Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина Поликультурное образование (Б.3.2.4)
Направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки Психология и педагогика дошкольного образования
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Кафедра Дошкольной и социальной педагогики (название) Курс 2 семестр 4
Форма обучения очная
Рецензент(ы) __________________________________________________________ (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)
Йошкар-Ола
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой дошкольной и социальной педагогики, протокол заседания № 2 от «13» сентября 2012 г. ___________Федорова С.Н., зав. кафедрой дошкольной и социальной педагогики
Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества. Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства. Многомерная этнополитическая и этносоциальная структура Российской Федерации послужит надежным фундаментом становления полиэтнической по составу, но единой по гражданской идентичности нации россиян, если образовательная система сможет воспроизводить формы социальной и культурной жизни многонационального народа России, а содержательная структура образования позволит возводить носителей каждой этнокультурной традиции к культуре общероссийской и мировой. Надежную основу для этого способно обеспечить поликультурное образование, адекватное условиям России. Курс «Поликультурное образование» (Б.3.2.4) является важной частью методической подготовки бакалавров по Психолого-педагогическому направлению, профиль «Психология и социальная педагогика», предполагающей формирование этики межнационального общения и педагогической культуры студентов факультета педагогики и психологии. Цель освоения дисциплины: формирование и развитие компетенций, позволяющих осуществлять социально-педагогическую профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности народных воспитательных традиций, их сущность и возможности практического применения.
Задачи дисциплины: 1. сформировать знания о теоретических основах культурологического подхода; 2. сформировать знания по основам культуры межнационального общения в РФ; 3. развить умения по реализации этнокультурного компонента содержания психолого-педагогического образования; 4. способствовать воспитанию всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; 5. стимулирование самостоятельной работы по освоению содержания дисциплины и формированию необходимых компетенций. Место дисциплины в структуре ООП. Связь с другими дисциплинами и практиками: Дисциплина Б.3.2.4 «Поликультурное образование» относится к профессиональному циклу, базовой (общепрофессиональной) части. Для изучения дисциплины необходимо знание законов исторического и общественного развития; социокультурных закономерностей и особенностей межкультурного взаимодействия; закономерностей образовательного процесса; теорий обучения и воспитания. Студенты должны уметь выстраивать социальные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий участников образовательного процесса; осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов диагностики. В связи с этим студенты для освоения дисциплины «Поликультурное образование» используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: История, Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире, Теория обучения и воспитания, История педагогики и образования, Социальная педагогика, Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса, Этнопедагогика. «Поликультурное образование» является предшествующей дисциплиной для изучения следующих дисциплин: Социализация личности, Толерантное воспитание школьников в полиэтнической среде, Организация, методики и технологии работы социального педагога, Социально-педагогическая работа с детьми - мигрантами, прохождения психолого-педагогической практики. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) по ФГОС ВПО.
ОПК-7: готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе; ОПК-9: Способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития. В результате изучения дисциплины студенты должны: а) знать: - особенности возникновения и становления культуры межнационального общения как научной теории и социальной практики; - основные характеристики толерантного воспитания; - закономерности, категории, принципы толерантного воспитания; - особенности культуры межнационального общения как основы социально-педагогической деятельности. б) уметь: - научить ребёнка этическим нормам поведения в среде с различной конфессиональной ориентацией; - анализировать основные тенденции развития этнокультурных и конфессиональных различий участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий социально-педагогической практики; - организовывать реализацию программ этнокультурной адаптации детей в образовательном процессе; - планировать и проводить мероприятия по толерантному воспитанию учащихся; - организовать культурно-воспитательное образовательного учреждения. г) демонстрировать способность и готовность: - участвовать в работе с учащимися по формированию у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе культурологического и индивидуального подходов; - к сотрудничеству с воспитательными организациями в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации и поликультурности социума; - к воспитательной деятельности с учетом этнокультурных особенностей учащихся; - к постоянному самообразованию и повышению профессиональной квалификации.
Владеть: приемами и способами учета и реализации национальных и региональных традиций в процессе воспитания.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах: Лекции – 14 ч Семинарские занятия – 26 ч Всего аудиторных - 40 ч Самостоятельная работа – 32 ч Всего часов - 72 Зачетных единиц - 2
3.2. Формы контроля по учебному плану (зачет, экзамен, курсовая работа) с указанием семестра:
Курсовая работа нет Зачет 4 семестр Экзамен нет
2.1. Тематический план учебной дисциплины
2.2. Тематический план лекций:
Содержание лекционных занятий Тема 1. Поликультурное образование как специфическая область научно-педагогического знания
План: 1. Определение поликультурного образования.
2. Цели, задачи и содержание поликультурного образования. 3. Актуальность поликультурного образования в современной России. Основные понятия и категории: поликультурное, интернациональное образование, гражданская идентичность, толерантность. Список литературы: Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ: монография / А. Н. Джуринский. М.: Прометей, 2006. - 160 с. Джуринский, А. Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом / А. Н. Джуринский. – М.: Сфера, 2007. – 224 с. Киселева, О. И. Поликультурный подход в системе дошкольного и начального образования: теория, технология и методика реализации // Современные проблемы и инновационный опыт развития образования в Сибири / О. И. Киселева; под ред. В. А. Дмитриенко. – Томск: Том. гос. университет, 2002. – С. 73-125.
Тема 2. Связь поликультурного образования с другими науками
План: 1. Связь поликультурного образования с социальными науками. 2. Связь поликультурного образования с естественными науками. 3. Связь поликультурного образования с точными науками. Основные понятия и категории: социальные, естественные, точные науки. Список литературы: Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ: монография / А. Н. Джуринский. М.: Прометей, 2006. - 160 с. Джуринский, А. Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом / А. Н. Джуринский. – М.: Сфера, 2007. – 224 с. Киселева, О. И. Поликультурный подход в системе дошкольного и начального образования: теория, технология и методика реализации // Современные проблемы и инновационный опыт развития образования в Сибири / О. И. Киселева; под ред. В. А. Дмитриенко. – Томск: Том. гос. университет, 2002. – С. 73-125. Магометов, А.А. Межнациональные отношения, интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект: Учеб. изд. / А.А. Магометов. − М.: МПСИ, 2004. − 530 с. Миттер, В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход // Перспективы. Вопросы образования: ежеквартальный журнал ЮНЕСКО / И. Е. Максимова. – 1993. – № 1. – С. 37-46. Педагогика межнационального общения. Под ред. Латышиной Д.И. – М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
Тема 3. Основные категории поликультурного образования
План: 1. Определение мультикультурализма. 2. Билигвиальная и бикультурная компетентность. 3. Этническая и гражданская идентичность. Основные понятия и категории: мультикультурализм, компетентность, идентичность. Список литературы: Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ: монография / А. Н. Джуринский. М.: Прометей, 2006. - 160 с. Джуринский, А. Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом / А. Н. Джуринский. – М.: Сфера, 2007. – 224 с. Кряклина, Т. Ф. Поликультурное образование: содержание, смысл, значение // Образование в Сибири / Т. Ф. Кряклина, Н. Ф. Почуева. – 1997. – № 1 (5). – С. 25-29.
Магометов, А.А. Межнациональные отношения, интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект: Учеб. изд. / А.А. Магометов. − М.: МПСИ, 2004. − 530 с. Рюлькер, Т. Поликультурное образование: Реформа учебных программ // Перспективы. Вопросы образования: ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. – 1993. – № 1. – С. 53-69.
Тема 4. Учёт национальной психологии в воспитании
План: 1. Национальная психология и ее составляющие. 2. Особенности межнационального коллектива. 3. Принципы работы с межнациональным коллективом. Основные понятия и категории: национальная психология, межнациональный коллектив, принципы работы. Список литературы: Белинская, Е.П.Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НП О «МОДЭК», 2000. – 208 с. Волков, Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. / Г.Н. Волков. – М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. Выготский, Л.С. Проблемы культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1991. – № 4. – С. 5–19. Джуринский, А. Н. Воспитание в многонациональной школе: кн. для учителя / А.Н. Джуринский. – М.: Просвещение, 2007. – 96 с. Крысько, В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – 320 с. Кукушин, В.С. Этнопедагогика / В.С.Кукушин. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с.
Тема 5. Национальный менталитет
План: 1. Исследования американской антропологической школы. 2. Базовая и модальная личность. 3. Исследования национального характера. 4. Национальный менталитет. Основные понятия и категории: базовая и модальная личность, национальный характер, национальный менталитет. Список литературы: Белик, А.А. Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учеб. Пособие / А.А.Белик. − М.: РГГУ, 2001. − 378 с. Кукушин, В.С. Этнопедагогика / В.С.Кукушин. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с. Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н.М. Лебедева. – М.: Ключ-С, 1999. – 224 с.
Тема 7. Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей
План: 1. Социализация и воспитание подрастающего поколения. 2. Виды социализации. 3. Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей. Основные понятия и категории: социализация, воспитание. Список литературы: Белинская, Е.П.Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НП О «МОДЭК», 2000. – 208 с. Выготский, Л.С. Проблемы культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1991. – № 4. – С. 5–19. Джуринский, А. Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом / А. Н. Джуринский. – М.: Сфера, 2007. – 224 с. Личность, культура, этнос: Современная психологическая антропология / Под общ. ред. А.А. Белика. – М.: Смысл, 2001. – 555 с.
Тема 8. Этническая идентичность и культурная адаптация
План: 1. Факторы формирования этнической идентичности. 2. Типы этнической идентичности. 3. Этапы культурной адаптации. 4. Факторы, влияющие на адаптацию.
Основные понятия и категории: этническая идентичность, культурная адаптация. Список литературы: Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н.М. Лебедева. – М.: Ключ-С, 1999. – 224 с. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 272 с. Крысько, В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – 320 с. Лебедева, Н.М. Социальная психология этнических миграций / Н.М. Лебедева. – М.: Ин-т этнологии и антропол. РАН, 1993. – 195 с. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Г.У.Солдатовой. – М.: Смысл, 2002. – 479 с. Формирование позитивной этнической идентичности в процессе подготовки творческой интеллигенции / Под науч. ред. С.А. Кадыковой и Р.И. Чузаева. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2007. – 96 с. Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание / В.Ю. Хотинец. – СПб.: Алетейя, 2000. – 240 с. Хотинец, В.Ю. Этническая идентичность и толерантность / /В.Ю. Хотинец.– Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002. – 124 с.
2.3. Тематический план практических (семинарских), лабораторных занятий:
Содержание семинарских занятий
Тема 2. Связь поликультурного образования с другими науками План:
Основные понятия и категории: этнопсихология, этнопедагогика, этносоциология. Список литературы: Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ: монография / А. Н. Джуринский. М.: Прометей, 2006. - 160 с. Джуринский, А. Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом / А. Н. Джуринский. – М.: Сфера, 2007. – 224 с. Киселева, О. И. Поликультурный подход в системе дошкольного и начального образования: теория, технология и методика реализации // Современные проблемы и инновационный опыт развития образования в Сибири / О. И. Киселева; под ред. В. А. Дмитриенко. – Томск: Том. гос. университет, 2002. – С. 73-125. Магометов, А.А. Межнациональные отношения, интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект: Учеб. изд. / А.А. Магометов. − М.: МПСИ, 2004. − 530 с. Миттер, В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход // Перспективы. Вопросы образования: ежеквартальный журнал ЮНЕСКО / И. Е. Максимова. – 1993. – № 1. – С. 37-46. Педагогика межнационального общения. Под ред. Латышиной Д.И. – М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
Тема 4. Учёт национальной психологии в воспитании План: 1. Структура межнационального коллектива. 2. Принципы работы с межнациональным коллективом. 3. Требования к руководителю межнационального коллектива. 4. Конфликты в межнациональных коллективах. 5. Формирование толерантности. 6. Учет национально-специфических особенностей в работе с межнациональным коллективом. Основные понятия и категории: национальная психология, межнациональный коллектив, принципы работы. Список литературы: Белинская, Е.П.Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НП О «МОДЭК», 2000. – 208 с. Волков, Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. / Г.Н. Волков. – М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. Выготский, Л.С. Проблемы культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1991. – № 4. – С. 5–19. Джуринский, А. Н. Воспитание в многонациональной школе: кн. для учителя / А.Н. Джуринский. – М.: Просвещение, 2007. – 96 с. Крысько, В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – 320 с. Кукушин, В.С. Этнопедагогика / В.С.Кукушин. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с.
Тема 5. Национальный менталитет План: 1. Национальный менталитет жителей Средней Азии. 2. Национальный менталитет арабов. 3. Национальный менталитет европейцев. 4. Национальный менталитет американцев. 5. Национальный менталитет мусульман. 6. Национальный менталитет евреев. Основные понятия и категории: базовая и модальная личность, национальный характер, национальный менталитет. Список литературы: Белик, А.А. Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учеб. Пособие / А.А.Белик. − М.: РГГУ, 2001. − 378 с. Кукушин, В.С. Этнопедагогика / В.С.Кукушин. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с. Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н.М. Лебедева. – М.: Ключ-С, 1999. – 224 с.
Тема 6. Национальный характер План: 1. Национально-психологические особенности народов России 2. Национально-психологические особенности стран СНГ и Прибалтики 3. Национально-психологические особенности народов мира Основные понятия и категории: национальные характеры народов мира. Список литературы: Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с. Крысько, В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – 320 с. Леонтьев, А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: Учебно-справочное пособие / А.А. Леонтьев. – М.: МПСИ, Флинта, 1998. – 312 с.
Тема 7. Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей План: 1. Социализация в моноэтнической среде. 2. Социализация в полиэтнической среде. 3. Социализация детей групп этнических меньшинств. 4. Социализация детей из смешанных браков. 5. Социализация детей вынужденных мигрантов. 6. Этнопсихологическая помощь. Основные понятия и категории: социализация, воспитание. Список литературы: Белинская, Е.П.Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НП О «МОДЭК», 2000. – 208 с. Выготский, Л.С. Проблемы культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1991. – № 4. – С. 5–19. Джуринский, А. Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом / А. Н. Джуринский. – М.: Сфера, 2007. – 224 с. Личность, культура, этнос: Современная психологическая антропология / Под общ. ред. А.А. Белика. – М.: Смысл, 2001. – 555 с.
Тема 8. Этническая идентичность и культурная адаптация План: 1. Стадии формирования этнической идентичности. 2. Типы этнической идентичности. 3. Проблемы формирования этнической идентичности. 4. Способы поддержания этнической идентичности. 5. Культурный шок и его признаки. 6. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культуре. 7. Изменения идентичности в процессе адаптации. 8. Психологические проблемы у мигрантов. 9. Подготовка к межкультурному взаимодействию. Основные понятия и категории: этническая идентичность, адаптация, культурный шок, мигранты. Список литературы: Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н.М. Лебедева. – М.: Ключ-С, 1999. – 224 с. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 272 с. Крысько, В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – 320 с. Лебедева, Н.М. Социальная психология этнических миграций / Н.М. Лебедева. – М.: Ин-т этнологии и антропол. РАН, 1993. – 195 с. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Г.У.Солдатовой. – М.: Смысл, 2002. – 479 с. Формирование позитивной этнической идентичности в процессе подготовки творческой интеллигенции / Под науч. ред. С.А. Кадыковой и Р.И. Чузаева. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2007. – 96 с. Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание / В.Ю. Хотинец. – СПб.: Алетейя, 2000. – 240 с. Хотинец, В.Ю. Этническая идентичность и толерантность / /В.Ю. Хотинец.– Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002. – 124 с.
Тема 9. Толерантность как основа национального своеобразия и воспитания в поликультурной среде План: 1. Толерантность и стратегии аккультурации. 2. Мультикультурное воспитание. 3. Методы исследования толерантности. 4. Развитие толерантности у детей. 5. Развитие толерантности у подростков. 6. Развитие толерантности у взрослых. 7. Толерантность и психологические механизмы защиты. Основные понятия и категории: аккультурация, толерантность, психологические механизмы защиты. Список литературы: Бондырева, С.К.Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с. Крысько, В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: Курс лекций / В.Г. Крысько. − М.: Экзамен, 2002. − 448 с. Магометов, А.А. Межнациональные отношения, интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект: Учеб. изд. / А.А. Магометов. − М.: МПСИ, 2004. − 530 с. Психологические исследования этнической толерантности / Н.М. Лебедева, В.Ю. 23. Хотинец, А.А. Выскочил, Ю.А. Гаюрова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. – 240 с. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сборник научно-методических статей. – 2-е изд. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 368 с. Хотинец, В.Ю. Этническая идентичность и толерантность / /В.Ю. Хотинец.– Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002. – 124 с.
2.4. Тематический план самостоятельной работы:
Содержание самостоятельной работы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|