Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы развития теории управления

Глава 2. Основы управления в таможенных органах

Наука об управлении получи­ла развитие в трудах отечественных ученых - Д.М. Гвишиани, Г.Х. Попова, А.В. Попова, А.Г. Аганбегяна, Ю.П. Васильева, А.И. Анчишкина и в трудах зару­бежных авторов - А. Файоля, П. Друкера, М.Х. Мескона, X. Вольфганга, И. Ансоффа и др.

Первый этап методологии научного управления составил анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем обосновывалась необходи­мость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства.

Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие науч­ные положения:

- использование научного анализа для определения наилучших способов дости­жения целей и решения конкретных задач;

- важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач и обеспечение их обучения;

- необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффектив­ного выполнения задач.

В зарубежной науке управления сложились концепции, ко­торые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления:

- концепция научного управления;

- концепция административного управления;

- концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений;

- концепция управления с позиций науки о поведении.

В современных условиях существуют основные научные подходы к управлению:

- подход к управлению как к процессу;

- системный подход;

- ситуационный подход.

Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого «Принципы научного управле­ния» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.

Ф. Тейлор считал менеджмент истинной наукой, основанной на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического вы­полнения самой работы. Ф. Тейлор сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению - это определенная специальность и что организация в целом вы­игрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.

Благодаря разработке концепции научного управления, менеджмент был при­знан самостоятельной областью научных исследований и было доказано, что мето­ды, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в прак­тике деятельности организаций для достижения намеченных целей.

Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения эффективности производства.

Концепция, административного управления направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-e годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию (принцип иерархичности) При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функцио­нирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды.

Появилось понимание того, что организацией мож­но управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать целей. Эта кон­цепция получила также название «классической теории управления».

Согласно концепции одного из представителей классической теории управления А. Фаиоля, «управлять - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться со­гласовывать, контролировать».

Это высказывание ученого относится к 1923 г. когда теория управления только начинала развиваться. А. Файоль рассматривал управление (в его терминологии - администрирование) как совокупность принципов, правил приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы.

Главный вклад А. Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, контроль. Ему принадлежит также разработка прин­ципов построения структуры организации и управления производством.

Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

Исследования, проведенные американским психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонни­ки концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повы­шения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Эта концепция, получившая наибольшее распространение в 30-50 гг., основана на важнейшем положении о том, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда составляет основу повышения его производительности.

Современная зарубежная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто несовместимы друг с другом. В ней отсутствуют внутреннее единство, логическая связь. Но все эти направления, концепции, взгляды отличает стремление соединить научное исследо­вание организационно-технических проблем управления отдельными предприятия­ми с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствования: достижения стабильности экономического развития, преодоления социально-экономических конфликтов.

Отсюда стремление повысить практическую значимость теоретических исследований в области менеджмента, переориентировать теорию управления в на­правлении практики управленческой деятельности, в области разработки принци­пов, дающих возможность практически решать в определенных условиях организа­ционные проблемы.

Ориентация теоретических исследований на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм была и остается основополагающей тенденцией развития зарубежной теории управления.

На современном этапе важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, учета изменений внешней среды в дея­тельности отдельных компаний, ориентации предприятия в сложившихся условиях.

Суть концепции адаптации, или стратегии приспособления, состоит в том, что в реальной хозяйственной жизни стратегия фирмы - это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней среды, т. е. это стратегия маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров ме­жду предприятиями, расположенными в разных странах, в зависимости от уровня издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического роста, по­литической стабильности страны.

Концепция глобальной стратегии направлена на оптимизацию деятельности фирмы. В ней акцентируется внимание на необходимость выработки единой страте­гии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпорации, а не ее отдель­ных частей. Существуют разные направления этой концепции:

- теория множественности целей, когда глобальная стратегия направлена на реали­зацию многих целей и отрицается максимизация прибыли в качестве главной цели;

- признается, что оптимизация деятельности осуществляется в целях максимиза­ции прибыли;

- оптимизация деятельности направлена на получение максимальной прибыли в результате лучшего приспособления организационной структуры к изменяющимся условиям (децентрализация, координация);

- оптимизация деятельности осуществляется путем совершенствования основных функций управления, в частности, планирования (долгосрочного).

Концепция целевой ориентации утверждает, что должна доминировать роль целеполагания в процессах планирования, организации, контроля, мотивации.

Концепция управления с позиций науки о поведении - это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо - повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. От­сюда - исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в орга­низациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни.

Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений пове­денческих наук к построению и управлению организациями.

Таким образом, основные концепции менеджмента направлены на со­вершенствование стратегии отдельных предприятий с целью получения намечаемых прибылей.

В основе концепции рыночного управления лежит объективная тенденция к обобществлению производства, в результате которого у крупнейших фирм появилась возможность воздействовать на рынок, осуществляя его раздел, влиять на характер и механизм экономических отношений, регулирую­щих связи между рынком и производителем.

Концепция рыночного управления направлена на совершенство­вание организации управления деятельностью отдельных предприятий. В этой кон­цепции больше, чем в других, отражается связь отдельных предприятий с рыноч­ными отношениями, а точнее, с проблемой регулирования рыночных отношений. Здесь обосновывается необходимость в той или иной форме регулировать процессы развития, управлять ими, а не полагаться полностью на рынок, стихийно регули­рующий экономические процессы.

Придавая важное значение регулированию рыночных отношений, теоретики ме­неджмента особый упор делают на необходимость приспособления фирмы к требо­ваниям рынка по каждому конкретному продукту, выпускаемому фирмой. Поэтому организационно-технический аспект этой теории направлен на так называемое «планирование продукта», которое охватывает систему мероприятий по изучению рынка конкретного товара, составлению программ и прогнозов, разработку и вне­дрение на рынок нового товара, по активизации спроса на товары и получению вы­сокой прибыли от его реализации.

Установление и регулирование рыночных отношений, согласно этой концепции, основано на экономической силе и научно-производственном потенциале их участ­ников. Каждая фирма стремится не только сохранить свою долю на рынке, но и увеличить ее, потеснить конкурентов, вытеснить их с рынка, разорив либо подчинив своему влиянию и контролю.

Таким образом, эта концепция не только дает теоретическое обоснование необходимости регулирования рынка в современных условиях, но и служит источником практических рекомендаций по разработке новых форм и методов ор­ганизации хозяйственной деятельности фирм.

Менеджмент реализуется в практической деятельности фирм как система управления. Следовательно, менеджмент регулируется законами развития рыночной системы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности фирмы к изменяющимся рыночным условиям.

Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повы­шению производительности труда и рентабельности производства, исходя из сло­жившихся условий во внутренней и внешней среде. Отсюда появление и развитие в современных условиях новых подходов к управлению, ориентированных на решение проблем управления в крупных промышленных фирмах, международных по сфере деятельности - транснациональных корпорациях.

Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс, в ко­тором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматрива­ется не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления.

Оптимальный набор функций включает: планирование, организацию, распоряди­тельство (командование), мотивацию, руководство, координацию, контроль, комму­никацию, исследование, оценку, принятие решений, подбор персонала, представи­тельство и ведение переговоров или заключение сделок.

Системный подход к управлению предполагает, что руководители должны рассматривать ор­ганизацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, струк­тура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход предполагает, что эффективность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует множество факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде. Самым эффективным в конкретной ситуации становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации.

Ситуационный под­ход внес большой вклад в теорию управления, поскольку содержит конкретные ре­комендации по применению научных положений к практике управления в зависи­мости от сложившейся ситуации и условий.

Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование органи­зации в данное время. Используя ситуационный подход (ситуационное мышление), управляющие смогут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход предполагает определение основных внутренних и внеш­них факторов, которые воздействуют на функционирование организации. Для прак­тических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают влияние в каждой конкретной ситуации.

Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации.

Менеджмент как организация управления фирмой. В современных условиях широко распространено мнение ученых о том, что процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организационного знания в области управления) к реальностям ситуации, следовательно, к практике. Осуществляет различные виды предпринимательской деятельности, направленные на получение прибыли. Содержание менеджмента, таким образом, состоит в достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.

Цели всякой организации предполагают преобразование ресурсов (капитал, ма­териалы, технология, информация, трудовые ресурсы) для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов дея­тельности - функций.

В зависимости от конкретных функций организация делится на подразделения, выполняющие возложенные на них задачи по реализации специфических целей. Подразделения (отделы, службы, отделения) представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Здесь речь идет об управлении организацией.

Менеджмент как организация (орган) управления. Обычно под организацией понимается структура (состав), в рамках которой проводятся сознательно коорди­нируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей.

Поскольку само по себе управление тоже имеет определенную структуру, то наряду с организацией и управлением можно говорить об организации как органе, субъекте управления и об управлении организацией, рассматриваемой как объект управления. В обоих случа­ях для таких понятий применяется термин «менеджмент». Под органом управления часто понимают руководство, которое представляет фирму и действует от ее имени.

Менеджмент как различные уровни аппарата управления. Крупная фирма обычно имеет в своем аппарате три уровня:

- Тор management - высшее звено управления, высшее руководство.

- Middle management - среднее звено управления.

- Lover management - низовое звено управления.

Менеджмент как организация работы людей, сотрудников, коллектива для достижения намеченной цели наиболее рациональным способом. Предполагается, что управление персоналом необходимо строить с таким расчетом, чтобы оно соответствовало потребностям сотрудников и позволяло активизировать их работу, по­вышать производительность труда и, следовательно, эффективность производства.

Менеджмент как система управления, в которой фирма или ее подразделение выступают как управляемый объект. При изучении фирм как объектов управления первостепенное значение имеют взаимные связи между более мелкими объектами (подразделениями), из которых они состоят.

Совокупность объектов, рассматривае­мых как единое целое, называют системой.

Система управления должна располагать материальными, финансовыми, трудо­выми и другими ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздей­ствий. Управленческие воздействия поступают в исполнительные органы как из­нутри управляемого объекта, так и извне, т. е. из внешней среды.

Наличие инфор­мации о внешней среде и выводы о влиянии на систему управления повышают эффективность системы, поскольку позволяют своевременно вносить коррективы в процесс управления и приспосабливаться к изменениям внешней среды - рыночных условий и системы их регулирования.

Основной оценкой эффективности и качества управления служит степень дос­тижения поставленных целей, как на текущий период, так и на средне- и долгосроч­ную перспективу.

Каждый аспект подхода к менеджменту как к системе управления требует ее изучения в статике и динамике, в рамках глобальной локальной деятельности, на текущий момент и на перспективу. А это отражается на формулировке целей, мето­дов воздействия для их достижения, на организационной структуре управления, на функционировании фирмы как управляемого объекта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...