Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

График рыночного равновесия




Фундаментальные вопросы экономики и их рыночное разрешение

1. Что производить?

Рынок ориентирован на прибыль, а её приносят те товары и услуги, которые пользуются спросом.

2. Как производить?

Ресурсы пойдут в те отрасли, которые выпускают товары, пользующиеся спросом.

Внутри отрасли ресурсы пойдут на такие предприятия, которые являются наиболее конкурентоспособными. Такие предприятия, которые применяют новые технологии и методы организации производства.

3. Для кого производить?

Распределение зависит от доходов каждого человека. Доходы - от ресурса, вложенного в экономику и от цены на этот ресурс в данное время в данном месте.

Тема 4. Экономическая конкуренция

Конкуренция

Плюсы «+»: Минусы «-»:
При наличии конкуренции производитель стремиться снизить свои затраты, чтобы увеличить прибыль → внедрение новых технологий → снижение издержек производства, рост производительности труда→ снижение цен.   Это выгодно всем слоям населения Нестабильность бизнеса → безработица → инфляция → банкротство отдельных производителей
Конкуренция заставляет улучшать качество продукции и постоянно увеличивать разнообразие товаров и услуг Несправедливое распределение доходов общества
Межотраслевая конкуренция заставляет улучшать качество продукции и постоянно увеличивать разнообразие товаров и услуг В ходе развития конкуренция может себя уничтожить. Это происходит тогда, когда конкурентное преимущество какого-либо производителя имеет устойчивый долговременный характер
Межотраслевая конкуренция путём перелива капитала из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики и стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей  
Конкуренция способствует развитию НТП, заставляет применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы  
Конкуренция «вымывает» неэффективных производителей  
Конкуренция создаёт экономическое принуждение, т.е. заставляет поддерживать высокую деловую активность  

 

Несовершенная конкуренция:

Ø Монополия

Ø Олигополия

Ø Монополистическая конкуренция

Монополия

Наиболее ярко выраженный тип несовершенной конкуренции.

Монополия – (в широком смысле) исключительное право на производство, промысел и другие виды деятельности, принадлежащие одному лицу, определённой группе или государству.

Признаки монополии

1. Монополист – единственный продавец, а монополизированная отрасль – синоним фирмы.

2. Реализуемый товар уникален в том смысле, что у него нет хороших или близких занятий.

3. Монополист обладает рыночной властью, контролируются поставки товаров на рынок.

4. На пути рынка монополист устанавливает непреодолимые для конкурента барьеры искусственные и естественные.

Искусственные – патенты и лицензии.

Естественные – характерны для тех отраслей, где функционируют естественные монополии – это сферы деятельности и отрасли, в которых развитие конкуренции либо невозможно, либо не эффективно.

Монополия может возникнуть тремя путями:

1. Отрасль с момента её возникновения это единственный производитель

2. На рынке может действовать много производителей, но они тайно сговариваются и действуют монопольными методами.

3. На рынке в исходном состоянии может находиться много производителей, но один из них скупает своих конкурентов и становится монополистом.

В условиях монополии объём производства, который максимизирует прибыль ниже, чем при совершенной конкуренции, а цены выше.

Это приводит к тому, что монополистические ресурсы используются не в полной мере → часть продукции, нужной обществу не производится.

Монополист – отрасль → Кривая спроса совпадает с кривой отраслевого спроса.

Цена и количество изменяются в соответствии с кривой спроса. Монополист одновременно выбирает комбинацию «цена – количество», при этом нет никаких стимулов увеличивать производство своей продукции даже при очень высоких ценах, т.к. расширение производства снизит рыночные цены и соответственно снизится прибыль.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...