Посмертное странствие души.
147 глава Книги мертвых начинается следующей магической формулой, обеспечивающей умершему «знание» первых врат «Дома Осириса Хентиментиу[5]»: «имя привратника: “Тот, кто склоняет [свой] лик к земле, [имеющий] многие облики”; имя стража: “Тот, кто следит за огнем”; имя глашатая, что находится там: “Подающий голос”». Слова, сказанные от имени [умершего] при его приближении к первому пристанищу: «Я – тот великий, кто создал свой свет, я пришел к тебе, Осирис[6], я молюсь тебе, очищенный от всего оскверняющего. <…> Слава тебе, Осирис, в твоей силе и мощи в Ро-Сетау [Мемфисский некрополь]. Поднимись в могуществе в Абидосе, Осирис! Ты обходишь небо, плывешь в присутствии Ра… Слава тебе, Ра, плывущий по небу… Открой мне путь в Ро-Сетау… Проложи ему [Осирису] путь в Большую Долину. Освети путь Осирису». Простому смертному приходилось заклинать врата, чтобы они открылись и пропустили его на поля Иалу, Елисейские поля: «Дайте путь мне. Я знаю [вас]. Я знаю имя [вашего] бога- хранителя. Имя врат: “Владыки страха, чьи стены высоки…Владыки-губители, произносящие слова, которые обуздывают губителей, которые спасают от гибели того, кто приходит”. Имя вашего привратника: “Тот, кто [вселяет] ужас”». В главе 148 фигурируют кормчие четырех сторон Неба, семь коров и бык, которые должны кормить умершего. Следующая, 149 глава описывает путь умершего через 14 холмов. Там его подстерегают бесчисленные опасности: злые демоны, грозные боги и огнедышащие змеи. Преодолев все опасности, в чем ему помогала Книга мертвых с ее заклинаниями, покойный достигает Великого Чертога Двух Истин в Доме Осириса и предстает пред судом. Описание этого судилища содержится в 125 главе. Как явствует из нее, судил умершего сонм богов во главе с Ра и его Эннеадой и Осирисом[7]; 42 бога – судьи; Анубис[8], ведавший ритуальными весами, на которых взвешивали сердца умерших, чтобы узнать степень их праведности и греховности; бог Тот[9], выступавший в роли обвинителя покойного и выносивший ему окончательный приговор.
Еще до того как переступить порог Чертога, умерший обращается к божественному судье – Ра: «Слава тебе, Великий Бог, Владыка Двух Истин! Я пришел к тебе, о господин мой! Меня привели, дабы я мог узреть твое совершенство. Я знаю тебя, знаю имя твое, знаю имена 42 богов, которые находятся в Чертоге Двух Истин, которые живут как стражи грешников, которые пьют их кровь в этот день испытания [людей] в присутствии Уинефера[10]. “Тот, чьи близнецы любимые – Два Ока, Владыка Двух Истин” – таково имя твое. Я прибыл, дабы узреть тебя, я принес тебе 2 Истины, я устранил ради тебя грехи мои.». После этого краткого вступления умерший приступает к «Исповеди отрицания»: «Я не совершал несправедливости против людей, я не притеснял ближних, я не лгал в Месте Истины, я не был причиной слез, я не грабил бедных, я не делал того, что не угодно богам, я не подстрекал слугу против его хозяина, я не отравлял, я не убивал, я не приказывал убивать, я не сделал зла никому, я не присваивал дары, [приносимые] в храмы, я не осквернял хлеба богов, я не ловил в силки птицу богов, я не ловил рыбу богов в прудах ее, я не останавливал воду в пору ее, я не мужеложествовал, я не совершал блуда в святилищах бога моего города, я не пропускал дней жертвоприношений < … > я чист, я чист, я чист, моя чистота – это чистота Великого Феникса [Бену], что в Гераклеополе [Нени-несут]. < … > Мне не причинят вреда в Великом Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена богов, пребывающих там вместе с тобой». Затем умерший обращается к каждому из 42-х богов, называя их по имени и заверяя снова в своей невиновности.
Периодизация древнеегипетского искусства.
[1] Исида – богиня неизвестного происхождения. В мифах она фигурирует как сестра и жена Осириса, мать Гора. Вместе с сестрой Нефтидой, в облике соколицы и коршуна, они оплакивали погибшего Осириса. Поэтому их часто изображали на саркофагах (наряду с Нейт и Селкит) в роли охранительниц умершего.
[2] Ра – бог солнца, странствующий в ладье по небосводу, создатель богов и людей. С Ра отождествляли целый ряд богов, давая им имена: Амон-Ра, Монту-Ра, Себек-Ра, Хнум-Ра и т.д. Фараон Хафра (Хефрен, IV династия) первым присвоил себе титул сына Ра. Со времени V династии культ Ра получает официальное признание и имя Ра становится частью титулатуры фараонов. Ра изображался в виде сокола или человека с головой сокола, в двойной короне Нижнего и Верхнего Египта. [3] Нефертум – бог, олицетворяющий первозданный лотос; входил вместе с Пта и Сохмет в мемфисскую Триаду. Тесно связан с кругом солярных богов. [4] Эннеада – Согласно тексту папируса Бремнер-Ринд («Книга познаний творений Ра»), Великая Гелиопольская Эннеада или Великая девятка богов: Атум (демиург), Шу (бог ветра) и Тефнут (богиня мирового порядка), Геб (бог Земли) и Нут (богиня Неба), Нефтида (сестра-супруга Сета, мать Анубиса) и Сет (бог пустыни и бури), Исида и Осирис. [5] Хентиментиу – «Первый из Западных» - бог умерших в облике черного пса. Издревле почитался в Абидосе. Позднее был поглощен культом Осириса и включен в его имена. [6] Осирис – бог, объединявший в себе функции правителя, бога природы и владыки царства мертвых. Символом Осириса был столб Джед, назначение которого до сих пор не выяснено учеными. Его изображение было одной из самых распространенных сакральных эмблем. Во время празднеств разыгрывались мистерии на мифологические сюжеты. Изображался Осирис в облике человека, чье тело перевито бинтами подобно мумии. Лицо его окрашивали в зеленый цвет, что указывает на его функцию как бога растительности. Культ Осириса, широко распространенный в Египте, в поздние периоды проник далеко за его пределы. По представлениям греков, в Осирисе воплощались Дионис, Плутон, Гелиос, Океан и даже Эрос. [7] Роль Осириса в этом судилище фактически статична. Он лишь молча присутствует на нем, как бы освящая своим молчанием таинство суда. [8] Анубис – сын Нефтиды и Осириса, бог умерших, изображаемый в виде черной собаки или шакала, либо в облике человека с головой шакала. Покровитель некрополей, бог бальзамирования, один из судей царства мертвых. Верховный бог Кинопольского нома, где его женской ипостасью была богиня Иниут. Около Шаруна найдено захоронение мумий собак, являвшихся священными животными Анубиса. [9] Тот – бог рационального (разум, знания, счет), изображался как в антропоморфном облике, так и в облике ибиса и павиана или с головой ибиса. Его культ известен в Дельте еще в додинастическую эпоху. [10] «Зеленый Красавец» - относится к именам Осириса, покровителя растений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|