Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Учебная дисциплина

Поликультурное образование (Б.3.2.4)

 

Направление подготовки

050400.62 Психолого-педагогическое образование

 

Профиль подготовки

Психология и педагогика дошкольного образования

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Кафедра Дошкольной и социальной педагогики

(название)

Курс 2 семестр 4

 

Форма обучения очная

 

Программа разработана Доцентом кафедры дошкольной и социальной педагогики, Кадыковой С.А., к.псх.н.
  (должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)

Рецензент(ы) __________________________________________________________

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)

 

Йошкар-Ола


 

Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии Института педагогики и психологии   Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры дошкольной и социальной педагогики
протокол заседания № 1 от «17» сентября 2012 г. Е.В. Мальцева   протокол заседания № 2 от «13» сентября 2012г. С.Н. Федорова
(подпись, Ф.И.О. председателя)   (подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)

 

СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой

дошкольной и социальной педагогики, протокол заседания

№ 2 от «13» сентября 2012 г. ___________Федорова С.Н.,

зав. кафедрой дошкольной и социальной педагогики

 

 

Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений

 

Учебный год Решение кафедры (№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой) Автор изменения (Ф.И.О., подпись) Номер изменения
       
       
       

 

  1. Пояснительная записка

 

 

Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Многомерная этнополитическая и этносоциальная структура Российской Федерации послужит надежным фундаментом становления полиэтнической по составу, но единой по гражданской идентичности нации россиян, если образовательная система сможет воспроизводить формы социальной и культурной жизни многонационального народа России, а содержательная структура образования позволит возводить носителей каждой этнокультурной традиции к культуре общероссийской и мировой. Надежную основу для этого способно обеспечить поликультурное образование, адекватное условиям России.

Курс «Поликультурное образование» (Б.3.2.4) является важной частью методической подготовки бакалавров по Психолого-педагогическому направлению, профиль «Психология и социальная педагогика», предполагающей формирование этики межнационального общения и педагогической культуры студентов факультета педагогики и психологии.

Цель освоения дисциплины: формирование и развитие компетенций, позволяющих осуществлять социально-педагогическую профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности народных воспитательных традиций, их сущность и возможности практического применения.

Задачи дисциплины:

1. сформировать знания о теоретических основах культурологического подхода;

2. сформировать знания по основам культуры межнационального общения в РФ;

3. развить умения по реализации этнокультурного компонента содержания психолого-педагогического образования;

4. способствовать воспитанию всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;

5. стимулирование самостоятельной работы по освоению содержания дисциплины и формированию необходимых компетенций.

Место дисциплины в структуре ООП. Связь с другими дисциплинами и практиками:

Дисциплина Б.3.2.4 «Поликультурное образование» относится к профессиональному циклу, базовой (общепрофессиональной) части.

Для изучения дисциплины необходимо знание законов исторического и общественного развития; социокультурных закономерностей и особенностей межкультурного взаимодействия; закономерностей образовательного процесса; теорий обучения и воспитания. Студенты должны уметь выстраивать социальные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий участников образовательного процесса; осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов диагностики. В связи с этим студенты для освоения дисциплины «Поликультурное образование» используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: История, Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире, Теория обучения и воспитания, История педагогики и образования, Социальная педагогика, Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса, Этнопедагогика.

«Поликультурное образование» является предшествующей дисциплиной для изучения следующих дисциплин: Социализация личности, Толерантное воспитание школьников в полиэтнической среде, Организация, методики и технологии работы социального педагога, Социально-педагогическая работа с детьми - мигрантами, прохождения психолого-педагогической практики.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) по ФГОС ВПО.

ОПК-7: готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе;

ОПК-9: Способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:

- особенности возникновения и становления культуры межнационального общения как научной теории и социальной практики;

- основные характеристики толерантного воспитания;

- закономерности, категории, принципы толерантного воспитания;

- особенности культуры межнационального общения как основы социально-педагогической деятельности.

б) уметь:

- научить ребёнка этическим нормам поведения в среде с различной конфессиональной ориентацией;

- анализировать основные тенденции развития этнокультурных и конфессиональных различий участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий социально-педагогической практики;

- организовывать реализацию программ этнокультурной адаптации детей в образовательном процессе;

- планировать и проводить мероприятия по толерантному воспитанию учащихся;

- организовать культурно-воспитательное образовательного учреждения.

г) демонстрировать способность и готовность:

- участвовать в работе с учащимися по формированию у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе культурологического и индивидуального подходов;

- к сотрудничеству с воспитательными организациями в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации и поликультурности социума;

- к воспитательной деятельности с учетом этнокультурных особенностей учащихся;

- к постоянному самообразованию и повышению профессиональной квалификации.

 

Владеть: приемами и способами учета и реализации национальных и региональных традиций в процессе воспитания.

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах:

Лекции – 14 ч

Семинарские занятия – 26 ч

Всего аудиторных - 40 ч

Самостоятельная работа – 32 ч

Всего часов - 72

Зачетных единиц - 2

 

3.2. Формы контроля по учебному плану (зачет, экзамен, курсовая работа) с указанием семестра:

 

Курсовая работа нет

Зачет 4 семестр

Экзамен нет

 

2.1. Тематический план учебной дисциплины

№ п/п раздела   Наименование разделов и тем Семестр Количество часов по учебному плану Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
  Все-го   Виды учебной работы
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия
  Поликультурное образование как специфическая область научно-педагогического знания             Устный опрос
  Связь поликультурного образования с другими науками             Устный опрос
  Основные категории поликультурного образования             Письменный опрос
  Учёт национальной психологии в воспитании             Устный опрос
  Национальный менталитет             Устный опрос
  Национальный характер             Устный опрос
  Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей             Устный опрос
  Этническая идентичность и культурная адаптация             Устный опрос
  Толерантность как основа национального своеобразия и воспитания в поликультурной среде             Итоговый тест
  Всего часов             Зачет

2.2. Тематический план лекций:

№ п/п Темы лекций Кол-во часов Формы текущего контроля успеваемости
  Поликультурное образование как специфическая область научно-педагогического знания   Устный опрос
  Связь поликультурного образования с другими науками   Устный опрос
  Основные категории поликультурного образования   Письменный опрос
  Учёт национальной психологии в воспитании   Устный опрос
  Национальный менталитет   Устный опрос
  Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей   Устный опрос
  Этническая идентичность и культурная адаптация   Устный опрос
  Всего часов   Зачет

 

Содержание лекционных занятий

Тема 1. Поликультурное образование как специфическая область научно-педагогического знания

 

План:

1. Определение поликультурного образования.

2. Цели, задачи и содержание поликультурного образования.

3. Актуальность поликультурного образования в современной России.

Основные понятия и категории: поликультурное, интернациональное образование, гражданская идентичность, толерантность.

Список литературы:

Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ: монография / А. Н. Джуринский. М.: Прометей, 2006. - 160 с.

Джуринский, А. Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом / А. Н. Джуринский. – М.: Сфера, 2007. – 224 с.

Киселева, О. И. Поликультурный подход в системе дошкольного и начального образования: теория, технология и методика реализации // Современные проблемы и инновационный опыт развития образования в Сибири / О. И. Киселева; под ред. В. А. Дмитриенко. – Томск: Том. гос. университет, 2002. – С. 73-125.

 

Тема 2. Связь поликультурного образования с другими науками

 

План:

1. Связь поликультурного образования с социальными науками.

2. Связь поликультурного образования с естественными науками.

3. Связь поликультурного образования с точными науками.

Основные понятия и категории: социальные, естественные, точные науки.

Список литературы:

Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ: монография / А. Н. Джуринский. М.: Прометей, 2006. - 160 с.

Джуринский, А. Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом / А. Н. Джуринский. – М.: Сфера, 2007. – 224 с.

Киселева, О. И. Поликультурный подход в системе дошкольного и начального образования: теория, технология и методика реализации // Современные проблемы и инновационный опыт развития образования в Сибири / О. И. Киселева; под ред. В. А. Дмитриенко. – Томск: Том. гос. университет, 2002. – С. 73-125.

Магометов, А.А. Межнациональные отношения, интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект: Учеб. изд. / А.А. Магометов. − М.: МПСИ, 2004. − 530 с.

Миттер, В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход // Перспективы. Вопросы образования: ежеквартальный журнал ЮНЕСКО / И. Е. Максимова. – 1993. – № 1. – С. 37-46.

Педагогика межнационального общения. Под ред. Латышиной Д.И. – М.: Гардарики, 2004. - 320 с.

 

Тема 3. Основные категории поликультурного образования

 

План:

1. Определение мультикультурализма.

2. Билигвиальная и бикультурная компетентность.

3. Этническая и гражданская идентичность.

Основные понятия и категории: мультикультурализм, компетентность, идентичность.

Список литературы:

Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ: монография / А. Н. Джуринский. М.: Прометей, 2006. - 160 с.

Джуринский, А. Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом / А. Н. Джуринский. – М.: Сфера, 2007. – 224 с.

Кряклина, Т. Ф. Поликультурное образование: содержание, смысл, значение // Образование в Сибири / Т. Ф. Кряклина, Н. Ф. Почуева. – 1997. – № 1 (5). – С. 25-29.

 

Магометов, А.А. Межнациональные отношения, интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект: Учеб. изд. / А.А. Магометов. − М.: МПСИ, 2004. − 530 с.

Рюлькер, Т. Поликультурное образование: Реформа учебных программ // Перспективы. Вопросы образования: ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. – 1993. – № 1. – С. 53-69.

 

Тема 4. Учёт национальной психологии в воспитании

 

План:

1. Национальная психология и ее составляющие.

2. Особенности межнационального коллектива.

3. Принципы работы с межнациональным коллективом.

Основные понятия и категории: национальная психология, межнациональный коллектив, принципы работы.

Список литературы:

Белинская, Е.П.Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НП О «МОДЭК», 2000. – 208 с.

Волков, Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. / Г.Н. Волков. – М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002.

Выготский, Л.С. Проблемы культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1991. – № 4. – С. 5–19.

Джуринский, А. Н. Воспитание в многонациональной школе: кн. для учителя / А.Н. Джуринский. – М.: Просвещение, 2007. – 96 с.

Крысько, В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

Кукушин, В.С. Этнопедагогика / В.С.Кукушин. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с.

 

Тема 5. Национальный менталитет

 

План:

1. Исследования американской антропологической школы.

2. Базовая и модальная личность.

3. Исследования национального характера.

4. Национальный менталитет.

Основные понятия и категории: базовая и модальная личность, национальный характер, национальный менталитет.

Список литературы:

Белик, А.А. Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учеб. Пособие / А.А.Белик. − М.: РГГУ, 2001. − 378 с.

Кукушин, В.С. Этнопедагогика / В.С.Кукушин. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с.

Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.

Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н.М. Лебедева. – М.: Ключ-С, 1999. – 224 с.

 

Тема 7. Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей

 

План:

1. Социализация и воспитание подрастающего поколения.

2. Виды социализации.

3. Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей.

Основные понятия и категории: социализация, воспитание.

Список литературы:

Белинская, Е.П.Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НП О «МОДЭК», 2000. – 208 с.

Выготский, Л.С. Проблемы культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1991. – № 4. – С. 5–19.

Джуринский, А. Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом / А. Н. Джуринский. – М.: Сфера, 2007. – 224 с.

Личность, культура, этнос: Современная психологическая антропология / Под общ. ред. А.А. Белика. – М.: Смысл, 2001. – 555 с.

 

Тема 8. Этническая идентичность и культурная адаптация

 

План:

1. Факторы формирования этнической идентичности.

2. Типы этнической идентичности.

3. Этапы культурной адаптации.

4. Факторы, влияющие на адаптацию.

 

Основные понятия и категории: этническая идентичность, культурная адаптация.

Список литературы:

Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н.М. Лебедева. – М.: Ключ-С, 1999. – 224 с.

Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 272 с.

Крысько, В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

Лебедева, Н.М. Социальная психология этнических миграций / Н.М. Лебедева. – М.: Ин-т этнологии и антропол. РАН, 1993. – 195 с.

Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Г.У.Солдатовой. – М.: Смысл, 2002. – 479 с.

Формирование позитивной этнической идентичности в процессе подготовки творческой интеллигенции / Под науч. ред. С.А. Кадыковой и Р.И. Чузаева. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2007. – 96 с.

Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание / В.Ю. Хотинец. – СПб.: Алетейя, 2000. – 240 с.

Хотинец, В.Ю. Этническая идентичность и толерантность / /В.Ю. Хотинец.– Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002. – 124 с.

 

2.3. Тематический план практических (семинарских), лабораторных занятий:

№ п/п Темы семинарских занятий Кол-во часов Формы текущего контроля успеваемости
  Связь поликультурного образования с другими науками   Устный опрос
  Учёт национальной психологии в воспитании   Устный опрос
  Национальный менталитет   Устный опрос
  Национальный характер   Устный опрос
  Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей   Устный опрос
  Этническая идентичность и культурная адаптация   Устный опрос
  Толерантность как основа национального своеобразия и воспитания в поликультурной среде   Итоговый тест

 

Содержание семинарских занятий

 

Тема 2. Связь поликультурного образования с другими науками

План:

  1. Поликультурное образование и этнопсихология.
  2. Поликультурное образование и этнопедагогика.
  3. Поликультурное образование и этносоциология.
  4. Поликультурное образование и статистика.
  5. Поликультурное образование и экономика.

Основные понятия и категории: этнопсихология, этнопедагогика, этносоциология.

Список литературы:

Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ: монография / А. Н. Джуринский. М.: Прометей, 2006. - 160 с.

Джуринский, А. Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом / А. Н. Джуринский. – М.: Сфера, 2007. – 224 с.

Киселева, О. И. Поликультурный подход в системе дошкольного и начального образования: теория, технология и методика реализации // Современные проблемы и инновационный опыт развития образования в Сибири / О. И. Киселева; под ред. В. А. Дмитриенко. – Томск: Том. гос. университет, 2002. – С. 73-125.

Магометов, А.А. Межнациональные отношения, интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект: Учеб. изд. / А.А. Магометов. − М.: МПСИ, 2004. − 530 с.

Миттер, В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход // Перспективы. Вопросы образования: ежеквартальный журнал ЮНЕСКО / И. Е. Максимова. – 1993. – № 1. – С. 37-46.

Педагогика межнационального общения. Под ред. Латышиной Д.И. – М.: Гардарики, 2004. - 320 с.

 

Тема 4. Учёт национальной психологии в воспитании

План:

1. Структура межнационального коллектива.

2. Принципы работы с межнациональным коллективом.

3. Требования к руководителю межнационального коллектива.

4. Конфликты в межнациональных коллективах.

5. Формирование толерантности.

6. Учет национально-специфических особенностей в работе с межнациональным коллективом.

Основные понятия и категории: национальная психология, межнациональный коллектив, принципы работы.

Список литературы:

Белинская, Е.П.Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НП О «МОДЭК», 2000. – 208 с.

Волков, Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. / Г.Н. Волков. – М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002.

Выготский, Л.С. Проблемы культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1991. – № 4. – С. 5–19.

Джуринский, А. Н. Воспитание в многонациональной школе: кн. для учителя / А.Н. Джуринский. – М.: Просвещение, 2007. – 96 с.

Крысько, В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

Кукушин, В.С. Этнопедагогика / В.С.Кукушин. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с.

 

Тема 5. Национальный менталитет

План:

1. Национальный менталитет жителей Средней Азии.

2. Национальный менталитет арабов.

3. Национальный менталитет европейцев.

4. Национальный менталитет американцев.

5. Национальный менталитет мусульман.

6. Национальный менталитет евреев.

Основные понятия и категории: базовая и модальная личность, национальный характер, национальный менталитет.

Список литературы:

Белик, А.А. Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учеб. Пособие / А.А.Белик. − М.: РГГУ, 2001. − 378 с.

Кукушин, В.С. Этнопедагогика / В.С.Кукушин. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с.

Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.

Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н.М. Лебедева. – М.: Ключ-С, 1999. – 224 с.

 

 

Тема 6. Национальный характер

План:

1. Национально-психологические особенности народов России

2. Национально-психологические особенности стран СНГ и Прибалтики

3. Национально-психологические особенности народов мира

Основные понятия и категории: национальные характеры народов мира.

Список литературы:

Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.

Крысько, В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

Леонтьев, А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: Учебно-справочное пособие / А.А. Леонтьев. – М.: МПСИ, Флинта, 1998. – 312 с.

 

Тема 7. Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей

План:

1. Социализация в моноэтнической среде.

2. Социализация в полиэтнической среде.

3. Социализация детей групп этнических меньшинств.

4. Социализация детей из смешанных браков.

5. Социализация детей вынужденных мигрантов.

6. Этнопсихологическая помощь.

Основные понятия и категории: социализация, воспитание.

Список литературы:

Белинская, Е.П.Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НП О «МОДЭК», 2000. – 208 с.

Выготский, Л.С. Проблемы культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1991. – № 4. – С. 5–19.

Джуринский, А. Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом / А. Н. Джуринский. – М.: Сфера, 2007. – 224 с.

Личность, культура, этнос: Современная психологическая антропология / Под общ. ред. А.А. Белика. – М.: Смысл, 2001. – 555 с.

 

Тема 8. Этническая идентичность и культурная адаптация

План:

1. Стадии формирования этнической идентичности.

2. Типы этнической идентичности.

3. Проблемы формирования этнической идентичности.

4. Способы поддержания этнической идентичности.

5. Культурный шок и его признаки.

6. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культуре.

7. Изменения идентичности в процессе адаптации.

8. Психологические проблемы у мигрантов.

9. Подготовка к межкультурному взаимодействию.

Основные понятия и категории: этническая идентичность, адаптация, культурный шок, мигранты.

Список литературы:

Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н.М. Лебедева. – М.: Ключ-С, 1999. – 224 с.

Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 272 с.

Крысько, В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

Лебедева, Н.М. Социальная психология этнических миграций / Н.М. Лебедева. – М.: Ин-т этнологии и антропол. РАН, 1993. – 195 с.

Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Г.У.Солдатовой. – М.: Смысл, 2002. – 479 с.

Формирование позитивной этнической идентичности в процессе подготовки творческой интеллигенции / Под науч. ред. С.А. Кадыковой и Р.И. Чузаева. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2007. – 96 с.

Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание / В.Ю. Хотинец. – СПб.: Алетейя, 2000. – 240 с.

Хотинец, В.Ю. Этническая идентичность и толерантность / /В.Ю. Хотинец.– Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002. – 124 с.

 

Тема 9. Толерантность как основа национального своеобразия и воспитания в поликультурной среде

План:

1. Толерантность и стратегии аккультурации.

2. Мультикультурное воспитание.

3. Методы исследования толерантности.

4. Развитие толерантности у детей.

5. Развитие толерантности у подростков.

6. Развитие толерантности у взрослых.

7. Толерантность и психологические механизмы защиты.

Основные понятия и категории: аккультурация, толерантность, психологические механизмы защиты.

Список литературы:

Бондырева, С.К.Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.

Крысько, В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: Курс лекций / В.Г. Крысько. − М.: Экзамен, 2002. − 448 с.

Магометов, А.А. Межнациональные отношения, интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект: Учеб. изд. / А.А. Магометов. − М.: МПСИ, 2004. − 530 с.

Психологические исследования этнической толерантности / Н.М. Лебедева, В.Ю. 23. Хотинец, А.А. Выскочил, Ю.А. Гаюрова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. – 240 с.

Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сборник научно-методических статей. – 2-е изд. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 368 с.

Хотинец, В.Ю. Этническая идентичность и толерантность / /В.Ю. Хотинец.– Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002. – 124 с.

 

2.4. Тематический план самостоятельной работы:

№ п/п Темы для самостоятельного изучения Кол-во часов Формы текущего контроля успеваемости
  Поликультурное образование как специфическая область научно-педагогического знания   Устный опрос
  Связь поликультурного образования с другими науками   Устный опрос
  Основные категории поликультурного образования   Письменный опрос
  Учёт национальной психологии в воспитании   Устный опрос
  Национальный менталитет   Устный опрос
  Национальный характер   Устный опрос
  Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей   Устный опрос
  Этническая идентичность и культурная адаптация   Устный опрос
  Толерантность как основа национального своеобразия и воспитания в поликультурной среде   Итоговый тест
  Всего часов:    

Содержание самостоятельной работы

 

№ п/п Темы для самостоятельного изучения Содержание самостоятельной работы студентов
  Поликультурное образование как специфическая область научно-педагогического знания
  • Актуализация отдельных теоретических вопросов темы
  • Составление плана занятия по заданной теме
  • Составление аннотированного каталога по теме
  • Составление каталога Интернет-ресурсов по теме
  Связь поликультурного образования с другими науками
  • Подготовка к практическому занятию
  • Подготовка сообщения к занятию
  • Составление аннотированного каталога по теме
  • Составление каталога Интернет-ресурсов по теме
  Основные категории поликультурного образования
  • Составление терминологического словаря по выбранной теме
  • Составление кроссворда
  • Составление аннотированного каталога по теме
  • Составление каталога Интернет-ресурсов по теме
  Учёт национальной психологии в воспитании
  • Подготовка к практическому занятию
  • Подготовка сообщения к занятию
  • Составление плана занятия по заданной теме
  • Составление аннотированного каталога по теме
  • Составление каталога Интернет-ресурсов по теме
  Национальный менталитет
  • Написание и защита реферата
  • Составление аннотированного каталога по теме
  • Составление каталога Интернет-ресурсов по теме
  Национальный характер
  • Подготовка и написание, защита контрольной работы
  • Подготовка сообщения к занятию
  • Составление аннотированного каталога по теме
  • Составление каталога Интернет-ресурсов по теме
  Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей
  • Заполнение индивидуального педагогического словаря
  • Составление плана занятия по заданной теме
  • Составление аннотированного каталога по теме
  • Составление каталога Интернет-ресурсов по теме
  Этническая идентичность и культурная адаптация
  • Актуализация отдельных теоретических вопросов темы
  • Подготовка сообщения к занятию
  • Составление аннотированного каталога по теме
  • Составление каталога Интернет-ресурсов по теме
  Толерантность как основа национального своеобразия и воспитания в поликультурной среде
  • Разработка мероприятия, направленного на воспитание культуры межнационального общения у учащихся в учебно-познавательном процессе
  • Составление аннотированного каталога по теме
  • Составление каталога Интернет-ресурсов по теме

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...