Сбор, анализ и обобщение материалов исследования
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства И государственной службы При Президенте Российской Федерации»
Дзержинский Филиал РАНХиГС
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта) преподавателям и студентам Дзержинского филиала РАНХиГС
(для всех специальностей и форм обучения)
г.Дзержинск 2012 г.
Методические рекомендации выполнены в соответствии с Положением о курсовой работе (проекте), выполняемой студентами федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». В рекомендациях приводятся только комментарии к отдельным разделам и пунктам Положения о ВКР, образцы основных документов и правила их оформления, не противоречащие установленным в Положении о ВКР.
Содержание
Общие положения Курсовая работа (проект), являющаяся неотъемлемой частью учебного процесса, представляет собою самостоятельно выполненное исследование, по определенной теме. Кроме того, выполнение курсовой работы предусматривает подготовку студента к выполнению выпускной квалификационной работы и в связи с этим их структура и стиль оформления максимально совпадают. Курсовая работа и курсовой проект - это письменные работы, как правило, с элементами научного исследования, которые являются обязательной составной частью учебного плана основной образовательной программы высшего профессионального образования. Курсовая работа – это законченное самостоятельное исследование, призванное способствовать закреплению и проявлению знаний, полученных в процессе изучения теоретических дисциплин, приобретенных умений и навыков и, и их использованию в исследовательской и практической работе по специальности (направлению подготовки). Курсовой проект – это законченное самостоятельное исследование, в котором содержится обоснованное решение практической задачи, вытекающее из анализа выбранного объекта, предмета, проблемы, ситуации.
Работа выполняется студентами под руководством научного руководителя, который, как правило, является преподавателем дисциплины по которой она выполняется. Обязательным элементом подготовки работы является консультирование студентов преподавателями кафедры. В ходе консультации руководитель дает рекомендации об использовании дополнительных материалов, согласовывает рабочий план работы, даст указания по внесению исправлений и изменений в предварительный вариант работы по ее содержанию и оформлению. Готовая работа должна быть сдана руководителю не позднее, чем за 2 недели до дня проведения экзамена (зачета) по расписанию. Без представленной в указанный срок и положительно оцененной работы студенты к экзамену (зачету) по данной дисциплине не допускаются. Руководитель сдает курсовые работы (проекты на кафедру) не позднее следующего дня после экзамена по дисциплине, по которой была выполнена работа вместе с ведомостью, по форме представленной в Приложении 1. Курсовая работа (курсовой проект) является завершающим этапом изучения дисциплины и преследует следующие основные цели: 1. Определение степени усвоения студентами понятий и категорий изучаемой дисциплины; рациональное сочетание общетеоретических положений и анализа конкретных ситуаций, связанных, с выбранной темой курсовой работы. 2. Проверка умения формулировать основные выводы по результатам анализа конкретной темы. Этапы выполнения работы: 1. Выбор темы. 2. Разработка рабочего плана, в законченном виде представляющего собой развернутое содержание (структуру) работы. 3. Сбор, анализ и обобщение материалов исследования. Результатом выполнения данного этапа является законченный предварительный вариант курсовой работы, в который могут вноситься только отдельные уточнения и изменения и который подлежит окончательному оформлению. 4. Формулирование основных теоретических положений, практических выводов, рекомендаций. 5. Оформление работы. 6. Рецензирование работы научным руководителем. 7. Защита курсовой работы на кафедре.
Выбор темы
При выборе темы необходимо учитывать следующие обстоятельства: 1. Правильный выбор темы возможен только при необходимом уровне усвоения студентом учебного материала по данной дисциплине, что позволит ему объективно сравнить предлагаемые темы между собой и сделать обоснованный выбор, учитывая то, что весь учебный курс изучаемой дисциплины представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой конкретных тем, но только одна из них может быть исследована в работе. 2. По степени сложности рекомендованные студентам темы, существенно не отличаются друг от друга, потому подход, при котором студент пытается выбрать более легкую тему, является неправильным. 3. Этап выбора темы непосредственно связан с этаном сбора, анализа и обобщения материалов. Если студент с начала выполнения работы четко представляет себе, по какой теме он может найти наиболее полный и содержательный материал, то при прочих равных условиях эту тему и следует выбрать. 4. При выборе темы следует понимать, что каждая из них представляет ту или иную проблему в области управления экономикой, которую студент должен раскрыть. Одна из распространенных ошибок - понимание работы, как простого изложения различных теорий по той или иной теме. Студент должен уметь формулировать выводы о том, какая из теорий является наиболее эффективной, более практически используемой, и это должно также учитываться при выборе темы. 5. При выборе темы студенты должны соблюдать следующие обязательные требования: - Не допускается наличие одинаковых тем у двух и более студентов одной учебной группы. Если студенты предполагают писать работу по совпадающим (но не одинаковым) вопросам, то в наименование темы должны быть внесены соответствующие дополнения и уточнения. - Выбранная тема должна быть в обязательном порядке согласована с руководителем работы. - Руководитель расписывается в специальном бланке «Задание на выполнение работы» что и является подтверждением согласования темы. Общий перечень выбранных тем утверждается заведующим кафедрой.
6. Вопросы о месте, времени и порядке консультирования решаются научным руководителем со студентами в рабочем порядке. 3. Структура курсовой работы (курсового проекта) [Рисунок 1]
Рисунок 1 — Структурная схема курсовой работы (проекта)
Введение (14, ж)
Обосновывается актуальность выбранной темы, структура, основная цель и решаемые для достижения этой цели задачи. Целесообразно отразить значение рассматриваемых вопросов для экономики России. Кроме того, во введении должна обосновываться структура курсовой работы. Основная часть. (В структуре работы этот заголовок не присутствует, предполагается, что главы, разделы и составляют содержание основной части). Слова «Раздел (Глава)» в тексте обозначаются порядковыми цифрами 1,2… например: Глава 1 В первой главе (разделе) отражаются следующие вопросы: - краткий исторический, теоретический обзор по выбранной теме; - взаимосвязь выбранной темы (исследуемой проблемы) со смежными проблемами; - описание методов, принципов, подходов решения проблемы. Во второй главе (разделе) подробно раскрывается тема, исследуемого процесса или явления. Здесь основное внимание должно быть уделено раскрытию конкретных методов решения той или иной проблемы, экономических процессов, явлений и др., которые должны быть проиллюстрированы соответствующими примерами, графиками, диаграммами, схемами, таблицами. Отсутствие материалов, относящихся к условиям экономики в России, рассматривается как недостаток работы. Заключение В этой части студент формулирует основные выводы по теме. Выводы не должны противоречить предшествующему изложению. Сбор, анализ и обобщение материалов исследования 1. Для выполнения работы студент использует материалы из различных источников, основными из которых являются: а) учебные пособия. Студент должен использовать те учебные пособия, которые указаны в списках литературы по соответствующим темам изучаемой дисциплины. Эти материалы служат основой подготовки теоретической части работы; б) специальная литература - научные публикации (книги, статьи) по выбранной теме;
в) публикации в специализированных периодических изданиях («Коммерсант», «Эксперт», «Экономика и жизнь» и др.). Материалы из этих источников используются, прежде всего, для анализа экономической деятельности в России (в части касающейся выбранной темы); г) фактические данные о работе конкретных отечественных и зарубежных предприятий. Использование таких данных не является обязательным, однако, их наличие рассматривается как положительная черта работы и учитывается при защите. д) адреса сайтов в «Интеренет» 2. Запрещается использование в качестве источника методических материалов лекций по изучаемым дисциплинам. Работы, содержащие прямое цитирование этих материалов к защите не допускаются. Нежелательно использовать при написании работ источники одного вида, т.е. только учебники или только статьи, или только фактические данные. 3. При подборе материалов студент должен обращать внимание на то, что в них могут содержаться несовпадающие, а иногда и противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. Особенно это характерно для материалов, указанных выше в пунктах б, в, д. В этом случае студент обязан отразить в работе свое мнение о том, какая из точек зрения представляется ему наиболее правильной, и обосновать этот вывод. 4. При подборе материалов не следует писать работу как с использованием только одного источника, так и пытаться использовать как можно больше источников. И то, и другое отрицательно сказывается на качестве работы. Рекомендуется для написания работы использовать не менее двух источников каждого вида. При выборе учебных пособий предпочтительнее ориентироваться на отечественных авторов, так как некоторые зарубежные переводные учебники несколько устарели по представленному в них практическому материалу; отечественные учебники содержат много данных и выводов об экономической ситуации в России, что необходимо для раскрытия многих тем. Список источников свидетельствует о степени изученности проблемы и сформированности у студента навыков самостоятельной работы и должен содержать не менее 15 наименований. Как правило, не менее 25 % источников, использованных при написании курсовой работы (проекта) должны быть изданы в последние пять лет. В качестве источников при написании работ по темам, связанным с экономической ситуацией в России, должны обязательно использоваться действующие нормативно-правовые акты (законы, постановления и т.п.). 6. Задачей анализа собранных материалов является отбор тех данных из источников, которые непосредственно войдут в текст работы. Студенту целесообразно составить для себя перечень источников с указанием конкретных страниц. 7. Наиболее важным этапом является обобщение материалов исследования. Результатом обобщения должен явиться предварительный вариант работы. При обобщении материалов следует руководствоваться следующим: а) не допускается сплошное цитирование использованных источников (в работе могут содержаться выдержки из того или иного текста, но они должны быть конкретными и достаточно краткими; основной текст работы должен быть написан студентом самостоятельно); б) обработанный материал должен соответствовать требованиям к объему работы; в) результаты обобщения не должны противоречить материалам использованных источников. Так, например, если в различных источниках содержатся несовпадающие точки зрения, то их нельзя просто изложить в работе. Имеющееся противоречие нужно отметить и проанализировать, сделав соответствующий вывод (например, об отсутствии окончательного решения того или иного вопроса, или об ошибке одного из авторов). 8. Результаты обобщения (предварительный вариант работы) обсуждаются студентом с научным руководителем. По результатам обсуждения может быть принято решение о необходимости дополнительного обобщения материалов по конкретным вопросам. Результаты обобщения могут содержать дискуссионные моменты, изложение мнения самого студента, частично не совпадающее с тем, что он обнаружил в источниках. Проблемный подход к раскрытию темы, акцент на нерешенных вопросах являются положительной чертой работы (естественно, при наличии соответствующего обоснования). 9. Целесообразно увязывать сбор, анализ и обработку материалов с согласованным рабочим планом, т.е. «состыковать» конкретные источники с разделами работы. Это позволит студенту контролировать равномерность изложения материала, избежав односторонности в раскрытии темы. Материал каждого источника должен использоваться для конкретной главы (раздела).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|