Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила группирования по Вертхеймеру




После того как стало ясно, что взаимозависимость между частями зависит от структуры целого, мы можем выделить и описать неко­торые специфические отношения между частями. Чтобы продемонстрировать эти отношения в чистом виде, мы можем использовать либо относительно хаотичные модели, в которых структура, за исключением исследуемых особенностей, сведена до минимума; либо модели, выбранные таким образом, чтобы целое не влияло на взаимо­связь между частями. Наблюдения, произведенные при данных условиях, могут быть затем применимы к исследованию художественного произведения.

Правила группировки, впервые сформулированные Вертхеймером, касаются факторов, которые вынуждают рассматривать некоторые части как находящиеся гораздо ближе друг к другу, чем остальные. Данные правила можно считать применением одного из основных принципов – «принципов подобия». Этот закон утверждает, что, чем больше какой-либо зрительно воспринимаемой модели похожи по какому-то перцептивному качеству друг на друга, тем сильнее они будут восприниматься как расположенные вместе.

На рис. 2.26 а изображена группа из шести единиц, одинаковых по форме и ориентации, но довольно бессистемно разбросанных в про­странстве. Надо отметить, что разница в размерах обладает группирующим эффектом: большие квадраты в противоположность маленьким стремятся друг к другу. Это пример группировки путем «подобия по размерам». То же самое означает принцип «подобия на основе формы», представленный на рис. 2.26 б. Окружности стремятся объединиться и отойти от треугольников. На рис. 2.27 а темные круги на основе «подобия света и цвета» стремятся отделиться от белых.

 

 

а б

 

Рис. 2.26 – Группировка «подобием по размерам» (а) и «подобием по форме»

 

«Подобие по расположению» (названное Вертхеймером «правилом близости или родства») образует зрительные группы, представлен­ные на рис. 2.27 б, а линии, изображенные на рис. 2.28 а, организуются в соответствии с принципом «подобия путем пространственной ориентации».

Элементы, связанные подобием, также стремятся быть располо­женными в одной плоскости. Художники, подобные Матиссу, часто смягчают в своих композициях эффект глубины за счет использова­ния того же самого цвета, например желтого, для объекта, распо­ложенного спереди, и для объекта, находящегося сзади него, не на­рушая при этом цельности картины во фронтальной плоскости.

Когда рассматриваются движущиеся объекты, то вступают в силу дополнительные факторы. Если члены танцевальной группы дви­жутся в направлениях, указанных на рис. 2.28 б стрелками, они будут восприниматься как группа в соответствии с принципом «подобие по направлению». В свою очередь, если некоторые из танцоров движутся медленно, а другие — быстро, принцип «подобие по скорости» создаст иную группировку (рис. 2.28 в). Данный принцип облегчает восприятие глубины, когда пейзаж рассматривается с быстро передвигающегося транспорта или фотографируется кинокамерой. Так как объекты, лежащие на одинаковом расстоянии от наблюдателя, кажутся движущимися с одинаковой скоростью, то расстояние

 

 

а б

 

Рис.2.27 – Группировка «подобием света и цвета» (а) и «подобием по расположению» (б)

 

 

а б в

Рис. 2.28 – Группирование по «подобию путем пространственной ориентации» (а), в соответствии с «подобием по направлению» (б), с «подобием по скорости» (в)

определяется визуально с помощью скорости: объекты, движущиеся с большей скоростью, будут казаться расположенными ближе.

Следует заметить, что подобие дает больший зрительный эффект, чем только заставляет предметы «принадлежать друг другу». Части, имеющие подобие, образуют и формируют зрительные модели. Например, на рис. 2.27 а темные круги, имея тенденцию к сближению, в итоге образуют треугольник. То же самое можно сказать и про бе­лые круги. В моделях, используемых для проверки зрения на цветовую слепоту, правильные геометрические фигуры образуются за счет подобия цветовых оттенков. Чем проще модель, образованная таким путем, тем сильнее бросается в глаза группировка из составляющих ее частей.

На этой стадии эффект от группирования нельзя объяснить путем суммирования подобия единиц. Подход «снизу» не может отвечать за восприятие общих моделей, сформированных из этих единиц. Восприятие общих моделей требует подхода «сверху», отправной точкой которого является структура целого. Подразделение и группирование представляют собой взаимные понятия: первое проделывает «сверху» то же самое, что последнее — «снизу».

 

 

Рис.2.29 - Иллюстрация Рис. 2.30 – Прямая линия принципа «согласующейся формы узнается скорее,

чем ломанная

Важное различие между двумя методиками заключается в том, что, начиная снизу, мы можем применить принцип простоты только к подобию, которое достигается между частями. Когда же мы приме­няем его сверху, то тот же самый принцип объясняет уже общую организацию. Суммируя части, мы что-то узнаем, но не можем про­двинуться дальше, чем тот слепой из индийской притчи, который, наткнувшись на слона, начал изучать форму неизвестного предмета, касаясь своими руками различных частей туловища животного. Мы можем вообразить слепого, собравшего всю информацию, открывшего для себя подобие и различие в формах, размерах и текстуре ощупываемого им предмета и обладающего, наконец, определенным, знанием об отношениях между ними. Тем не менее, зрительный образ слона он никогда не получит.

Дальнейшее развитие принципа чистого подобия частей находит свое выражение в закономерности, которая имеет дело с внутренним подобием зрительно воспринимаемого объекта и называется принципом «согласующейся формы». Линии, изображенные на рис. 2.29, показывают нам, что когда существует выбор между несколькими возможными продолжениями этих кривых, то предпочтение будет отдано тому, которое наиболее последовательно сохранит внутреннюю структуру. На рис. 2.29,а легче всего увидеть комбинацию двух частей, указанных на рис. 2.29,6, а не сочетание двух других, которые изображены на рис. 2.29 в, то есть комбинация частей, представленная на рис. 2.29, обладает более простой структурой.

Чем больше согласована форма какой-либо зрительно воспринимаемой единицы, тем с большей готовностью она выделяется из окружающей среды. Рис. 2.30 показывает, что


 

 

а б

 

Рис. 2.31 – Симметричное положение в целом (а) и симметричное движение вдоль общей линии (б)

 

прямая линия узнается нами скорее, чем ломаная. Если в окружающем ансамбле танцоров один человек следует в постоянном направлении, глазу воспринимающего субъекта гораздо легче следить именно за данным танцором.

Путем рассмотрения структуры целого мы можем расширить и развить некоторые из вышеупомянутых правил. Подобие в расположении применяется не только тогда, когда части расположены близко друг к другу, но и когда они занимают одинаковое, например симметричное, положение в целом (рис. 2.31 а). Подобие направления и ориентации тоже можно расширить, в случае, например, когда танцоры симметрично движутся вдоль какой-то общей линии (рис. 2.31 б).

Частный случай принципа подобия по расположению представляет собой соприкосновение. Когда интервалов между частями не существует, получается компактный зрительно воспринимаемый объект. Рассмотрение линии или площади как агломерации или скопления частей может показаться искусственным. Еще более надуманным может показаться требование объяснить, почему красная вишня на зеленом фоне воспринимается нами именно тем, чем она является на самом деле. Однако следует напомнить, что образы, формируемые глазными линзами, собираются и создаются миллионами рецепторов, расположенных в сетчатке глаза, которые в большой степени изолированы друг от друга. Это значит, что мозг есть конеч­ный пункт восприятия для целой серии возбуждений, состоящих, на­пример, в данном случае из нескольких миллионов «красных» возбуждении и нескольких миллионов «зеленых». Требуется сфор­мулировать закономерности, по которым все эти частички группиру­ются в зрительно воспринимаемый объект. Оказывается, эти законо­мерности заключаются в различных применениях принципа просто­ты, одним из которых являются правила подобия.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...