Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции политической культуры




 

Познавательная, которая состоит в вооружении субъектов знани-
  ями, необходимыми для политической деятельности,
  обеспечении исторической преемственности, накоплении
  и передаче опыта от поколения к поколению.
   
   
   
Регулирующая, обеспечивает посредством идеалов, правовых и
  политических норм определенные взаимоотношения
  между социальными общностями, гражданами и госу-
  дарством.
   
   
   
Воспитательная, способствует интеллектуальному развитию лич-
  ности, усвоению ею политических норм, ценностей, фор-
  мированию интереса к политической жизни, выработке
  определенных установок на общественно-политическую
  деятельность.
   
 
 
Информационная, направлена на удовлетворение потребностей
  личности в политических сведениях, освещающих проис-
  ходящие в мире события, явления, процессы.
   
   
   
Прогностическая, заключается в том, что знание ценностных ори-
  ентаций позволяет предвидеть возможные варианты раз-
  вития событий.
   
   
   

Таблица № 60

 

 

     
Политические субъекты:   Неполитические субъекты:
- государство;   - семья;
- политические партии и   - система образования;
политические движения;   - церковь;
- средства массовой ин-   - деловые круги, мир
информации.   бизнеса;
    - научная и культурная
    элита общества.
     
     
     
     
         
Политическая   Субъекты и    
символика   факторы    
(гимн, герб, флаг),   формирования   Я з ы к
государственные   политической    
ритуалы   культуры    
         
       
         
         
   
Политический   Географический
р е ж и м   ф а к т о р
с т р а н ы    
     
     
     
   
  Характер внешних  
  отношений страны  
     
     
                 

Таблица № 61

     
  ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ  
КУЛЬТУРЫ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА  
     
     
     
   
     
  Невысокий уровень политической грамотности  
населения, низкий статус личных притязаний на  
  участие в политической жизни.  
     
     
     
   
     
Дифференциация политических  
  идеалов, взглядов, настроений.  
     
     
     
   
     
  Предрасположенность к конформизму, легковерности  
и подвижности политических взглядов.  
     
     
   
     
Правовой нигилизм.  
     
     
     
   
     
Слабая развитость гражданских позиций.  
     

 

 




 

Таблица № 65

 

 

  Специфика политической модернизации
  в Украине.
     
   
     
  Имеет вторичный, догоняющий характер.
     
   
   
    Происходит переход от одной социально-политической
  системы к другой.
     
     
     
   
  Осуществляется в условиях строительства независимого
    государства.
     
     
     
  Протекает в сложных условиях, страна находится в со-
  стоянии кризиса, охватившем все сферы жизни общества.
     
     
     

 

 

Таблица № 66

   
   
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОЦЕССА  
ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ  
    В УКРАИНЕ.
     
     
     
    Отсутствие научно-обоснованной концепции
    политической модернизации.
     
     
    Декларативный характер независимости Украины,
    отсутствие необходимой экономической и
    социальной базы политической модернизации.
     
     
    Снобизм, аморальность и отрыв господствующей
    элиты от интересов народа, её неспособность
    осуществлять политическую модернизацию
    последовательно.
     
     
  Неэффективность функционирования
  государственной власти, усиление её кризиса.
     
     
   
  Незрелость и неавторитетность политических партий,
  их лидеров в Украине и неспособность стать
    субъектами политической модернизации.
     
   
    Несоответствие замысла политической модернизации
  уровню гражданской зрелости и политической
    культуры общества.
       

Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ.

 

Таблица № 67

Политический конфликт - столкновение, противоборство раз-
  личных социально-политических сил, субъектов политики в
  их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные
  прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспре-
  деление, изменение своего политического статуса, с полити-
  ческими перспективами развития общества.
 
С Т Р У К Т У Р А
   
   
Конфликтная ситуация, т. е. база конфликта,
его скрытое состояние.
   
 
  Участники конфликта, которые не всегда могут быть
противниками, но всегда иметь различные цели и интересы.
   
 
Сила оппонентов в конфликте.
   
   
Средства и способы, используемые конфликтующими сто-
ронами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения.
   
   
Объект конфликта - это право кого-либо на что-либо,
желания, интересы группы.
   
   
Характер конфликта.
 
   
Пространственно - временные параметры.
   
 
Последствия и результаты.
   
   

Таблица № 68

 

   
  ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ..
   
  - объективного выражения неудовлетворенности;
  - разрядки напряженности;
  - достижения внутригрупповой сплоченности;
  - коммуникативно - информационная;
  - стимуляция социальных изменеий.
   
   
   
   
 
   
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ.
   
   
   
   
 
   
НЕГАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
 
  - создает угрозу интеграции общества, ликвидации
  данной политической системы;
  - может отрицательно влиять на авторитет и
  функционирование власти;
  - материально- разрушительная и жизненно-опасная;
  - духовно - деградирующая.
   
   
   
   

Таблица № 69

 

 
  Разрешение конфликта, т.е. ликвидация конфликтной
  ситуации и достижение консенсуса между участниками
  конфликта.
   
   
  Э т о в о з м о ж н о:
  - с помощью переговоров (общения);
  - с помощью сотрудничества;
  - путем угрозы или насилия.
   
 
   
СТАДИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА.
   
   
 
Подготовительная - анализ участниками конфликта
  существующей конфликтной ситуации.
   
   
 
  Переговоры - непосредственный контакт
  участников конфликта или их доверенных лиц.
  Успех переговоров зависит от:
а) степени проработки вопросов на предварительной
стадии;
  б) умения посредника создать из участников конфликта
  коллектив, способный к решению задач, к совместной
  работе.
   
   
   
Вывод участников переговоров из конфликтной
ситуации и определение объективных критериев
  контроля за реализацией принятых решений
   
   
   

Таблица № 70

 

 

Конкуренция, т. е.   Уклонение, т. е.
Соперничество с отста-   попытка уйти из поля
иванием собственных   конфликта.
позиций.    
     

   
  Формы  
  урегулирования  
  конфликта.  
   
   
Приспособление -   Сотрудничество, т.е.
действие, направленное   поиск совместного реше-
на самостоятельную   ния обеими сторонами,
выработку решения од-   удовлетворяющего обе
ной из сторон, но   стороны.
удовлетворяющее обе    
стороны.      
   
  Компромисс - поиск  
  решения, основанного  
  на взаимных уступках.  
     

Таблица № 71

   
  МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.
   
   
   
  Взаимный отказ от применения силы и объявление взаим-
  ного моратория на действия, обостряющие конфликт.
   
   
   
  Стремление к выработке у участников кооперативных
  ориентаций, отношений делового партнерства и доверия.
   
   
   
  Установление честного, открытого процесса взаимных
  коммуникаций (переговоры, контроль и т. д.)
   
   
   
  Выработка альтернативных подходов.
   
   
   
  Обязательное соблюдение норм, правил, законов
  международного права.
   
   
   
  Учет психологических аспектов конфликта (теории
  восприятия, теории личности, учет возможных эффектов
  на те или иные действия, влияние стресса, атмосферы
  конфликта, уровень нетерпимости, самооценки и т.д.).
   
   
   
Подключение арбитров, беспристрастность которых не
вызывает сомнения у обеих сторон.
   

 

Тема 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛГИИ.

Таблица № 72

 

Политическая идеология - форма политического сознания,
определенная доктрина, содержащая теоретическое осмысление
политического бытия с точки зрения интересов, целей и иде-
алов определенных социальных групп и слоев, национальных
образований.
 

 

   
    Легитимация власти определенных
  политических сил и режимов.
     
     
   
  Мобилизующая и интеграционная.
ФУНКЦИИ    
     
   
ПОЛИТИ- К р и т и ч е с к а я.
     
ЧЕСКОЙ    
   
    К о г н и т и в н а я.
ИДЕОЛОГИИ    
     
   
  Н о р м а т и в н а я.
     
     
   
  К о м п е н с а т о р н а я.
     

 

Таблица № 73

 

   
  Л и б е р а л и з м - идейно - политическое движение,
  объединяющее сторонников буржуазно - парламентского
  строя, выступающих против любых форм контроля за его
  экономической и духовной деятельностью со стороны
  светской и церковной власти.
  Ведущие идеологи классического либерализма:
  Д. Локк (1632 - 1704 гг.), А. Смитт (1723 -1790 гг.),
  Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 гг.),
  А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.)
   
  О С Н О В Н Ы Е К О М П О Н Е Н Т Ы:
   
   
  Абсолютная ценность человеческой личности и изначаль-
  ное (от рождения) равенство всех людей.  
   
  Признание определенных неотчуждаемых прав человека
  (право на жизнь, свободу, собственность).
   
   
  Теория и практика правового государства.
Главные условия процветания государства:
  - господство частной собственности;
  - невмешательство государства в экономику;
- простор для личной инициативы.
   
   
 
  Идея гражданского общества, как общества экономического
  основанного на частной собственности и рынке, и
независимого от государства и политических институтов
   
   
 
Концепция социального прогресса
   
 
Идея “естественного неравенства людей”.
Неравенство - естественный биологический, социальный и
  исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия.

 

Таблица № 74

 

 
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ - СОВРЕМЕННАЯ
ФОРМА ЛИБЕРАЛИЗМА.
   
   
   
 
  Целью общества провозглашается прогресс человечества
на основе конституционного закона и порядка.
   
   
   
 
  Признание допустимости и необходимости
вмешательства государства в экономическую сферу.
   
   
   
 
  Расширение деятельности государства в
социальной сфере..
   
   
   
 
  Особое внимание уделяется правам и свободам
человека, а в государственном устройстве - принципу
  разделения властей.
   
   
 
  Поддерживается многообразие интересов и плюрализм
  мнений, реализуемых через многопартийность. В то же
время равенство и участие рассматриваются не как
  императив, а только как возможность, реализуемая при
  наличии благоприятных условий, в целом же приоритет
  отдается компетентости.
   
   

Таблица № 75

   
  К о н с е р в а т и з м - политическая идеология, выступаю-
  щая за сохранение традиций и устоев государственного и
  общественного устройства.
  Основоположники: Э. Берк (1729-1797 гг.), Ж. де Меестр
  (1754- 1821 гг.), Л. де Бональд (1754-1840 гг.)
   
   
  П Р И Н Ц И П Ы и У С Т А Н О В К И:
   
 
   
Преклонение перед традициями и историческим прошлым.
   
   
 
  Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитив-
ное отношение только к тем изменениям, которые согла-
  суются с существующим порядком и развиваются подконт-
  рольно, а не стихийно.
   
 
  Критическое отношение к потенциальным возможностям
  совершенствования человека и общества с помощью поли-
тических средств и методов: только религиозная вера может
  сделать человека лучше, политические законы лишь не
  позволяют ему поступать плохо.
   
   
 
  Государство и правящая элита должны не только управлять
обществом, но и воплощать мудрость нации.
   
   
 
  Оправдание решительных мер в защиту консервативных
ценностей.
   
   
     

Таблица № 76

 

 

 
  Н е о к о н с е р в а т и з м - это политическое течение, в
  основе которого лежат идеи консерватизма, приспособление к
новым условиям общественного развития.
  Видные идеологи неоконсерватизма: Дж. Белл (США), Р. Ге-
  лен, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др.
   
   
 
  В мировоззренческом плане:
  - приоритетность принципа свободы над принципом равенства.
  Равенство возможно только как равенство возможностей, но не
как равенство условий и результатов;
  - защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внима-
  ние и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом.
   
   
 
  В экономической области:
  - ограничение вмешательства государства в рыночную экономику;
- содействие частной инициативе с помощью предоставления
  налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и
  предложения на рынке.
   
   
 
  В политической сфере:
  - функционирование политических институтов представитель-
  ной демократии;
- демократия должна быть вертикальной, элитарной;
  - политическая деятельность - профессия, доступная каждому,
  но лишь при наличии у него соответствующих способностей,
  призвания и специального образования;
   
   
 
Суть социальной политики - создание условий, позволяю-
  щих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от
государственного “социального попечительства”.
   

Таблица № 77

 

   
 
  С о ц и а л - д е м о к р а т и ч е с к а я и д е о л о г и я -
  доктрина постепенного реформирования буржуазного
  общества путем утверждения демократии во всех сферах
  жизни - политической, экономической, социальной и
  международной.
   
 
  ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ
(Стокгольмская Декларация Социнтерна, 1989)
   
   
 
   
  Свобода. Каждый человек имеет право быть свободным
  от политического принуждения, действовать в силу
своих личных целей и индивидуальных возможностей.
   
   
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...