Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Банк как участник платежной системы.




Платежной системой будем называть совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.

Таким образом, с организационной точки зрения ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав платежной системы также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.

"Процессинговый центр - специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.

Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях." *

Рассмотрим основных участников платежной системы и положение банка, которое он может занимать.

Основные участники системы карточных расчетов:

 владелец карточки;

 банк-эмитент;

 предприятие торговли или сферы услуг (торговец);

 банк-эквайр (банк обслуживающий торговое предприятие);

Права и обязанности сторон в системе карточных расчетов.

Владелец карточки:

 может использовать карточку для оплаты товаров или услуг, предлагаемых другими участниками карточного соглашения, а так же получения у банка кредита в налично-денежной форме в пределах установленного лимита

 может погасить свою задолженность банку по покупкам в течении льготного периода без уплаты процентов

 может воспользоваться продленным кредитом банка (за пределами льготного периода с уплатой установленных процентов)

 обязан погасить долг и проценты в соответствии со схемой, определяемой соглашением.

Банк эмитент карточки может одновременно быть и эквайером, тогда его функции будут включать:

 выдача карточки после тщательной проверки финансового положения и оценки кредитоспособности клиента

 открытие владельцу карточки специальный счет, на котором учитываются все операции с карточкой

 ежемесячно предоставлять клиенту выписку с указанием размеров задолженности, сумм и сроков погашения долга

 оплачивать счета торгового предприятия по покупкам сделанным с применением карточек за вычетом комиссионных сборов (дисконта)

 отказ от оплаты торговых счетов, если нарушены какие-либо условия соглашения (например превышен лимит покупки без соответствующего разрешения на это банка эмитента).

Если же банк является лишь банком-эквайером, то его функции заключаются в следующем:

 Обработка счетов, предоставленных в банк торговцем по операциям с карточками;

 Обмен информацией о сделках и уплата комиссионных в пользу банка-эмитента;

 Рассмотрение заявок торговцем на присоединение к системе расчетов, анализа кредитоспособности новых и уже имеющихся торговцев, проверка торговцев, подозреваемых в мошенничестве;

 Маркетинг, помощь торговцам в приобретении оборудования для пластиковых карточек;

Банк-эмитент выполняет следующие функции:

 Выпуск карточек (кодирование и запись персональных данных владельца карточки, высылка карточки клиенту, возобновление карточки);

 Анализ кредитоспособности (оценка финансового положения заявителя, открытие карточного счета, определение кредитного лимита);

 Авторизация (ответ на запрос торговца о возможности совершения сделки);

 Биллинг (подготовка и высылка владельцу карточки выписки с указанием сумм и сроков погашения задолженности);

 Взыскание просроченной задолженности и контроль превышения кредитного лимита;

 Работа с клиентами;

 Обеспечение безопасности и контроль за мошенничеством;

 Маркетинг.

Эмиссия карточек. Это отнюдь не техническая функция. Положительное решение по заявке клиента на получение карточки выносится после тщательного изучения его финансового положения и оценки риска неплатежа. Если результаты анализа неблагоприятны для клиента, ему могут предложить дебетовую карточку для снятия наличных денег со счета. Если же кредитоспособность клиента оценена положительно, вся существующая о нем информация вводится в компьютер. В него заносится фамилия и имя клиента, его постоянный адрес, номер в системе социального страхования, кредитный лимит, номер карточного счета и срок возобновления карточки. Одновременно подготавливается магнитная лента, необходимая для изготовления карточки клиента.

Биллинг. Банк-эмитент периодически, обычно раз в месяц, посылает клиенту особый документ - выписку с его кредитного счета, где указываются комиссионные сборы, которые клиент должен уплатить банку в связи с проведением операции, обязательную минимальную сумму погашения долга и новый остаток задолженности. Выписка должна быть выслана банком клиенту не позднее чем за 14 дней до наступления даты платежа.

Торговое предприятие участвующее в соглашении:

 обязуется принимать карточки в уплату за товары и услуги и проводить авторизацию (получать разрешение) в предусмотренных соглашением случаях

 обязуется изъять карточку если есть подозрения, что предъявитель не является законным его владельцем.

 может предъявлять банку для оплаты торговые счета для получения по ним денег немедленно

 обязан хранить конфиденциальную информацию о клиенте.

В большинстве стран операции с карточками регулируются специальным законодательством. В Великобритании, например, главным законом, регулирующим условия карточных соглашений, является Закон о потребительском кредите 1974 г.

Рассмотрим общие правила работы с кредитной карточкой.(схема 1)

1. Клиент банка представляет в банк заявку на получение банковской кредитной карточки. Форма заявки определяется банком. Сведения приведенные клиентом, используются банком для оценки кредитоспособности клиента и определения величины устанавливаемого лимита.

2. При положительном решении вопроса банк открывает клиенту специальный карточный счет. Одновременно изготавливается персональная пластиковая карточка, на которую заносится необходимая информация: фамилия и имя владельца, номер карточного счета, срок действия карточки.

 Банк- эмитент устанавливает два вида ограничений:

 общий кредитный лимит суммы непогашенной задолженности по карточному счету, который должен соблюдаться в течении всего периода действия карточки

 разовый лимит на сумму одной покупки.

Различным клиентам устанавливаются разные кредитные лимиты в соответствии с принятыми банком стандартами кредитоспособности.

3. В момент покупки товара или услуги владелец карточки предъявляет карточку. Продавец печатает торговый счет, на котором с помощью специального устройства отпечатываются сведения с карточки.

Торговый счет изготавливается в трех экземплярах. Первый экземпляр получает владелец карточки, второй остается у продавца, третий отсылается банку - эквайру.

4. Банк торговца (эквайр) получает от своего клиента ежедневно или в другие установленные сроки надлежащим оформленные торговые счета. Эти счета рассматриваются банком как эквивалент денежных сумм, которые подлежат немедленному зачислению на счет торговца. При оплате счетов с торговца удерживается особая комиссия (дисконт) в размере от 2 - 5% от суммы сделки.

5.После оплаты банк-эквайер предъявляет эту сумму банку эмитенту, который рассчитывается с ним.

6. Затем банк клиента рассчитывается с клиентом через счет клиента, т. о. цепочка начинается и оканчивается на клиенте. В конце каждого месяца банк осуществляет процедуру биллинга, то есть посылает владельцу карточки специальную выписку с его карточного счета с указанием всех операций, произведенных за период, а так же сумм и сроков погашения задолженности.

Схема 1

Т. О. Можно сделать вывод, что банк занимает центральное место в платежной системе. В системах банковских карточек проводится четкое функциональное разграничение между банками эмитентами карточек и банками - эквайрами. Первые обслуживают владельцев карточек, открывают им специальные счета, вторые - предоставляют комплекс услуг торговым предприятиям и сервисным фирмам, принимающим карточки в оплату товаров и услуг. Однако банк может являться одновременно и эмитентом и эквайером.

 Пластиковые проекты банков и их эффективность.

Внедрение банковских карточек в качестве одного из основных средств безналичных расчетов является важнейшей задачей "технологической революции" банковской деятельности. Это средство расчетов, обладая множеством несомненных достоинств, предоставляет как владельцам карт, так и кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием, массу преимуществ Для кредитных организаций - повышение конкурентоспособности и престижа, наличие гарантий платежа, снижение издержек на изготовление, учет и обработку бумажно-денежной массы, минимальные временные затраты и экономия живого труда.

. Таким образом, пластиковые деньги придуманы для того, чтобы реальные деньги оставались в распоряжении банков и приносили им максимальную прибыль через инвестиционные и кредитные программы. Обыкновенный держатель пластиковой карточки и не догадывается о том, какие прибыли (пока за рубежом) имеют банки, используя его средства в своей ресурсной базе. По оценкам специалистов, на руках у населения нашей страны находится 35 миллиардов долларов и десятки триллионов наличных рублей, которые просто изъяты из обращения. Для любого коммерческого банка представляет большой интерес привлечь эти средства в свои инвестиционные и кредитные потоки.

Иными словами, сконцентрировать основную массу денежных потоков, и направить их через банки, можно только при одном условии: резком увеличении объемов безналичных расчетов, как при выплате заработной платы, так и при совершении населением основной массы платежей.

При наличии разветвленной инфраструктуры приема платежей, круг возможных операций с картами укрупненно можно описать следующим образом:

 Зарплатные проекты,

 Корпоративные дебетовые карты для платежей по мелким хозяйственным операциям,

 "Бензиновые" карты для оплаты ГСМ частными лицами и организациями,

 Карты для обслуживания межрегиональных денежных потоков (в интересах частных лиц, оптовых торговцев и их диллеров, мелких предпринимателей),

 "Клубные", магазинные и т. п. карты.

 карты обслуживающие коммунальные платежи, и др.

Основной проблемой которая возникает при внедрении всех этих проектов является то, что не во всех регионах имеется удобная для массового клиента система безналичных расчетов. Отсюда вытекает такое противоречие:

 Данная система не возможна без активного участия в ней предприятий торговли, сферы обслуживания и других мест, где клиент может использовать карту для денежных расчетов

 В свою очередь, объекты инфраструктуры приема платежей трудно убедить в необходимости заключать договор с банком и при этом при совершении покупок держателями терять процент. К тому они не хотят нести затраты на приобретение оборудование и обучение персонала, если нет достаточного количества держателей карт.

Однако это противоречие, при правильном подходе со стороны банка, например, он может брать на себя расходы по приобретению терминалов и обучению персонала, вполне разрешимо, что подтверждается реальной практикой.. См. Приложение Таблица 1 и таблица 2

Из таблиц видно, что количества карт в использовании очень возросло в относительном выражении В целом по Тюменской области на 46%, по физическим лицам на 45% и по юридическим на 22%.Это свидетельствует о том, что продолжают реализовывать свои карточные программы. Это отлично иллюстрирует диаграмма 1.

Необходимо отметить, что получения наличных денег продолжает оставаться одной их самых распространенных операций с пластиковыми картами за период 2000-2001 год, произошел рост данных операций по Тюменской области на 533%, основной рост произошел по данным сделкам у физических лиц на 541% Данная динамика изображена на Диаграмме 2

Особо радует тенденция увеличения количества сделок по оплате товаро(работ, услуг0 с помощью пластиковых карт. Всего по Тюменской области произошло увеличени на 706 %, по физическим лицам на742%, по юридическим на 319%.

Т.О мы видим реальное подтверждение тому, что пластиковые карты в Тюменской области получают все большее распространение и что ещё более радует растет число пунктов обслуживания с1984 торгово-сервисных точек до 2299. Рост произошел на 15%. *

Основу все карточных пректов в России являются зарплатные проекты.

Рассмотрим все приемушества для участников проекта:

преимущества для предприятия:

 Перевод заработной платы на расчётный счет, обслуживаемый пластиковой картой, позволяет в значительной степени облегчить работу отделов бухгалтерии и кассы организации и сократить количество занятых в них сотрудников

 Использование пластиковых карт при выдаче заработной платы через банкоматы и ПВН уменьшает затраты предприятия и снимает проблемы получения, хранения и транспортировки наличных денег

 Снимаются пиковые нагрузки в дни выдачи заработной платы

 Упрощается процедура составления кассового плана

 Снимается проблема депонирования невостребованных средств, нарушающая кассовый план

Увеличивается период выдачи зарплаты, что устраняет неплановые простои предприятия в дни выдачи * Бюллетень банковской статистики по Тюменской области/2001.

 Появляется возможность заведения корпоративных карт предприятия для обслуживания текущих расходов: покупка бензина для служебного транспорта, канцелярских принадлежностей, представительские расходы и т.п.

 Начисление процентов на карточные счета сотрудников увеличивает их фактический доход без затрат со стороны предприятия

 Предприятиям, имеющим филиалы (в том числе в других регионах), предоставляется возможность централизованно начислять заработную плату и избавиться от необходимости инкассировать средства под зарплату

Предприятие может рассчитывать на получение льготного кредита из остатков на СКС, а также на дополнительные преимущества от обслуживающего банка, страховых организаций и т.п.

Преимущества для сотрудников предприятия:

Исключаются все неудобства, связанные с необходимостью иметь при себе наличные деньги и большие денежные суммы

Обеспечивается быстрота расчетов

Владелец пластиковой карточки может автоматически класть свою заработную плату под проценты в надежный банк

Держатель карты не зависит от дня и времени выдачи зарплаты

Он может получить требуемую наличную сумму денег в требуемой валюте (при желании можно снять всю сумму) в любом банкомате и ПВНе системы ", в том числе за рубежом. При этом не требуется заполнять таможенную декларацию на вывоз валюты

 Исключаются любые криминальные ситуации, связанные с получением заработной платы или совершением крупных покупок

 Пластиковые карточки являются универсальным платежным средством для оплаты товаров и услуг

 Предоставляется возможность конвертации по биржевому курсу при оплате по карте (в отличие от оплаты наличными, при которой пересчет осуществляется по завышенному курсу магазина)

 Существуют дополнительные льготы, предоставляемые банком-эмитентом

Кроме того, по договоренности с банком-эмитентом предприятие может организовать выдачу кредитных пластиковых карт своим сотрудникам, так как возврат средств на счета сотрудников гарантируется их будущей заработной платой.

О преимуществах для банка уже говорилось, подчеркнем ещё раз, что банки получают возможность:

 Привлечь дополнительны и "дешевые" денежные ресурсы,

 Расширить свою клиентскую базу

 Сократить объем операций, выполняемых при непосредственном контакте с клиентом,

 Получать новые источники доходов от обслуживания безналичных платежей,

 Минимизировать финансовые риски и потери,

 Четко контролировать состояние счетов клиентов,

 Получения любой актуальной и аналитической информации, связанной с операциями клиентов,

 Упростить и удешевить операции инкассации,

 Улучшить имидж банка, как организации, использующей передовые и перспективные технологии.

Т. О. банк может внедрять различные карточные проекты, но российская практика показывает, что у нас наиболее эффективными являются зарплатные проекты. Они представляют много преимуществ всем участникам данных проектов. Для предприятий это прежде всего облегчение работы бухгалтерии и ведения кассы, для клиента-держателя удобства в получении денег и использования их в розничной сети, для банка возможность привлечения свободных денежных средств, получение дохода в форме комиссии и улучшения имиджа банка. Какой доход банк может получить от использования зарплатных карт мы рассмотрим в следующей главе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...