Критерии оценки и методики определения эффективности деятельности элит
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
При подборе критериев оценки эффективности наблюдается в течение последних нескольких лет постепенный сдвиг от суммарных показателей, характеризующих материальную сторону жизни, к показателям качества жизни. Данные сдвиги характеризуют, прежде всего, оценки управленческой деятельности в развитых странах мира и укладываются в концепцию человеческого развития. Правда, в отечественной практике при оценке эффективности и результативности власти все еще доминируют критерии, основанные на показателях потребительской динамики. Это просматривается и в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, и документах Правительства и Думы. Данные показатели рекомендуются в качестве основных оценочных и в ряде последних монографических исследований: "...показатель ВРП на душу населения и следует принимать в качестве критериального показателя действенности макроэкономической политики. Оценка может производиться на основании данных о динамике этого показателя. В качестве дополнительных используются показатели размаха вариации в ходе процесса усиления однородности экономического пространства". Использование данной методики в сочетании с методикой оценки баланса используемых бюджетных средств применительно к российским условиям дает известную иерархию регионов на донорские и дотационные, "богатые" и "бедные". Вместе с тем, в современных условиях данная методика уже малоперспективна и не может претендовать на универсализм. Кроме того, учитывая контекст "устойчивого развития", она просто недостаточна. В число универсальных претендует войти методика, основанная на оценках показателей человеческого развития.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается на основе трех показателей: 1) долголетия, измеряемого как ожидаемая продолжительность жизни при рождении; 2) достигнутого уровня образования, измеряемого как комбинация показателя грамотности взрослого населения и доли граждан в возрасте до 24 лет, обучающихся в начальной, средней и высшей школе; 3) уровня жизни, измеряемого на базе доли реального ВВП, приходящегося на душу населения. Применение ИРЧП к оценке не только развития страны в целом, но и ее регионов позволяет дать иную картину их ранжирования1, перспектив развития и, как следствие, эффективности управления. Анализ состояния регионов Северного Кавказа, традиционно относимых к регионам - аутсайдерам, показывает, что их "отсталость", с этой новой точки зрения, носит в существенной мере внешний характер и обусловлена невысокими показателями ВРП на душу населения, ввиду отсутствия здесь крупных месторождений и перерабатывающих производств. Что касается собственно показателей человеческого потенциала, то ожидаемая продолжительность жизни на Северном Кавказе наиболее высокая в России, а уровень образования в половине регионов данной группы близок к среднероссийскому или даже превышает его. К этому стоит добавить, что показатели теневой экономики здесь превышают среднероссийские. Поэтому реальный ВРП на душу населения, вряд ли соответствует официальным статистическим данным. И еще одно принципиальное замечание, касающееся критериев оценки эффективности государственной власти и управления, Коль все большее значение здесь придается комплексным и многофакторным подходам, необходимо учитывать не только, так сказать показатели "сверху", ориентирующие на лучшие результаты, достигаемые в развитых странах, но и показатели "снизу", свидетельствующие о среднемировой, международной оценке эффективности госуправления.
Здесь обращает на себя внимание методика предельно-критических показателей развития (ПКПР), разработанная под руководством академика Г.В. Осипова. Оценочные значения ПКПР на уровне 2001 г. представлены в табл. 1 Анализируя данные показатели и сопоставляя данную методику оценки с показателями ИРЧП, мы приходим к выводу о существовании своеобразного "коридора эффективности". Его границы "снизу" образуют для современных государств показатели ПКПР, а границы "сверху" - дифференцированные показатели ИРЧП, присущие группе наиболее развитых государств. Привязка реалий российского развития к границам данного коридора и рассмотрение их в динамике позволяют, с одной стороны вычленить значимость управленческих воздействий, а, с другой, оценить их эффективность. Следует отметить с этой точки зрения, что в 2000-2002 гг. наблюдались явные сдвиги к лучшему в рамах "коридора эффективности" и их в значительной степени следует связать именно с действиями Президента РФ и его администрации, направленные на улучшение структуры госуправления и повышение его эффективности. Опора на описанные выше интегративные подходы к анализу и оценке эффективности госуправления позволяет перейти от оперирования данными, касающимися так называемой отраслевой эффективности (показатели действий лишь исполнительной ветви власти и ее отдельных структур, а также итоги развития, характеризуемые показателями отдельных сфер жизни общества) к оценке интегративной эффективности, связанной с результатами взаимодействия различных ветвей и уровней государственной власти.
Табл.1
Вместе с тем, ориентация на "коридор эффективности" в достаточной мере, с нашей точки зрения, позволяет учитывать требования и подходы "устойчивого развития". С одной стороны, здесь нет педалирования на чисто потребительские и затратные ориентиры и учитываются показатели состояния окружающей среды и ресурсов. С другой стороны - конкретно с точки зрения "нижних границ", управленческая система должна оперативно устранять дисфункции и аномалии, грозящие привести к потере эффективности и неустойчивому (а то и кризисному) состоянию социальной системы (глобальной или национальной). Обращаясь от обсуждения общих составляющих эффективности государственной власти к анализу их проявлений в тех или иных исторических, цивилизационных и региональных условиях российского государства, следует подчеркнуть значимость действия специфических российских цивилизационных факторов. Проблема создания оптимальной системы взаимодействия центральных, региональных и местных структур управления в Россия имеет давнюю историю. Однако при всем своеобразии каждого исторического периода, в новых социальных и этнополитических условиях проблема воспроизводилась, прежде всего, в связи с цивилизационными условиями России. Суммируя основные черты этого своеобразия, наиболее существенно сказывающиеся на системе государственного управления, отметим следующее: · чрезвычайная сложность геополитического положения, включенность в разноплановый геополитический контекст, связанный с взаимодействием России с государствами разных цивилизационных центров и формационных типов, растянутость границ; · значительная растянутость коммуникаций и отсутствие наиболее эффективных коммуникационных средств (железные и шоссейные дороги, речные и морские пути) на большей части территории; неравномерность развития коммуникаций; - диспропорции в размещении производительных сил (удаленность топливно-энергетических и добывающих центров от перерабатывающих, сельскохозяйственных - от промышленных и т.д.); · производственно-демографическая асимметрия (менее развитая система производительных сил в регионах с расширенным воспроизводством населения) и наоборот;
· существенное отличие и, зачастую, худшие от соседних государств природно-климатические условия хозяйствования на большей части территории. Следует также отметить, что действие данных факторов удавалось компенсировать переходом к мобилизационной модели развития. Однако такой режим в условиях России удавалось поддерживать только за счет сверхцентрализации государственного управления. Оценивая эффективность взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти в современных условиях значительной децентрализации государственной власти, следует констатировать существенно снизившееся влияние государства на протекание политических и социально-экономических процессов. Нынешняя модель госуправления пока не учитывает в должной степени цивилизационное своеобразие и исторический опыт России, Это показала и практика последних лет, когда попытки усилить властную вертикаль в 2000-2001 гг. достаточно быстро привели к положительным сдвигам во всех сферах общественной жизни. Правда, наметившееся некоторое улучшение экономической конъюнктуры и положительный экономический рост в 1999-2008 гг. далеко не во всем связан с управленческим воздействием. Серьезное воздействие здесь оказали внешние факторы: 1) последствия дефолта 1998 г., обусловившие возникновение финансово-экономических барьеров в рыночном обмене между Россией и внешним миром, и создавшие благоприятствующий режим для развития внутреннего рынка (временное сокращение оттока капиталов, выгодные ценовые соотношения, снижение активности внешних конкурентов и т.п.); 2) высокая внешнеэкономическая конъюнктура, связанная с экспортом топливно-энергетических ресурсов. Вместе с тем, действие этих же факторов сказывается на развитии экономики разнонаправлено: высокое влияние экономической конъюнктуры способствует увеличению вывоза топливно-энергетических ресурсов, снижая их предложение на внутреннем рынке; внутренний экономический рост способствует большему потреблению топливно-энергетических ресурсов, приводя в ближайшей перспективе к их дефициту, росту цен и ограничению потребления, что в конечном итоге скажется на экономическом росте. Действие данных тенденций обозначает вместе с тем и новые управленческие сюжеты, связанные с необходимостью усиления и разнообразия государственных методов воздействия на экономику и управление межрегиональными процессами. Наряду с действием новых экономических факторов, требующих усиления государственного влияния, следует отметить негативно сказывающееся на государственной целостности развитие автономизации регионов и снижение межрегиональных связей, быстрое развитие региональных диспропорций. Угрозы государству связаны также с низким уровнем межрегионального взаимодействия в борьбе с организованной преступностью, контрабандой и теневой экономикой, религиозным экстремизмом и терроризмом. Криминальные структуры и террористические организации более умело, чем органы государственного и регионального управления пользуются растянутостью российских коммуникаций, наличием межрегиональных и ведомственных барьеров, слабым контролем за финансовыми и товарными потоками, перемещениями людей и транспорта. Следует также отметить развитие процессов культурно-национальной и культурно-территориальной автономизации (зачастую стихийной, связанной с различными материально-техническими и экономическими возможностями), угрожающими целостности единого информационного, культурно-образовательного, языкового пространства страны. Необходимо подчеркнуть, что новая генерация политиков начала активные шаги по усилению государственного влияния на социально-экономические и политические процессы в стране. Имеются в виду законопроекты и указы, связанные с усилением структур межрегионального управления. Это создает новый контекст для научных разработок, но не отменяет их, поскольку актуальными остаются проблемы организации эффективного управления и обеспечения целостности страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подытоживая проделанный анализ концептуальных подходов к проблеме эффективности государственной власти и управления в заключение необходимо отметить следующие моменты. Критерии эффективности власти достаточно сложны и зависят не только от функциональных и нормативных требований к ней. В случае государственной власти ее эффективность выступает, с одной стороны, в качестве результирующей удовлетворения интересов населения и элит, а с другой, как соотношение целей и результатов с используемыми средствами (ресурсами). В определенных ситуациях (например, насыщение среды развития субъектами потребления, либо исчерпание ее ресурсного или рекреационного потенциала) наступает время, когда, скажем, потребительские и иные интересы, удовлетворение которых выступает важнейшим показателем эффективности, вступают в антагонизм с системой условий и возможностей последующего развития. И, напротив, удовлетворение показателей с этой стороны, порождает антагонизм между ожиданиями населения и действиями властей. В этом случае наблюдается выход за пределы коридора эффективности и попадание на траекторию неустойчивого развития. Неустойчивость, таким образом, тесно связана с неэффективностью и обусловлена двояким образом; дисгармонией интересов элит и общества, с одной стороны, и рассогласованием управленческих воздействий с граничными требованиями внешней среды и ресурсов. Среди разных методов оценки эффективности, результатных и экспертных, особое место занимают оценочные позиции населения. От них, зависит, прежде всего, легитимность власти. Следует подчеркнуть, что социологические данные последнего времени свидетельствуют и о готовности российских элит и общества к мерам повышения организованности и порядка в рамках сложившихся демократических институтов. Вместе с тем есть и потребность в более интенсивном развитии этих институтов. Иными словами, порядок, которого ждут от власти, не должен воздвигать новых барьеров между народом и властью. Он связан с правопорядком, значительным повышением защищенности населения от криминала, коррупции, безработицы, различных злоупотреблений чиновников и группы частных интересов. Думается, что выбор российского вектора движения, связанного с этими ожиданиями, будет наиболее правильным. Завершая обзор оценок и мнений представителей научного и административного сообществ и населения, хотелось бы обратить внимание на проблему "пределов роста". Как бы не укреплялось и не усиливались возможности того или иного уровня власти, нельзя забывать о том, что чисто административные ресурсы любой власти весьма ограничены. И этот потенциал начинает резко убывать без значительной поддержки населения. А сама власть превращается в одну из крупных корпораций, работающих на свои собственные интересы. Если не предпринять шагов по сплочению общества, развитию гражданского общества, расширению его прав и ответственности (в том числе делегируя ему часть общественно-государственного потенциала и компетенции), то никакие меры по укреплению властной вертикали не дадут в конечном итоге должного эффекта. Достаточно взглянуть на нынешние оценки российских сенаторов эффективности разных уровней российской власти. Восемьдесят процентов этих оценок расположено в диапазоне "средняя эффективность - слабая эффективность". А 1/3 из них - в области "слабая эффективность". Думается, что население оценивает действенность российской власти еще более строго. Магистральный путь укрепления власти - не столько административные реформы, сколько реформы, ведущие к формированию гражданского общества. Вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть следующее. Придерживаясь точки зрения профессора Старостина А.М. по данной проблематике, считаем, что анализ концептуального уровня проблемы, мнений экспертного сообщества позволяет прийти к выводу, что в современной России начался процесс движения от по преимуществу ситуационных подходов к эффективности к выстраиванию механизмов государственной власти, эффективно действующих в длительной перспективе. Именно в этом ключе и следует рассматривать, в частности, введение системы федеральных округов. Если первоначально их образование связывалось с укреплением вертикали государственной власти, то ныне их функции все более смещаются в сторону координации действий ветвей государственной власти и контроля над принятыми решениями и использованием бюджетных средств и имущества. С переходом от одного этапа к следующему в деятельности округов наблюдается и смещение в задействуемых факторах, определяющих эффективность. Если на первом этапе -это были факторы, способствующие восстановлению единого нормативно-правового и информационного пространства, то ныне возрастает значимость факторов, связанных с кадровой политикой, контролем и координацией работы различных федеральных ведомств и региональных органов власти. Надо полагать, что на этом пути и будет достигнут эффект эмерджентной эффективности, когда функционирование государственных органов будет способствовать положительной динамике роста человеческого потенциала в России в целом и в каждом ее регионе. Анализ проблем эффективности российских властвующих элит оставляет достаточно противоречивое ощущение. С одной стороны, элитократия продолжает укреплять свои позиции во власти, с другой, происходит явная управленческая переориентация, которая связана с существенным изменением целей и ценностей общенационального развития. И все-таки, оценивая совокупный потенциал современных российских политических элит, следует отдать им должное в вопросах удержания власти и владения манипулятивными технологиями. С точки зрения властного позиционирования деятельность современных российских элит достаточно эффективна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|