Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии оценки и методики определения эффективности деятельности элит




 

При подборе критериев оценки эффективности наблюдается в течение последних нескольких лет постепенный сдвиг от суммарных показателей, характеризующих материальную сторону жизни, к показателям качества жизни. Данные сдвиги характеризуют, прежде всего, оценки управленческой деятельности в развитых странах мира и укладываются в концепцию человеческого развития.

Правда, в отечественной практике при оценке эффективности и результативности власти все еще доминируют критерии, основанные на показателях потребительской динамики. Это просматривается и в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, и документах Правительства и Думы. Данные показатели рекомендуются в качестве основных оценочных и в ряде последних монографических исследований: "...показатель ВРП на душу населения и следует принимать в качестве критериального показателя действенности макроэкономической политики. Оценка может производиться на основании данных о динамике этого показателя. В качестве дополнительных используются показатели размаха вариации в ходе процесса усиления однородности экономического пространства".

Использование данной методики в сочетании с методикой оценки баланса используемых бюджетных средств применительно к российским условиям дает известную иерархию регионов на донорские и дотационные, "богатые" и "бедные". Вместе с тем, в современных условиях данная методика уже малоперспективна и не может претендовать на универсализм. Кроме того, учитывая контекст "устойчивого развития", она просто недостаточна. В число универсальных претендует войти методика, основанная на оценках показателей человеческого развития.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается на основе трех показателей:

1) долголетия, измеряемого как ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

2) достигнутого уровня образования, измеряемого как комбинация показателя грамотности взрослого населения и доли граждан в возрасте до 24 лет, обучающихся в начальной, средней и высшей школе;

3) уровня жизни, измеряемого на базе доли реального ВВП, приходящегося на душу населения.

Применение ИРЧП к оценке не только развития страны в целом, но и ее регионов позволяет дать иную картину их ранжирования1, перспектив развития и, как следствие, эффективности управления. Анализ состояния регионов Северного Кавказа, традиционно относимых к регионам - аутсайдерам, показывает, что их "отсталость", с этой новой точки зрения, носит в существенной мере внешний характер и обусловлена невысокими показателями ВРП на душу населения, ввиду отсутствия здесь крупных месторождений и перерабатывающих производств. Что касается собственно показателей человеческого потенциала, то ожидаемая продолжительность жизни на Северном Кавказе наиболее высокая в России, а уровень образования в половине регионов данной группы близок к среднероссийскому или даже превышает его. К этому стоит добавить, что показатели теневой экономики здесь превышают среднероссийские. Поэтому реальный ВРП на душу населения, вряд ли соответствует официальным статистическим данным.

И еще одно принципиальное замечание, касающееся критериев оценки эффективности государственной власти и управления, Коль все большее значение здесь придается комплексным и многофакторным подходам, необходимо учитывать не только, так сказать показатели "сверху", ориентирующие на лучшие результаты, достигаемые в развитых странах, но и показатели "снизу", свидетельствующие о среднемировой, международной оценке эффективности госуправления.

Здесь обращает на себя внимание методика предельно-критических показателей развития (ПКПР), разработанная под руководством академика Г.В. Осипова.

Оценочные значения ПКПР на уровне 2001 г. представлены в табл. 1

Анализируя данные показатели и сопоставляя данную методику оценки с показателями ИРЧП, мы приходим к выводу о существовании своеобразного "коридора эффективности". Его границы "снизу" образуют для современных государств показатели ПКПР, а границы "сверху" - дифференцированные показатели ИРЧП, присущие группе наиболее развитых государств. Привязка реалий российского развития к границам данного коридора и рассмотрение их в динамике позволяют, с одной стороны вычленить значимость управленческих воздействий, а, с другой, оценить их эффективность.

Следует отметить с этой точки зрения, что в 2000-2002 гг. наблюдались явные сдвиги к лучшему в рамах "коридора эффективности" и их в значительной степени следует связать именно с действиями Президента РФ и его администрации, направленные на улучшение структуры госуправления и повышение его эффективности.

Опора на описанные выше интегративные подходы к анализу и оценке эффективности госуправления позволяет перейти от оперирования данными, касающимися так называемой отраслевой эффективности (показатели действий лишь исполнительной ветви власти и ее отдельных структур, а также итоги развития, характеризуемые показателями отдельных сфер жизни общества) к оценке интегративной эффективности, связанной с результатами взаимодействия различных ветвей и уровней государственной власти.

 

 

Табл.1

№ п/п Название показателя Предельно-критическое значение в мировой практике Величина показателя в 2001 г. в РФ Вероятные социально-политические и экономические последствия
1 2 3 4 5

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

1. Уровень падения промышленного производства 30-40% 50% Разрушение промышленного потенциала
2. Доля импортных продуктов питания 30% 35% Стратегическая зависимость страны от импорта
3. Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности 45% 12% Колониально-сырьевая структура экономики
4. Доля в экспорте высокотехнологичной продукции 10-15% 1% Технологическое отставание экономики
5. Доля от ВВП от государственных ассигнований на науку 2% 0,4% Разрушение научно-технического потенциала
6. Доля студентов (на 100 тыс. населения) 180 278  

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

7. Соотношение доходов 1 0% самых богатых и 1 0% самых бедных граждан 10: 1 14: 1 Антогонизация социальной структуры
8. Доля населения, живущего за чертой бедности 10% 34% Люмпенизация населения
9. Соотношение минимальной и средней заработной платы 1:3 1:18 Деквалификация и пауперизация рабочей силы
10. Уровень безработицы 8-10% 12% (с учетом скрытой безработицы) Рост социально обездоленных категорий населения

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

111. Условный коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся) 1 1,63 Интенсивная депопуляция: смертность превышает рождаемость
112. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте) 2,14-2,15 1,19 Отсутствие простого замещения поколений
113. Средняя продолжительности жизни населения а 1998 г. США, Великобритания 75 лет, Швеция -78, Япония -79 Россия -67 лет (60 - у мужчин, 72 -у женщин) Снижение жизнеспособности страны
114. Доля лиц старше 65 лет к общей численности населения (коэффициент старения населения) 7% 11% Старение населения

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

115. Суммарные поступления для экологической безопасности (% от ВВП) 5% (Германия) 0,1% Угроза экологической безопасности

Девиантное поведения

116. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) 5-6 тыс. 6-6,5 тыс. (с учетом латентной преступности) Криминализация общественных отношений
117. Уровень потребления алкоголя 8 л. абс. алкоголя на чел. в год 14-15 л. абс. алкоголя на чел. в год Физическая деградация населения
118. Число суицидов на 100 тыс. населения 20 40 Фрустрация массового сознания
119. Уровень распространенности психической патологии на 1000 чел. 284 (1992 г.) 360 (2010г.) оценка, выборочные исследования по 25 странам мира 280 (1992г.) 354 (2010г.) оценка Разрушение личности

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

220. Доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы 40% 42% Делигитимация власти
221. Уровень доверия населения к центральным органам власти 25% 14% Отторжение власти народом

ДУХОВНАЯ СФЕРА

222. Доля затрат на культуру в государственных расходах 2,5% 1,5% Потеря культурного наследия

 

Вместе с тем, ориентация на "коридор эффективности" в достаточной мере, с нашей точки зрения, позволяет учитывать требования и подходы "устойчивого развития". С одной стороны, здесь нет педалирования на чисто потребительские и затратные ориентиры и учитываются показатели состояния окружающей среды и ресурсов.

С другой стороны - конкретно с точки зрения "нижних границ", управленческая система должна оперативно устранять дисфункции и аномалии, грозящие привести к потере эффективности и неустойчивому (а то и кризисному) состоянию социальной системы (глобальной или национальной).

Обращаясь от обсуждения общих составляющих эффективности государственной власти к анализу их проявлений в тех или иных исторических, цивилизационных и региональных условиях российского государства, следует подчеркнуть значимость действия специфических российских цивилизационных факторов.

Проблема создания оптимальной системы взаимодействия центральных, региональных и местных структур управления в Россия имеет давнюю историю. Однако при всем своеобразии каждого исторического периода, в новых социальных и этнополитических условиях проблема воспроизводилась, прежде всего, в связи с цивилизационными условиями России. Суммируя основные черты этого своеобразия, наиболее существенно сказывающиеся на системе государственного управления, отметим следующее:

· чрезвычайная сложность геополитического положения, включенность в разноплановый геополитический контекст, связанный с взаимодействием России с государствами разных цивилизационных центров и формационных типов, растянутость границ;

· значительная растянутость коммуникаций и отсутствие наиболее эффективных коммуникационных средств (железные и шоссейные дороги, речные и морские пути) на большей части территории; неравномерность развития коммуникаций;

-   диспропорции в размещении производительных сил (удаленность топливно-энергетических и добывающих центров от перерабатывающих, сельскохозяйственных - от промышленных и т.д.);

· производственно-демографическая асимметрия (менее развитая система производительных сил в регионах с расширенным воспроизводством населения) и наоборот;

· существенное отличие и, зачастую, худшие от соседних государств природно-климатические условия хозяйствования на большей части территории. Следует также отметить, что действие данных факторов удавалось компенсировать переходом к мобилизационной модели развития. Однако такой режим в условиях России удавалось поддерживать только за счет сверхцентрализации государственного управления.

Оценивая эффективность взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти в современных условиях значительной децентрализации государственной власти, следует констатировать существенно снизившееся влияние государства на протекание политических и социально-экономических процессов. Нынешняя модель госуправления пока не учитывает в должной степени цивилизационное своеобразие и исторический опыт России, Это показала и практика последних лет, когда попытки усилить властную вертикаль в 2000-2001 гг. достаточно быстро привели к положительным сдвигам во всех сферах общественной жизни.

Правда, наметившееся некоторое улучшение экономической конъюнктуры и положительный экономический рост в 1999-2008 гг. далеко не во всем связан с управленческим воздействием. Серьезное воздействие здесь оказали внешние факторы:

1) последствия дефолта 1998 г., обусловившие возникновение финансово-экономических барьеров в рыночном обмене между Россией и внешним миром, и создавшие благоприятствующий режим для развития внутреннего рынка (временное сокращение оттока капиталов, выгодные ценовые соотношения, снижение активности внешних конкурентов и т.п.);

2) высокая внешнеэкономическая конъюнктура, связанная с экспортом топливно-энергетических ресурсов.

Вместе с тем, действие этих же факторов сказывается на развитии экономики разнонаправлено: высокое влияние экономической конъюнктуры способствует увеличению вывоза топливно-энергетических ресурсов, снижая их предложение на внутреннем рынке; внутренний экономический рост способствует большему потреблению топливно-энергетических ресурсов, приводя в ближайшей перспективе к их дефициту, росту цен и ограничению потребления, что в конечном итоге скажется на экономическом росте. Действие данных тенденций обозначает вместе с тем и новые управленческие сюжеты, связанные с необходимостью усиления и разнообразия государственных методов воздействия на экономику и управление межрегиональными процессами.

Наряду с действием новых экономических факторов, требующих усиления государственного влияния, следует отметить негативно сказывающееся на государственной целостности развитие автономизации регионов и снижение межрегиональных связей, быстрое развитие региональных диспропорций.

Угрозы государству связаны также с низким уровнем межрегионального взаимодействия в борьбе с организованной преступностью, контрабандой и теневой экономикой, религиозным экстремизмом и терроризмом. Криминальные структуры и террористические организации более умело, чем органы государственного и регионального управления пользуются растянутостью российских коммуникаций, наличием межрегиональных и ведомственных барьеров, слабым контролем за финансовыми и товарными потоками, перемещениями людей и транспорта.

Следует также отметить развитие процессов культурно-национальной и культурно-территориальной автономизации (зачастую стихийной, связанной с различными материально-техническими и экономическими возможностями), угрожающими целостности единого информационного, культурно-образовательного, языкового пространства страны.

Необходимо подчеркнуть, что новая генерация политиков начала активные шаги по усилению государственного влияния на социально-экономические и политические процессы в стране. Имеются в виду законопроекты и указы, связанные с усилением структур межрегионального управления. Это создает новый контекст для научных разработок, но не отменяет их, поскольку актуальными остаются проблемы организации эффективного управления и обеспечения целостности страны.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подытоживая проделанный анализ концептуальных подходов к проблеме эффективности государственной власти и управления в заключение необходимо отметить следующие моменты.

Критерии эффективности власти достаточно сложны и зависят не только от функциональных и нормативных требований к ней. В случае государственной власти ее эффективность выступает, с одной стороны, в качестве результирующей удовлетворения интересов населения и элит, а с другой, как соотношение целей и результатов с используемыми средствами (ресурсами).

В определенных ситуациях (например, насыщение среды развития субъектами потребления, либо исчерпание ее ресурсного или рекреационного потенциала) наступает время, когда, скажем, потребительские и иные интересы, удовлетворение которых выступает важнейшим показателем эффективности, вступают в антагонизм с системой условий и возможностей последующего развития. И, напротив, удовлетворение показателей с этой стороны, порождает антагонизм между ожиданиями населения и действиями властей.

В этом случае наблюдается выход за пределы коридора эффективности и попадание на траекторию неустойчивого развития.

Неустойчивость, таким образом, тесно связана с неэффективностью и обусловлена двояким образом; дисгармонией интересов элит и общества, с одной стороны, и рассогласованием управленческих воздействий с граничными требованиями внешней среды и ресурсов.

Среди разных методов оценки эффективности, результатных и экспертных, особое место занимают оценочные позиции населения. От них, зависит, прежде всего, легитимность власти. Следует подчеркнуть, что социологические данные последнего времени свидетельствуют и о готовности российских элит и общества к мерам повышения организованности и порядка в рамках сложившихся демократических институтов. Вместе с тем есть и потребность в более интенсивном развитии этих институтов. Иными словами, порядок, которого ждут от власти, не должен воздвигать новых барьеров между народом и властью. Он связан с правопорядком, значительным повышением защищенности населения от криминала, коррупции, безработицы, различных злоупотреблений чиновников и группы частных интересов. Думается, что выбор российского вектора движения, связанного с этими ожиданиями, будет наиболее правильным.

Завершая обзор оценок и мнений представителей научного и административного сообществ и населения, хотелось бы обратить внимание на проблему "пределов роста". Как бы не укреплялось и не усиливались возможности того или иного уровня власти, нельзя забывать о том, что чисто административные ресурсы любой власти весьма ограничены. И этот потенциал начинает резко убывать без значительной поддержки населения. А сама власть превращается в одну из крупных корпораций, работающих на свои собственные интересы. Если не предпринять шагов по сплочению общества, развитию гражданского общества, расширению его прав и ответственности (в том числе делегируя ему часть общественно-государственного потенциала и компетенции), то никакие меры по укреплению властной вертикали не дадут в конечном итоге должного эффекта. Достаточно взглянуть на нынешние оценки российских сенаторов эффективности разных уровней российской власти. Восемьдесят процентов этих оценок расположено в диапазоне "средняя эффективность - слабая эффективность". А 1/3 из них - в области "слабая эффективность". Думается, что население оценивает действенность российской власти еще более строго. Магистральный путь укрепления власти - не столько административные реформы, сколько реформы, ведущие к формированию гражданского общества.

Вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть следующее. Придерживаясь точки зрения профессора Старостина А.М. по данной проблематике, считаем, что анализ концептуального уровня проблемы, мнений экспертного сообщества позволяет прийти к выводу, что в современной России начался процесс движения от по преимуществу ситуационных подходов к эффективности к выстраиванию механизмов государственной власти, эффективно действующих в длительной перспективе.

Именно в этом ключе и следует рассматривать, в частности, введение системы федеральных округов. Если первоначально их образование связывалось с укреплением вертикали государственной власти, то ныне их функции все более смещаются в сторону координации действий ветвей государственной власти и контроля над принятыми решениями и использованием бюджетных средств и имущества.

С переходом от одного этапа к следующему в деятельности округов наблюдается и смещение в задействуемых факторах, определяющих эффективность. Если на первом этапе -это были факторы, способствующие восстановлению единого нормативно-правового и информационного пространства, то ныне возрастает значимость факторов, связанных с кадровой политикой, контролем и координацией работы различных федеральных ведомств и региональных органов власти. Надо полагать, что на этом пути и будет достигнут эффект эмерджентной эффективности, когда функционирование государственных органов будет способствовать положительной динамике роста человеческого потенциала в России в целом и в каждом ее регионе.

Анализ проблем эффективности российских властвующих элит оставляет достаточно противоречивое ощущение. С одной стороны, элитократия продолжает укреплять свои позиции во власти, с другой, происходит явная управленческая переориентация, которая связана с существенным изменением целей и ценностей общенационального развития. И все-таки, оценивая совокупный потенциал современных российских политических элит, следует отдать им должное в вопросах удержания власти и владения манипулятивными технологиями. С точки зрения властного позиционирования деятельность современных российских элит достаточно эффективна.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...