Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплексные соединения (КС).

Часть 1.

Выбор варианта контрольной работы.

 

 

Задания для контрольной работы содержат 25 вариантов. Студент выполняет контрольную работу в соответствии с двумя последними цифрами своего шифра в зачетной книжке. Если в номере две последние цифры больше 25, то из них вычитают ближайшее меньшее число, кратное 25. Например, при шифре, оканчивающимся на 66, надо выполнять 16 вариант (66 – 25 ×2), на 00 - 25 вариант, на 42 – 17 вариант (42 – 25) и т. д.

 

Варианты контрольных заданий.

 

№ варианта № задания
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 


I.Основные законы химии.

Закон эквивалентов. Все вещества реагируют друг с другом в эквивалентных отношениях: m 1/m 212

где m1, m2- массы веществ 1 и 2,

Э12 - эквивалент (химический) веществ 1 и 2

Ээлемента равен отношению части массы элемента, которая присоединяет или замещает в химическом соединении одну атомную массу водорода или 1/2 атомной массы кислорода, к 1/12 массы атома 12С

В реакциях ионного обмена:

Экислоты = М кислоты/основность(число ионов водорода, участвующих в

реакции обмена)

Эоснования = М основания/кислотность(число гидроксильных групп,

участвующих в реакциях обмена)

Эсоли = М соли/сумма зарядов анионов (или катионов), участвующих в

реакции обмена

В окислительно-восстановительных реакциях:

Э окислителя (восстановителя)= М/число принятых (отданных) электронов,

где М - молекулярная масса вещества

 

Закон Авогадро. В равных объемах идеальных газов при одинаковых температурах и давлении содержится одинаковое число молекул. При одинаковых условиях 1 моль любого газа занимает один и тот же объем, равный при н.у. (1,01х105 Па, 00 С) 22,4 л

Закон Бойля-Мариотта. При постоянной температуре давление (Р), производимое данной массой газа, обратно пропорционально объему газа (V): Р21 = V1/ V2

Закон Гей-Люссака. При постоянном давлении объем газа (V) изменяется прямо пропорционально абсолютной температуре (T):V1/ V2= T1/ T2

При постоянном объеме давление (Р) газа изменяется прямо пропорционально абсолютной температуре (Т): Р1/ P2 = T1 / Т2

 

1. При сгорании 2,5 г металла образуется 4,72 г оксида металла.

Определите эквивалент металла.

2. Одно и тоже количество металла соединяется с 0.40 г кислорода и с

6,34 г одного из галогенов. Определите эквивалент галогена.

3. Для растворения 8,40 г металла потребовалось 7,35 г серной кислоты.

Определите эквивалент металла и объем выделившегося водорода

(н.у.).

4. Серная и ортофосфорные кислоты имеют одинаковую молекулярную

массу. Каково отношение масс этих кислот, пошедших на

нейтрализацию одного и того же количества щелочи, если

oбразовалось соответственно сульфат и дигидроортофосфат?

5. При взаимодействии 11,90 г некоторого вещества с 5,50 г

хлороводорода получилось 8,80 г соли. Определите эквивалент

вещества и образовавшейсясоли.

6. На нейтрализацию 3,75 г винной кислоты идет 2,00 г гироксида натрия.

Определите эквивалент кислоты.

В задачах 7-8 определите эквивалент подчеркнутых соединений.

7. 2 KMnO4 + 16HCl = 2MnCl2+ 2Cl2 + 2KCl + 8H2O

2 KMnO4 + 3H2S = 2MnO2 + 3S + 2H2O + 2КОН

8. Fe(OH)3 + 2 HCl = FeOHCl2 + 2H2O

2 Fe(OH)3 + 3H2SO4= Fe2(SO4)3 + 3H2O

9. Определите какое количество ацетилена (л) при н.у. выделится

из 50г пищевого сырья с влажностью 2% при обработке его карбидом

кальция по реакции: CaC2+2H2O -> C2H2 + Ca(OH)2 ,

где H2O - влага пищевого сырья

10. Определите влажность (%) исследуемого пищевого сырья, если при

обработке 100 г этого сырья карбидом кальция выделилось 1,12 л

ацетилена (см. реакцию задачи 9).

11. Определите сколько граммов разрыхлителя - карбоната аммония

добавили к тесту, если при 2000С выделилось 1,12л СО2 по реакции

(NH4)2СО3 -> 2NH3+ СО2+ H2O

12. Определите сколько аммиака (мл) выделится при разложении

0,5г карбоната аммония при 2500 С (см. реакцию задачи 11).

13. Сколько углекислого газа (мл) выделится при добавлении 10,6г

питьевой соды в тесто, выпекаемое при 1500С по реакции

2NaHCO3 -> Na2CO3+ СО2+ H2O

14. На сколько градусов надо нагреть газ, находящийся в закрытом сосуде

при 00 С, чтобы давление его увеличилось вдвое?

15. Температура азота, находящимся под давлением 15,2 МПа, равна

170 С. При какой температуре давление азота достигнет предельного

значения, равного 20,3 МПа?

16. Давление газа, занимающего объем 2 л, равно 152 кПа. Чему будет

равно давление, если, не изменяя температуры, сжать газ до объема

1 л?

Строение атомов элементов.

17. Энергетическое состояние внешнего электрона описывается

следующими значениями квантовых чисел: n = 4, l = 1, ml = 0.

Определите какие элементы имеют такой электрон и составьте их

электронные формулы.

18. Для атома бора возможны два различных электронных состояния:

1s22s22p1 и 1s22s12p2. Как называют эти состояния атома? Как перейти

от первого состояния ко второму?

19. Пользуясь правилом Хунда, распределите электроны по орбиталям,

отвечающим высшему энергетическому состоянию атомов: хлора,

кремния.

20. Пользуясь правилом Хунда, распределите электроны по орбиталям,

отвечающим низшему энергетическому состоянию атомов с

порядковыми номерами: 25 и 33.

21. Атомы каких элементов имеют следующее строение наружного

электронного слоя: 4s24p4, 3s23p1?

22. Атомы каких элементов имеют следующее строение наружного

и предпоследнего электронного слоя: а)3s13p63d54s1; б) 4s24p64d25s2?

23. В каких группах и подгруппах ПСЭ находятся элементы с общей

электронной формулой валентных электронов а)(n-1)d2ns2; б) ns2np4

(n – номер периода)?

24. Атомам и ионам каких элементов соответствует электронная формула

3s23p6?

 

3.Химическая связь.

В задачах 25-26 на основании распределения электронов внешнего энергетического уровня по квантовым ячейкам в нормальном и возбужденном состоянии определите возможные валентности атомов указанных элементов.

25. Углерода, серы.

26. Фосфора, брома.

 

В задачах 27- 31, исходя из значений электроотрицательности по Полингу, ответьте на вопрос:

27. Какая из связей Сa-H, C-S, I-Cl является наиболее полярной?

К какому из атомов смещено молекулярное электронное

облако?

28. В каком из фторидов: LiF, BeF2, BF3, CF4 связь Э-F будет

наиболее приближаться к ионной?

29. Как правильно расположить B-Cl, Na-Cl,Ca-Cl, Be-Cl в

порядке возрастания ионности связи?

30. Какая из связей в молекуле гидрокарбоната калия наиболее

приближена к ионной? Изобразите графическую формулу

этой соли.

31. Какая из связей в молекулах гидроксидов натрия и магния

наиболее ионная? Какой из гидроксидов будет легче

диссоциировать на ионы и почему?

32. Какие ковалентные связи называются s, p - связью?

Изобразите графически за счет перекрывания каких орбиталей они

образуются. Приведите примеры молекул содержащих эти связи.

Некоторые значения электроотрицательности элементов (по Полингу)

H

2.1

Li Be B C N O F

1.0 1.5 2.0 2.5 3.0 3.5 4.0

Na Mg P S Cl

0.9 1.2 2.1 2.5 3.0

K Ca Br

0.8 1.0 2.8

I

1.2

 

ПСЭ и изменение некоторых свойств элементов и их

Химических соединений.

Для решения задач на эту тему вспомните теорию электролитической диссоциации, понятия "окислитель", "восстановитель", обратите внимание на изменение заряда и радиуса рассматриваемых частиц (атомов, ионов) в зависимости от расположения элементов в ПСЭ.

 

33. Какой из гидроксидов будет проявлять основные, какой

амфотерные свойства?

а) Fe(OH)2 и Fe(OH)3; б) CuOH и Cu(OH)2; в) Mn(OH)2 и Mn(OH)4

34. Какое основание более сильное и почему?

а) Ca(OH)2или Zn(OH)2; б) Sr(OH)2 или Cd(OH)2;

в) Zn(OH)2 или Sr(OH)2

Радиусы ионов кальция, стронция, цинка, кадмия соответственно равны

0,99;1,12;0,83;0,97 А.

35. Как и почему изменяются кислотно-основные свойства оксидов и

гидроксидов марганца с изменением его степени окисления в ряду:

Mn(II) - Mn(IV) - Mn(VI) - Mn(VII)?

В задачах 36-37 ответьте на вопрос: как и почему изменяются кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства кислот в ряду:

36. HClO – HClO2– HClO3 – HClO4

37. HF - HCl - HBr - HI

38. Как и почему изменяется восстановительная способность соединений

в ряду: NH3– PH3– AsH3– SbH3?

В задачах 39-40 определите окислитель и восстановитель в следующих реакциях, исходя и положения элемента в ПСЭ.

39. Cl2 + S + H2O

40. Cl2+ I2+ H2O

 

5. Ионные реакции обмена.

В задачах 41-48 составьте молекулярные, ионные и сокращенно-ионные уравнения реакций, протекающих между следующими соединениями:

41. а) хлоридом железа (III) и фосфатом натрия

б) гидроксидом цинка и гидроксидом калия

в) гидрокарбонатом кальция и гидроксидом кальция

42. а) сульфидом железа (II) и соляной кислотой

б) оксидом цинка и гидроксидом натрия

в) гидроксокарбонатом кадмия и азотной кислотой

43. а) сульфатом никеля (II) и фторидом калия

б) оксидом хрома (III) и гидроксидом натрия

в) гидрокарбонатом магния и соляной кислотой

44. а) нитратом свинца (II) и хроматом калия

б) гидроксидом алюминия и гидроксидом натрия

в) гидроксохлоридом кобальта (II) и соляной кислотой

45. а) нитратом серебра и хлоридом натрия

б) гидроксидом свинца (II) и гидроксидом калия

в) гидроксокарбонатом марганца (II) и соляной кислотой

46. а) хлоридом кальция и оксалатом аммония (NH4)2C2O4

б) гидроксидом олова (II) и гидроксидом натрия

в) гидроксокарбонатом меди (II) и серной кислотой

47. а) хлоридом стронция (II) и карбонатом аммония

б) оксидом алюминия и гидроксидом калия

в) гидрокарбонатом кальция и уксусной кислотой

48. а) сульфатом цинка и сульфидом аммония

б) оксидом свинца (II) и гидроксидом натрия

в) гидроксокарбонатом кобальта (II) и соляной кислотой

 

 

Комплексные соединения (КС).

Для решения задач этой темы необходимо разобраться в номенклатуре КС и уметь составлять выражение константы нестойкости его комплексного иона (Кн).

 

Напишите реакции образования КС и выражение его Кн.

49. Образование гексагидроксостибата(V) натрия за счет взаимодействия

хлорида натрия с гексогидроксостибатом(V) калия - качественная

реакция на Na+(стибиум - Sb).

50. Образование гексоцианоферрата (II) железа (III) за счет

взаимодействия хлорида железа(III) с гексоцианоферратом (II) калия –

качественная реакция на Fe(III).(феррум - Fe)

51. Образование гексоцианоферрата (III) железа (II) за счет

взаимодействия хлорида железа(II) с гексоцианоферратом (III) калия –

качественная реакция на Fe(II).

52. Образование тетрароданокобальтата (II) калия за счет

взаимодействия роданида калия KSCN с хлоридом кобальта(II) –

качественная реакция на Co(II).

53. Образование хлорида диамминсеребра (I)за счет

растворения осадка хлорида серебра в NH4OH.

54. Образование дитиосульфатоаргентата (I) натрия за счет

взаимодействия избытка тиосульфата натрия Na2S2O3 с

иодидом серебра – реакция, протекающая при фиксированиии

фотопленки.

55. Образование хлорида тетраамминомеди (II) за счет

взаимодействия хлорида меди (II) с раствором аммиака -

качественная реакция на медь (II).

56. Образование тетрацианокадмата (II) калия за счет

растворения осадка сульфида кадмия в цианиде калия KCN.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...