Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школа, Вуз в воспитании молодежи




 

Большую ценность представляют правила хорошего тона, строго соблюдаемые горцами в их общении. Употребление нецензурного слова даже в узком кругу товарищей считается предосудительным проступком, из-за которого человек теряет уважение окружающих. Ругательство можно услышать только в случае серьезной ссоры. Приветствие является обязательным актом вежливости при встрече знакомых и незнакомых людей. Младший приветствует старшего, всадник - пешего, подходящий присутствующих. По-разному приветствуют утром, днем, вечером. К постороннему лицу обращаются обычно со словами: дядя (тетя, брат, сестра, племянник, племянница) в зависимости от возраста. Имеются специальные формы приветствия людей, отправляющихся в дорогу и возвращающихся домой, занятых на полевых или домашних работах, идущих с полевых работ или со стадом. Существуют общепринятые формы поздравления и соболезнования, по самым разнообразным случаям, которые избавляют людей от неловкости и конфуза в подобных обстоятельствах. Правила эти уже стали забываться. Молодые люди не умеют адекватно вести себя в различных житейских ситуациях. Родители здесь целиком полагаются на школу, учителя, обычно довольствуются, если дети приучены говорить им: Здравствуйте.

В современной России происходят серьезные преобразования в духовной и нравственной сфере жизни людей. Возникающие и происходящие при этом процессы и явления общественной жизни, неся разнообразный характер, сочетая в себе признаки, как прогресса, так и кризиса, в том числе и нравственного. Все это обязывает по-новому подойти к вопросам совершенствования содержания обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом региональных особенностей и реформирования образования.

Для формирования нравственных убеждений учащегося необходимы различные педагогические воздействия, направленные в конечном итоге на то, чтобы моральные интересы заняли центральное место среди других интересов учащегося, как своего рода критерий для оценки других интересов.

На этом пути формирования у школьников моральных убеждений, учитель сообщает им необходимые для этого знания, опровергает имеющиеся у учащихся неправильные представления и понятия в области морали, решает возникающие недоуменные вопросы, стремится систематизировать моральные понятия у учащихся, делать эти понятия более действенными, с тем, чтобы они стали руководящими принципами поведения.

У школьников, особенно подросткового и старшего возраста, вырабатываются нравственные идеалы - те конкретно выраженные в людях и их поступках нравственные принципы и правила, которые данный ученик считает высшим и в которых он видит конечную цель своих стремлений.

Выражение "высотой нравственного идеала часто определяется сила нравственной убежденности ученика" явно не соответствует действительности, что можно судить по вышеприведенным примерам.

По сравнению с учащимися старших классов подростки менее задумываются над идеалами, как своего рода образцами в жизни, однако и подростки, в противоположность младшим школьникам, говорят о людях, а иногда и литературных или кино героях, как наилучших для себя образцах, обычно не называя их идеалами. В силу подверженности увлечениям, подростки склонны менять свои идеалы.

Постепенно на протяжении подросткового возраста в связи с ростом самосознания и нравственных убеждений идеалы учащихся приобретают большую устойчивость, содержательность и большее общественное значение. Подростки начинают строго отличать человека, которого они взяли за идеал во всей его деятельности от людей, признанных ими идеалами в узкой сфере.

Сегодня, когда продукты псевдокультуры заполнили экраны телевидения, прессу, концертные залы и прочее, когда у мальчиков примерами для подражания являются герои боевиков, а популярными качествами "настоящего мужчины" - несокрушимая сила, как никогда необходимо постараться переключить внимание подростков с образцов, в которых преобладают внешние характеристики человека того или иного социального явления, наиболее доступные подражанию, на содержательные моменты, требующие серьезной работы по саморазвитию и самосовершенствованию.

В прошлом успешность воспитательной системы зависела от того, как ей удавалось передать знания, учения, навыки, ценности новому поколению. Сейчас же ввиду очень быстрых научно - технических, культурных, бытовых изменений воспитательная система может быть оценена, по всей видимости, по тому, как подготовлена молодежь самостоятельно действовать принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни их родителей. Такая постановка вопроса предлагает относиться к молодежи не как к объекту воспитания, а исключительно как к субъекту социального действия, что, в свою очередь, требует разработки принципиально иного типа социальной молодежной политики. В педагогике это будет, вероятно, курс на сотрудничество, в психологии - требование понимания. Соответственно в ходе создания концепций, обязательно нужно учитывать субъективные "свойства" молодых людей.

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, аскетического воспитания, а так же духовного развития человека.

Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Человек вечный познаватель нового. В старшем возрасте этот процесс скорее самопознание мира. Но наибольшая активность становления личности происходит в подростковом возрасте. Подростковый период - это один из сложнейших этапов жизни человека.

Проявлять уважение - это значит ценить тех, кому ты обязан своим появлением на свет, дорожить добрым человеческим отношением, ценить положительные качества в людях, соблюдать правила общественной жизни. Народная педагогика как раз развивает и укрепляет в человеке чувство доброты, уважение к людям, любовь к труду, народу и родине-матери - чувство патриотизма.

Народ приметил, что искренние патриотические чувства человека зависят прежде всего от того, насколько всесторонне человек сознает сам себя, ценит свое человеческое достоинство, свое место в обществе.

Если раньше примером для воспитания детей в школе и дома служили в основном политические вожди, а также некоторые знаменитости и герои прошлого, подходящие определенном системе, то в наше время серьезное положительное и эффективное влияние на сознание и нормы поведения окажет пример из жизни известного прославленного человека или людей из местного региона. Ведь факт заключается в том, что никакие возвышенные слова не могут дать такого ясного, наглядного и конкретного представления о том, что хорошо и что плохо, как примеры из жизни и деятельности знаменитого земляка.

Серьезную тревогу вызывает потеря чувства ответственности, эгоизм молодых людей в сочетании с завышенными запросами и необузданными потребностями. Растет неуважение молодежи к старшим, все более жестко проявляется непонимание между взрослыми и детьми. Вызывает беспокойство растущая агрессивность, жестокость и в то же время духовная опустошенность.

Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им, в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи -весь комплекс духовных ценностей.

Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.

Главная такая ценность - жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо.

С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и свою жизнь недопустимо.

Сегодня большую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это, потеряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Религиозная мораль на протяжении веков учила - когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты.

Актуальной проблемой остается отношение к детям как к ценности. Дать жизнь еще одному человеческому существу, иметь детей, воспитывать

Детские и юношеские организации школ могли бы многое сделать для распространения прогрессивных традиций, способствующих социальному сплочению людей. Часто дети пропускают занятия из-за того, что дома некому выполнить хозяйственные работы. А почему бы всем классом не помочь такой семье. Коллективная трудовая помощь нуждающимся в этом сельчанам была бы как раз в духе "коммунарской методики", воспитательная эффективность которой сейчас общепризнанна. Большой воспитательный заряд несет в себе также распространенное сейчас в школе движение милосердия.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание - главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека. Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк - от утверждения его полной бессильности и бессмысленности до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как обычно находится между крайностями. Лозунг "воспитание может все", с которым неоднократно выступали педагоги, себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту - от самой незначительной до максимально возможной.

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых заранее запроектированных условно-рефлекторных связей, которые никакими иными путями не могут быть созданы. Воспитание - это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развития в соответствии и индивидуальными способностями человека, его способностям и возможностям.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень.

В республике широко распространено обучение детей, юношества и части взрослого населения (в начальных примечетских школах) исламу. Религиозное образование в других конфессиях практически не развито.

Современное исламское образование в Дагестане представлено 17 вузами (из которых 9 лицензированы), 45 филиалами этих вузов, 132 средними медресе с изучением нескольких предметов и 245 начальными примечетскими школами по чтению Корана, в которых обучаются все возрастные категории населения - от детей 7 лет до людей пожилого возраста. Всего во всех исламских учебных заведениях республики обучаются около 14 тысяч человек, в том числе в вузах около 3 тысяч, в филиалах - более 2 тысяч, в средних медресе более 5300 человек и в начальных школах более 3300 человек.

Начальные школы по чтению Корана.

Обучение в них носит непостоянный (сезонный) характер, состав учеников часто меняется. Они стихийно возникают и прекращают свою деятельность, поэтому не поддаются учету. Основная цель таких школ -обучение намазу (молитве) и чтению арабского текста Корана. Наибольшее количество таких школ (практически при каждой мечети) в районах: Хунзахском - 30, Ботлихском - 25, Шамилевском - 25, Карабудахкентском -20, Кизилюртовском - 15 и т. д. Всего, по сведениям, полученным из гор-, райадминистраций, в 245 примечетских школах обучаются более 3300 человек.

Средние медресе.

В основном медресе функционируют при крупных джума- и квартальных мечетях республики, преподают в большинстве случаев имамы и будуны мечети. Всего в 132 медресе обучаются более 5300 человек. Преподают 172 человека, в том числе 22% с высшим духовным образованием и 78% со средним. По уровню светского образования 10% преподавателей имеют высшее образование, 90% среднее и неполное среднее. Исламские вузы

1. Исламский университет им. имама Ашари - Хасавюрт

2. Исламский университет им. имама Шафии - Махачкала

1. Исламский институт им. имама Навави - сел. Новая Серебряковка Кизлярского района

1. Исламский институт им. имама Шамиля - Кизилюрт

2. Исламский университет им. Сайпулы Кадия - Буйнакск

3. Исламский институт им. Сайид-Мухаммада Абубакарова - Хасавюрт

4. Исламский университет им. Мухаммада Арипа - Махачкала

8. Исламский институт им. Сайпулы Кадия - совхоз "Комсомолец" Кизилюртовского района

9. Исламский институт им. Хасана Афанди - сел. Гергебиль

10. Исламский институт "Нурул Иршад" им. Сайда Апанди - сел. Чиркей Буйнакского района

11. Исламский институт им. имама Шамиля - сел. Дылым

12. Исламский институт им. Юсуфа-хаджи - Хасавюрт

13. Исламский институт им. Махмуда Афанди - сел. Н. Батлух

14. Исламский институт им. Мухаммада Харахалилова - пос. Шамхал

15. Исламский институт им. Шамиля - Хасавюрт

16. Исламский институт им. Сайда Афира - Хасавюрт

17. Исламский институт им. Хасаниласула - сел. Новый Чиркей Кизилюртовского района.

В то же время в российском, да и в дагестанском обществе появилась обеспокоенность: не приведет ли стремительное расширение религиозного влияния, в том числе через религиозное образование, к клерикализации

 

Патриотическое воспитание

 

Патриотизм, гордость за свой народ, свою Родину - величайшие достижения человеческой истории и практики. Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства, мобилизации его сил в чрезвычайных военных и экономических ситуациях, к которым страна должна быть подготовлена заблаговременно. Чувство патриотизма выражается в любви к своему Отечеству, сопричастности к его истории, культуре, достижениям и составляет духовно-нравственную основу личности, формирует ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Оно является необходимым условием эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов, идейным и духовным фундаментом общества, на который оно может опереться в моменты тяжких испытаний. дагестан воспитание адат патриотизм

Патриотизм в национальном самосознании вырабатывается тысячелетиями. Патриотизм дагестанских народов также имеет глубокие исторические корни. Формирование патриотических традиций началось издревле, в борьбе с полчищами монголов, Тимура, Надир Шаха, в период народно-освободительной борьбы под руководством имама Шамиля, в годы гражданской войны. Массовый патриотизм дагестанцы проявили в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. Об этом красноречиво свидетельствуют такие факты: более пятидесяти дагестанцам присвоено звание Героя Светского Союза, за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, десятки тысяч дагестанцев награждены орденами и медалями Родины.

Патриотические традиции народов Дагестана имеют глубокие корни. Они формировались под влиянием адатов, традиций и обычаев, связанных с нравственными принципами и идеалами, нормами общественного поведения людей, культурой общения. Почитание родного очага, аула, уважения к старшим, культ старшего по возрасту уже давно превратились в нравственно-этические нормы для дагестанцев. Изучение исторического прошлого народов Дагестана одна из узловых задач современной исторической науки способствует укреплению морального духа граждан, имеет важное идейно-воспитательное значение для подрастающего поколения, ибо без знания исторического прошлого своего народа невозможно воспитать защитника Отечества и народного благополучия.

В истории нашей страны патриотическому воспитанию молодежи всегда отводилась главенствующая роль, что позволяло воспитывать высокий моральный дух, героизм, мужество, утверждать в сознании и чувствах молодежи патриотические ценности, взгляды и убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому.

Однако, допущенные за последние годы просчеты, выхолащивание отовсюду, начиная со школьных программ и заканчивая некоторыми средствами массовой информации, всего того, что воспитывало у молодого поколения любовь к Родине, уважение к армии, готовность быть защитником Отечества, породили у части молодежи безразличие и даже пренебрежение судьбой страны.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики, реализуемой сегодня в республике.

"Программа по патриотическому и нравственному воспитанию молодежи в Республике Дагестан на 2000-2004 годы", принятая Правительством РД - результат общих усилий всех министерств, ведомств, учреждений и организаций, заинтересованных в улучшении положения детей и молодежи в нашей республике. Программа ориентирована на развитие у молодежи высокой гражданственности, патриотизма, готовности активно участвовать в созидательном процессе родного Дагестана и России в целом. Она состоит из конкретных мероприятий, реализация которых и составляет ее основу. Координатором является Комитет Правительства РД по делам

Более тридцати лет в республике функционирует уникальное в Российской Федерации движение телевизионных отрядов краеведов-следопытов (ТОКС). Это около 60 отрядов в различных городах и районах республики, которые, действуя по зову сердца, устанавливают неизвестные имена воинов, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны и в других военных конфликтах, находят родственников погибших. Ежегодно проводятся республиканские слеты отрядов ТОКСа, где краеведы-следопыты подводят итоги своей работы, обмениваются опытом, планируют будущие действия.

Активными помощниками в деятельности ТОКСа были и остаются сегодня Гостелерадиокомпания "Дагестан", Комитет по делам молодежи и туризму, Министерство образования, Совет ветеранов республики. РОСТО, Военный комиссариат.

Внедрение предмета начальной военной подготовки в образовательных учреждениях, проведение военно-спортивных мероприятий, активизация военно-патриотической работы с молодежью призваны, прежде всего, улучшить морально-волевую, психологическую и физическую подготовку призывников.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия "патриотизм" включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России.

Обществоведение раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников.

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы. Но что бы эта работа эффективно способствовала воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику.

Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть направлены прежде всего на обогащение учащихся знаниями, Относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.

Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. Для этого используются экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему "Мой край", различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить новые знания об истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими.

Уроки мужества, уроки ненависти, переданные старшим поколением молодежи, не прошли даром. Именно плоды этих уроков стали основным мерилом поведения дагестанского общества, особенно молодого поколения, в самые тяжелые для истории республики дни.

Особое место в жизни республики до сих пор по праву занимают мероприятия по празднованию Дня Победы, Дня защитника

Отечества, Дня памяти и т.д. Они в республике прочно вошли в категорию праздников и событий, на которые не нужно заказывать или приглашать людей. Традиционно и участие руководителей, почитаемых и известных в Дагестане личностей на подобных мероприятиях. И естественно то, что наиболее активно в них участвуют как представители старших поколений - хранители и последователи многих подзабытых сегодня традиций, так и самое юное поколение дагестанцев - продолжатель этих традиций.

В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника.

Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвигу.

Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным пи довольно тонким делом. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как об источнике народной мудрости.

В результате исследовательской работы со школьниками были рассмотрены причины политического, духовно - нравственного, морального и экономического кризисов нашего общества. Резкие всплески преступности и насилия, алкоголизма и наркомании - иногда в тяжелые минуты казалось, что Россия теряет государственную самостоятельность. Но, на помощь всегда приходили патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание. Как и прежде в особо трудные моменты истории страна мобилизовала все силы на решение проблемы.

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.

С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое.

Экспериментальная часть

В целях раскрытия поставленных задач мною был проведен эксперимент в виде опроса. Опрос проводился в моей родной Манасской средней школе среди старшеклассников (9, 10, 11 классы).

В опросе приняли участие в общей сложности 30 респондентов: 10 учеников из каждого класса (5 мальчиков, 5 девочек).

Были розданы всем респондентам анкеты, в каждой из которой было по три вопроса.

1. что для вас ценное в жизни:

) честь и достоинство;

2) карьера, деньги.

2. продолжите известную народную поговорку: "Добро добром оплатишь - молодец,.....

Напишите хотя бы одну поговорку преданности Родине, народу... Результаты.

Первый вопрос: 100% мальчиков ответили - честь и достоинство, двое девочек из десятого класса ответили - карьера, деньги.

Второй вопрос: кроме мальчиков 11 класса, остальные мальчики правильно ответили.

Среди девочек правильно ответивших было пять и все из девятого класса.

Третий вопрос. Можно предположить итог: никто из ребят поговорку не написал. Но они старались и написали что знали, лозунги, девизы.

Вывод из всего, что было проведено, можно сформулировать так, школьники хотя и забывают свою культуру, традиции но ориентацию на духовные ценности сохраняют и это обнадеживает. Педагогическому коллективу, по мнению, следовало бы уделить большое значение в воспитании подрастающего поколения на примерах преданности, мужеству, по чаще проводить занятия ориентированные на духовно-нравственное воспитание.

 


Заключение

 

Культурно-духовное наследие каждого народа это уникальная лаборатория социального опыта. Оздоровление общества в условиях многонационального Дагестана требует пристального внимания ко всем сферам самобытно-национальной и общечеловеческой культуры. Возрождение материальных и духовных ценностей национальной культуры позволит уяснить ее национальное и общечеловеческое значение.

Много поучительного и полезного для сегодняшнего дня можно найти в педагогическом опыте народов Дагестана. Великий русский педагог К.Д. Ушинский учил, что "воспитание созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа". В традициях дагестанских народов много непреходящего, актуального для сегодняшнего дня, идущего в русле формирования общечеловеческих ценностей. Однако, неверно полагать, что они сами по себе станут достоянием подрастающего поколения. Поддержание и развитие положительных традиций, избавление от устаревших обычаев, обрядов всегда требовало и теперь требует целенаправленной воспитательной работы.

Ребенок - это доверие Всевышнего к родителям, его чистое сердце подобно редкостной, драгоценной жемчужине, в которой отсутствует какая-либо царапина и рисунок. И точно также сложено сердце ребенка, - на нем легко оставить любой след. И он поворачивается ко всему тому, к чему его склоняют. Если его обучают и склоняют к добру, то он привыкнет к этому и будет счастливым. Но если его приучают к плохому и на него не будут обращать внимания как и на животных, то он станет несчастным.

Исследователи общественного воспитания раскрывают общие педагогические основы воспитания детей вне школы, освящают методы формирования и развития разновозрастного коллектива, ищут пути совершенствования содержания и методики воспитательной работы по месту жительства и большей частью обращаются к решению проблемы в городах и поселках городского типа. Очень мало внимания они уделяют формам и методам общественного воспитания сельских детей. Что касается Дагестана, то здесь к данному вопросу вплотную и не подходили.

Между тем изучение состояния воспитательной работы в сельских районах Дагестана показывает, что общественное воспитание детей в селе требует серьезного внимания. Поскольку во многих селах республики совершенно отсутствует сеть внешкольных учреждений (Дома пионеров, детские клубы, спортивные залы), единственным и пока мало эффективным центром воспитания детей остается школа. Вне школы часть детей в свободное время создает неформальные группировки, увлекается денежными играми, приобщается к курению, алкоголю, наркотикам. Неблагополучное положение с детьми наблюдается, главным образом, в селах, где снижено внимание к прогрессивным традициям народной педагогики, нет здорового общественного мнения, не руководствуются исторически проверенными народными формами общественного воспитания.

Исследование подтвердило наше предположение о том, что в условиях современной острой идеологической борьбы за умы и сердца молодежи необходимо обращение к прошлому, к ярким образцам нравственности и порядочности наших предков. Человек и эпоха, личность и общество, знания и нравственность, созидание и потребление, выбор и ответственность - все эти вопросы, актуальные сегодня, затрагиваются в народной педагогике. К решению многих подобных проблем нужно готовить учащихся, формируя их гражданское самосознание.

Необходимо так организовать обучение, коллективную жизнь, патриотическое и интернациональное поведение учащихся, чтобы сформировать у них соответствующие убеждения и чувства. Во всех видах деятельности - учении, труде, общественной работе, спорте, туризме, играх на примере ярких примеров исторического прошлого состоит в том, чтобы достигнуть единства патриотического сознания, чувств и поведения школьников, сформировать устойчивые мотивы патриотического и интернационального поведения - основу идейной направленности личности. В разносторонней внеклассной, внешкольной деятельности накапливается опыт патриотического поведения, формируется общественная активность.

Современная западная пропаганда становится все более изобретательной в стремлении к идейному разоружению молодежи. Теории "абстрактного гуманизма", "свободного развития", "освобождения" человека от социальной зависимости сводятся по сути дела к деидеологизации воспитания, отвлекают молодежь от активного участия в общественной жизни, сеют равнодушие, безразличие, жестокость.

Нравственное поведение современного воспитанника и складывается из поступков, характеризующих его отношение к обществу, людям, к себе, а также из нравственных привычек, образующих его устойчивый образ поведения.

В дагестанской народной педагогике есть много ценного, что можно возродить в практике воспитания. Широкое использование прогрессивного народного опыта в практике современной школы, семьи и общественности предполагает наиболее полное изучение народной педагогики. В свете требований обновляющегося общества специального изучения требуют такие проблемные вопросы, как опыт народной педагогики в профессиональной ориентации детей на сельские профессии, народный опыт подготовки организаторов и руководителей, прогрессивные народные традиции в подготовке молодежи к семейной жизни, народный опыт охраны окружающей сельские профессии, народный опыт подготовки организаторов и руководителей, прогрессивные народные традиции в подготовке молодежи к семейной жизни, народный опыт охраны окружающей среды и использование его в практике экологического воспитания, народные традиции героико-патриотического воспитания подрастающего поколения, народная педагогика в интернациональном воспитании трудящихся.

В проведенной работе мы исходили из того, что становление личности в детстве, отрочестве и юности, протекающее в школе и семье - ответственные этапы подготовки человека для общества. С помощью воспитания молодое поколение приобщается к освоению материальных и духовных ценностей народа, к широкому опыту человечества. Каждый метод воспитания, выступая как особый инструмент целенаправленных педагогических воздействий, не может быть изолированным от других методов. Лишь в системе воспитательных воздействий при взаимодействии различных методов можно ожидать желаемого результата.

Хотелось бы чтобы духовенство и власть имущие нашей республики сделали более серьезный шаг к сближению в вопросах касающихся воспитания подрастающего поколения.

Воспитание - это процесс становления, обогащения и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека. Оно осуществляется исходя из дарований индивида, чрез творческое наследие всей доступной ему культуры в конкретно социально-историческом контексте. Это процесс по сути своей не может иметь конечного предела.

 


Библиография

 

1.     Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.- 174 с.

2. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно - политической мысли Дагестана (С древнейших времен до присоединения Дагестана к России). - Махачкала: МРИП Юпитер, 1993.- 353 с.

.   Абдуллаев М.А. Из истории философ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...