Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Титульный лист набран в соответствии со стандартом, принятым на факультете.




Контрольная работа по психологии (1курс 2семестр ОЗО)

Вопрос №1.

1.Какой смысл вложен в житейские суждения: «детство есть детство», «такой у него возраст», «это у него возрастное»? Чем мож­но объяснить стойкость данных представлений?

2. Приведите примеры разделения жизненного цикла челове­ка по аналогии: с природными процессами, с социальными про­цессами и структурами, по меркам самого человека.

3. Выдающийся психолог-гуманист К.Роджерс утверждал следующее: «Слова и символы так относятся к миру реальности, как карта к территории, которую она представляет. Мы живем по воспринимаемой "карте", которая никогда не есть сама реаль­ность». Имеет ли данное высказывание отношение к проблеме объекта и предмета науки? Можно ли безоговорочно согласиться с данным утверждением К.Роджерса? Обосновать ответ.

4. Существует утверждение, что знания возрастной психологии являются основой психологической компетентности педагога. Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ.

5. История психологии показывает, что объяснительные схе­мы психического развития человека она заимствовала из биологии (натурализм), из социологии (социоморфизм), из биологии и социологии (теории конвергенции), из биологии и логики (генетиче­ская психология Ж.Пиаже).

Почему в психологии так стойки заимствования понятийного аппарата из других наук? Должна ли психология выработать свой понятийный аппарат онтогенеза субъективной реальности челове­ка? Могут ли в этом понятийном аппарате использоваться катего­рии других наук?

6. Детский психолог Л.Ф.Обухова так оценивает влияние тео­рии конвергенции на современную психологию: «Это самая рас­пространенная концепция в современной психологии, она соответствует здравому смыслу: "яблоко от яблони недалеко падает" и "с кем поведешься, от того и наберешься". До сих пор психологи продолжают взвешивать два этих фактора. Все современные тео­рии отличаются друг от друга только тем, как они трактуют взаимо­действие наследственности и среды, созревания и научения, био­логии и культуры, врожденных и приобретенных способностей в ходе психического развития».

Почему в современной западной психологии столь привле­кательны двухфакторные теории психического развития? В чем заключается методологическая несостоятельность этих теорий?

7. Психолог А.Б.Орлов пишет: «Более чем вековая история развития научной натуралистической психологии, ориентирован­ной на знание, достаточно убедительно свидетельствует о тщетнос­ти усилий, направленных на выработку всеобщих категорий, о невозможности выхода за рамки каждый раз ограниченных, част­ных объяснительных принципов и, следовательно, о бесперспек­тивности построения на этом пути психологии как подлинной науки. Вместе с тем сравнительно короткая история развития науч­ных течений, ориентированных на идеал, показывает, что даже при самых крайних, буквально противоположных исходных основаниях психологи с необходимостью приходят к весьма сходным (если не идентичным) представлениям о всеобщей цели личностного раз­вития».



Какие направления в психологии можно отнести к ориенти­рованным на знание и какие на идеал?

8.Чем привлекательны социоморфистские представления о человеке и его развитии для определенного типа педагогических практик? В чем вы видите достоинство межкультурных исследований в психологии развития?

9. Выделите прикладные педагогические аспекты теорий со­циального научения. Адекватны ли эти теории задачам образова­ния человека? В чем заключается принципиальное отличие гуманистиче­ской психологии от других направлений и школ в психологии раз­вития и ее значение для образовательной практики?

10. Почему натуралистские и двухфакторные теории не полу­чили широкого признания в отечественной возрастной психоло­гии?

11. Функциональное развитие и его связь с обучением.

12. Можно ли согласиться с утверждением о том, что марк­систская возрастная психология представляет собой разновид­ность социоморфизма? Почему, на Ваш взгляд, неудовлетворительно марксистское представление о присвоении — организованном и контролируемом

воздействии взрослых на детей на основных этапах онтогенеза — как процессе, в котором происходит психическое развитие? Обоснуйте ответ.

13.Обоснуйте положение, что марксистское понимание чело­века как совокупности общественных отношений не охватывает всего богатства проявлений человеческой сущности

14.Почему в настоящее время так актуальны взгляды Л.С.Вы­готского на процесс психического развития ребенка для практики образования?

15.В чем состоит специфика современного этапа отечествен­ной психологии развития и каким образом она связана с запросами практики образования?

16. В чем заключается принципиальное отличие антропологи­ческой парадигмы и субъектного подхода в психологии развития от других методологических подходов?

17. В каких областях знания наиболее значим принцип разви­тия? Соотнесите между собой понятия «развитие», «образова­ние», «взросление», «социализация».

18. Каково соотношение процессов присвоения готового и по­рождения нового опыта, процессов репродукции и творчества на этапах онтогенеза?

19. Можно ли считать, что в своем развитии ребенок должен пройти (воспроизвести) этапы культурно-исторической эволюции человеческого рода? Или можно ли вести речь о культурно-истори­ческой рекапитуляции, повторяемости в процессах филогенеза и онтогенеза у человека?

20. Можно ли согласиться с утверждением, что в основе совре­менной школьной практики лежит гносеологическая (когнитив­ная) установка?

21. Как можно объяснить с позиций современной теории встречающиеся в педагогической практике явления опережающего («дети-вундеркинды») и замедленного (дети с отставаниями) пси­хического развития?

22.Как можно развести понятия «социальные факторы» и «культурно-исторические источники» детского развития? Согласны ли Вы с утверждением, что ребенок открыт для усвоения любой информации, для формирования любых психоло­гических качеств и свойств? Что кладет ограничения такому пониманию детского развития?

23.Почему близнецов надо воспитывать по-особому? В чем главная сложность их воспитания? Приведите теоретическое обос­нование необходимости специфического воспитания близнецов.

24. Маугли — человек или ...? О чем свидетельствуют описан­ные в литературе случаи «воспитания» человека в сообществе жи­вотных?

25. В чем сходство и в чем различие периодизаций психическо­го развития Л .С.Выготского и Эльконина, З.Фрейда и Э.Эриксона?

26. Как соотносятся между собой общая и частные периодиза­ции психического развития? Для каких целей необходимы перио­дизации развития отдельных сторон психики человека?

27. Как в практике школьного обучения реализуются пред­ставления о стадиальности детского развития? Приведите житейские представления (поговорки, послови­цы, притчи) о стадиальности жизненного пути человека.

28. Почему натуралистские и двухфакторные теории не полу­чили широкого признания в отечественной возрастной психоло­гии?

29. В чем заключается принципиальное отличие гуманистиче­ской психологии от других направлений и школ в психологии раз­вития и ее значение для образовательной практики?

30.Социоморфизм как методологическая установка в психологии.

31. Как решался вопрос о детерминации психического развития детей в подходах М. Монтессори и А. Гезелла?

32. Особенности развития идей детского развития в период со времен трудов древнегреческих ученых до Нового времени.

33. Какие существуют принципиальные позиции по проблеме детерминации психического развития человека?

34. Основные тенденции в развитии возрастной психологии в период первой трети XX века.

35. Co-бытийная общность как объект и источник развития субъек­та.

36. Основные научные принципы возрастной психологии.

37. Основные методы возрастной психологии: основные и вспомогательные.

38. Какова основная идея теории К. Бюлера?

39. Функциональное развитие и его связь с обучением.

40. Особенности принципа развития как общефилософского в методологии возрастной психологии.

 

Вопрос №2.

 

  1. Принцип развития в современной философии, методологии, пси­хологии.
  2. Натурализм как методологическая установка в психологии раз­вития.
  3. Культура в качестве объяснительного принципа в психологии развития.
  4. Историзм как методологический принцип в психологии разви­тия.
  5. Деятельностный подход к проблемам психического развития.
  6. Принцип субьектности в гуманитарных науках.
  7. Антропологический принцип в психологии развития.
  8. Особенности начального периода становления зарубежной психо­логии развития.
  9. Биологизаторские течения в современной зарубежной психологии развития.
  10. Социологический подход в современной зарубежной психологии развития.
  11. Культурантропологические исследования М.Мид.
  12. Психоанализ и детская психология.
  13. Эпигенетическая теория развития Э.Эриксона.
  14. Теория социального научения в детской психологии.
  15. Проблема внутренних закономерностей развития в теории Ж.Пиаже.
  16. Гуманистическая психология развития — новая парадигма в детской психологии.
  17. Проблема стадиальности психического развития в зарубежной психологии
  18. Дневники наблюдений за развитием ребенка в истории отечест­венной психологии.
  19. Вклад К.Д.Ушинского в отечественную психологию развития.
  20. Проблема развития в дореволюционной отечественной психоло­гии.
  21. Культурно-историческая концепция развития Л.С.Выготского.
  22. Вклад П.П.Блонского в психологию развития.
  23. Вопросы психологии развития в трудах С.Л. Рубинштейна.
  24. Проблемы психического развития в трудах Л.Н.Леонтьева.
  25. Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина.
  26. Развитие идей Л.С.Выготского в современной психологии.
  27. Экспериментальная разработка проблем психического развития.
  28. Современная возрастная психология в России.
  29. Основные подходы к построению теории психического развития.
  30. Категория «социальная ситуация развития» в психологии.
  31. Понятие о предпосылках и условиях психического развития чело­века.
  32. Понятие о механизмах психического развития.
  33. Движущие силы и направление развития субъективной реальнос­ти человека.
  34. Понятие формы психического развития человека.
  35. Понятие возрастного норматива развития в психологии.
  36. Основные подходы к построению периодизации психического раз­вития.
  37. Культурно-исторический подход к построению периодизации детского развития.
  38. Базисные общности как ступени развития субъективности.
  39. Понятие критических и стабильных периодов в психическом раз­витии человека.
  40. Кризисы рождения и кризисы развития в жизненном цикле чело­века.
  41. Возрастное и индивидуальное развитие в жизненном цикле чело­века.
  42. Культурная обусловленность представлений о предмете психология развития.
  43. Актуальные проблемы психологии развития.
  44. Методы и методология возрастной психологии.
  45. Психологическое знание в сфере образования.
  46. Психологическое знание и педагогическая деятельность.
  47. Понятие возрастного норматива развития в психологии.
  48. Базисные общности как ступени развития субъективности.

Вопрос.

 

1. Проблема объективной специфики социально- психологического эксперимента.

2. Идеальный и реальный эксперимент.

3. Современные зарубежные представления о предмете социальной психологии.

4. Общенаучные исследовательские методы.

5. Социальные движения.

6. Динамика процессов в малой группе.

7. Особенность интердисциплинарного подхода к определению предмета социальной психологии.

8. Основные зарубежные теории происхождения лидерства.

9. Школа профессора Б.Д. Парыгина как одно из направлений исследований проблем лидерства в отечественной психологии.

10. Предпосылки возникновения социально-психологических идей.

11. Законы коллективной психологии в трудах Ф. Гиддингса.

12. Специфика марксистского мировоззрения в развитии социально-психологических идей.

13. Попытки построения социально-психологических теорий в психоанализе.

14. Теории когнитивного соответствия в социальной психологии.

15. Принцип репрезентативности в социально-психологических исследованиях.

16. Сущность метода социометрии Дж. Морено.

17. Дизъюнктивные чувства как фрустрирующий объект в межличностных отношениях.

18. Структура межличностного взаимодействия.

19. Феномен личного влияния, его особенности.

20. Специфика хронотопов в ситуации общения. А.А. Ухтомский и М.М. Бахтин об использовании хронотопов для усиления воздействия.

21. Специфика и примеры семантически значимой информации в общении.

22. Транзактный анализ Э. Берна как классический пример структурного описания межличностного взаимодействия.

23. Роль социальных детерминант взаимодействия в теории символического интеракционизма.

24. Каузальная атрибуция как отрасль социальной психологии.

25. Социально-психологический тренинг как средство повышения перцептивной компетентности в общении.

26. Система «групповых ожиданий» как важный компонент характеристики положения индивида в группе.

27. Феномен этноцентризма с социально-психологических позиций и его проявления в современном обществе.

28. Суггестия как особый вид воздействия. В.М. Бехтерев о значении социальной суггестии.

29. Групповой конформизм как социальное явление.

30. Синектика как метод групповой дискуссии и его особенности.

31. Типология групп Л.И. Уманского. Условия развития группы.

32. Неформальное общение и его особенности.

33. Чувства и эмоции в общении.

34. Межличностная аттракция.

35. Манипуляция в общении.

36. Деструктивное общение.

37. Потребность в общении и методы ее изучения.

38.Типы взаимодействий. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий.

39. Взаимодействие в теории символического интеракционизма.

40. Механизмы идентификации и рефлексии в процессе общения.

 

Контрольная работа выполняется в тетради (написана от руки), объем 12 – 18 страниц(не менее). Номер вопроса для каждого студента определяется в соответствии с порядковым номером по списку (в журнале).

В конце контрольной работы (на последней странице) прилагается список литературы (5-7 источников).После ответа на каждый вопрос оформляется список литературы.

Титульный лист набран в соответствии со стандартом, принятым на факультете.





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.