Титульный лист набран в соответствии со стандартом, принятым на факультете.
Контрольная работа по психологии (1курс 2семестр ОЗО) Вопрос №1. 1. Какой смысл вложен в житейские суждения: «детство есть детство», «такой у него возраст», «это у него возрастное»? Чем можно объяснить стойкость данных представлений? 2. Приведите примеры разделения жизненного цикла человека по аналогии: с природными процессами, с социальными процессами и структурами, по меркам самого человека. 3. Выдающийся психолог-гуманист К.Роджерс утверждал следующее: «Слова и символы так относятся к миру реальности, как карта к территории, которую она представляет. Мы живем по воспринимаемой "карте", которая никогда не есть сама реальность». Имеет ли данное высказывание отношение к проблеме объекта и предмета науки? Можно ли безоговорочно согласиться с данным утверждением К.Роджерса? Обосновать ответ. 4. Существует утверждение, что знания возрастной психологии являются основой психологической компетентности педагога. Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ. 5. История психологии показывает, что объяснительные схемы психического развития человека она заимствовала из биологии (натурализм), из социологии (социоморфизм), из биологии и социологии (теории конвергенции), из биологии и логики (генетическая психология Ж.Пиаже). Почему в психологии так стойки заимствования понятийного аппарата из других наук? Должна ли психология выработать свой понятийный аппарат онтогенеза субъективной реальности человека? Могут ли в этом понятийном аппарате использоваться категории других наук? 6. Детский психолог Л.Ф.Обухова так оценивает влияние теории конвергенции на современную психологию: «Это самая распространенная концепция в современной психологии, она соответствует здравому смыслу: "яблоко от яблони недалеко падает" и "с кем поведешься, от того и наберешься". До сих пор психологи продолжают взвешивать два этих фактора. Все современные теории отличаются друг от друга только тем, как они трактуют взаимодействие наследственности и среды, созревания и научения, биологии и культуры, врожденных и приобретенных способностей в ходе психического развития».
Почему в современной западной психологии столь привлекательны двухфакторные теории психического развития? В чем заключается методологическая несостоятельность этих теорий? 7. Психолог А.Б.Орлов пишет: «Более чем вековая история развития научной натуралистической психологии, ориентированной на знание, достаточно убедительно свидетельствует о тщетности усилий, направленных на выработку всеобщих категорий, о невозможности выхода за рамки каждый раз ограниченных, частных объяснительных принципов и, следовательно, о бесперспективности построения на этом пути психологии как подлинной науки. Вместе с тем сравнительно короткая история развития научных течений, ориентированных на идеал, показывает, что даже при самых крайних, буквально противоположных исходных основаниях психологи с необходимостью приходят к весьма сходным (если не идентичным) представлениям о всеобщей цели личностного развития». Какие направления в психологии можно отнести к ориентированным на знание и какие на идеал? 8. Чем привлекательны социоморфистские представления о человеке и его развитии для определенного типа педагогических практик? В чем вы видите достоинство межкультурных исследований в психологии развития? 9. Выделите прикладные педагогические аспекты теорий социального научения. Адекватны ли эти теории задачам образования человека? В чем заключается принципиальное отличие гуманистической психологии от других направлений и школ в психологии развития и ее значение для образовательной практики?
10. Почему натуралистские и двухфакторные теории не получили широкого признания в отечественной возрастной психологии? 11. Функциональное развитие и его связь с обучением. 12. Можно ли согласиться с утверждением о том, что марксистская возрастная психология представляет собой разновидность социоморфизма? Почему, на Ваш взгляд, неудовлетворительно марксистское представление о присвоении — организованном и контролируемом воздействии взрослых на детей на основных этапах онтогенеза — как процессе, в котором происходит психическое развитие? Обоснуйте ответ. 13.Обоснуйте положение, что марксистское понимание человека как совокупности общественных отношений не охватывает всего богатства проявлений человеческой сущности 14.Почему в настоящее время так актуальны взгляды Л.С.Выготского на процесс психического развития ребенка для практики образования? 15.В чем состоит специфика современного этапа отечественной психологии развития и каким образом она связана с запросами практики образования? 16. В чем заключается принципиальное отличие антропологической парадигмы и субъектного подхода в психологии развития от других методологических подходов? 17. В каких областях знания наиболее значим принцип развития? Соотнесите между собой понятия «развитие», «образование», «взросление», «социализация». 18. Каково соотношение процессов присвоения готового и порождения нового опыта, процессов репродукции и творчества на этапах онтогенеза? 19. Можно ли считать, что в своем развитии ребенок должен пройти (воспроизвести) этапы культурно-исторической эволюции человеческого рода? Или можно ли вести речь о культурно-исторической рекапитуляции, повторяемости в процессах филогенеза и онтогенеза у человека? 20. Можно ли согласиться с утверждением, что в основе современной школьной практики лежит гносеологическая (когнитивная) установка? 21. Как можно объяснить с позиций современной теории встречающиеся в педагогической практике явления опережающего («дети-вундеркинды») и замедленного (дети с отставаниями) психического развития?
22.Как можно развести понятия «социальные факторы» и «культурно-исторические источники» детского развития? Согласны ли Вы с утверждением, что ребенок открыт для усвоения любой информации, для формирования любых психологических качеств и свойств? Что кладет ограничения такому пониманию детского развития? 23.Почему близнецов надо воспитывать по-особому? В чем главная сложность их воспитания? Приведите теоретическое обоснование необходимости специфического воспитания близнецов. 24. Маугли — человек или...? О чем свидетельствуют описанные в литературе случаи «воспитания» человека в сообществе животных? 25. В чем сходство и в чем различие периодизаций психического развития Л.С.Выготского и Эльконина, З.Фрейда и Э.Эриксона? 26. Как соотносятся между собой общая и частные периодизации психического развития? Для каких целей необходимы периодизации развития отдельных сторон психики человека? 27. Как в практике школьного обучения реализуются представления о стадиальности детского развития? Приведите житейские представления (поговорки, пословицы, притчи) о стадиальности жизненного пути человека. 28. Почему натуралистские и двухфакторные теории не получили широкого признания в отечественной возрастной психологии? 29. В чем заключается принципиальное отличие гуманистической психологии от других направлений и школ в психологии развития и ее значение для образовательной практики? 30.Социоморфизм как методологическая установка в психологии. 31. Как решался вопрос о детерминации психического развития детей в подходах М. Монтессори и А. Гезелла? 32. Особенности развития идей детского развития в период со времен трудов древнегреческих ученых до Нового времени. 33. Какие существуют принципиальные позиции по проблеме детерминации психического развития человека? 34. Основные тенденции в развитии возрастной психологии в период первой трети XX века. 35. Co-бытийная общность как объект и источник развития субъекта.
36. Основные научные принципы возрастной психологии. 37. Основные методы возрастной психологии: основные и вспомогательные. 38. Какова основная идея теории К. Бюлера? 39. Функциональное развитие и его связь с обучением. 40. Особенности принципа развития как общефилософского в методологии возрастной психологии.
Вопрос №2.
Вопрос.
1. Проблема объективной специфики социально- психологического эксперимента. 2. Идеальный и реальный эксперимент. 3. Современные зарубежные представления о предмете социальной психологии. 4. Общенаучные исследовательские методы. 5. Социальные движения. 6. Динамика процессов в малой группе. 7. Особенность интердисциплинарного подхода к определению предмета социальной психологии. 8. Основные зарубежные теории происхождения лидерства. 9. Школа профессора Б.Д. Парыгина как одно из направлений исследований проблем лидерства в отечественной психологии. 10. Предпосылки возникновения социально-психологических идей. 11. Законы коллективной психологии в трудах Ф. Гиддингса. 12. Специфика марксистского мировоззрения в развитии социально-психологических идей. 13. Попытки построения социально-психологических теорий в психоанализе. 14. Теории когнитивного соответствия в социальной психологии. 15. Принцип репрезентативности в социально-психологических исследованиях. 16. Сущность метода социометрии Дж. Морено. 17. Дизъюнктивные чувства как фрустрирующий объект в межличностных отношениях. 18. Структура межличностного взаимодействия. 19. Феномен личного влияния, его особенности. 20. Специфика хронотопов в ситуации общения. А.А. Ухтомский и М.М. Бахтин об использовании хронотопов для усиления воздействия. 21. Специфика и примеры семантически значимой информации в общении. 22. Транзактный анализ Э. Берна как классический пример структурного описания межличностного взаимодействия. 23. Роль социальных детерминант взаимодействия в теории символического интеракционизма. 24. Каузальная атрибуция как отрасль социальной психологии. 25. Социально-психологический тренинг как средство повышения перцептивной компетентности в общении. 26. Система «групповых ожиданий» как важный компонент характеристики положения индивида в группе. 27. Феномен этноцентризма с социально-психологических позиций и его проявления в современном обществе. 28. Суггестия как особый вид воздействия. В.М. Бехтерев о значении социальной суггестии. 29. Групповой конформизм как социальное явление. 30. Синектика как метод групповой дискуссии и его особенности. 31. Типология групп Л.И. Уманского. Условия развития группы. 32. Неформальное общение и его особенности. 33. Чувства и эмоции в общении. 34. Межличностная аттракция. 35. Манипуляция в общении. 36. Деструктивное общение. 37. Потребность в общении и методы ее изучения. 38.Типы взаимодействий. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий. 39. Взаимодействие в теории символического интеракционизма. 40. Механизмы идентификации и рефлексии в процессе общения.
Контрольная работа выполняется в тетради (написана от руки), объем 12 – 18 страниц(не менее). Номер вопроса для каждого студента определяется в соответствии с порядковым номером по списку (в журнале). В конце контрольной работы (на последней странице) прилагается список литературы (5-7 источников).После ответа на каждый вопрос оформляется список литературы. Титульный лист набран в соответствии со стандартом, принятым на факультете.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|