Зубоврачевание в древнем Египте
ТЕМА: ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. Культ умерших – особенность египетской религии. 2. Накопление знаний о строении человеческого тела. 3. Лекарственное лечение. 4. Оперативное лечение. 5. Заразные заболевания. 6. Зубоврачевание. 7. Врачебная этика. Обучение врачеванию (“Дома жизни”). 8. Гигиенические традиции и санитарное благоустройство городов. КУЛЬТ УМЕРШИХ – ОСОБЕННОСТЬ ЕГИПЕТСКОЙ РЕЛИГИИ Первые постоянные поселения в плодородной долине Нила появились на рубеже 6-5-го тысячелетий до н.э. Население древнего Египта формировалось из местных североафриканских и восточноафриканских племен. Таким образом, древнеегипетская культура с ее характерными чертами (иероглифическое письмо, культ мертвых, характерный художественный стиль) имеет африканское происхождение. Древнеегипетская религия существовала на протяжении 3,5 тысячелетий Яркой ее особенностью был культ мертвых, который является ключом к пониманию всей египетской культуры. Культ мертвых Древнего Египта не имел равных ни в одной из древних религий. Древние египтяне верили в загробную жизнь и считали ее бесконечным продолжением земной. Они считали, что душа умершего, до тех пор пока сохраняется его тело, может в него вернуться. Отсюда возникло стремление сохранить тело от разрушения, т.е. набальзамировать его. Древние египтяне полагали, что загробная субстанция человека проявляется в 2-х формах: - одна из них - душа (егип. ба) – изображалась в виде птицы с головой человека, существует при теле умершего, но может на время покидать гробницу и подниматься в небо к богам; - другая форма – “двойник человека” (егип. ка), который сопровождает человека всю его жизнь, а после смерти и погребения сольется с богом Осирисом в одно целое и будет царить в загробном мире. По представлению египтян «Ка» после смерти человека может посещать гробницу и пользоваться всем, что там оставлено. Поэтому каждый египтянин в течение всей своей жизни думал о смерти и собирал все необходимое для загробной жизни.
Изобретателем и первым мастером мумификации, приготовившим первую египетскую мумию – мумию Осириса, является бог бальзамирования Анубис. Сначала в мумии превращали только тела царей, а впоследствии и знатных рабовладельцев. Мумификацией занимались специальные люди – тарихевты. Трупы умерших, обработанные ими тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Однако их секрет бальзамирования утерян навеки. Классическое описание процедуры бальзамирования дал Геродот: “Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг… затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей, промывают ее пальмовым вином и вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец наполняют чрево чистыми растертыми благовониями и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок… По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры, помещают туда покойника и хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене”. В наши дни лишь один фараон покоится в своем саркофаге в Долине царей - юный Тутанхамон (правил 1361 - 1352гг. до н.э.). Рентгенологические исследования его черепа показали, что смерть Тутанхамона наступила в результате сильного удара в области основания черепа с последующим переломом и образованием обширной гематомы. По всей вероятности, он оставался живым в течение нескольких недель и умер, не приходя в сознание, в возрасте 19 лет. Его преданная жена и сестра Анхсенамон ненадолго пережила своего супруга - власть в Египте захватил Ай - визирь Тутанхамона.
Естественно, возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не многие. В основном, египтяне хоронили умерших в песке соседних с долиной Нила пустынь. Завернутые в циновки (без гроба и мумификации) тела умерших в течение долгого времени оставались почти без изменений: песок высушивал их, предохраняя от разрушения. Согласно религиозным представлениям древних египтян, каждый умерший представал перед загробным судом, возглавляемым богом загробного мира Осирисом. В качестве обвинителя выступал бог знаний Тот. Бог бальзамирования Анубис взвешивал сердце покойного. Если оно было легче страусового пера (символ закона и справедливости), умершему открывался доступ в мир богов.
НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА Первые представления о строении человеческого тела (анатомии) египтяне получали из практики бпльзамирования. Уже в середине 2 тыс. до н.э. древние египтяне описали мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает паралич конечностей и, т.о. положили начало естественно-научным представлениям о мозге. Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам. Древние египтяне определяли болезни по пульсу, который наблюдали в разных точках тела. Они полагали, что сердце не только придает движение крови, но и является вместилищем души и эмоций. ЛЕКАРСТВЕННОЕ ЛЕЧЕНИЕ. Самую обширную информацию о лекарственном лечении в Древнем Египте содержит папирус Эберста, который называется “Книга приготовления лекарств для всех частей тела”. Обнаружен он был в 1872г. в Фивах. Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 метров. Папирус содержит 900 прописей лекарств, косметических средств для всех частей тела, а также магические заклинания. При составлении лекарств в древнем Египте широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, глина) и части тела животных. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво.
Например, лекарство для изгнания глистов содержало косточек фиников – 1/8, растения дисарт – 1/8, сладкого пива – 25 частей. Пропись заканчивалась словами: “сварить, смешать, выпить – выйдет тотчас”. Многие рецепты в папирусе Эберса сопровождаются магическими заклинаниями и заговорами, которые отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, экскременты и мочу животных и т.д. Отдельный раздел папируса Эберста посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос, бровей и даже для исправления косоглазия. Для защиты глаз от палящего солнца и некоторых заразных болезней египтяне (как женщины, так и мужчины) покрывали веки зеленой пастой из сурьмы и порошка малахита, при этом глазам придавалась миндалевидная форма. Египтяне носили парики поверх коротко остриженных волос, что способствовало предупреждению вшивости. Парик состоял из множества туго переплетенных косичек и защищал от палящего солнца. Все это дает основание считать древний Египет родиной косметики.
ОПЕРАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ В древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас хирургический папирус 16-го века до н.э., названный Большим хирургическим папирусом Смита. Текст трактата расположен на папирусной ленте длиной 4м 68 см и шириной 33 см. В нем описаны 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночника, а также способы их лечения без элементов магии и мистики. В папирусе каждому травматическому случаю дано название, описываются признаки повреждения, дается заключение и назначается лечение. При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные лубки (“шины”) и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой.
В папирусе Смита также говорится о лечении ран. ЗАРАЗНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. В древнем Египте были распространены тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания. Об этом свидетельствуют описания историков, а также оспенные пустулы на коже лица Рамсеса II и палочка чумы, обнаруженная при обследовании мумий. Долина Нила была крупным очагом тяжелых глистных заболеваний – мочеполового и кишечного шистосомозов. Эти болезни описаны под названием баб в древнеегипетских папирусах. Характерными признаками заболевания баб было наличие червей в организме, появление крови в моче, поражение прямой кишки и понос. Возбудитель шистосомоза распространялся водным путем через промежуточного хозяина – моллюска. Отсюда понятно, почему сооружение оросительных систем в древнем Египте способствовало широкому распространению этого заболевания на всей территории страны и далее на территории Африки и Азии. В настоящее время шистосомозами поражено около 200 млн. жителей планеты. Целенаправленная программа по борьбе с этим заболеванием осуществляется под руководством ВОЗ с 1958г. по предложению Египта, население которого и сегодня наиболее поражено шистосомозом.
ЗУБОВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ Исследование мумий показало, что древние египтяне страдали тяжелыми поражениями зубов и надкостницы. Зубную боль и разрушение зуба они объясняли наличием “червя, который растет в зубе”. Лечение зубов было консервативным и заключалось в прикладывании к больному зубу и деснам лечебных паст и растворов. В папирусе Эберста приведено 11 прописей таких лекарств, которые способствовали оздоровлению полости рта, укрепляли зубы, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, т.е. оказывали местный лечебный эффект. Однако они не могли остановить дальнейшего развития заболевания. Древние египтяне не лечили кариозных зубов и не знали оперативного зубоврачевания, в результате чего были широко распространены тяжелые воспалительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти и выпадению зубов. Даже у фараонов, при которых служили “главные зубоврачеватели Великого дома”, не обнаружено никаких следов пломбирования кариозных полостей, заполнения зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в зубоврачевании в древнем Египте является находка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой золотой проволокой по линии шеек обоих зубов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|