Пример 1. «индекс рентабельности инвестиций»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ - этот метод является продолжением метода ЧПС и определяется по следующей формуле: 1. Инвестиции не дисконтируются: ИРИ (PI)= (nåt=1 FVt/(1+rt)n)/ Ic, где:
FVt - будующая стоимость (ценность) денег или возвратная стоимость; rt - темп прироста - ставка - банковская процентная ставка; n - количество лет; Ic - инвестиции. 2. С дисконтированием инвестиций: ИРИ(PI) = nåt=1 (FVt/(1+rt)n) / (nåt =0 Ict /(1+rt)n)
Отличия ИРИ(PI) от других методов оценки инвестиционного проекта: · представляет собой относительный показатель; · характеризует уровень доходности на единицу капитальных вложений; · представляет собой меру устойчивости как самого инвестиционного проекта, так и предприятия которое его реализует; · позволяет ранжировать инвестиционные проекты по величине ИРИ(PI). С помощью первого варианта расчета найдем ИРИ(PI) для нашей задачи. Расчеты будем производить табличным методом.
Если ИРИ(PI) > 1, то проект следует принять. Если ИРИ(PI) =!, то инвестиционный проект требует дополнительные аналитические работы по всем методам.
Если ИРИ(PI) < 1, то инвестиционный проект отвергается. В нашем случае: · первый и второй проекты при ставке 20% - отвергаются, т.к. ИРИ(PI) < 1 · первый и второй проекты при ставке 10% - принимаются, т.к. ИРИ(PI) >1 · лучшим является первый проект при процентной ставке 10%, т.к. величина ИРИ(PI) более величины ИРИ(PI) по второму проекту при ставке 10%, а следовательно более индекс рентабельности инвестиций.
2.2. Объекты и субъекты инвестиционного анализа Объекты инвестиционного анализа — это конкретные виды реальных и финансовых инвестиций, которые подвергаются анализу со стороны субъекта. Объекты инвестиционного анализа можно разграничить в зависимости от того, осуществляется ли анализ реальных инвестиций или финансовых инвестиций. Объекты реальных инвестиций могут быть разными по характеру. Типичным объектом капиталовложений могут быть затраты на земельные участки, здания, оборудование. Помимо затрат на разного рода приобретения предприятию приходится также производить другие многочисленные затраты, которые дают прибыль через длительный период времени. Такими затратами являются, например, инвестиции в исследования, совершенствование продукции, рекламу, сбытовую сеть, реорганизацию предприятия и обучение персонала. Таким образом, объектами анализа реальных инвестиций являются отдельные проекты или их комбинации, включая капиталовложения в строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды); объекты природопользования; нематериальные активы; земельные участки и оборотные активы. В качестве объектов анализа также выступают хозяйствующий субъект в целом и его инвестиционная привлекательность и финансовая устойчивость. Анализируются факторы макросреды, финансовые и социальные тенденции развития национальной экономики, состояние финансового рынка[8].
В анализе финансовых инвестиций в качестве объектов анализа выступают различные организационно-правовые и финансовые аспекты инвестирования в ценные бумаги (корпоративные акции и облигации, государственные обязательства, векселя Центрального банка). Объект анализа выбирается в зависимости от того, каковы причины, побудившие инвестора осуществить данную инвестицию. Они могут быть различны, однако в целом их можно объединить по принципу получения дохода: - реальные инвестиции проводятся с целью снижения затрат на производство продукции; - финансовые инвестиции проводятся с целью получения дохода от курсовой разницы или дивидендов. Причины, обусловливающие необходимость реальных инвестиций, могут быть различны, и в целом их можно подразделить на три вида: 1) обновление имеющейся материально-технической базы; 2) наращивание объемов производственной деятельности; 3) освоение новых видов деятельности. Степень ответственности за принятие инвестиционных решений в рамках этих направлений различна. Если речь идет о замене имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято довольно безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства. Если речь идет об инвестициях, связанных с расширением основной деятельности, задача осложняется, поскольку необходимо учесть целый ряд новых факторов: возможность изменения положения группы на рынке товаров, доступность дополнительных объемов материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возможность освоения новых рынков и др. Субъекты инвестиционного анализа — это тот круг лиц, которые осуществляют анализ. К ним относятся различные структурные подразделения компании, осуществляющей капиталовложения: бухгалтерия, финансовый отдел, служба маркетинга, главного инженера, главного технолога, отдел снабжения и капитального строительства, планово-экономический и юридический отдел, служба экологического контроля. Субъектами инвестиционного анализа также являются отделы проектного финансирования и кредитования коммерческих банков.
Если речь идет о финансовых инвестициях, то в качестве субъектов анализа выступают отделы операций с ценными бумагами коммерческих банков, финансовые брокеры, финансовые менеджеры инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, аудиторские и консалтинговые фирмы, государственные контрольные органы, частные инвесторы. На основе полученных аналитических данных субъекты инвестиционного анализа принимают управленческие решения. Классификация распространенных инвестиционных решений может быть представлена следующим образом.[9] • Обязательные инвестиции, т.е. те, которые необходимы, чтобы компания могла продолжать свою деятельность: - уменьшение вреда окружающей среде; - улучшение условий труда. • Инвестиции, направленные на снижение издержек: - совершенствование применяемых технологий; - повышение качества продукции, работ, услуг; - улучшение организации труда и управления. • Инвестиции, направленные на расширение и обновление компании: - новое строительство (возведение объектов, которые будут обладать статусом юридического лица); - расширение фирмы (возведение объектов на новых площадях); - реконструкция фирмы (осуществление строительно-монтажных работ на действующих площадях с частичной заменой оборудования); - техническое перевооружение (замена и модернизация оборудования). • Решения по приобретению финансовых активов: - образование стратегических альянсов (синдикаты, консорциумы и т.д.); - поглощение фирм; использование сложных финансовых инструментов в операциях с основным капиталом. • Решения по освоению новых рынков и услуг. • Решения по приобретению нематериальных активов. Управленческие решения по поводу целесообразности инвестиций (особенно реальных), как правило, относятся к решениям стратегического характера. Они требуют тщательного аналитического обоснования. Обозначим факторы, осложняющие принятие инвестиционного решения: • Любая инвестиция требует концентрации крупного объема денежных средств, при том что любая компания испытывает ограниченность финансовых ресурсов для инвестирования.
Инвестиции, как правило, не дают сиюминутной отдачи, и вследствие этого возникает эффект иммобилизации собствен ного капитала, когда средства омертвлены в активах, которые, возможно, начнут приносить прибыль лишь через некоторое время. Поэтому любая инвестиция предполагает наличие у компании определенного «финансового жирка», позволяющего ей безболезненно пережить этап становления нового бизнеса (подразделения, технологической линии и т.п.). • В подавляющем большинстве случаев инвестиции делаются с привлечением заемного капитала, а потому необходимо обоснование структуры источников, оценка стоимости их обслуживания и формулирование аргументов, позволяющих привлечь потенциальных инвесторов. • Множественность доступных (альтернативных или взаимоисключающих) вариантов вложения капитала. Естественно, возникает необходимость в сравнении этих проектов и выборе наиболее привлекательных из них по каким-либо критериям. • Существует риск, связанный с принятием того или иного решения по инвестированию. Инвестиционная деятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьироваться. Например, в момент приобретения новых основных средств никогда нельзя точно предсказать экономический эффект этой операции. Поэтому нередко решения принимаются на интуитивной логической основе, но тем не менее они должны подкрепляться экономическим расчетом. 2.3. Информационная база инвестиционного анализа
Информационная база — обязательный элемент методики экономического анализа. Не является исключением и сфера инвестиционной деятельности. Ее особенность — наличие множества разнообразных источников информации, игнорирование которых может негативно отразиться на степени определенности будущих результатов инвестирования. Понятие «поток информации» характеризуется источником данных, доступностью получения информации, временем на ее сбор и обработку, достоверностью и полнотой представленных для анализа показателей и, наконец, ее потребителями (пользователями), которые занимаются обоснованием управленческих решений и оценкой их выполнения. Можно выделить пять групп пользователей информации в анализе долгосрочных инвестиций: 1) администрация предприятия-проектоустроителя; 2) собственники этой организации; 3) инвесторы (различные финансовые институты, физические и юридические лица, государство);
4) сторонние наблюдатели (общественные организации и аудиторские компании); 5) контролирующие государственные службы (налоговые и таможенные органы, ФКЦБ, КРУ, Счетная палата и пр.). В ходе практического использования сложной системы показателей инвестиционного анализа важно правильно сгруппировать всю уместную информацию по определенным классификационным признакам. Необходимые для анализа информационные данные можно объединить в следующие однородные по составу группы: - законодательная база (законы и подзаконные акты на международном, федеральном, территориальном и отраслевом уровнях); - юридические (договорные) условия реализации проекта (договоры, контракты, протоколы и соглашения на уровне инвестора, подрядчика и пользователя результатов капиталовложений); - результаты экспертиз (юридической, геологической, экологической, архитектурной, инженерной и пр.); - сметно-нормативная база (инвесторские сметы, расчеты подрядчика, сборники сметных норм и видов работ); - техническая документация (ведомости технического состояния основных фондов, спецификации оборудования, ведомости капремонта и простоя); - технологическая документация (ведомости трудоемкости работ, технологические карты, расчеты производственной мощности); - текущее положение и общеэкономические тенденции (выписки и аналитические обзоры Государственного комитета статистики, информационных агентств, рейтинговых компаний); - информация из глобальных информационных сетей (Интернет, предложения инвестиционных компаний, обзор завершенных проектов); - аудиторская (консалтинговая) информация; маркетинговые данные (результаты обследования и опросов потребителей, оценки спроса и предложения, договоры намерений, результаты анализа ценовой политики, изменения конкурентной среды); - методическое и программное обеспечение (стандарты, типовые методики и рекомендации, программные продукты в области учета, экономического анализа и финансового контроля); - данные о кадровом потенциале (квалификационный состав, структура, доступность привлечения дополнительных трудовых ресурсов и пр.); - плановые показатели (бизнес-план, бюджеты инвестиций); - данные первичной и сводной учетной документации (акты, сводки, счета-фактуры, накладные, журналы-ордера, ведомости, расшифровки к счетам); - показатели бухгалтерской и статистической отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложение к балансу и т.д.). Любой из перечисленных информационных показателей может быть востребован на каждой стадии жизненного цикла инвестиционного проекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|