Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация экспериментального исследования.




Технология обучения математике с применением дидактических                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                         игр

В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

  Дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением  Вклю-

чение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала. На дидактические игры надо смотреть как

на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

На основах таких теоретических утверждений учитель работает. Ведь очень важно учесть:

а) место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке;

б) целесообразность использования их на разных этапах урока;

в) разработку новых методик проведения дидактических игр с учётом цели урока и уровня подготовленности учащихся;

г) требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения;

д) разнообразие игр;

е) применение воспитательных игр.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры, как уже говорилось, у учащихся вырабатывается целеустремлённость, организованность, положительное отношение к учёбе.

     Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока, Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участи в ней каждому ученику необходима определённая математическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.

Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании, Этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию с использованием методических журналов и пособий.

При организации дидактических игр необходимо учитывать:

1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников.

2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, иначе она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

3.  Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, в противном случае игра не даст должного эффекта.

4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд(поединок, бой, эстафета, соревнования, построенных по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн - ринг», «Счастливый случай», «Звёздный час» и др.) должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц. Учёт должен быть открытым, ясным и справедливым.

5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

 

6. Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.

 

7. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

 

8. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение её может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.

 

9. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.

 

10. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

 

Выше (с.8 моего творческого отчёта) приводилась типология учебных игр, где упоминались деловая и ролевая игра по словам Д.Б. Эльконина. Продолжу о деловой игре на уроках математики

      В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Их отличительными свойствами являются:

- моделирование приближённых к реальной жизни ситуаций;

- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыду     

щего этапа влияет на ход следующего;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняя-

ющих предусмотренные сценарием роли;

- использовапние описания объекта игрового имитационного моде-

лирования;

- контроль игрового времени;

- элементы состязательности;

- правила системы оценок хода и результатов игры.

 

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке математики может быть таким:

 - знакомство с реальной ситуацией;

 - построение её имитационной модели;

 - постановка главной задачи командам(бригадам, группам), уточне-

ние их роли в игре;

 - создание игровой проблемной ситуации;

 - вычисление необходимого для решения проблемы теоретического

материала;

 - разрешение проблемы;

 - обсуждение и проверка полученных результатов;

 - коррекция;

 - реализация принятого решения;

 - анализ итогов работы(рефлексия);

 - оценка результатов работы.

Тесным образом деловая игра связана с ролевой игрой. Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями.

Уроки – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:    

1) имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального  действия;

2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;

3)  условные, посвящённые разрешению, например, учебных или

производственных конфликтов и т.д.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды и т.д.

Методика разработки и проведения ролевых игр состоит из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.

На первом этапе рассматриваются организационные вопросы: распределение ролей; выбор жюри или экспертной группы; формирование игровых групп; ознакомление с обязанностями.

Предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с заданиями; сбор материала, анализ его; изготовление наглядных пособий, консультации.

      Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе; выявление позиций; принятие решения. Межгрупповой: заслушивание сообщений групп, оценка решения.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.

При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.

Говоря о большом воспитательном и познавательном значении

математических игр, следует указать на важную роль учителя при их

организации. Прежде всего учитель должен положить начало творческой работе учащихся, но контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, дабы не уничтожить саму сущность игры, которая невозможна без свободного проявления личности учащихся. Постепенно учитель может отойти от роли ведущего, уступая её хорошо подготовленным ученикам. Многие игры учащиеся могут разрабатывать самостоятельно

Потом проводится конкурс на лучшую игру.

Организация экспериментального исследования.

 

 В сентябре 2004 года я приняла два пятых класса, которые сформировали из двух четвёртых и одного третьего классов. Уровень подготовки детей очень разный. Класс «А» - базе 4 «А»-более подготовленный по всем предметам, в том числе и по математике,

класс «Б»- на базе 3 класса,- много слабее. По оценкам начальной школы классы были равноценны, но первые же уроки показали истинное положение дел. Результаты тестирования за начальную школу 

таковы:          «5»        «4»          «3»            «2»

5 «а» из 27 уч-ся   9           8              7                 3

5 «б» из 23 уч-ся 2           6             10                5

Результаты муниципальной контрольной работы почти такие же

    

 

 

  

Провела анкетирование (Приложение 1)                           

 1. Нравится ли тебе предмет «математика»?

   Да – 36 чел. (72%), очень – 4 (8%), не очень - 10 (20%)

  2.Можешь ли ты объяснить, почему?

 Интересно –14 (28%), люблю решать примеры и задачи – 10 (20%), заставляет думать - 5 (10%), нравится, когда понимаю, когда лёгкая тема - 13чел.(26%), не могу объяснить – 8 (16%).

Нужна ли тебе математика?

Да – 47 чел (94%), не знаю – 3 чел.(6%)

4. Если нужна, попробуй объяснить - зачем, если нет – почему?

  В магазине чтоб не обсчитали – 20 чел.(40%), для будущей профессии  

 6 чел (12%), чтобы быть умным -1 чел.(2%   пригодится в жизни -11чел

(22%), пока не знаю - 5чел(10%), чтобы быстро считать -7 чел(14%).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...