VI . Самоменеджмент руководителя библиотеки
В приемной практики каждого директора библиотеки сейчас увидишь компьютер, а на рабочем столе – органайзер. Существенной тенденцией последнего становится формирование целого научного направления, названного самоменеджментом. Самоменеджмент, по определению профессора Л.И. Зайверта – ведущего эксперта по рационализации труда менеджеров, представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Самоменеджмент понимается как средство саморазвития индивида – менеджера в рамках всеобщей организационной науки. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные, возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать негативные собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать негативные обстоятельства как на работе, та ки в личной жизни. Планирование рабочего времени, ежедневный анализ рабочего дня, его структурирование и другие методы научной организации управленческого труда по-прежнему составляют основу самоменеджмента. Новое здесь – включение методики НОТ в систему управленческих функций целеполагания планирования, принятия решений, организации, контроля, коммуникации. Целеполагание в самоменеджменте так же, как и в любой другой области управленческой деятельности, означает определение перспектив, ориентацию и концентрацию личностных ресурсов руководителя на том, что должно быть достигнуто. Постановка целей осуществляется в профессиональной и личной сфере проводится на основе ситуационного анализа собственных сильных и слабых сторон, баланса личных успехов и неудач.
Распространено утверждение, что настоящий руководитель «живет только работой», он неутомим, всегда на месте, всегда независим от внешних условий и чрезвычайно мобилен. Однако может ли быть руководителем человек, не являющийся личностью, не имеющий личных интересов, жизнь которого лишена другого содержания, человек, не признающий ни семейных, ни дружеских уз, рассматривающий досуг ленив как вынужденный перерыв в работе? Очевидно, что руководитель такого традиционного, технократического типа не может справиться с задачами, которые ставит современность. После ситуационного анализа следует тщательно оценить успех в работе, определить какие способности, знания, опыт были необходимы, чтобы достичь этих успехов. Это составит потенциал, который обеспечит дальнейшее развитие. С другой стороны, баланс крупнейших неудач и поражений, анализ качеств. Следствием которых они стали, приведет к выводам, как избежать этого в будущем. Последняя фаза процесса постановки целей – конкретное формулирование целей. Одновременно это переход к следующей функции самоменеджмента – планированию. Преимущества планирования обнаруживаются в таких сферах менеджмента как достижение целей, обозримость проблематики, установление приоритетов, сроков, резервов времени, повышение эффективности и т.д. Сам процесс планирования аналогичен осуществлению одноименной управленческой функции, поэтому взгляды исследователей сходятся в том, что составляет его основу. Для того, чтобы планирование превратилось в действительно важный фактор организации труда и не стало формальных правил. Определяющим из них является составление плана лишь на часть своего рабочего времени, как показывает опыт, лучше всего на 60%. Немаловажное правило – работать над своими планами регулярно и систематично, последовательно доводя до конца начатое дело. Фиксировать в планах надо результаты или цели, то есть конечное состояние, а не просто какие-либо действия.
Планирование личного времени руководителя неразрывно связано с разработкой определенного режима рабочего дня, который должен соблюдаться, уточняться, постепенно превращаться в норму. Внедрение графиков повышает ритмичность работы руководителя любого уровня, устраняя чрезмерную нагрузку, способствует решению всех вопросов. Необходимо, чтобы графики работы для управленческого аппарата библиотеки были скоординированы. И все же молодому руководителю вряд ли целесообразно начинать работу со строгой регламентации времени. Пользуясь планами, руководитель почувствует удовлетворение от того, что исчезли «горящие» дела, исполнители потянулись к работе, а сам он стал более плодотворно использовать рабочее время. Заключение
В последнее десятилетие понятие «менеджер библиотеки» стало гораздо чаще и уважительнее использоваться в профессиональной терминологии. Все большее число библиотек пополняется специалистами, получившими в профессиональных высших учебных заведениях престижную менеджерскую квалификацию. Современный менеджер выполняет следующие функции: - неуправленческие - налаживание межличностных отношений - информационные - принятие решений и многие другие. Для выполнения этих функций к современному менеджеру предъявляются в первую очередь требования высокого профессионализма и компетентности именно в области управления. В настоящее время менеджеры обладают следующими профессиональными качествами: - высокая способность к саморазвитию - решение проблем - творческие способности - умение влиять на окружающих - создание дружного, сплоченного коллектива и т.д. Так же менеджер обладает следующими личностными качествами: уметь управлять собой, определять цели, умение формировать коллектив, иметь личные установки, характеризующие ответственность и принципиальность руководителя и в высшей степени его авторитет и влиятельность. Перечень способностей, которыми должен обладать менеджер в нынешних условиях, несет важную психологическую нагрузки. Речь идет о самоменеджменте как необходимости руководителя правильно анализировать и оценивать собственный управленческий потенциал.
Современный менеджер – это профессионал, который с оптимизмом оценивает будущее библиотеки, умеет находить рациональные пути выхода из самых трудных ситуаций. Список использованной литературы
1. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера. – Народное образование, 1995. – 160 с. 2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. для руководителя-практика/Пер с англ. – М.: Дело, 1991. – 320 с. 3. Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики./ Пер с англ. – М.: Дело, 1996. – 276 с. 4. Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках: Советы руководителям, как эффективно использовать свое время. – М.: Экономика, 1990. – 335 с. 5. Зигерт В., Ланг Л. руководитель без конфликтов/Сокр. Пер. с нем. – М.: Экономика, 1990. – 335 с. 6. Карташова Л.В., Кнеппер Е.В. История мирового менеджмента /Учеб. Пособие. – М.: МГУК, 1998. – 92 с. 7. Кротова Н.В., Кнеппер Е.В. История мирового менеджмента: учеб пособие. – М.: МГУК, 1998. – 92 с. 8. Ле повторить ошибок: Практические советы руководителю: сост. И.В. липшец. – М.: Экономика, 1988. – 253 с. 9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992. – 702 с. 10. Мильнер Б.З. Теория организации: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 336 с. 11. Психология управления: курс лекций. – М.; Новосибирск: ИНФРА-М, 1997. – 150 с. 12. Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф. и др. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 352 с. 13. Секреты умелого руководителя./Сост. И.В. Липшиц. – М.: Экономика, 1991. – 320 с. 14. Старобинский Э.К. Как управлять персоналом: учеб. практ. пособие. – М.: ЗАО «Бизнесс-школа «Интел-Синтез», 1999. – 380 с. 15. Суслова И.М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности. Учеб. пособие Для вузов и колледжей культуры и искусств. – 2-е изд., дораб. и доп. / Московский государственный институт культуры и искусств. – М.: Изд-во МГУКИ, НПО Профиздат, 2002. – 144 с. 16. Суслова И.М. Менеджер библиотеки: учеб. пособие. – М.: МГУК, 1993. – 94 с. 17. Суслова И.М. Стратегическое управление библиотечной деятельностью. – М.: МГУК, 1998. – 53 с. 18. Управление персоналом организации: учебник. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 512 с. 19. Шепель В.М. Имеджеология: секреты личного обаяния. – М., 1997. – 168 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|