Теперь медленно, с интервалом в две секунды начинайте обратный отсчет от ста до одного. Проделывая это, сосредоточьтесь на счете, и вы в первый раз войдете в альфа. 3 глава
Эта женщина за время своей беременности завязала прекрасные отношения со своим врачом-акушеркой. Между ними возникла дружба и взаимопонимание. Когда же пришло время родов, то женщина под общим наркозом, как это обычно делается, родила здорового ребенка. Позже, когда врач посетила свою пациентку в палате, она заметила, что женщина испытывает странную отстранённость и даже враждебность к своему ребенку. Ни сама женщина, ни врач не могли найти разумных причин такого поведения, хотя обе хотели понять, в чем дело. И тогда было решено с помощью гипноза найти какое-то скрытое воспоминание, которое могло бы разъяснить перемену отношения матери к своему ребенку. Под гипнозом женщина вернулась во времени назад, от воспоминаний о недавнем общении с врачом к более продвинутым в прошлое. Далеко забираться не понадобилось. Находясь в состоянии глубокого гипнотического сна, вместо того, чтобы пропустить период, когда она была "без сознания" в родильной комнате, женщина вспомнила все, что говорили находившиеся там врач и медсестры. Временами их высказывание не относились к делу, временами это были шутки, а порой - выражения раздражения по поводу медленных родов. Женщина для присутствовавших была вещью, ее чувства совсем не принимались во внимание. В конце концов, она ведь была без сознания, не так ли? Я ставлю под сомнение саму возможность когда-либо быть без сознания. Мы просто либо можем, либо не можем вспомнить то, что испытываем, но мы всегда воспринимаем, и все воспринятое оставляет воспоминания, надежно отпечатанные в мозгу. Значит ли это, что с помощью особых техник запоминания, которые вы скоро изучите, вы будете в состоянии лет через десять вспомнить номер данной страницы? Вероятно, вы даже не взглянули на него, но ведь он стоит в уголке страницы, вы видели его, образно говоря, краешком глаза. Возможно, да, а возможно, и нет, ведь это не было и, вероятно, не будет важно для вас.
Удастся ли вам вспомнить имя интересного человека, с которым вы встретились на обеде на прошлой неделе? Когда вы услышали его имя, то сам факт слышания был необходимым событием. Вам требуется просто вспомнить окружающие обстоятельства данного события на вашем мысленном экране, как я уже объяснял, и вы вновь услышите нужное имя. Расслабьтесь, войдите в альфа-состояние, создайте экран, восстановите на нем событие. Все это займет не более 15-20 минут. У нас есть еще один способ, вроде скорой помощи, который мгновенно погрузит вас в необходимое состояние, где вспоминание информации произойдет легче. Этот метод включает в себя простейший механизм запуска, который легко осваивается и совершенствуется с каждым разом использования. Для хорошего усвоения процедуры потребуется несколько сеансов медитации. Сам метод чрезвычайно прост: вы сводите большой палец с указательным и средним на правой или левой руке и тут же погружаетесь в более глубокое состояние. Попробуйте сделать это теперь, и у вас ничего не выйдет - жест ещё не стал пусковым механизмом. Чтобы сделать его таковым, войдите в альфа-состояние и скажите себе (вслух или мысленно): "Когда я соединяю пальцы вот так" - соедините их - "с серьезной целью, то немедленно войду в данное состояние, необходимое для достижения желаемого". Повторяйте процедуру в течение недели, все время используя одни и те же слова. Вскоре у вас в уме образуется надежная ассоциация между соединением большого пальца с двумя другими и мгновенным вхождением в эффективное медитативное состояние. Вскоре может случиться, что вам потребуется вспомнить, например, чье-то имя, которое никак не приходит на память. Постарайтесь еще, и оно еще упрямее будет ускользать от вас. Волевые усилия в данном случае не только бесполезны, они просто мешают. Расслабьтесь. Поймите, что вы все помните и у вас есть способ включить процесс вспоминания.
Учительница, преподающая в четвертом классе одной из школ Денвера, использовала методы мысленного экрана и трех пальцев для обучения учеников правописанию. Она брала в среднем по 20 слов в., неделю. Для проверки усвоения, вместо диктовки всех слов по очереди, учительница попросила учеников записать все слова, какие Они усвоили за прошедшую неделю. Ученики прекрасно вспомнили все слова и их правописание с помощью методов трех пальцев и мысленного экрана. "Даже самым слабым ученикам потребовалось не более 15 минут, чтобы выполнить тест, " - уверяла учительница. Используя те же приемы, она к двенадцатому ноября обучила четвероклассников таблице умножения - материалу, которым в норме занимаются целый учебный год. Тим Мастерс, студент-таксист, упомянутый в предыдущей главе, часто сталкивается с клиентами, желающими поехать по различным адресам в соседние города, куда он ездил давно и память о пути туда уже затуманилась. Не многие спешащие пассажиры стали бы входить в его положение и ждать, пока он проведет сеанс медитации перед отъездом. Но метод с пальцами помогает ему быстро восстановить в памяти предыдущие поездки и вспомнить маршруты До того, как Мастере прошел курс управления разумом, его отметки в нью-йоркском технологическом институте все были В и только одна А (А - высшая, В - ниже, С - еще ниже и так далее). "Теперь я стипендиат, - говорит он, - все отметки А и только одна В." В учебе он применяет метод ускоренного обучения, о котором вы прочтете в следующей главе, а экзамены он сдает, сомкнув кольцом три пальца. Техника сомкнутых пальцев используется и в других случаях, о чем вы узнаете позже. Мы применяем ее в нескольких необычных случаях. Этот жест уже в течение многих веков используется различными медитативными дисциплинами. А вы, когда в следующий раз увидите изображение или скульптуру человека восточной культуры, например йога, сидящего в состоянии медитации со скрещенными ногами, заметьте, что пальцы его рук сомкнуты подобным образом.
Глава 6. Ускорение обучения. Когда вы станете изучать технику развития памяти, описанную в предыдущей главе, вы будете на пути к следующему этапу - ускоренному обучению. Говоря вкратце, прогресс будет происходить следующим образом: вы научитесь входить в медитативное состояние, затем, находясь в необходимом состоянии, создавать мысленный экран, который используется для многих целей, одна из которых - вспоминание информации. Затем, как сокращенную процедуру, изучите технику трех пальцев, используемую для ускоренного вспоминания. Освоив перечисленные методы, вы будете готовы освоить новые способы получения информации, что сделает запоминание еще более легким делом. И, что так же важно, эти новые способы обучения сделают процесс вспоминания не только более легким, но ускорят его и помогут более глубоко осознать то, что вы изучаете. Мы предлагаем две техники обучения. Начнем с более простой, хотя это не значит, что она является более легкой. Техника трех пальцев, как только она усвоена настолько, что вы мгновенно входите в медитативное состояние и сознательно действуете в нем, может использоваться, когда вы находитесь на лекции или читаете книгу. Это в значительной мере повысит сосредоточенность, а информация будет усваиваться более надежно. Позже ее легче будет вспоминать в бета-состоянии и еще легче в альфа-состоянии. Студент, сдающий экзамен с тремя сведенными вместе пальцами, как будто видит перед собой учебник, почти слышит преподавателя, как было, когда тема обсуждалась на занятиях в классе. Вторая техника не так проста, но вы будете готовы к ней уже на ранних стадиях практики метода управления разумом. Она имеет все преимущества обучения в альфа-состоянии, плюс добавляет способность к эффективному обучению в бета-состоянии. Для осуществления данной техники вам потребуется магнитофон. Допустим, вам требуется выучить трудный раздел учебника, причем нужно не просто запомнить, но и понять содержащуюся в нем информацию. На первом этапе не входите в альфа, а останьтесь во внешнем сознании, бета. Начитайте раздел вслух на магнитофонную ленту. Теперь войдите в альфа-состояние, включите магнитофон и сосредоточьтесь на своем голосе, воспроизводящем материал учебника.
На ранних стадиях практики метода управления разумом, особенно если вы не очень освоились с магнитофоном, который используете, вы можете самопроизвольно вернуться в бета, а воспроизводимый голос помешает быстро вернуться в альфа-состояние. К моменту восстановления необходимого состояния вы уже пропустите большую часть или весь урок целиком. Только с практикой можно добиться того, чтобы подобное не происходило. Поэтому дадим несколько советов. * Входите в альфа-состояние, держа палец на кнопке магнитофона. Это избавит вас от необходимости открывать глаза и искать ее. * Попросите кого-нибудь нажать кнопку воспроизведения по вашему сигналу. * Используйте технику трех пальцев для быстрого возврата в альфа. Проблема на первый взгляд может показаться серьезней, чем есть на самом деле. Практически же она может стать индикатором вашего прогресса. По мере привыкания альфа-состояние начнет ощущаться иначе. Вы станете все больше и больше чувствовать себя точно так же, как в бета, потому что научитесь действовать в альфа сознательно. Возможность научиться пребывать в альфа-состоянии и сохранять при этом полную умственную активность - характерная черта метода управления разумом. По мере дальнейшего прогресса возможно возвращение ощущений от раннего пребывания в аль фа, но на самом деле вы переходите в более глубокие состояния, вероятно, в тета. На занятиях курсов по управлению разумом я неоднократно наблюдал людей, находящихся в глубоких состояниях и вместе с тем эффективно действующих с открытыми глазами, обладающих таким же ясным сознанием, в каком сейчас пребываете вы, говорящих отчетливо, спрашивающих и отвечающих на вопросы, отпускающих шутки. Однако вернемся к магнитным записям. Для усиления эффекта пусть пройдет некоторое время, желательно несколько дней, и снова перечитайте параграф учебника в бета, а потом прослушайте в альфа. Теперь важный материал вами усвоен твердо. Если, изучая метод управления разумом по данной книге, вы работаете с кем-то еще, то можете обмениваться записями в целях разделения труда и экономии времени. Все должно отлично срабатывать, хотя в прослушивании собственного голоса есть определенное преимущество. Техники ускоренного обучения и трех пальцев доказали, что являются ценными способами экономии времени для выпускников курсов по управлению разумом, работающих в самых разных сферах деятельности. Вот только некоторые из них: торговля (и особенно страхование), академическое обучение, преподавание, юриспруденция и театр.
Преуспевающий страховой агент из Канады больше не испытывает терпение своих клиентов копанием в массе бумаг, чтобы ответить на сложные вопросы о владении недвижимостью и налоговых проблемах. Целый набор фактов, которые ему требуются в разговоре, всегда у него на языке. И это благодаря ускоренному обучению и технике трех пальцев. Адвокат, работающий в Детройте, "освободил" себя от пользования заметками при выступлении с речью перед судом присяжных. Он записывает свою речь на магнитофон и прослушивает ее в альфа-состоянии вечером накануне выступления, а затем еще раз на следующий день рано утром. Позже, когда он стоит перед присяжными, не имея потребности заглядывать в бумаги, ничто не мешает ему убедительно вглядываться им в глаза. В результате его речь звучит более убедительно, чем если бы он сверялся со своими заметками, и никто не обращает внимания на жест, который делают пальцы его левой руки. Нью-йоркский комик, выступающий в ночном клубе, вынужден менять свой репертуар каждый день - он "комментирует " новости. За час до выступления он прослушивает магнитофонную запись со своим голосом, подготовленную на основе дневных новостей, и готов обеспечить 20 минут "неподготовленного" свежего юмора. "Раньше я держал пальцы крестом в надежде на удачу. Теперь я соединяю три пальца и знаю, что должно произойти - люди будут смеяться." Конечно, ускоренное обучение и техника трех пальцев - идеальный вариант для студентов и учащихся. И это одна из причин того, что курс управления разумом введен в 24 колледжах и университетах, 16 средних и восьми начальных школах. Благодаря этим техникам тысячи учащихся затрачивают на учение меньше усилий, а выучивают больше. Глава 7. Созидательный сон. До чего же мы свободны, когда видим сны! Барьеры времени, ограничения пространства, законы логики, оковы совести - все отбрасывается, и мы становимся богами над своими мимолетными творениями. Благодаря тому, что создаваемое во сне принадлежит исключительно нам, Фрейд особое внимание придавал нашим сновидениям. Поймите сновидения человека, как бы указывал он, и вы поймете самого человека. В методе управления разумом сны тоже рассматриваются серьезно, но иначе, так как мы учимся использовать свой разум иным образом. Фрейд рассматривал сны, которые создаются нами спонтанно. Это не годится для управления разумом. Наш интерес в том, чтобы сознательно создавать сновидения, необходимые для решения возникающих перед нами проблем. А так как мы программируем темы сновидений заранее, то и истолковываем их иначе - и с впечатляющими результатами. Хотя программирование и ограничивает спонтанность нашего опыта во сне, мы получаем взамен другую значительную привилегию - больший контроль над собственной жизнью. Когда мы истолковываем предварительно запрограммированные сновидения, в дополнение к познанию нашей психики мы находим в них подсказки к решению насущных проблем. Обучение управлению сновидениями включает три этапа, и все они требуют медитативного состояния мозга. Сначала мы учимся вспоминать свои сны. Многие говорят: "Я вообще не вижу снов", но это совсем не так Мы можем не помнить снов, но видим их все. Стоит исключить сны из нашей жизни, и через пару дней наступят серьезные умственные и эмоциональные нарушения. *** Когда в 1949 году я только приступал к изучению возможности использовать сновидения для решения проблем, я вообще не предполагал, что найду. Как и вы, я слышал немало историй о провидческих предупреждениях, пришедших разным людям во сне. Цезарь, как мы все хорошо знаем, имел во сне предупреждение о "мартовских идах", именно том дне, когда, как оказалось, ему суждено было быть убитым. Линкольну тоже приснилось предупреждение об убийстве. Если эти сновидения и многие подобные им являются неповторимыми случайностями, то я только зря тратил время. И настал момент, когда я твердо убедился, что не трачу время попусту. На протяжении пяти лет я старательно изучал психологию - труды Фрейда -Адлера, Юнга, - и мне начинало казаться, что чем больше я изучаю, тем меньше знаю. Было уже около двух часов ночи, когда я бросил книгу на пол и приготовился заснуть, твердо решив не тратить больше времени на такие бессмысленные прожекты, как изучение трудов гигантов мысли, которые не могут прийти к согласию даже между собой. Отныне я решил заниматься только своим электронным делом и ничем больше. Бизнес я порядком запустил, и денежные сбережения быстро таяли. Двумя часами позже я проснулся оттого, что мне приснился сон. Он представлял собой не серию ^ событий, как в большинстве снов, но просто свет. Поле моего видения все было заполнено полуденным солнечным светом, золотым и очень ярким. Я открыл глаза и увидел мрак моей спальни. Закрыл глаза, и вновь вокруг был свет. Я повторил опыт несколько раз: открытые глаза - темно, закрытые - светло. Когда я закрыл глаза в третий или четвертый раз, то увидел три цифры: 3-4-3. А затем следующий ряд цифр: 3-7-3. Потом снова первый набор, а потом снова второй. Куда больше, чем шесть цифр, меня заинтересовал свет, который мало-помалу стал угасать. Я подумал, не подходит ли моя жизнь к концу, подобно тому, как вспышка света предшествует выходу из строя электролампы. А когда понял, что не умираю, то постарался вызвать свет назад, чтобы изучить его. Я изменил ритм дыхания, поменял положение тела в постели, состояние ума, но ничто не срабатывало. Свет продолжал меркнуть. Свечение длилось всего около пяти минут. Вероятно, цифры имели какое-то значение. Остаток ночи я пролежал без сна, вспоминая номера телефонов, адреса, регистрационные номера автомобилей - всего, что могло бы придать какой-то смысл увиденным числам. Теперь у меня есть эффективный метод разгадывания значения снов, но тогда я находился в самом начале своих исследований. На следующий день, не отдохнувший после только двух часов сна, я продолжал попытки соединить увиденные числа с чем-то, что мне было уже знакомо. Сейчас я должен рассказать о некоторых заурядных событиях, которые привели к раскрытию загадки и тем самым к появлению составной части метода управления разумом. За 15 минут до конца рабочего дня в моей ремонтной мастерской ко мне забежал приятель, чтобы пригласить на чашку кофе. Пока он меня ждал, жена мимоходом попросила: "Поскольку ты направляешься выпить кофе, почему бы не заглянуть в мексиканский район и не купить мне спирт для растираний?" В мексиканском районе, недалеко от моста, была лавка, где спирт для растираний стоил дешевле, чем в центре. По пути я рассказал приятелю о своем сне, и в это время мне в голову пришла мысль: что, если числа, которые я увидел, являются номерами лотерейных билетов? Мы как раз проезжали мимо лавки, которая была штаб-квартирой мексиканской лотереи. Однако было уже поздно, и шторы на витринах магазинчика были уже опущены. Ерунда, все равно это была глупая мысль, и мы проехали еще квартал, чтобы купить для моей жены растирание. Пока продавец заворачивал мою покупку, мой приятель отозвал меня в другую часть лавки. "Какие числа ты искал?" "Три, семь, три и три, четыре, три", - ответил я. "Иди посмотри!" И я увидел корешок лотерейного билета с номером 343 на нем. По всей республике Мексика сотни тысяч лавок, подобных этой, каждый месяц получали книжечки лотерейных билетов с различными тремя начальными цифрами. Но только одна лавка из всех продавала билет с номером 343. Билеты с номером 373 продавались в Мехико. Несколькими неделями позже я узнал, что моя половина лотерейного билета, первого, какой я когда-либо покупал, выиграла 10000 долларов, в которых я весьма нуждался. Как я ни был опьянен удачей, я все-таки "заглянул дареному коню в зубы" и нашел нечто более ценное, чем сам подарок. Это была твердая основа для убеждения, что мои исследования все-таки не бессмысленны. Каким-то образом мне удалось вступить в контакт с Высшим разумом. Возможно, я бывал с ним в контакте много раз и не знал об этом, но на этот раз знал точно. *** Поразмыслите над количеством на первый взгляд случайных событий, которые привели меня к разгадке. В момент, когда я был в отчаянии, цифры приснились мне удивительным образом - на фоне света, - так что я должен был запомнить их. Затем ко мне забежал мой друг, чтобы пригласить на кофе, и, несмотря на усталость, я согласился. Потом появилась моя жена и попросила купить спирт для растираний, что привело меня в единственное место в Мексике, где продавался определенный билет. Любой, кто думает, что это было просто совпадение, затруднится объяснить легко проверяемый факт: четыре выпускника курсов метода управления разумом, используя различные техники, которые я разработал позже, также выигрывали в лотерею. Это Регина М. Форнекер из Рокфорда, штат Иллинойс, которая выиграла 300000 долларов, Дэвид Сикич из Чикаго - тоже 300000 долларов, Фрэнсис Моррони из Чикаго и Джон Флеминг из Буффало, штат Нью-Йорк, - по 50000 долларов. На курсах по управлению разумом мы совсем не против слова "совпадение", напротив, мы придаем ему особое значение. Когда цепь событий, порядок которых трудно объяснить, приводит к конструктивному результату, мы называем это совпадением. Когда же цепь событий приводит к разрушительному результату, мы называем это случайностью. И на курсах по управлению разумом мы учимся механизму запуска совпадений. Выражение "случайное совпадение" мы не употребляем. Сон о выигрышном номере билета лотереи убедил меня в существовании Высшего разума и его способности общаться со мной. И, как я теперь понимаю, то, что он связался со мной во сне и проявил заботу о деле моей жизни, вовсе не является чем-то из ряда вон выходящим. Тысячи других людей получали информацию во сне какими-то паранормальными способами именно тогда, когда пребывали в отчаянии, подвергались опасности или находились на переломном этапе своей жизни. Множество подобных снов записано в Библии. Однако в то время сам факт, что нечто похожее случилось со мной, казался, по меньшей мере, чудом. Помнится, у Фрейда я читал, что сон создает благоприятные условия для телепатии. Для объяснения своего сна я пошел дальше и сказал, что сон создает благоприятные условия для получения информации от Высшего разума. Затем я пошел еще дальше и задал себе вопрос: должны ли мы подражать тому, кто пассивно ждет телефонного звонка? Не можем ли мы набрать номер телефона и сами, по собственной инициативе связаться с Высшим разумом? Как человек верующий, я рассудил, что если мы можем достичь Господа посредством молитвы, то можем разработать и метод связи с Высшим разумом. (Как вы увидите позже, в главе 15, когда я говорю о Боге и Высшем разуме, то подразумеваю разные понятия.) *** Да, мои эксперименты подтвердили, что мы можем связаться с Высшим разумом несколькими способами. Один из них - метод управления сном - очень прост, и научиться, ему не представляет труда. Нельзя рассчитывать, что яркий свет всегда поможет вспомнить увиденный сон, но можно рассчитывать на кумулятивный эффект, программирования самого себя в медитативном состоянии на его запоминание. Медитируя перед тем, как отправиться спать, скажите: "Я хочу запомнить свой сон. Я запомню свой сон". После этого ложитесь спать, положив рядом с кроватью карандаш и бумагу. Когда проснетесь, ночью или утром, запишите то, что запомнилось из сновидений. Тренируйтесь изо дня в день, и ваши воспоминания станут более отчетливыми и полными. Когда вы будете удовлетворены развитием способности помнить сны, то, значит, вы готовы сделать второй шаг. Во время медитации перед сном подумайте о проблеме, которую можно было бы решить, имея дополнительную информацию или совет. Надо, чтобы вы действительно желали решить проблему, ибо глупые вопросы приводят к глупым ответам. А затем запрограммируйте себя следующими словами: "Я хочу, чтобы мне приснился сон, содержащий информацию для решения проблемы, которая у меня на уме. Я увижу такой сон, запомню и пойму его ". Когда вы проснетесь среди ночи или поутру, воссоздайте мысленно наиболее яркое из сновидении и постарайтесь понять его значение. Как я уже упоминал ранее, наш метод интерпретации снов должен отличаться от фрейдистского, так как мы генерируем сны сознательно. Поэтому, если вы знакомы с фрейдистским методом интерпретации, забудьте о нем ради метода управления разумом. Только представьте себе, какой вывод сделал бы Фрейд из следующего сновидения. Среди джунглей стоит человек, окруженный дикарями. Дикари с угрожающим видом подходят все ближе. Их копья поднимаются и опускаются. А недалеко от острия каждого копья в древке имеется отверстие. Когда человек, видевший этот сон, проснулся, то понял, что нашел решение проблемы, которая поставила было его в тупик: как сконструировать швейную машину. До сих пор ему удалось только заставить иглу подниматься и опускаться, но не шить. И только сон подсказал ему, что в острие иглы следует сделать отверстие. Этим человеком был Элиас Хоув, изобретатель первой работающей швейной машины. Один из выпускников курсов управления разумом считает, что управление сном спасло ему жизнь. Накануне семидневного мотоциклетного похода этот молодой человек запрограммировал себя на сновидение, в котором получил бы предупреждение о возможных происшествиях в дороге. Большинство предыдущих путешествий так или иначе были отмечены небольшими неприятностями - проколотой шиной, загрязнением топливного шланга, а в последнем походе - непредвиденным снегопадом. И во сне он увидел, что находится в гостях у друга. И на обед ему подали тарелку, с верхом наполненную сырыми бобами, в то время как все остальные наслаждались вкуснейшим пирогом со свиным салом. Значило ли это, что ему не следует есть в пути сырые бобы? В этом было мало смысла, так как молодой человек не был любителем бобов вообще, а сырых в частности. Может быть, это значило, что его не желали больше принимать в доме друга? Нет, он был уверен в их дружбе, к тому же это никак не соотносилось с предстоящим путешествием. Двумя днями позже на рассвете молодой человек ехал по нью-йоркской автостраде. Утро было прекрасное, автострада в отличном состоянии, а из транспорта впереди виднелся только один маленький грузовичок. Приблизившись, молодой человек увидел, что кузов грузовичка доверху заполнен бобами. Вспомнился сон, и молодой человек сбросил скорость мотоцикла с 65 до 25 миль в час, а на повороте снизил вообще до 15. И тут его заднее колесо слегка занесло - под него попали бобы, просыпавшиеся из кузова грузовика! На большей скорости занос мотоцикла закончился бы куда серьезней, возможно, фатально. Только вы можете истолковать сны, которые решаете видеть. При соответствующем заблаговременном самопрограммировании на понимание сновидений вам будет предлагаться "подсказка" значения. Эта подсказка - зачастую бессловесный способ общения с нами нашего подсознания. С практикой вы выработаете в себе большую уверенность в надёжности таких подсказок. Слова, которые я предлагаю вам для самопрограммирования, совпадают с тем, что мы используем на занятиях курсов по управлению разумом. Другие слова тоже срабатывают. Но если вы собираетесь пройти курс управления разумом, точные фразы, заблаговременно усвоенные в альфа-состоянии, подготовят вас и сделают опыт богаче. Если вы будете терпеливы и спокойны, практикуя управление сном, то откроете для себя один из ценнейших умственных ресурсов. Не следует, однако, надеяться на то, что вы станете самым удачливым игроком в лотерею - в схему самой лотереи заложен принцип, что выигрывают только немногие. Но в самой природе заложено столько, что можно выиграть неизмеримо больше, чем могла бы предложить любая лотерея. Глава 8. Ваши слова имеют силу. Во "Вступлении" было рекомендовано не выполнять каких-либо упражнений при первом чтении книги. Следующее упражнение является исключением - попробуйте сделать его прямо сейчас. Привлеките к участию все свое воображение. Давайте рассмотрим значение следующего примера. Представьте себе, что вы стоите на кухне и держите в руке лимон, который только что вынули из холодильника. Лимон кажется холодным. Посмотрите на него, на его желтую кожуру. Кожура желтого, почти воскового цвета, а к вершинам плода переходит в зеленоватый. Сожмите его в руке и ощутите его упругость и вес. Теперь поднесите лимон к носу и понюхайте. Ничто не пахнет так, как лимон, правда? А теперь разрежьте его на две половинки и снова понюхайте. Аромат стал сильнее. Теперь укусите лимон поглубже и дайте соку растечься во рту. Ничто не может сравниться со вкусом лимона, правда? К этому моменту, если вы должным образом воспользовались воображением, ваш рот должен наполниться слюной. На какие мысли это должно нас наводить? Слова, "просто" слова повлияли на ваши слюнные железы. Слова даже не отражали в полной мери реальность, но влияли на ваше воображение. Когда вы читали слова с описанием лимона, вы непреднамеренно сообщали своему мозгу, что в вашей руке" находится лимон, вы подносите его ко рту. Мозг все это воспринял всерьез и сказал слюнным железам: "Эй, парень кусает лимон. Немедленно смойте кислоту!" И железы подчинились. Большинство из нас полагает, что слова, которыми мы пользуемся, определяют значения и то, что они означают, может быть хорошим или плохим, правдивым или фальшивым, сильным или слабым. Это так, но только отчасти. Слова не просто отражают реальность, но создают реальность, как, например, эффект слюноотделения. Мозг не такой уж тонкий интерпретатор наших намерений - он получает и накапливает информацию и, кроме того, отвечает за функционирование нашего организма. Скажите ему что-то вроде "я ем лимон", и он немедленно среагирует. *** А теперь настало время познакомиться с тем, что мы на курсах по управлению разумом называем "умственной чисткой". Для этого не существует никаких упражнений, только решение быть очень осторожным в выборе слов, которыми мы запускаем действие мозга. Упражнения, которые мы уже проделывали, были нейтральны физически, от них не было ни вреда, ни пользы для здоровья. Но польза, как и вред, может проистекать из слов, которые мы применяем. Дети часто играют за обедом в такую игру, при которой еду нужно называть наиболее тошнотворными словами. Например, масло - это раздавленные жуки, если назвать наименее колоритные сравнения из тех, что припоминаются. Цель игры - притвориться, что от новых названий блюд не противно, и довести кого-то другого до предела терпения. И часто такое срабатывает - чей-то аппетит сильно портится. И взрослыми мы часто играем в ту же игру. Мы притупляем наш аппетит к жизни отрицательными оковами, а слова, набирая силу при повторении, в ответ создают неприглядную жизнь, к которой падает наш аппетит. "Как поживаешь?" "Ах, не спрашивай", или "Жаловаться некому", или "Могло бы быть еще хуже".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|