Воля. Психологическая характеристика воли.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения, деятельности и общения, связанные с преодолением внешних и внутренних препятствий. Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, концентрацией активности в нужном направлении. Развитие воли связано с: · преобладание производственно психических процессов (восприятие, внимание, память) · приобретения навыка контроля за своим поведением (совесть) · постановка более сложных задач и преследование более отдаленных целей требуют усилий в длительный период времени. Волевые действия разделяются на простые и сложные. В простом акте мотив переходит в действие автоматически. В сложном акте действию предшествуют осознание мотивов, концентрация, принятие решения и приложение волевых усилий для выполнения. На уровне личности проявление воли в появляется в 3-х группах свойств: первичные (настойчивость, выдержка, энергичность), вторичные (решимость, смелость, самообладание, уверенность в себе) и третичные (ответственность, дисциплинированность, исполнительность, организованность, обязательность, принципиальность). Память. Сущность памяти. Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. В памяти откладывается лишь незначительная часть тех восприятий, которые поступают в центральную нервную систему через органы чувств. Отбор информации и частичное исчезновение ее из памяти являются необходимым процессом для работы мозга.
Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эмоциональная память - память на чувства, эмоции, оценочные отношения к действительности. Образная память - это память на целостные наглядные представления, на образы и картины внешнего мира. Особой разновидностью и высшим проявлением образной памяти является эйдетическая память.
Характеристика памяти Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.
Функции: накопление опыта, интегрированное свойство психики, фундаментальное св-во личности. · запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения; · сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладение им; · воспроизведение иузнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различия между ними заключаются в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение происходит в отсутствии объекта. Виды памяти: 2.Двигательная - память на движение, на положение тела в пространстве. Эта п. обнаруживается очень рано и достигает окончательного развития раньше др. видов. Она лежит в основе многочисленных навыков и привычек (вытир-е ног перед входом, переход улицы и т.д.). 3.Эмоциональная – память на чувства, при повторном воздействии в той ситуации в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Особенности этой п. в быстром ее формировании, особой прочности следов, непроизвольности воспроизведения.
4. Символическая - п одразделяется на словесную и логическую. 5. Логическая - характеризуется смыслом запоминания смысла информациии. Это запоминание может не включать ни одного слова из исходной инф-и. В процессе вычленения смысла происходит осмысление инф-и в более обобщенное понятие.
По времени удержания следов: кратковременная, промежуточная, долговременная Память бывает произвольная – информация запоминается целенаправленно с помощью специальныхх приемов Непроизвольная – инф-я запоминается сама собой без специальногого заучивания, а в ходе выполнения деятельности. 27) Виды чувствПринято выделять низшие и высшие чувства: · Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека. · Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность. Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.
Интеллектуальные чувства – это переживания, возникающие в процессе умственной деятельности,. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. Направленность личности Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество чего избегает, против чего готов бороться). Она включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.), которые взаимосвязаны и представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности. Виды направленности Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|