Функции политической культуры

| Познавательная, которая состоит в вооружении субъектов знани-
| |
| ями, необходимыми для политической деятельности,
| |
| обеспечении исторической преемственности, накоплении
| |
| и передаче опыта от поколения к поколению.
| |
|
| |
|
| |
|
| | Регулирующая, обеспечивает посредством идеалов, правовых и
| |
| политических норм определенные взаимоотношения
| |
| между социальными общностями, гражданами и госу-
| |
| дарством.
| |
|
| |
|
| |
|
| | Воспитательная, способствует интеллектуальному развитию лич-
| |
| ности, усвоению ею политических норм, ценностей, фор-
| |
| мированию интереса к политической жизни, выработке
| |
| определенных установок на общественно-политическую
| |
| деятельность.
| |
|
| |
| |
| | Информационная, направлена на удовлетворение потребностей
| |
| личности в политических сведениях, освещающих проис-
| |
| ходящие в мире события, явления, процессы.
| |
|
| |
|
| |
|
| | Прогностическая, заключается в том, что знание ценностных ори-
| |
| ентаций позволяет предвидеть возможные варианты раз-
| |
| вития событий.
| |
|
| |
|
| |
|
|
Таблица № 60

|
|
|
| | Политические субъекты:
| | Неполитические субъекты:
| | - государство;
|
| - семья;
| | - политические партии и
|
| - система образования;
| | политические движения;
|
| - церковь;
| | - средства массовой ин-
|
| - деловые круги, мир
| | информации.
|
| бизнеса;
| |
|
| - научная и культурная
| |
|
| элита общества.
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
|
| | Политическая
|
| Субъекты и
|
|
| | символика
|
| факторы
|
|
| | (гимн, герб, флаг),
|
| формирования
|
| Я з ы к
| | государственные
|
| политической
|
|
| | ритуалы
|
| культуры
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| | Политический
|
| Географический
| | р е ж и м
|
| ф а к т о р
| | с т р а н ы
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
| Характер внешних
|
| |
| отношений страны
|
| |
|
|
| |
|
|
| | | | | | | | | | |
Таблица № 61

|
|
| | |
| ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
| |
| КУЛЬТУРЫ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА
| | |
|
| | |
|
| | |
|
| |
|
| | |
|
| | |
| Невысокий уровень политической грамотности
| |
| населения, низкий статус личных притязаний на
| | |
| участие в политической жизни.
| | |
|
| | |
|
| | |
|
| |
|
| | |
|
| |
| Дифференциация политических
| | |
| идеалов, взглядов, настроений.
| | |
|
| | |
|
| | |
|
| |
|
| | |
|
| | |
| Предрасположенность к конформизму, легковерности
| |
| и подвижности политических взглядов.
| | |
|
| | |
|
|
| |
|
| | |
|
| |
| Правовой нигилизм.
| | |
|
| | |
|
| | |
|
| |
|
| | |
|
|
|
| Слабая развитость гражданских позиций.
| | |
|
| |
Таблица № 65

| | Специфика политической модернизации
|
| | в Украине.
| | | | |
| | | | | | |
|
| Имеет вторичный, догоняющий характер.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| Происходит переход от одной социально-политической
|
|
| системы к другой.
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| Осуществляется в условиях строительства независимого
| |
|
| государства.
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
|
| Протекает в сложных условиях, страна находится в со-
|
|
| стоянии кризиса, охватившем все сферы жизни общества.
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
Таблица № 66
|
| | |
| | | ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОЦЕССА
| | | ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
| | | | | В УКРАИНЕ.
| | | | | | | | | | | | | |
|
| Отсутствие научно-обоснованной концепции
| |
|
| политической модернизации.
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
| Декларативный характер независимости Украины,
| |
|
| отсутствие необходимой экономической и
| |
|
| социальной базы политической модернизации.
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
| Снобизм, аморальность и отрыв господствующей
| |
|
| элиты от интересов народа, её неспособность
| |
|
| осуществлять политическую модернизацию
| |
|
| последовательно.
| |
|
|
| |
|
|
|
|
| Неэффективность функционирования
|
|
| государственной власти, усиление её кризиса.
| |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| Незрелость и неавторитетность политических партий,
|
|
| их лидеров в Украине и неспособность стать
| |
|
| субъектами политической модернизации.
| |
|
|
|
|
|
| |
|
| Несоответствие замысла политической модернизации
|
|
| уровню гражданской зрелости и политической
| |
|
| культуры общества.
| | | | | | Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ.
Таблица № 67
| Политический конфликт - столкновение, противоборство раз-
| |
| личных социально-политических сил, субъектов политики в
| |
| их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные
| |
| прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспре-
| |
| деление, изменение своего политического статуса, с полити-
| |
| ческими перспективами развития общества.
|
|
|
| С Т Р У К Т У Р А
| |
|
| |
|
|
| Конфликтная ситуация, т. е. база конфликта,
|
| его скрытое состояние.
| |
|
|
|
| |
| Участники конфликта, которые не всегда могут быть
|
| противниками, но всегда иметь различные цели и интересы.
| |
|
|
|
|
| Сила оппонентов в конфликте.
| |
|
| |
|
|
| Средства и способы, используемые конфликтующими сто-
|
| ронами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения.
| |
|
| |
|
|
| Объект конфликта - это право кого-либо на что-либо,
|
| желания, интересы группы.
| |
|
| |
|
|
| Характер конфликта.
|
|
| |
|
|
| Пространственно - временные параметры.
| |
|
|
|
|
| Последствия и результаты.
| |
|
| |
|
|
Таблица № 68

|
|
| |
| ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ..
| |
|
| |
| - объективного выражения неудовлетворенности;
| |
| - разрядки напряженности;
| |
| - достижения внутригрупповой сплоченности;
| |
| - коммуникативно - информационная;
| |
| - стимуляция социальных изменеий.
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
|
| |
|
|
| ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ.
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
|
| |
|
|
| НЕГАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
|
|
| |
| - создает угрозу интеграции общества, ликвидации
| |
| данной политической системы;
| |
| - может отрицательно влиять на авторитет и
| |
| функционирование власти;
| |
| - материально- разрушительная и жизненно-опасная;
| |
| - духовно - деградирующая.
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
Таблица № 69
|
| |
| Разрешение конфликта, т.е. ликвидация конфликтной
| |
| ситуации и достижение консенсуса между участниками
| |
| конфликта.
| |
|
| |
|
| |
| Э т о в о з м о ж н о:
| |
| - с помощью переговоров (общения);
| |
| - с помощью сотрудничества;
| |
| - путем угрозы или насилия.
| |
|
|
|
| |
|
|
| СТАДИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА.
| |
|
| |
|
|
|
|
| Подготовительная - анализ участниками конфликта
| |
| существующей конфликтной ситуации.
| |
|
| |
|
|
|
| |
| Переговоры - непосредственный контакт
| |
| участников конфликта или их доверенных лиц.
| |
| Успех переговоров зависит от:
|
| а) степени проработки вопросов на предварительной
|
| стадии;
| |
| б) умения посредника создать из участников конфликта
| |
| коллектив, способный к решению задач, к совместной
| |
| работе.
| |
|
| |
|
| |
|
|
| Вывод участников переговоров из конфликтной
|
| ситуации и определение объективных критериев
| |
| контроля за реализацией принятых решений
| |
|
| |
|
| |
|
|
Таблица № 70
|
|
| | Конкуренция, т. е.
|
| Уклонение, т. е.
| | Соперничество с отста-
|
| попытка уйти из поля
| | иванием собственных
|
| конфликта.
| | позиций.
|
|
| |
|
|
| 
| | | | | Формы
| | | | урегулирования
| | | | конфликта.
| |
| | |
|
|
| | Приспособление -
|
| Сотрудничество, т.е.
| | действие, направленное
|
| поиск совместного реше-
| | на самостоятельную
|
| ния обеими сторонами,
| | выработку решения од-
|
| удовлетворяющего обе
| | ной из сторон, но
|
| стороны.
| | удовлетворяющее обе
|
|
| | стороны.
|
|
|
|
|
| |
| Компромисс - поиск
|
| |
| решения, основанного
|
| |
| на взаимных уступках.
|
| |
|
|
|
Таблица № 71
|
|
| |
| МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.
| |
|
| |
|
| |
|
| |
| Взаимный отказ от применения силы и объявление взаим-
| |
| ного моратория на действия, обостряющие конфликт.
| |
|
| |
|
| |
|
| |
| Стремление к выработке у участников кооперативных
| |
| ориентаций, отношений делового партнерства и доверия.
| |
|
| |
|
| |
|
| |
| Установление честного, открытого процесса взаимных
| |
| коммуникаций (переговоры, контроль и т. д.)
| |
|
| |
|
| |
|
| |
| Выработка альтернативных подходов.
| |
|
| |
|
| |
|
| |
| Обязательное соблюдение норм, правил, законов
| |
| международного права.
| |
|
| |
|
| |
|
| |
| Учет психологических аспектов конфликта (теории
| |
| восприятия, теории личности, учет возможных эффектов
| |
| на те или иные действия, влияние стресса, атмосферы
| |
| конфликта, уровень нетерпимости, самооценки и т.д.).
| | | | | | | | | |
| Подключение арбитров, беспристрастность которых не
|
| вызывает сомнения у обеих сторон.
| |
|
|
Тема 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛГИИ.
Таблица № 72
| | Политическая идеология - форма политического сознания,
| | определенная доктрина, содержащая теоретическое осмысление
| | политического бытия с точки зрения интересов, целей и иде-
| | алов определенных социальных групп и слоев, национальных
| | образований.
| |
|
|
|
| |
|
| Легитимация власти определенных
|
|
| политических сил и режимов.
| |
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
| Мобилизующая и интеграционная.
| | ФУНКЦИИ
|
|
| | |
|
| | |
|
| | ПОЛИТИ-
|
| К р и т и ч е с к а я.
| | |
|
| | ЧЕСКОЙ
|
|
| | |
|
| | |
| К о г н и т и в н а я.
| ИДЕОЛОГИИ
|
|
| | |
|
| | |
|
| |
|
| Н о р м а т и в н а я.
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
| К о м п е н с а т о р н а я.
| |
|
|
|
Таблица № 73
|
|
| |
| Л и б е р а л и з м - идейно - политическое движение,
| |
| объединяющее сторонников буржуазно - парламентского
| |
| строя, выступающих против любых форм контроля за его
| |
| экономической и духовной деятельностью со стороны
| |
| светской и церковной власти.
| |
| Ведущие идеологи классического либерализма:
| |
| Д. Локк (1632 - 1704 гг.), А. Смитт (1723 -1790 гг.),
| |
| Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 гг.),
| |
| А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.)
| |
|
| |
| О С Н О В Н Ы Е К О М П О Н Е Н Т Ы:
| |
|
| |
|
| |
| Абсолютная ценность человеческой личности и изначаль-
| |
| ное (от рождения) равенство всех людей.
| |
|
| |
| Признание определенных неотчуждаемых прав человека
| |
| (право на жизнь, свободу, собственность).
| |
|
| |
|
| |
| Теория и практика правового государства.
|
| Главные условия процветания государства:
| |
| - господство частной собственности;
| |
| - невмешательство государства в экономику;
|
| - простор для личной инициативы.
| |
|
| |
|
|
|
| |
| Идея гражданского общества, как общества экономического
| |
| основанного на частной собственности и рынке, и
|
| независимого от государства и политических институтов
| |
|
| |
|
|
|
|
| Концепция социального прогресса
| |
|
|
|
|
| Идея “естественного неравенства людей”.
|
| Неравенство - естественный биологический, социальный и
| |
| исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия.
|
Таблица № 74
|
|
| НЕОЛИБЕРАЛИЗМ - СОВРЕМЕННАЯ
|
| ФОРМА ЛИБЕРАЛИЗМА.
| |
|
| |
|
| |
|
|
|
| |
| Целью общества провозглашается прогресс человечества
|
| на основе конституционного закона и порядка.
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
| Признание допустимости и необходимости
|
| вмешательства государства в экономическую сферу.
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
| Расширение деятельности государства в
|
| социальной сфере..
| |
|
| |
|
| |
|
|
|
| |
| Особое внимание уделяется правам и свободам
|
| человека, а в государственном устройстве - принципу
| |
| разделения властей.
| |
|
| |
|
|
|
| |
| Поддерживается многообразие интересов и плюрализм
| |
| мнений, реализуемых через многопартийность. В то же
|
| время равенство и участие рассматриваются не как
| |
| императив, а только как возможность, реализуемая при
| |
| наличии благоприятных условий, в целом же приоритет
| |
| отдается компетентости.
| |
|
| |
|
|
Таблица № 75
|
|
| |
| К о н с е р в а т и з м - политическая идеология, выступаю-
| |
| щая за сохранение традиций и устоев государственного и
| |
| общественного устройства.
| |
| Основоположники: Э. Берк (1729-1797 гг.), Ж. де Меестр
| |
| (1754- 1821 гг.), Л. де Бональд (1754-1840 гг.)
| |
|
| |
|
| |
| П Р И Н Ц И П Ы и У С Т А Н О В К И:
| |
|
|
|
| |
|
|
| Преклонение перед традициями и историческим прошлым.
| |
|
| |
|
|
|
| |
| Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитив-
|
| ное отношение только к тем изменениям, которые согла-
| |
| суются с существующим порядком и развиваются подконт-
| |
| рольно, а не стихийно.
| |
|
|
|
| |
| Критическое отношение к потенциальным возможностям
| |
| совершенствования человека и общества с помощью поли-
|
| тических средств и методов: только религиозная вера может
| |
| сделать человека лучше, политические законы лишь не
| |
| позволяют ему поступать плохо.
| |
|
| |
|
|
|
| |
| Государство и правящая элита должны не только управлять
|
| обществом, но и воплощать мудрость нации.
| |
|
| |
|
|
|
| |
| Оправдание решительных мер в защиту консервативных
|
| ценностей.
| |
|
| |
|
| |
|
|
Таблица № 76
|
| |
| Н е о к о н с е р в а т и з м - это политическое течение, в
| |
| основе которого лежат идеи консерватизма, приспособление к
|
| новым условиям общественного развития.
| |
| Видные идеологи неоконсерватизма: Дж. Белл (США), Р. Ге-
| |
| лен, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др.
| |
|
| |
|
|
|
| |
| В мировоззренческом плане:
| |
| - приоритетность принципа свободы над принципом равенства.
| |
| Равенство возможно только как равенство возможностей, но не
|
| как равенство условий и результатов;
| |
| - защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внима-
| |
| ние и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом.
| |
|
| |
|
|
|
| |
| В экономической области:
| |
| - ограничение вмешательства государства в рыночную экономику;
|
| - содействие частной инициативе с помощью предоставления
| |
| налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и
| |
| предложения на рынке.
| |
|
| |
|
|
|
| |
| В политической сфере:
| |
| - функционирование политических институтов представитель-
| |
| ной демократии;
|
| - демократия должна быть вертикальной, элитарной;
| |
| - политическая деятельность - профессия, доступная каждому,
| |
| но лишь при наличии у него соответствующих способностей,
| |
| призвания и специального образования;
| |
|
| |
|
|
|
|
| Суть социальной политики - создание условий, позволяю-
| |
| щих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от
|
| государственного “социального попечительства”.
| |
|
|
Таблица № 77
|
|
|
|
| |
| С о ц и а л - д е м о к р а т и ч е с к а я и д е о л о г и я -
| |
| доктрина постепенного реформирования буржуазного
| |
| общества путем утверждения демократии во всех сферах
| |
| жизни - политической, экономической, социальной и
| |
| международной.
| |
|
|
|
| |
| ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ
|
| (Стокгольмская Декларация Социнтерна, 1989)
| |
|
| |
|
|
|
| |
|
| |
| Свобода. Каждый человек имеет право быть свободным
| |
| от политического принуждения, действовать в силу
|
| своих личных целей и индивидуальных возможностей.
| |
|
| |
|
|
|
|
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту:
|