Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Региональная экспансия на ипотечном рынке

 

В настоящее время ипотечное кредитование является наиболее востребованным и динамично развивающимся направлением розничного бизнеса российских банков.

На данный момент ипотечные ссуды входят в продуктовый ряд практически всех крупных иностранных банков, развивающих в России розничное направление деятельности. Конкурентная борьба нарастает, все более значимым фактором в этих процессах становится постепенное расширение участия в российском банковском секторе иностранного капитала, растущий интерес к России крупнейших транснациональных финансовых корпораций. Наличие конкуренции стимулирует общее повышение качества банковского обслуживания и внедрение современных банковских технологий.

Развитие ипотечного кредитования как одного из направлений розничного кредитования дало толчок региональной экспансии и строительству национальных и региональных банковских сетей. В условиях обостряющейся конкуренции перед банками встает острейшая задача увеличения точек присутствия банка на региональных рынках, банки активно реализуют стратегию «активного присутствия в регионах», появляются все новые отделения и дополнительные офисы. Регионы представляют значительный интерес для столичных банков с точки зрения недостаточной насыщенности их рынков финансовыми услугами, а значит, возможности получения дополнительной прибыли за счет географического расширения сферы деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что развитие ипотечного рынка происходит от центра к регионам. Подавляющее большинство банков, предоставляющих ипотечные программы кредитования, находятся в Москве, именно там они конкурируют между собой за клиентов.

На сегодняшний день рынок ипотечного кредитования развит неравномерно - почти половина выдаваемых кредитов приходится на четыре региона: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Тюменская область. Оставшаяся половина приходится на остальные 83 региона Российской Федерации.

Однако сегодня имеет место тенденция к выравниванию региональных диспропорций на рынке ипотечного кредитования. Если в 2009 году доля четырех регионов составляла 44% от общего объема выдаваемых кредитов, то в 2010 году (по итогам первого полугодия 2010 года) - 34%.

Самая большая сумма объема ипотечного кредитования приходится на Центральный Федеральный округ. Здесь ее отметка достигает 38,7 млрд. руб. Меньше всего граждане обращаются к ипотеке в Дальневосточном Федеральном округе (таблица 2).

 

Таблица 2

Статистика рынка ипотечного кредитования в 2009 году по федеральным округам

Федеральный округ Количество сделок с жильем, шт. Ипотека жилых помещений, шт. Доля ипотеки в сделках с жильем, % Количество закладных
1. Российская Федерация 2400697 206123 9 125615
2. Центральный ФО 54633 38722 7 17330
3. Северо-Западный ФО 240402 15151 6 10095
4. Южный ФО 272207 12330 5 5969
5. Приволжский ФО 594134 54240 9 39660
6. Уральский ФО 289912 35237 12 12199
7. Сибирский ФО 354941 44780 13 36107
8. Дальневосточный ФО 102768 5663 6 4255

 

Стратегия активного географического расширения обусловлена активным развитием и огромным потенциалом региональных рынков недвижимости. Региональные рынки ипотечного кредитования характеризуются как высоко концентрированные, за исключением Москвы и Московской области.. [11]

Основная цель регионального развития банка - получение прибыли, поэтому естественно, что удаленные офисы в первую очередь открываются в «привлекательных» регионах. Для ипотечного кредитования эта привлекательность оценивается, прежде всего, по следующим критериям:

1) социально-экономическое развитие. Основным критерием экономического раз-вития региона является уровень средней заработной платы;

2) уровень финансовой грамотности населения. Измеряется объемом выданных населению кредитов, который определяет степень вовлеченности населения в кредитную систему;

3) уровень банковской конкуренции. Измеряется количеством банков, выдающих ипотечные кредиты, является отражением того, насколько благоприятны общие экономические и политические условия региона для развития банковского сектора;

4) развитие жилищного строительства. Характеризуется объемами и параметрами строительного сектора в регионе (вводимые в эксплуатацию квадратные метры жилой недвижимости);

5) доступность жилья. Определяется как соотношение темпов роста доходов населения и темпов роста цен на жилье, показывает относительную динамику платежеспособного спроса на рынке жилой недвижимости.

Важнейшим индикатором доступности жилья является показатель соотношения стоимости 1 кв.м жилья к уровню среднемесячной заработной платы в регионе. В Москве индекс доступности достиг уже отметки 7 (табл 3). В регионах, где ипотека развивается ускоренными темпами, этот показатель равен примерно 4. Благоприятной ситуацией для активного развития ипотеки в регионе считается такая, при которой индекс доступности жилья меньше 4. Таким образом, очевидно, что Москва, Санкт-Петербург, а также большинство крупных городов с численностью населения больше 1 миллиона уже приблизились к стадии насыщения по ипотеке, и перспективы развития ипотеки именно за средними городами.

 

Таблица 3

Расчет индекса доступности жилья

Города Средняя цена 1 кв.м. в рублях (январь 2009 г.) Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, в рублях (2008 г.) Индекс доступности жилья
Москва 133756 17997 7
Санкт-Петербург 69711 13033 5
Екатеринбург 63601 10772 6
Уфа 5460 8632 6
Самара 44603 9614 5
Новосибирск 45224 9166 5
Челябинск 34440 9357 4
Пермь 40909 9516 4
Казань 39671 8850 4
Ростов-на-Дону 33722 7569 4
Нижний Новгород 38784 8112 5
Омск 33608 8867 4
Красноярск 31775 12472 3
Волгоград 30743 10667 3

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...