Итоги бюджетной и налоговой политики 2005 года
Задачи и ориентиры бюджетной и налоговой политики, обнародованные в Бюджетном послании Президента Российской РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году», нашли первоочередное отражение в утвержденном проекте федерального бюджета на 2005 год. При формировании его параметров были учтены такие изменения в бюджетном и налоговом законодательствах, как: 1. Передача 1,5% ставки налога на прибыль на федеральный уровень (увеличение ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 5% до 6,5%), 2. Снижение эффективной ставки единого социального налога с 35,6% до 26% с сохранением регрессивной шкалы налогообложения; 3. Введение с 1 января 2005 года порядка взимания НДС по принципу «страна назначения» по углеводородам, экспортируемым на территории государств-участников СНГ, а также освобождение от обложения НДС товаров, экспортируемых в Республику Белоруссия, и взимание налога по товарам, ввозимым из Республики Белоруссия; 4. Снижение в среднем на 32% размера ставок вывозных таможенных пошлин по всем группам, за исключением топливно-энергетической группы; 5. Увеличение ставки налога на добычу нефти с 347 до 419 руб. за 1 тонну (связано с изъятием сверхприбыли при высоких мировых ценах на нефть) и ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья со 107 рублей до 135 рублей за тысячу кубических метров; 6. Введение главы «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации и произведенная в этой связи отмена налога на операции с ценными бумагами, а также сбора за право пользования наименования «Россия», «Российская Федерация».
Следует отметить, что группировка доходов и расходов федерального бюджета на 2005 год была изменена в соответствии с новой бюджетной классификацией РФ. Наибольшим изменениям подверглась функциональная классификация расходов, в которой можно выделить такие значимые нововведения, как: - сокращение количества разделов и подразделов функциональной классификации; - отражение расходов на управление и прикладные научные исследования в соответствующих сферах деятельности в составе разделов и подразделов функциональной классификации. В основу расчетов доходов федерального бюджета на 2005 год и поступлений в Стабилизационный фонд РФ, как было уже отмечено, лег третий сценарий социально-экономического развития страны, которым предполагалось, что среднегодовая цена на нефть марки “Urals” составит 28 долл./бар. Согласно первоначально утвержденным параметрам федерального бюджета его объем доходов был запланирован на уровне 3 326 млрд. руб. или 17,77% ВВП, объем расходов - 3047,9 млрд. руб. или 16,3% ВВП, профицит - 278,1 млрд. рублей или 1,5% ВВП. Однако в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, сложившейся на рынке нефти и газа (средняя цена на нефть марки «Urals» в январе-ноябре 2005 года составила 50.3 долл./барр против 34.37 долл./барр. в январе-ноябре 2004 года), Федеральным законом от 04.11.2005 №141-ФЗ были внесены коррективы по увеличению показателей федерального бюджета. В соответствии с ним доходы федерального составили 4979.8 млрд. руб. (23.7% ВВП), расходы – 3539.5 млрд. руб. (16.9% ВВП) и профицит – 1440.3 млрд. руб. (6.9% ВВП) (Приложение). В целом же за 2005 год исполнение указанных показателей, по предварительной оценке Минфина, составило: - по объему поступивших доходов – 5121 млрд. руб., или 102.8% к уточненной росписи поступлений доходов на 2005 год и почти 154% к первоначально принятому объему; - по финансированию – 3584.2 млрд. руб., или 100.3% к уточненной годовой бюджетной росписи расходов (указанная сумма дана без учета выбытия финансовых активов);
- по кассовому исполнению расходов – 3504.5 млрд. руб., или 98% к уточненной годовой бюджетной росписи расходов; - профициту (кассовому профициту) – 1536.8 (1616.5) млрд. рублей. Доходы федерального бюджета за 2005 год, включая безвозмездные перечисления, составили 5121 млрд. руб., что составили 23.6% к оценке объема ВВП за прошедший год.
Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета в январе-ноябре 2003-2005 гг. (в % к общей сумме доходов)
За январь-ноябрь 2005 года объем платежей за пользование природными ресурсами по сравнению с тем же периодом прошлого года возрос на 1.48 п.п. ВВП до 4.08% ВВП (связано с увеличением ставки налога на добычу нефти с 347 до 419 руб. за 1 тонну и ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный со 107 рублей до 135 рублей за тысячу кубических метров). Объем таможенных пошлин увеличился на 2.3 п.п. ВВП по отношению к январю-ноябрю 2004 года и составил 7.3% ВВП. Поступления налога на прибыль в январе-ноябре 2005 года составили 1.8% ВВП, что на 0.6 п.п. ВВП выше, чем в январе-ноябре 2004 года (связано с увеличением ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 5% до 6,5%). Поступления НДС увеличились на 0.6 п.п. ВВП и составили 7% ВВП. Снижение эффективной ставки единого социального налога с сохранением регрессивной шкалы налогообложения сократило доходы федерального бюджета на 280,8 млрд. руб. или на 1,5% к ВВП; В структуре расходов федерального бюджета в январе-ноябре 2005 года доля расходов на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность возросла на 0.3 п.п., и составила 28% к общей сумме расходов. Межбюджетные трансферты возросли на 4.4 п.п. и составили 39.1% к общей сумме расходов.
Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в январе-ноябре 2003-2005 гг. (в % к общей сумме расходов)
Финансирование расходов на обслуживание государственного и муниципального долга Российской Федерации (процентные расходы) в целом за 2005 год составило 228.3 млрд. руб. (6.4% от общего объема финансирования расходов данного периода). Благодаря превышению мировых цен на нефть отметки в 20 долларов за баррель – средней цены на нефть марки «Urals» за последние 10 лет – в 2005 году средства Стабилизационного Фонда РФ превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах: · 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом; · 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба; · 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации; · 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|