Сфера совместного ведения РФ и ее субъектов
Сфера совместного ведения в отличие от предметов, находящихся в исключительном ведении федерации, предполагает, что центр и субъекты действуют, реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, с использованием институтов, процедур, механизмов согласования своих действий, в том числе путем взаимного делегирования полномочий. Предметы совместного ведения, закрепленные в 14 пунктах ст. 72 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп. 1.?ы государственного строительства и защиты прав и свобод: — обеспечение соответствия Конституции и законов республик, — защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; — защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; — установление общих принципов организации системы органов 2.?ы регулирования экономики, социального и культурного разграничение государственной собственности; установление общих принципов налогообложения и сборов в общие?ы воспитания, образования, науки, культуры, охрана памятников истории и культуры; координация?ов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. 3.?ы охраны природы и экологической безопасности: ?ы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение особо охраняемые природные территории; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными 4.?ы деятельности правоохранительных органов и функционирования правовой системы:кадры судебных и правоохранительных органов;адвокатура, нотариат; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. 5. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров РФ. Если международный договор РФ затрагивает?ы, отнесенные к ведению субъекта, то требуется согласование с его органами власти. Субъекты вправе представлять Федерации рекомендации о заключении международных договоров. Реализация сферы совместного ведения включает издание по указанным в ней предметам федеральных законов и принятие в соот с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектами Федерации. Используя предоставленное Конституцией РФ право, к 2000 г. 46 субъектов Федерации заключили договоры о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта в сфере совместного ведения. Исходя из того, что данные договоры являются правовыми актами подзаконного характера, необходимо учитывать их специфику. При этом нельзя говорить о РФ и ее членах как о равноправных партнерах, заключающих договор на равных основаниях. Универсализация системы управленческих и иных отношений Центра и регионов диктует необходимость постепенного отхода от двусторонних договоров между Федерацией и ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий, условия которых зачастую весьма существенно отличаются друг от друга. Такая государственная политика проводится с начала 2001 г. Поэтому можно констатировать уменьшение роли подобных договоров в регулировании федеративных отношений.
РФ в СНГ Россия вправе участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соот с международными договорами, но при двух условиях: во-первых, это не должно влечь за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина; во-вторых, не должно противоречить основам конституционного строя РФ. Подобным условиям соответствует участие РФ в образованном в 1991 г. Содружестве Независимых Государств. СНГ определяется как межгосударственное образование с координационными полномочиями. В настоящее время СНГ объединяет 12 государств — ранее союзных республик СССР (не участвуют в СНГ только три государства Балтии). Юридическая природа СНГ характеризуется следующими чертами: создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства; имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, ему присуща четкая организационная структура, разветвленная система органов, выступающих в качестве координирующих Устав Содружества Независимых Государств предусматривает восемь сфер совместной деятельности государств-членов: обеспечение прав и свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании общего экономического пространства; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; охрана здоровья населения и окружающей среды; ?ы социальной и иммиграционной политики; борьба с организованной преступностью; 8) сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
В структуре СНГ существуют, специальные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и др. Для сотрудничества парламентов создана Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге. Постоянно действующие органы СНГ находятся в Минске и Москве. Рабочим языком Содружества является русский язык. Выход из СНГ свободный — необходимо лишь письменное заявление о таком намерении государства за 12 месяцев до выхода. Всестороннее и плодотворное взаимодействие в социально-экономической, политической и военной областях осуществляется между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. 2 апреля 1997 г. эти два члена СНГ подписали Договор о Союзе, а 8 декабря 1999 г. — Договор о создании Союзного государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|