Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эпоха Среднего и Нового царства

Особенности древнеегипетской цивилизации

 

Систематическое изучение Египта начинается с XIX века. Лишь в 1822 году французский учёный Франсуа Шампольон нашёл ключ к расшифровке египетских иероглифов. Сами египтяне называли свою страну «Чёрная земля», подчёркивая плодородность её почвы, в противоположность «Красной земле» - пустыне. Зарождение египетской цивилизации относят к концу IV - началу III тысячелетия до н.э. Особого расцвета культура Древнего Египта достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царств.

 

Можно выделить некоторые характерные особенности древнеегипетской культуры:

- раннее зарождение классовых отношений и государственности;

- изолированное географическое положение страны, что обусловило отсутствие культурного заимствования извне;

- культ загробного мира, «царства мёртвых»;

- обожествление власти правителя, которая распространяется на подданных и после смерти фараона;

- восточная деспотия, иерархичность власти;

- тесная связь искусства и религиозного культа, заупокойного ритуала;

- для искусства характерны монументальная архитектура и статичная скульптура.

 

Художественная культура Египта эпохи Древнего царства

Основными архитектурными сооружениями данной эпохи были усыпальницы-пирамиды. Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была так называемая ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара. С ней связаны два принципиальных для древнеегипетской архитектуры момента. Первый — создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, дворов, молебен, окружающих шестидесятиметровую усыпальницу. Второй момент — это воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали, что отражало растущую власть «сынов Солнца — фараонов».

Классическими образцами такого рода сооружений являются три крупнейшие пирамиды фыраонов четвёртой династии — Хеопса, Хафра и Менкаура. Они являются первым из семи чудес света. Всего в Египте насчитывается около 80 пирамид. Самая грандиозная — пирамида Хеопса: её высота 146,6 м, длина стороны основания — 233 м. Общий вес пирамиды около 7 млн т. Высота пирамида Хафра 143, 5 м, а пирамиды Менкаура — 66,5 м.

Остаётся неясным, каким образом многотонные камни поднимались строителями пирамид на столь значительную высоту. И ещё: отдельные каменные блоки были столь плотно пригнаны друг к другу, что между ними и сейчас нельзя просунуть лезвие ножа. Все пирамиды имеют безупречно правильную четырёхгранную форму. Они служили не только гробницей, но и мерой могущества фараона. Форма пирамиды означала вечность, а отношение граней олицетворяло Божественную Гармонию Вселенной. Облицовка пирамид (шлифовальные плиты) не сохранились, погребальные камеры с саркофагами давно разграблены. Вход в пирамиду находится на северной её грани, внутрь ведёт низкий коридор, причём угол наклона пола коридора равен тому углу, под которым можно было видеть Полярную звезду, куда, по представлениям древних египтян, направлялась душа умершего. Согласно религиозным воззрениям египтян, фараон, как живой бог, имел несколько душ. Одна из них — Ка — продолжала оставаться в теле и после смерти, причём благополучие в загробной жизни, которую египтяне представляли как продолжением земной, зависело от степени сохранности тела усопшего, именно поэтому тело умершего мумифицировали (бальзамировали).

Пластическое искусство, т.е. скульптура. Свои идеи художники и скульпторы воплощали в строго канонических формах. Канон выражался в устойчивости художественных традиций. Фараоны изображались обычно в позе величавого спокойствия, с бесстрастными лицами; в их статуях подчёркивалась огромная физическая сила. Скульптура Древнего царства передавала определённое сходство, но, как правило, идеализировало образ. Статуи всегда строго пропорциональны, фронтальны и статичны. В эту эпоху вырабатываются строго определённые типы статуй: стоящая, с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу, и сидящая, с руками, положенными на колени. Для обоих типов характерны следующие художественные приёмы: фигуры выполнены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлён вперёд; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчёркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались. Среди скульптур Древнего царства выделяется своей неповторимостью знаменитый Большой Сфинкс из Гизе. Каменный лев с головой человека высечен из цельной скалы. Голова Сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хафром. Огромный Сфинкс охранял покой мира мёртвых, он воплощал божественность царской власти. Большой Сфинкс из Гизе остался единственным в своём роде, ни одного подобного гиганта больше создано не было.

 

Эпоха Среднего и Нового царства

В эпоху Среднего царства было интенсивное храмовое строительство. Ярчайший образец — храм Ментухотепа I (западный берег Нила). Что касается пирамид, то они в эту эпоху строились довольно редко и уступили своё место гробницам, высекаемым в скалах. Осуществлялось и большое городское строительство: так, была построена великолепная резиденция фараонов — город Иттауи, а в нём — знаменитый Лабиринт — символическое выражение расцвета и единства страны.

В Египте окончательно складывается развитая система иероглифической письменности, что повлекло за собой стремительный взлёт литературы. Египетская письменность была буквенно-слоговой, наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700. На базе египетской иероглифики возникло алфавитное письмо, создателями которого были древние финикийцы. Литература: «История Синухета», гимны в честь богов, поучения, сказки, поэзия, мифы, повести.

Новое царство было временем высшего расцвета Египта. В этот период египетская культура активно взаимодействовала с культурами соседних народов. Фивы становятся одним из самых блистательных городов Древнего Востока. Знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая дорога — Аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски. Из открытого двора, окружённого колоннадой, путь вёл в сумрачный колонный зал, а из него — в святилище с кладовыми. В храмах помещалось множество статуй.

Из других наиболее известных храмов Нового царства выделяется расположенный на трёх обширных террасах поминальный храм единственной в истории Египта женщины-фараона Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри.

Знаменита единственная оставшаяся почти нетронутой гробница Тутанхамона, открытая в 1922 году. Золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска фараона, сосуды.

Искусство амарнской эпохи. В истории Нового царства был весьма кратковременный период, который произвёл переворот в политической и религиозной жизни Египта, а также в его искусстве. В XV веке до н.э. Правил Аменхотеп IV. В его правление произошёл конфликт фараона с могущественным фиванским жречеством Амона, влияние которого представляло угрозу царской власти. Чтобы покончить с влиятельными жрецами, Аменхотеп установил для всеобщего почитания культ божества солнечного диска — Атона. Все другие культы, в том числе и Амона, запрещались, тем самым вводилось единобожие (монотеизм). Бог Атон, в отличие от других египетских богов, не имел изображения. Его символом был солнечный диск с отходящими от него лучами, заканчивающимися простёртыми ладонями. Аменхотеп изменил своё имя на Эхнатон (угодный Атону), и основал новую столицу — город Ахетатон, куда переехал со своим двором. Смело сломал Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве: не следование канонам, а лишь служение истине. Пришли реалистичные, динамичные, очень естественные изображения Эхнатона, членов его семьи, приближённых. Всемирно-известным стал портрет его супруги — царицы Нефертити. Появились изображения бытовых сцен, простых людей. Реформы отразились и на литературе: - нерелигиозной любовной лирики. Искусство этого периода насквозь пронизано светскими мотивами и жизнелюбием и этим сильно отличается от традиционного искусства Древнего Востока.

После этого периода усилилась гигантомания в храмовом строительстве. Самый большой заупокойный храм, развалины которого сохранились до наших дней, приказал построить Рамсес II. Это знаменитый Рамессеум. Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, а посреди двора лежит огромная разбитая статуя Рамсеса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...