Выработка режим охраны окружающей среды в Арктике
В настоящее время резко увеличилась потребность в международном сотрудничестве и создании международного режима охраны окружающей среды Арктики. Заинтересованность многих государств в сотрудничестве по предотвращению причинения ущерба арктическим экосистемам усиливает то обстоятельство, что взаимодействие между океаном (льдом) и атмосферой в Арктике играет огромную роль в формировании погодно-климатических условий во всем Северном полушарии. Негативные экологические изменения в этом регионе планеты могут иметь глобальные последствия: например, таяние арктических льдов под воздействием "парникового эффекта" способного вызвать повышение уровня Мирового океана. Все это требует разработки единой стратегии международного природоохранного сотрудничества, принятия основных норм и принципов экологического контроля за их соблюдение, а также установления ответственности в случае нарушения. В июне 1991 года восемью арктическими государствами – Данией, Исландией, Норвегией, Финляндией, Швецией, СССР, США и Канадой - были принятии Декларация и Стратегия по охране окружающей среды Арктики. В декабре 1995 года в Рованиеми (Финляндия) была принята Декларация для осуществления Программы действий, принятой в рамках межгосударственного природоохранного сотрудничества Совета министров окружающей среды Баренцева/Евро-Арктического региона. Основными направлениями здесь являются предотвращение радиоактивного загрязнения и возможных ядерных аварий, управление окружающей средой и региональная гармонизация экологических стандартов и руководств, снижение загрязнения от промышленной деятельности, охрана естественных местообитаний и сохранение флоры и фауны, а также сотрудничество между местными властями
Существует различные направления сотрудничества арктических государств, например, арктический мониторинг и оценка, сохранение флоры и фауны, предупреждение чрезвычайных ситуаций, готовность и реагирование на них, устойчивое развитие и природопользование, защита арктической морской среды, интеграция традиционных знаний и опыта коренных народов Арктики. В 1996 году в Канаде состоялась очередная конференция, посвященная окружающей среде Арктики. В ней принимали участие страны "Арктической восьмерки", представители организаций коренных народов Арктики, которые имеют статус постоянных наблюдателей, аккредитованные наблюдатели ряда неарктических стран, наблюдатели от межправительственных и неправительственных организаций. На этой конференции была принята Инувиская декларация по охране окружающей среды и устойчивому развитию в Арктике. Дальнейшее развитие международного сотрудничества в Арктике и формирование режима охраны окружающей среды должны основываться на концепциях экологической безопасности и устойчивого развития, которые предусматривают достаточный уровень взаимодействия и интеграции государств для обеспечения защиты, сохранения и улучшения природной среды региона, рациональное использование его природных ресурсов, а также разработку комплекса взаимно согласованных мер по противодействию угрозам окружающей среде Арктики. Основной целью является достижение такой модели развития региона, которая бы сводила к минимуму противоречия между экономическим ростом, научно-техническим прогрессом, природопользованием и сохранением целостности экосистем Арктики. Заключение
Исходя из выше изложенного, можно подвести следующий итог. Арктика – часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый Океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимся в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства. Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами. СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением ЦИК СССР 1926г. Исключения составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.
В отличие от Антарктического бассейна, в отношении которого в 1959 году заключен специальный договор, подобного документа нет применительно к Арктике. Учрежденный в 1996 году Арктический Совет занимается лишь природоохранительной тематикой и не затрагивает вопросы правового статуса арктического бассейна в целом и отдельных его частей. Современные тенденции в развитии международно-правового статуса Арктики определяются, прежде всего, необходимостью урегулировать процесс освоения природных ресурсов и обеспечить надежную защиту экологической безопасности в данном регионе, а также разрешить многолетнюю проблему территориальных претензий на Арктику. В соответствии с конвенцией по морскому праву от 10 декабря 1982 года, секторальный принцип, положенный в основу разделения Арктики, может быть оспорен государствами, не имеющими прямого выхода к Арктике. Поскольку Россия ратифицировала данную конвенцию, то территории РФ в Арктике могут быть оспорены, что, несомненно, нанесет урон законным интересам России. Поэтому в Арктику была снаряжена экспедиция "Арктика 2007". Главная цель экспедиции - установить, являются ли подводные хребты Ломоносова и Менделеева геологическим продолжением российского континентального шельфа. Если это будет доказано, то Россия сможет претендовать дополнительно на 1,2 миллиона квадратных километров шельфа с крупными запасами углеводородов и возможными месторождениями алмазов, никеля, олова и золота.
В данном регионе земного шара сложилась весьма неоднозначная ситуация, правовая (международно-правовая) оценка которой и тем более рекомендации по прогрессивному развитию соответствующих норм требуют предельно взвешенного подхода. С одной стороны, мировое сообщество признает территориальные приобретения и особые интересы и права арктических государств, в том числе России, в данном регионе. С другой - все настойчивее голоса в пользу выработки специального международно-правового режима данного региона по аналогии с Антарктическим регионом. Нахождение разумного баланса данных подходов - вопрос политически острый, требующий всестороннего анализа проблематики. Список используемой литературы
1. Конвенция по морскому праву, Монтего-Бей, 10 декабря 1982 года. // Собрание законодательства Российской Федерации.1 декабря 1997 г., N 48. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант" 2. Декларация об учреждении Арктического Совета, Оттава,19 сентября 1996г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 19 марта 1997 г., N 56. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант" 3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире". // Российская газета.5 мая 1995 г. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант" 4. Указ Президиума Верховного Совета СССР "О континентальном шельфе Союза ССР" 1968 г. // Свод законов СССР, т.2, 1969 г. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант" 5. Закон СССР "О государственной границе" 1982 г. // Свод законов СССР, том 8, II полугодие 1983 г. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант" 6. Закон РФ "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. // Российская газета.4 мая 1993 г. N 84. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант" 7. Барциц И.Н. О правовом статусе российского арктического сектора. // Право и политика. 2000. №12 8. Величков Д., Сафонов А. Россия может лишиться полярных владений" // Коммерсанть. 1999. №78. 9. Голубчиков С. Нужна ли Арктика России? [Электронный ресурс] // режим доступа: http: // regions. ng. ru/far/2000-10-17/6_arktika. html
10. Жудро А.К., Киселев В.А. О канадском законодательстве по вопросам предотвращения загрязнения арктических морей.: В кн.: Законодательство Канады по вопросам предотвращения загрязнения прилегающих арктических морей.М. 1976.428с. 11 Яркин К.Н. Совместное учение ВМС "Вэлиант херитадж". // Зарубежное военное обозрение.М. 1976. №8. [Электронный ресурс] // режим доступа: http: // commi. narod. ru/txt/1976/index. htm 12 Зиланов В.К. А после Аляски еще одна клякса. // Российская газета 14 января 1997. 13 Малеев Ю.Н., Сорокин В.А. Арктические проливы как вид международных проливов sui generic // Московский журнал международного права. 2000. № 4. 14 Молодцов С.В., Зиланов В.К., Вылегжанин А.Н. Анклавы открытого моря и международное право. // Московский журнал международного права. 1993. №3. Международное право. / Под ред. Игнатенко Г.В., Тиунова О. И.М. 2002.522с. 16 Международное право. / Под ред. Колосова, Кривчикова.М. 2000.418с. 17 Международное право. / Под ред. Тункина Г.И., М. 1982.382с. 18 Международное право. /Под ред. Колосова Ю.М., В.И. Кузнецова М. 1998. 618с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|