходства не должны затемнять для нас особенности человеческого капитала. Его нельзя анализировать точно так же как и физический капитал: различия должны быть ясно поняты.

Во-первых, в современном обществе человек - в отличие от станка или пакета акций - не может быть предметом купли-продажи (такое возможно лишь в рабовладельческой экономике). Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за "аренду" человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ.

Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности, как в рыночном, так и в нерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и не денежную форму. В результате потребительские аспекты вложений в человека оказываются не менее важны, чем производственные. Носителем этой формы капитала выступает живая человеческая личность. Поэтому, функционирование человеческого капитала, степень отдачи от его применения обусловлены свободным волеизлиянием индивида, его личными интересами и предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры включая экономическую.

Еще одним существенным отличием является принципиально различное протекание процессов амортизации. Амортизация физического капитала, вещественных средств производства происходит таким образом, что по окончании срока службы можно списать полностью стоимость объекта. Иначе происходит амортизация человеческого капитала. По мнению экономистов, в первые годы использования человеческого капитала, за счёт физического взросления работника и за счёт накопления производственного опыта, экономическая его ценность не уменьшается, а возрастает. К концу второго десятилетия темпы роста морального и физического износа запаса интеллектуального капитала перекрывают накопление другого актива человеческого капитала - производственного опыта [15,c. 107].

С этого периода происходит процесс обесценивания человеческого капитала, и темпы его увеличиваются к концу третьего десятилетия.

Все эти отличия видоизменяют обычную процедуру принятия инвестиционного решения, но главное для прикладной науки заключается в том, что концепция человеческого капитала облегчает применение нормативных и описательных теорий инвестирования в физический капитал, которые разработаны весьма подробно, к решениям относительно инвестирования человека

 


1.3 Виды человеческого капитала

 

Классификация видов человеческого капитала возможна по разным основаниям и в разных целях, что и представлено в литературе по этой проблематике. Человеческий капитал можно рассматривать и состоящим из: 1) качеств и способностей людей участвующих в процессе производства самого человеческого капитала; 2) той части капитала, «услуги которого предлагаются на рынке и которые являются вложением в производство других предметов и услуг».

Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. И.В. Ильинский, например, выделяет следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры[8].

Различают два вида человеческого капитала: потребительский, создаваемый потоком услуг, потребляемых непосредственно (творческая и образовательная деятельность); производительный, потребление, которого содействует общественной полезности (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:

·   живой капитал включает в себя знания, здоровье, воплощённое в человеке;

·   неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;

·   институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.

М. Критский выделяет три основных вида человеческого капитала: «производственный» (Т), «потребительский» (Р) и «интеллектуальный (S) капитал»[14, c. 71 - 115]

Классификация видов человеческого капитала по формам его воплощения представлена на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 - Виды человеческого капитала по формам его воплощения

 

Выбранный нами подход к выделению видов человеческого капитала основан на разграничении групп способностей, необходимых для активной жизнедеятельности человека. Назначение классификации состоит в обосновании целевых программ образования как основной формы формирования и накопления человеческого капитала. Классификация представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3 - Классификация видов человеческого капитала относительно групп способностей

 

Охарактеризуем каждый из видов человеческого капитала в отдельности.

Определение «интеллектуального капитала» носит достаточно общий характер и обычно подразумевает сумму тех знаний всех работников компании, которая обеспечивает ее конкурентоспособность. Получение разного рода технологических и организационных преимуществ над конкурентами является основной функцией интеллектуального капитала.

Продукт интеллектуальной деятельности патентуется и закрепляется авторским правом, как исключительная собственность автора, которому принадлежит право определения направлений и форм ее экономического использования. Объекты интеллектуальной собственности вовлекаются в хозяйственный оборот как нематериальные активы предприятий и увеличивают доходы фирмы и собственников данных активов [22, c. 115- 116].

Интеллектуальный капитал как вид человеческого капитала приобрел свою актуальность сравнительно недавно. В современном мире именно люди, обладающие большим объемом знаний, информации, занимают более выгодные места в жизни. Материальное производство уходит на второй план, уступая место все расширяющейся сфере услуг. Инвестиции в интеллектуальный капитал получают все большее распространение из-за высокой эффективности. Талантливые высококвалифицированные научные работники, ученые получают высокие доходы от интеллектуальной собственности. Эта сфера в настоящее время развивается быстрыми темпами и является весьма перспективной и высокодоходной отраслью экономической деятельности.

На предприятиях трудовой капитал воплощается в труде квалифицированных рабочих, доля которых зависит от применяемой технологии. Чем больше доля технологий 4 и 5 укладов, тем выше требования к трудовому капиталу. Улучшение технологии, переход на новые технологии требует инвестиций в повышение квалификации и переквалификацию Квалифицированный труд производительнее простого труда по расчетам академика С.Г. Струмилина в 2-3 раза, и, соответственно, оплачивается в 2-3 раза выше. Инвестиции в поддержание и повышение квалификации дают непосредственную отдачу и работнику и предприятию[22, c 109 - 113].

Чаще всего ссылаются на опыт США, где фирмы инвестируют более 30 млрд. долларов в год на повышение квалификации персонала. Одна только фирма «Дженерал электрик» инвестирует в трудовой капитал ежегодно более 100 млн. долларов.

Российские предприятия в большинстве экономят на расходах в человека. Многие предприятия ликвидировали ПТУ и центры производственного обучения, ограничиваются обучением на рабочем месте. Однако узконаправленная специальная подготовка не обеспечивает должной квалификации, что ведет к увеличению брака, переделкам, повышенному износу оборудования, авариям, увеличению простоев и расходов на ремонт. Впору опять возвращаться во времена индустриализации и напоминать оценки академика С. Струмилина об эффективности квалификации рабочих.

Трудовой капитал формируется всю жизнь по мере накопления опыта, трудовых навыков, умений и, самое главное, образования. Образование является главным способом в воспроизводстве квалифицированных работников.

Организационно-предпринимательский капитал - один из наиболее перспективных и важных видов человеческого капитала. Инвестиции в его развитие являются все более продуктивными. Предприимчивостью обладают не все люди. Умение управлять, организовывать, создавать и вести успешный бизнес - сложная способность, изучением которой занимаются психологи, социологи, экономисты. Уровень предпринимательских способностей воплощается в величине собственного и контролируемого капитала, что позволяет выделить малый, средний и крупный бизнес.

В развитых странах доля предпринимателей во взрослом населении достигает 7-10%. В Р<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...