Стенка и лестница, кольца и канат
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Рядом со стеллажом можно установить две секции гимнастической? стенки, каждая по 60—80 см шириной. Круглые (или овальные) бруски желательно укреплять на вертикальных стойках с различным шагом. Например, для одной секции. шаг между брусками гимнастической стенки составляет 12—15 см, для другой 20—25 см. Сечение круглого бруска может быть 2,8— 3 см, сечение овального 3*2,5 см. Две секции гимнастической стенки устанавливаются на расстоянии 20—25 см от стены и жестко закрепляются. Высота стенки 1,5—2 м. Непосредственно перед стенкой может быть установлена детская ^подвесная лестница, кольца, канат. Подвеска этих предметов бывает не только на плоскости потолка. Для облегчения сооружения этих спортивных игрушек использована консольная металлическая конструкция в блоке с гимнастической стенкой. При установке опоры для навески веревочной лестницы, колец и каната следует предусмотреть достаточную жесткость конструкции, ведь ребенок будет не только лазить, подтягиваться, но и крутиться, раскачиваться, что вызовет и динамическую нагрузку. При установке колец желательно предусматривать возможность изменения высоты подвески над уровнем пола. Сечение.колец должно быть небольшим (28—30 мм), чтобы ребенку не составляло никакого труда захватить их всей ладонью. Кольца покрывать нитролаком или нитроэмалью нежелательно, поскольку поверхность чистой древесины легче захватить руками. Деревянная лесенка сооружена так, что позволяет менять расстояние между ступенями при помощи простого подтягивания каната, Методические указания. Ползание—полезное упражнение и для старших детей. При ползании вводятся более сложные задания, например передвигаться на четвереньках, толкая головой мяч, в прямом направлении, и «змейкой», через дуги. Дети по указанию воспитателя свободно применяют разнообразные способы пролезания в обруч — сверху, снизу, боком, держа его двумя и одной рукой. Они хорошо воспринимают показ и объяснения, которые в сочетании с накопленным двигательным опытом обеспечивают овладение правильной техникой лазанья чередующимся шагом. Этот шаг наиболее экономный, и быстрый. Он свидетельствует о хорошем уровне координации движений.
Дети начинают замечать свои ошибки, пытаются их исправить. Они понимают связь между способом лазанья и достижением лучшего результата. Важно обратить внимание ребят на исходное положение, создающее правильный начальный цикл движения,— рука и нога должны находиться на нужных перекладинах, и этим облегчается дальнейшее передвижение. У некоторых детей еще остается при слезании приставной шаг. Воспитатель напоминает, что при овладении чередующимся шагом надо передвигаться спокойно, не торопясь. На этом этане обучения одобрение воспитателя получает тот, кто влез и слез правильным, способом, хотя и не так быстро. Уточняется умение лазать одноименным и разноименным способами. По мере освоения правильного способа лазанья у детей появляется желание и возможность выполнять движение в быстром темпе. Переход с пролета на пролет осуществляется одновременно с влезанием по диагонали. Дети выполняют это движение друг за другом, спускаясь вниз по последнему, пролёту. В этом упражнении важны согласованность действий детей, их выдержка, умение подождать, пока впереди влезающий перейдет на соседний пролет. Если имеются условия, хорошо научить детей лазать по веревочной лестнице. Мягкая опора создает различные непривычные положения, которые помогают воспитанию умения проявлять ловкость, решительность, смелость, упражняют в равновесии. Целесообразно такое лазанье проводить босиком, что укрепляет мышцы и связки стоп, пальцы ног, голеностопный сустав, предупреждает плоскостопие.
В старшей группе можно показать детям перелезание «перевалом» через препятствие высотой 50—60 см. Выполняется движение из исходного положения стоя к снаряду лицом: опереться грудью и руками о препятствие, повернуться вдоль него, перенести через него сначала одну ногу, затем другую, держась руками, опуская ноги поочередно на другую сторону препятствия, встать к нему лицом, выпрямиться. В старшей группе делаются попытки обучения лазанью по канату. К этому движению необходимы подготовительные упражнения: 1. Стоя у каната, захватить его руками на уровне груди, постепенно перехватывать руки вверх, как можно выше, хорошо вытягиваясь вверх. 2. Стоя у каната в глубоком приседе, захватить его руками, перехватывать их вверх, переходя в вис стоя. 3. Сидя у каната, захватить его подошвами ног: ступню правой йоги повернуть носком внутрь и прижать наружной стороной к канату. Ступню левой йоги повернуть носком наружу и прижать наружной стороной к канату с другой стороны. Зажать канат ступнями. Это упражнение можно выполнять сидя на скамейке с гимнастической палкой, поставив ее на пол вертикально между ногами. Вертикальная передвижная лестница Вертикальная передвижная лестница изготовлена из алюминиевых труб диаметром 36 мм. Основание лестницы крепится к двум деревянным опорам, площадь каждой 35*180 см, высота 3 см. Четыре вертикальные трубы сварены между собой поперечными отрезками труб аналогичного диаметра. Расстояние между вертикальными трубами 70 см, между ступеньками —60 см. Раздвижная лестница Раздвижная лестница состоит из двух одинаковых лестниц высотой 3 м, верхние концы которых скреплены металлическим стержнем диаметром 10 мм. Длина упругой доски 3,5 м, ширина — 35 см, толщина — 5 см. Высотное бревно (рис. 23) высотой 5,3 м включает в конструкцию вертикальную стойку высотой 5 м 17 см, диаметром 13 см, толщина стенки 5 мм. В верхней части стойки имеется отверстие для болта под крепление. Ширина полого дюралюминиевого бревна —16 см, длина —4 м, высота —13 см. На вертикальную часть бревна надета металлическая муфта длиной 22 см, толщина стенок 8 мм. В 10 см от конца бревна имеется сквозное отверстие для вставки металлического стержня с гайками на концах. На противоположной стороне бревна — насадочное место для вертикальной стойки с отверстием. Шарнир обстоит из двух металлических ушек толщиной 20 мм, приваренных параллельно к пластине, которая крепится четырьмя болтами к стене спортзала. Расстояние между ушками 17 см. В середине боковых стенок (ушек) имеется отверстие под ось, на которой подвижно крепится бревно. Диаметр металлических болтов, крепящих шарнир к стене —2 см, длина зависит от толщины стены спортзала. Для крепления шарнира пробиваются четыре отверстия в стене, куда вставляются болты. С обратной стороны ставятся стальные шайбы и завинчиваются гайкой и контргайкой.
Страховочный трос диаметром 5 мм крепится с двух сторон к монтажным петлям балки. Стальные стропы с помощью стандартных растяжек удерживают конструкцию в вертикальном положении. Выполнение упражнений в условиях описанных конструкций позволяет существенно повысить адаптационные возможности организма подростков к условиям высоты и ограниченной площади опоры. Установка сооружений. Обучение учащихся практическим навыкам установки многокомплектного оборудования начиналось с четкого распределения между ними обязанностей по выполнению определенных функций. Десять из тридцати ребят развертывали секции оборудования в рабочее положение: отодвигали их от стены к центру зала и фиксировали стопорными болтами к полу, а также размещали гимнастические маты и скамейки. Остальные двадцать учащихся устанавливали снаряды оборудования после его развертывания (из расчета по два человека на каждый снаряд). Методика установки таких снарядов, как перекладина и брусья (они составляют основу многокомплектного спортивного оборудования), примерно одинакова. Поэтому достаточно подробно рассмотреть методику установки одного снаряда — перекладины. В исходном положении гриф перекладины в секции оборудования расположен вертикально: верхний его конец укреплен шарнирно в подвижном хомуте, а нижний упирается в «пятачок».
Один из двух учащихся, распределенных на установку снарядов, приподнимает гриф перекладины немного вверх и вынимает его из упорного пятачка, расположенного в нижней части секции. Затем он отодвигает нижний конец грифа в сторону и передает его товарищу, а сам опускает верхний его конец вместе с подвижным хомутом до необходимого уровня высоты установки перекладины, фиксирует этот хомут через отверстие болтом. Второй учащийся в это же время на необходимой высоте фиксирует подвижный хомут рядом стоящей секции стопорным болтом через отверстие в трубе секции. Затем он укрепляет свободный конец грифа в скобе хомута также стопорным болтом. Аналогично устанавливают жерди брусьев. После укладки гимнастических матов начинается опробование снарядов. На этом установка перекладин и брусьев в рабочее положение заканчивается. Свертывание оборудования осуществляется в обратном порядке: убираются гимнастические маты и скамейки, устанавливаются в исходное положение грифы перекладин и жерди брусьев (вертикально), освобождаются фиксаторы каждой секции, сдвигаются к стене перекладины и брусья. Имеет смысл подробнее рассказать и о методике установки гимнастических канатов в рабочее положение. В исходном положении они слегка закручены вокруг одной из вертикальных труб секции. Для их установки вначале необходимо выдвинуть секции оборудования к центру зала и зафиксировать их. Канаты раскручивают, затем, держась за нижний конец, резким движением в сторону сдвигают верхний конец каната, закрепленный на кольце (которое имеет возможность свободно, перемещаться по горизонтальной трубе, связывающей шарнирно все секции), к середине промежутка между секциями. Установка гимнастических канатов в исходное положение осуществляется в обратном порядке. Ну, а если возникла необходимость установить гимнастические канаты не только из исходного положения всего оборудования, но и после окончания упражнений на перекладинах и брусьях, т. е. когда оборудование уже развернуто и снаряды установлены? Для этого нужно только убрать грифы перекладин и жерди брусьев (в обратном порядке) в исходное положение в каждой секции и установить описанным выше методом гимнастические канаты в рабочее положение. Для профессионально-прикладной физической подготовки и других видов деятельности учащихся в многокомплектном спортивном оборудовании предусмотрены также гимнастические лестницы, которые могут располагаться горизонтально, образуя своеобразный «рукоход».
В исходном положении гимнастические лестницы расположены вертикально и соединены шарнирно с горизонтальной верхней трубой секции. Опытным путем Николай Антонович выявил наиболее рациональную методику перевода лестниц в горизонтальное (рабочее) положение. Так же, как и при установке перекладин, брусьев и канатов, десять учащихся отодвигают секции оборудования к центру спортзала и фиксируют их. Остальные двадцать учащихся распределяются по два на каждую гимнастическую лестницу. Устанавливают лестницы в горизонтальном положении последовательно, начиная с любого конца оборудования. Один из десяти освободившихся учащихся взбирается на верхнюю горизонтальную трубу первой секции и принимает из рук в руки конец лестницы, который подают ему два товарища, стоящие внизу, и стопорит ее болтом в скобах, приваренных к трубе. Затем передвигается по укрепленной уже лестнице и стопорит остальные. Освободившиеся учащиеся укладывают маты и расставляют скамейки. Установка лестниц в исходное положение происходит в обратном порядке. При достаточном уровне подготовленности и организации учащихся время, затрачиваемое на установку снарядов на уроке, составляет не более 2 мин. Причем для более успешной подготовительной работы по установке снарядов целесообразно периодически менять учащихся на различных операциях с целью изучения ими всех приемов и действий. Подготовка к работе многокомплектного спортивного оборудования, расположенного на открытой площадке, намного проще и в основном сводится к поддержанию чистоты рабочего состояния снарядов и их отдельных узлов, скамеек и других приспособлений. Стремясь постоянно поддерживать интерес ребят к процессу самой деятельности, будь то упражнения или установка снарядов, Николай Антонович уже с первых занятий организовал установку и уборку снарядов многокомплектного оборудования в виде соревнования между отдельными группами учащихся. Внешняя форма таких соревнований родилась случайно и была подсказана самими Учениками. На одном из уроков, после построения и команды Николая Антоновича: «Развернуть снаряды!»,— кто-то из ребят выкрикнул: «Поставить паруса!». И все бросились по своим местам, как матросы на корабле бросаются на реи по команде капитана. С тех Пор установка и уборка снарядов стали как бы самостоятельным любимым упражнением для учащихся разных классов. Фиксируются рекорды на отдельных операциях и по установке (уборке) снарядов в целом. Есть в каждом классе и свои чемпионы по монтажу и демонтажу. Выводы. В практике физического воспитания применяют следующие способы организации учащихся: фронтальный, групповой (по отделениям), посменный, «станционно»-круговой, поточно-круговой, индивидуальный. Все перечисленные способы можно условно разделить на три основные группы: 1) фронтальное размещение учебной группы в целом, без деления ее на части, 2) групповое размещение — по отделениям, группам, звеньям и т. д., 3) размещение индивидуальное. Порядок работы учащихся, т. е. выполнение ими физических упражнений, также можно условно разделить на три способа: 1) одновременное, 2) посменное, 3) поочередное. Выбор способа размещения ребят и выполнения ими физических упражнении на уроке с использованием нестандартного спортивного оборудования зависит от поставленных задач, от уровня подготовленности обучаемых, от оснащенности мест занятий и др. Так, при решении задачи обучения двигательным действиям значительное количество времени уходит на объяснение и показ упражнений, разбор типичных ситуаций, возможных при выполнении упражнения. На таких уроках наиболее эффективен фронтальный способ размещения учащихся и посменный (или поочередный) — в зависимости от количества снарядов — способ выполнения ими физических упражнений. Как только ребята овладевали определенными двигательными действиями на спортивных снарядах, фронтальный способ сменялся на групповой (или посменный) с поочередным выполнением упражнений. Группа делилась на 2—3 смены, которые по очереди отрабатывали одно двигательное задание на одном и том же спортивном оборудовании. Этот же способ организации учащихся эффективен при работе на разнотипных снарядах. Такие уроки повышали интерес ребят к занятиям, активизировали их деятельность. Например, использовались 10 разнотипных снарядов (5 перекладин и 5 брусьев) и 10 однотипных (гимнастические канаты). Учебная группа делилась на подгруппы по 3 человека в каждой. Сначала выполнялись упражнения на перекладине и брусьях с последующей их сменой. Затем (после уборки одних и установки других снарядов) проводилась работа на гимнастических канатах для развития силы и силовой выносливости. Поточное выполнение упражнений осуществлялось следующим образом: один ученик работал на снаряде, другой страховал его, третий наблюдал и анализировал действия товарища. Потом происходила смена: закончивший упражнение садился на скамейку и отдыхал, отдыхавший ранее страховал третьего. Затем подгруппы сменялись. Пытаясь разнообразить не только упражнения, но и организационные формы их выполнения, Можно прийти и к раздельному способу выполнения двигательных заданий. При этом необходимые пояснения и анализ упражнений проводились до и после их выполнения. На уроке, проводимом с использованием нестандартного спортивного оборудования, одновременное или посменное выполнение упражнения всегда сочетается с раздельным или поточным способами. Например, гимнастическая комбинация на перекладине может быть выполнена тремя сменами учащихся как посменно-раздельно, так и посменно-поточно. В первом случае проводились пояснения и анализ движений после выполнения комбинации каждой смены, во втором—после работы всех смен. Для такого типа урока характерны новые виды деятельности учащихся: выполнение функций групповода, страховка товарища и помощь ему, анализ техники движений и своевременная информация о ходе выполнения двигательного действия и т. д. Все это пришло на смену пассивному наблюдению и длительному ожиданию ребятами своей очереди, что имело место при традиционном проведении уроков. Вместе с тем изучение особенностей проведения урока с нестандартным оборудованием выявило тот факт, что в каждом разделе учебной программы для развития у учащихся основных и специальных физических качеств самым эффективным способом организации учащихся является «станционно»-круговой. Он позволял разнообразить используемые упражнения при достаточной физической нагрузке, повысить моторную плотность урока. Список литературы. 1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет.сада – М.: Просвещение, 1983 г. 2. Сирис П.З., Кабачкова В.А. Профессионально производственная направленность физического воспитания школьников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988 г. 3. Охлябин.С.Д. У спортсменов рабочие руки. М., «Молдодая гвардия», 1976 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|