Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Среднее царство и Новое царство.

Древний Египет

Дре́вний Еги́пет — одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г до н. э., когда вошло в состав Римской империи. Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, рабовладельческим строем и долгим периодом существования.

Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила. Весь Египет делился на две больши́е области: Верхний и Нижний Египет. Экономика Египта основывалась на продуктивном сельском хозяйстве в плодородной долине Нила. Жизнь египтян и расцвет их культуры зависели от плодородного черного ила, который приносили регулярные разливы великой реки. Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Столицей объединённого государства около 3000 г. до н. э. стал Мемфис в южной части дельты Нила.

Для египетского искусства присущи две особенности:

1.Сохранение различных древнейших установок, неотделимая связь искусства от древних религиозно-магических представлений, продолжавших жить в условиях рабовладельческого общества.

Очень замедленное развитие, основанное на строжайшем соблюдении традиций и выполнении канонов.

Черты мировоззрения египтян - культ обожествленного владыки-фараона и вера в загробную жизнь. Боги Египта. Их очень много, и часто разные боги отвечают за одно и тоже. Но есть несколько важнейших египетских божеств. Ра – бог солнца. Его сын – Осирис. Осирис был главным богом всего Египта, а потому вокруг его имени группируются почти все мифы и египетской религии. Вся человеческая жизнь казалась древними египтянами тому пути, который солнце пробегает по небесному своду, заходящее солнце, исчезавшее за горизонтом, казалось им образом смерти. Лишь только наступал торжественный момент смерти для какой-нибудь души на земле, Осирис должен был провести ее к жизни вечной. Он отождествляется с нею, проходит с нею вместе через все испытания, назначенные этой душе для очищения ее от греха; он же смягчал суровых привратников ада и боролся с чудовищами, обычными спутниками мрака и смерти. Наконец, он же, победив мрак с помощью восходящего солнца - Гора, восседал в страшном судилище смерти и открывал очистившейся душе врата вечного жилища, и блестящее утреннее солнце, появлявшееся с рассветом на горизонте, являлось символом этого второго рождения к жизни вечной, не знающей больше смерти. Египтяне верили, что фараон после смерти становится Осирисом и продолжает оказывать влияние на жизнь страны, что без этого влияния Нил вовремя не разольется, и тогда наступит голод и смерть. Египтяне верили, что у человека несколько душ и чтобы после смерти главная душа –они ее называли «ка» нашла нужное ей тело, нужно сохранить это тело - так родилось искусство мумифицирования. А чтобы тело сохранилось, нужны большие гробницы. Так родилась идея пирамид.

Тысячелетие до Н.Э.

Древнее царство

Во главе государства фараон, он же верховный жрец и сын бога солнца - Ра. Умирая, он отождествляется с богом Осирисом, и, как уже было сказано, его посмертная жизнь играет очень большую роль - отсюда и важность посмертного жилища - пирамиды. Древнее Царство называют «веком пирамид».

Пирамиды

Состояли из подземного помещения очень небольшого размера и огромного надземного холма - мастабы. Пирамида Джосера в Саккара (28 век до Н.Э.), постороенная зодчим Имхотепом. Высота более 60м. Ступенчатая. Состояла из семи убывающих сверху ступеней. Семь ступеней пирамиды Джосера соответствуют семи известным египтянам планетам и семи символическим ступеням человеческой жизни в загробном мире.

В это время еще не выработан классический тип. Самый известный комплекс пирамид – Гиза. Пирамида Хеопса в Гизе (27 век до Н.Э.) Из светлого камня посреди пустыни. В плане - квадрат, по сторонам - равнобедренный треугольник. При обычном в этих местах ослепительном солнце резкие и четкие тени подчеркивают рациональность и ясность - это и есть главная идея пирамид, то есть идея вечной абсолютной ясности бессмертия фараона., а значит и вечного существования Египта. Лучше всего вечные формы могут быть воплощены в «вечных», самых твердых материалах.

Высота пирамиды Хеопса - 147 м. (теперь из-за утраченной вершины и облицовки – 137м). Длина стороны основания - 233 м. Сложена из 2 миллионов 300000 блоков весом от 2,5 до 30 т. Дорогу для подвозки плит строили 10 лет. Идея бессмертия, мощи, деспотизма. Пирамида Хефрена известна в первую очередь тем, что на прямой оси, ведущей к ней, стоит гигантская фигура сфинкса. Фигура изображает строгий лик фараона с туловищем льва Его высота - 20 м., а длина - 40 м. Взгляд ничего не видит и обращен к, вечности, то есть утверждает идею вечного покоя. Людей и что-либо земное он не замечает. Пирамида Хефрена на три метра ниже пирамиды Хеопса. Пирамида фараона Микерина. Высота 62 м, длина стороны основания - 108,4 м. Вместе с пирамидой Микерина три эти пирамиды составляют главный элемент комплекса в Гизе близ Мемфиса.

Среднее царство и Новое царство.

Ослабляется власть фараонов, и прекращается строительство пирамид. Возрастает роль жречества. Создаются комплексы храмовой архитектуры. Храм – самое важное место для египтянина, строился на века. Храм – понятие каноническое и его каноничность определяется условиями:

- местность, на которой возведен храм, расположена на возвышении;

- пространство вокруг храма обнесено стеной или оградой;

- наличие «святилища», то есть центр сооружения храма скрыт от глаз человеческих.

Древнеегипетские храмы – комплексные сооружения. Возводились внизу на равнине, а гробницы высекались в отдаленных ущельях скал. Это могли быть монументальные здания с пилонами и аллеями сфинксов. Солнечные храмы были посвящены богу Ра. Солнечный храм представляет собой обнесенный стеной открытый двор на искусственной террасе, в центре которой возвышался обелиск на постаменте, верхушка обелиска обивалась золоченой медью и ярко блестела на солнце. По сторонам двора расположены крытые молельни и переходы. Перед обелиском располагался огромный жертвенник. С севера – поминальный храм, с юга – всевозможные строения и хозяйственные постройки. Солнечный храм соединялся крытыми проходами с воротами в долине. Вход соединялся с длинным коридором, который вел в нижний храм. В эпоху Нового царства формируется знаменитый комплекс храма бога Солнца Амона - Ра в Карнаке. (11-12векадоН. Э.)

Культовый ритуал, запечатленный в архитектуре.

От пристани на Ниле вела торжественная аллея, обрамленная небольшими фигурами сфинксов по обе стороны. Она подходила к двум большим пилонам, украшенным рельефной скульптурой.

Пилоны служили воротами в большой двор, окруженный колоннадой. Сюда впускали всех.

На той же оси стояли большой и малый многоколонные залы, куда пускали только избранных. Далее следовал зал, где стояла ритуальная ладья, куда допускались только высшие чиновники. Далее следовало святилище, куда войти мог только Фараон и верховные жрецы. По мере движения от двора к залам потолки становились все более низкими. Увеличивалась масса колонн, уменьшалось кол - во света.

Скульптура в храмах и гробницах

Египетская скульптура изображала богов, фараонов, знать, жрецов, писцов.

Изображение подчинялось жестким правилам: фигура стояла в однообразной позе, с выдвинутой левой ногой, либо она сидела фронтально, прижимая руки к торсу. Египтяне не умели изображать движение человеческого тела, так как их искусство в этом не нуждалось, главное было запечатлеть идею неподвижности, вечности. Отдельно стоит искусство портрета, связанное с заупокойным культом, Наиболее прославленная скульптура - портрет жены Тутанхамона Нефертити из крашенной и обожженной глины.

Рельефы изображали могущество погребенного фараона Фараон и боги изображались выше других людей. Фигуры изображались следующими одна за другой, одновременного действия не умели изображать.

В живописи египтяне проявили необыкновенные способности. Особенно интересны формы растительного и животного мира, в которых чувствуется большая свобода, чем при изображении людей. Животные и растения, рыбы и птицы получили единственное в своем роде художественное воплощение.

В 30 г. до н.э. Египет стал римской провинцией. В 642 г. завоеван арабами, и в последующем эта страна развивалась в мире мусульманской культуры, иной по содержанию и художественным формам.

Искусство Древнего Египта было создано народом, который был творцом одной из древнейших культур человечества и в течение нескольких тысячелетий играл важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии. Это искусство было наиболее передовым и наиболее совершенным среди искусств различных народов Древнего Востока. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство было новым и большим шагом вперед после первобытного искусства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...