Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительной образовательной деятельности





Дополнительная образовательная программа

По художественно - эстетическому направлению

«Волшебные петельки»

(для детей 5-7 лет)

 

Разработала:

воспитатель

Королева Оксана Вячеславовна

 

 

Обсуждена

на педагогическом совете

протокол № ____

от «____»_________2016

 

г. Калининград

2016 г.

Пояснительная записка

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Разработана на основе методического пособия И.В. Новиковой «Вязание крючком в детском саду». Вязание крючком – это старинный вид рукоделия, несложный и очень увлекательный. Вязание - это творчество и отдых. Красиво связанное изделие всегда приносит радость тому, кто его выполнил, и тому, для кого это изделие связано. Главное в рукоделии – это терпение, аккуратность и любовь к труду.

В процессе занятий вязания крючком формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетиче­скими ценностями своего народа.

Обучение этому способу вязания обычно не вызывает затруднения у детей 5-7 лет. Вязание развивает мускулатуру пальцев, делает более динамичными кисти рук и пальцы. У детей формируются навыки обращения с инструментами, кото­рые необходимы для начала школьного обучения.

Цельдополнительной образовательной программы – формирование у старших дошкольников художественно-творческих способностей посредством рукоделия – вязание крючком.

ЗадачиДОП:

- познакомить с историей, техниками работы по руко­делию;

- учить детей осваивать разные виды и способы вязания крючком;

- развивать творческую активность, мелкую моторику кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении;

- формировать положительно-эмоциональное вос­приятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, радость от совместного творчества.



Данная дополнительная образовательная программа обладает рядом особенностей:

1. Художественно - познавательный компонент этой программы способствует постижению детьми художественной стороны искусства вязания и зарождению у них интереса к данному виду рукоделия. В результате освоения содержательного и художественного компонентов вязания дошкольники осознают ценности данного вида искусства: каждая связанная вручную вещь уникальна. Обучение данному виду искусства помогает ребенку проявить самостоятельность в выборе средств выразительности, приобрести опыт индивидуальной творческой деятельности, самоконтроля, самоанализа и самооценки качества готовых поделок.

2. Технический компонент данной программы предоставляет детям возможность освоить технику вязания простых изделий цепочкой из воздушных петель, столбиками без накида, столбиками с накидом, вязания по кругу.

Приобретя ручную умелость, они могут самостоятельно выбирать тему изделия, цвет, способы, технику выполнения и, следовательно, повышать уровень творчества в рамках художественной деятельности.

Содержание данной дополнительной программы отражает следующие принципы:

· принцип развивающего образования, поскольку материал программы не просто даёт детям определённые сведения, а с их помощью развивает его;

· принцип практической применимости, то есть, приобретая ручную умелость, дошкольники могут самостоятельно выбирать тему изделия, цвет, способы, технику выполнения и, следовательно, повышать уровень творчества в рамках художественной деятельности;

· принцип интеграции образовательных областей, выражается в том, что содержание «художественно-эстетической» области интегрируется с образовательными областями «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», в которых на основе данного вида рукоделия, дошкольники учатся самостоятельно или под руководством педагога проектировать совместную деятельность по созданию вязаных изделий, выстраивать партнерские взаимоотношения, развивают социокультурный творческий опыт. Это способствует расширению кругозора, формированию у детей эстетического и художественного вкуса.

· комплексно-тематический принцип, согласно которому всё содержание ДОП сгруппировано по темам.

 

 

Реализация программного материала предполагает одно занятие в неделю, 4 занятия в месяц, продолжительность занятия:

5-6 лет – 25 минут,

6-7 лет – 30 минут.

 

Ожидаемый результат

В ходе реализации ДОП дошкольники:

- дети владеют элементарными умениями в работе с крючком, нитками и простейшими инструмента­ми (ножницами, иголкой);

-знают и выполняют правила безопасного пользования, крючком и иголкой;

-знают историю древнего рукоделия;

-правильно сматывают клубок;

-различают нитки (шерсть, синтетика);

-умеют вывязывать цепочку из воздушных петель;

-выкладывают узоры, буквы, цифры из вязаных цепочек;

-осваивают разные способы вязания (прямое вязание, круговое вя­зание и треугольное вязание);

-учатся обвязывать носовой платок по краю;

-владеют умением вязать изделия (прихватки, салфетки);

-принимают участие в оформлении панно на выставку (умеют рас­полагать вязаные цепочки, сочетая цветовую гамму и размеры элементов композиции);

-владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех эта­пах трудового процесса;

-экономно расходуют материал, бережно обращаются с инструмен­тами и поддерживают порядок на рабочем столе;

-используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи, проявляя при этом творчество.

 

Формами проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются:

- выставки работ детей, родителей и педагогов в детском саду;

- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малы­шам);

- развлечения;

- наблюдения за практическими действиями;

- творческий отчет воспитателя на педсовете.

 

 

Учебно-тематический план

дополнительной образовательной деятельности

Весь объём дополнительной образовательной программы составляет и включает в себя три образовательных компонента:

· содержательно-информационная часть;

· практическая часть;

· итогово-диагностическая часть.

Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. то, о чём узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и бесед воспитателя, рассказа детей, обсуждений, показа воспитателем способа действия.

Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме опытно-экспериментальной и художественно-продуктивной деятельности, трудовых действий, моделирования, непосредственно изготовления изделия, других совместных дел.

Третий компонент с помощью наблюдений, проведения выставок детских работ, конкурса работ, вручения готовых работ родителям, малышам в ка­честве подарков, развлечений, выставок подводит итоги содержания дополнительной образовательной программы, выявляет достижения ребёнка.

 

 

Таблица 1

 

Наименование разделов непосредственно- образовательной деятельности Общий объём программы (час., мин.) Из него время, отведённое, на:
содержательно- информацион- ная часть практическая часть итогово-диагностическая часть
10 тем дополнительной образовательной деятельности по художественно-эстетической направленности для детей 5-6 лет     1000 мин.     376 мин.     524 мин.     100 мин.
             

 

 

№ темы К-во занятий Общий объём программы (час., мин) Из него время, отведённое на:
содержательно- информацион- ная часть практическая часть итогово- диагностическая часть
1 тема 50 мин. 17 мин. 23 мин. 10 мин.
2 тема 125 мин. 47 мин. 68 мин. 10 мин.
3 тема 150 мин. 57 мин. 83 мин. 10 мин.
4 тема 150 мин. 57 мин. 83 мин. 10 мин.
5 тема 150 мин. 57 мин. 83 мин. 10 мин.
6 тема 100 мин. 40 мин. 50 мин. 10 мин.
7 тема 100 мин. 40 мин. 50 мин. 10 мин.
8 тема 50 мин. 17 мин. 23 мин. 10 мин.
9 тема 50 мин. 17 мин. 23 мин. 10 мин.
10 тема 75 мин. 27 мин. 38 мин. 10 мин.
Итого:        

 

 

Таблица 2

 

Наименование разделов непосредственно- образовательной деятельности Общий объём программы (час., мин.) Из него время, отведённое, на:
содержательно- информацион- ная часть практическая часть итогово-диагностическая часть
10 тем дополнительной образовательной деятельности по художественно-эстетической направленности для детей 6-7 лет     1320 мин.     448 мин.     760 мин.     112 мин.
             

 

№ темы К-во занятий Общий объём программы (час., мин) Из него время, отведённое на:
содержательно- информацион- ная часть практическая часть итогово- диагностическая часть
1 тема 120 мин. 44 мин. 64 мин. 12 мин.
2 тема 150 мин. 56 мин. 82 мин. 12 мин.
3 тема 180 мин. 46 мин. 124 мин. 10 мин.
4 тема 180 мин. 46 мин. 124 мин. 10 мин.
5 тема 150 мин. 56 мин. 82 мин. 12 мин.
6 тема 120 мин. 44 мин. 64 мин. 12 мин.
7 тема 120 мин. 44 мин. 64 мин. 12 мин.
8 тема 90 мин. 34 мин. 46 мин. 10 мин.
9 тема 120 мин. 44 мин. 64 мин. 12 мин.
10 тема 90 мин. 34 мин. 46 мин. 10 мин.
Итого:        

 

Содержание дополнительной образовательной программы

Лет

 

Тема занятия Программное содержание
«Знакомство со страной Вязанией» Познавательный рассказ "История вязания крюч­ком". Игра-сюрприз "Что в кор­зинке". Загадки о клубке, крючке, пословицы. Рассматривание вязаных изделий. Показ способа вязания петли. Гимнастика для глаз. Упражнение в вязании це­почки. Игры «Волшебный узор», «Путанка». Хоровод. Подарки детям – крючки. Упражнение "Клубочек", «Вяжем разноцветные клубочки». Индивидуальная помощь. Сказка «Как смотать клубок». Пальчиковая гимнастика.
«Встреча с мастером Крючком» Игровая ситуация: приход мастера Крючка, который принёс письмо от Клубочка и карту Волшебной страны Вязании. Рассматривание и сравнение ниток разных видов пряжи. Д/и «Угадай по описанию», «Для кого подойдёт хвостик?». рассказ воспитателя о б истории появления крючка. Стихотворение «Что за молодец, крючок!». Дыхательная гимнастика «На улице». Д/и «Найди каждому крючку свой домик».
«Пушистое солнышко» Пальчиковая гимнастика «Посмотри на пальчики». Показ и объяснение, как правильно держать крючок в руке. Предложить рассмотреть модель солнышка, выяснить, где у него лицевая, а где изнаночные стороны, обратить внимание на то, что к центру прикреплён пучок ниток, а на лучах есть дырочки. Изготовление лучиков солнышка. Индивидуальная помощь. Подведение итогов.
«Наша первая петелька» Беседа с детьми о погоде, рассматривание изображений туч, облаков. Игровая ситуация «Помощь гномикам». Рассмотреть карточки-схемы с условным обозначением и образцом воздушной петли. Показ и объяснение выполнения первой воздушной петли. Индивидуальная помощь. Пальчиковая гимнастика. Выполнение панно «Тучи и дождик».
«Цветочная поляна» Беседа с детьми о цветах, рассматривание изображений разных цветов. Рисование цветов. Загадывание загадок о цветах. Показ основы для аппликации «Цветочная поляна». Игровая ситуация «Подарок гномам» цветы, лепестки, которых связаны крючком. Выполнение аппликации. Чтение стихотворений о цветах. Физминутка «Я позвоночник берегу». Подведение итогов.
«Рябиновая ветка» Беседа с детьми о деревьях, д/и «С какого дерева листок?». Чтение загадок о деревьях. Показ образца аппликации. Вырезывание стебелька и листьев рябины. Вывязывание петелек и приклеивание к основе. Массаж пальцев «Тёплые ладошки». Подведение итогов.
«Ёжики» Беседа с детьми о диких животных, их внешнем виде, повадках. Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных. Игровая ситуация. Загадывание загадки про ежа. Проказ образца, беседа по вопросам о требуемых материалах. Пальчиковая гимнастика «Наши пальцы». Выполнение аппликации. Предложить детям придумать историю, которая может случиться с ёжиком в сказочном лесу. Подведение итогов.
«Петелька за петелькой» Игровая ситуация. В гости к детям пришла жительница волшебной страны Вязания – Маша-Растеряша. Рассмотреть образцы связанных цепочек. Показ способа вязания цепочки воздушных петель. Индивидуальная помощь. Массаж пальцев «Грибы». Вывязывание цепочек из воздушных петель. Подведение итогов.
«Красивые занавески» Беседа с детьми «Как мы готовимся к празднику». Игровая ситуация «Маша наводит порядок дома». Рассматривание образца, подсчёт количества петель, из которого выполнена цепочка для занавески. Вывязывание цепочки с определённым количеством петель. Приклеивание цепочек к окну в виде занавески. Подведение итогов.
«Закладка» Беседа с детьми о том, что такое закладка для книг, как ею пользоваться при чтении книг. Игровая ситуация с Незнайкой, который не может определить место в книге, где читал вчера. Рассматривание различных вариантов закладок. Гимнастика для глаз. Выполнение самой закладки. Подведение итогов.
«Волшебные картинки» Дидактическая игра «Назови предметы круглой, овальной, треугольной, шарообразной формы». Вывязывание цепочек из воздушных петель, приклеивание на нарисованную линию, придумывание и дорисовывание картинки. Физминутка «Каждый день по утрам..». Подведение итогов.
Разрезная картинка «Аквариум» (коллективная работа) Настольная игра «Разрезные картинки». Предложить детям помочь мастеру Крючку составить картинки и сделать их более нарядными, украсив их связанными цепочками. Вывязывание цепочек и приклеивание их на линии. Гимнастика для глаз.
«Белоснежка и семь гномов» Чтение отрывка из сказки «Белоснежка и семь гномов». Показ изображения Белоснежки и семь гномов. Показ образца гномика. Д/игра «Найди отличия между гномами». Выполнение петелек и цепочки для аппликации. Пальчиковая гимнастика. Подведение итогов.
Панно «Осень» Беседа с детьми о времени года – осень. Чтение стихотворений об осени. Загадывание загадок. Показ образца. Вывязывание цепочек тёмно-жёлтого, красного, коричневого цвета. Выкладывание и приклеивание цепочек к основе. Динамическая пауза. Рассказ-описание по картинке «Осень».
«Магазин игрушек» Дидактическая игра «Что здесь лишнее?». Игровая ситуация «Как расколдовать игрушки?». Загадывание загадок про игрушки. Рассматривание образца, беседа по вопросам. Выполнение аппликации. Предложить детям рассказать о своей любимой игрушке. Пальчиковая гимнастика. Подведение итогов.
«Бусы и браслеты» Беседа с детьми «Что подарить на праздник». Связать цепочки из пряжи, надев на них крупные бусины, из коротких цепочек сделать браслеты. Подведение итогов – самые нарядные украшения.
«Кулончик» В гости приходит Маша – большая модница, собирается на бал и хочет надеть украшение – кулон. Показ образца, беседа по вопросам. Поэтапное объяснение с показом. Выполнение кулона.
«Весёлые обезьянки» Беседа с детьми об обезьянах, месте их обитания, питания, привычках. Предложить детям рассказать о цирке, о дрессированных обезьянках. Рассматривание иллюстраций. Выполнение портрета обезьянки. Загадывание загадок о животных. Рассматривание образца и беседа по вопросам. Физминутка. Выполнение обезьянки.
«Лягушонок» Загадывание загадки про лягушонка. Предложить детям придумать сказку про весёлого лягушонка. Рассматривание иллюстраций. Рассматривание образца. Выполнение цепочек (туловище и голова). Приклеивание на основу деталей.
«Заснеженный домик» Беседа с детьми об изменениях в природе зимой. Выполнение аппликационного изображения домика. Рассмотреть аппликацию и подумать, что надо сделать, чтобы домик превратился в домик из Волшебной страны Вязания. Выполнение работы.
«Новогодняя картинка» Беседа с детьми о новогоднем празднике. Чтение стихотворений, подготовленных к Новому году. Рассматривание образцов новогодних панно, беседа по вопросам. Выбор образца для своей «Новогодней картинки». Выполнение новогоднего панно.
«Новогодние игрушки» Беседа с детьми о том, чем украшают ёлку, из чего сделаны игрушки. Показ игрушки, украшенной вязанными деталями. Вывязывание петелек и цепочек, украшение ими игрушек.
«Карандашница» Показ украшенной вязанными цепочками карандашницы. Беседа по вопросам. Вывязывание цепочки. Наклеивание цепочки по принципу «улитки» На одну, а затем на другую сторону карандашницы.  
«Улитка» Беседа с детьми о насекомых, их внешнем виде, способе передвижения, питании. Рассматривание иллюстраций. Загадывание загадки об улитке. Рассматривание образца, беседа по вопросам. Выполнение улитки. Предложить детям рассказать, какая получилась улитка.
«Кто спрятался в клубочке?» Предложить детям дорисовать мелкие детали к кругам или овалам нарисованным на листе бумаги. Показ шаблонов на основе выполненных рисунков. Д/и «Узнай по описанию». Заполнение кругов, овалов по принципу «улитки», дорисовывание деталей.

 

 

Содержание дополнительной образовательной программы

Лет

 

Тема занятия Программное содержание
«Осенние деревья» Беседа с детьми о временах года. Загадывание загадок об осени. Показ образца. Подбор материала для осенних деревьев. Вывязывание цепочек определённого цвета. Выкладывание картинки по принципу «улитки». Гимнастика для глаз. Подведение итогов.
«Плывёт, плывёт кораблик» Рассматривание иллюстраций с изображением кораблей, уточнение названий его частей. Чтение отрывка и сказки А.С. Пушкина о царе Салтане. Рассматривание образца. Поэтапное выполнение кораблика.
«Букет цветов» Пятачок спешил к детям, собрал большой букет цветов, но поднялся сильный ветер и оборвал все цветы, остались одни стебельки. Помочь Пятачку смогут дети, если свяжут красивые цветы. Выполнение сердцевины цветка, замыкание в кольцо полустолбиком, затем вывязывание лепестков из 10 воздушных петель. Наклеивание цветов на основу аппликации.
«Салфетка для куклы» Игровая ситуация «Маша ждёт гостей». Рассматривание вязанных салфеток. Беседа по вопросам. Рассматривание схемы вязания отдельного цветка. Вывязывание нескольких цветов и соединение их в одну салфетку.
«Куколка – модница» Беседа с детьми о любимых игрушках. Рассматривание игрушек из различных материалов. Показ детям куколки-модницы, которая любит наряжаться, у неё красивые вязанные шляпка, юбочка и сумочка, но ей скучно и не с кем играть и она просит детей смастерить таких же куколок-подружек. Рассматривание образца, беседа по вопросам, выполнение куколки поэтапно.
«Юбочка для куколки» В гости к детям пришла куколка, она очень любит наряжаться, поэтому принесла детям пряжу разного цвета и просит их связать ей наряды. Рассматривание схемы вязания юбочки. Знакомство с новым видом петельки – «столбик без накида». Вывязывание полотна юбочки до конца.
«Сумочка для куколки» Предложить детям рассмотреть сумочку. Показ схемы вязания круглой детали сумочки. Поэтапное выполнение вязания деталей сумочки.
«Подарок к 8 Марта» Беседа с детьми о празднике весны. Рассматривание образца. Беседа по вопросам. Чтение стихотворений к празднику. Поэтапное выполнение открытки.
«Яблоня с яблоками» Беседа с детьми об овощах и фруктах. Дидактическая игра «Что растёт на грядке, а что на дереве?». Загадка про яблоко. Рассматривание схемы вязания яблока. Вывязывание яблок, по кругу столбиками без накида. Составление аппликации яблони с яблоками.
«Одуванчик» Беседа с детьми о цветах. Дидактическая игра «Что растёт на клумбе, а что на лугу?». Чтение стихотворения про одуванчик. Рассматривание образца и ответы на вопросы. Выполнение цветов.
«Колобок» Чтение русских народных сказок. В гости приходит старый знакомый мастер Крючок. Загадывание загадок о персонажах сказок. Рассматривание схемы вязания детали Колобка. Выполнение деталей сказочного героя. Гимнастика для глаз.
«Цветик-Семицветик» Чтение детям сказки «Цветик-Семицветик». Подбор цветовой гаммы пряжи для выполнения аппликации. Заучивание фразы из сказки. Выполнение цепочек из воздушных петель и приклеивание их на шаблон. Подведение итогов.
«Подсолнухи» Загадывание загадки. Рассматривание образца подсолнуха и беседа по вопросам. Выполнение сердцевины и приклеивание на панно с подсолнухами. Пальчиковая гимнастика.
«Цыплята» Выполнение панно «Сельский дворик». Беседа с детьми «Кого можно встретить на сельском дворике?». Предложить детям придумать, как зовут цыплят. Рассматривание рисунка с изображением цыплёнка и ответы на вопросы. Вывязывание деталей головы, туловища и ног. Динамическая пауза. Наклеивание деталей на основу. Подведение итогов.
Панно «Домик для паучка» Беседа с детьми о насекомых, среде их обитания, образе жизни. Рассматривание иллюстраций насекомых. Загадывание загадки о паутине. Вывязывание цепочек из воздушных петель с прикладывание к разметке на схеме. Приклеивание деталей на панно.
«Паучок» Предложить вспомнить для какого насекомого выполняли домик на предыдущем занятии. Рассматривание вязанной игрушки паучка и беседа по вопросам. Поэтапное выполнение деталей паучка.
«Весёлая гусеница» Дидактическая игра «Кто летает, кто ползает?». загадывание загадки про гусеницу. Рассматривание рисунка и беседа по вопросам. Вывязывание по одному кругу туловища гусеницы. Наклеивание на основу. Придумывание рассказа про путешествие гусеницы.
«Черепаха» Прослушивание песенки про Львёнка и Черепаху. Показ изображений. Предложить связать Черепаху. Рассмотреть изображение черепахи и подумать из каких частей состоит изображение и какой формы. Вывязывание деталей черепахи. Придумывание имён черепахам.
«Ромашка» Рассматривание иллюстраций и ранее выполненных работ, на которых изображены цветы. Загадывание загадки про ромашку. рассматривание ромашки, которая выросла на лугу в Волшебной стране Вязания. Беседа по вопросам. Поэтапное выполнение ромашки.
« Ягодка Земляничка» Беседа с детьми о ягодах, фруктах. Дидактическая игра «Что где растёт?». Загадывание загадки про землянику. Вывязывание цепочки и наклеивание по силуэту.
«Волшебная рыбка» Беседа с детьми об обитателях морей. Показ иллюстраций с изображением рыб и водорослей. Вязание цепочки из воздушных петель разных цветов, по выбору детей. Подвижная игра «Море волнуется раз..» Выкладывание и наклеивание силуэта рыб на основу.
«Выставка Мастера Крючка» Оформление выставки детских работ. Мастер Крючок приглашает всех на выставку работ, но чтобы попасть туда надо ответить на вопросы Клубочка пряжи. Викторина для детей. Рассматривание выполненных работ. Придумывание рассказов с использованием поделок, представленных на выставке.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.