Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример 1. «индекс рентабельности инвестиций»




- этот метод является продолжением метода ЧПС и определяется по следующей формуле:

1. Инвестиции не дисконтируются:

ИРИ (PI)= (nåt=1 FVt/(1+rt)n)/ Ic, где:

 

FVt - будующая стоимость (ценность) денег или возвратная стоимость;

rt - темп прироста - ставка - банковская процентная ставка;

n - количество лет;

Ic - инвестиции.

2. С дисконтированием инвестиций:

ИРИ(PI) = nåt=1 (FVt/(1+rt)n) / (nåt =0 Ict /(1+rt)n)

 

Отличия ИРИ(PI) от других методов оценки инвестиционного проекта:

· представляет собой относительный показатель;

· характеризует уровень доходности на единицу капитальных вложений;

· представляет собой меру устойчивости как самого инвестиционного проекта, так и предприятия которое его реализует;

· позволяет ранжировать инвестиционные проекты по величине ИРИ(PI).

С помощью первого варианта расчета найдем ИРИ(PI) для нашей задачи. Расчеты будем производить табличным методом.

Ic1 =   млн.руб.            
Ic2 =   млн.руб.            
ГОД PVt 1/(1+r1.2) FV1.2
  1проект 2 проект r1.2=10% r1.2 =20% r1 =10% r1 =20% r2 =10% r2 =20%
  1.5 1.5 0.91 0.83 1.36 1.25 1.36 1.25
  3.6 4.0 0.83 0.69 2.98 2.50 3.31 2.78
  3.6 4.0 0.75 0.58 2.70 2.08 3.01 2.31
  3.6 4.0 0.68 0.48 2.46 1.74 2.73 1.93
  3.6 4.0 0.62 0.40 2.24 1.45 2.48 1.61
  3.6 4.0 0.56 0.33 2.03 1.21 2.26 1.34
  3.6 4.0 0.51 0.28 1.85 1.00 2.05 1.12
  3.6 4.0 0.47 0.23 1.68 0.84 1.87 0.93
  3.6 4.0 0.42 0.19 1.53 0.70 1.70 0.78
Итого: 30.3 33.5     18.82 12.76 20.76 14.04
ИРИ(PI)         1.05 0.71 1.04 0.70
                 
                   

Если ИРИ(PI) > 1, то проект следует принять.

Если ИРИ(PI) =!, то инвестиционный проект требует дополнительные аналитические работы по всем методам.

Если ИРИ(PI) < 1, то инвестиционный проект отвергается.

В нашем случае:

· первый и второй проекты при ставке 20% - отвергаются, т.к. ИРИ(PI) < 1

· первый и второй проекты при ставке 10% - принимаются, т.к. ИРИ(PI) >1

· лучшим является первый проект при процентной ставке 10%, т.к. величина ИРИ(PI) более величины ИРИ(PI) по второму проекту при ставке 10%, а следовательно более индекс рентабельности инвестиций.

 

 

2.2. Объекты и субъекты инвестиционного анализа

Объекты инвестиционного анализа — это конкретные виды реальных и финансовых инвестиций, которые подвергаются ана­лизу со стороны субъекта. Объекты инвестиционного анализа мож­но разграничить в зависимости от того, осуществляется ли анализ реальных инвестиций или финансовых инвестиций.

Объекты реальных инвестиций могут быть разными по харак­теру. Типичным объектом капиталовложений могут быть затраты на земельные участки, здания, оборудование. Помимо затрат на разного рода приобретения предприятию приходится также про­изводить другие многочисленные затраты, которые дают прибыль через длительный период времени. Такими затратами являются, например, инвестиции в исследования, совершенствование про­дукции, рекламу, сбытовую сеть, реорганизацию предприятия и обучение персонала.

Таким образом, объектами анализа реальных инвестиций явля­ются отдельные проекты или их комбинации, включая капитало­вложения в строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды); объекты природопользования; нематериальные активы; земельные участки и оборотные активы.

В качестве объектов анализа также выступают хозяйствующий субъект в целом и его инвестиционная привлекательность и фи­нансовая устойчивость. Анализируются факторы макросреды, финансовые и социаль­ные тенденции развития национальной экономики, состояние финансового рынка[8].

В анализе финансовых инвестиций в качестве объектов анали­за выступают различные организационно-правовые и финансовые аспекты инвестирования в ценные бумаги (корпоративные акции и облигации, государственные обязательства, векселя Централь­ного банка).

Объект анализа выбирается в зависимости от того, каковы при­чины, побудившие инвестора осуществить данную инвестицию. Они могут быть различны, однако в целом их можно объединить по принципу получения дохода:

- реальные инвестиции проводятся с целью снижения затрат на производство продукции;

- финансовые инвестиции проводятся с целью получения до­хода от курсовой разницы или дивидендов.

Причины, обусловливающие необходимость реальных инвес­тиций, могут быть различны, и в целом их можно подразделить на три вида:

1) обновление имеющейся материально-технической базы;

2) наращивание объемов производственной деятельности;

3) освоение новых видов деятельности.

Степень ответственности за принятие инвестиционных реше­ний в рамках этих направлений различна. Если речь идет о замене имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято довольно безболезненно, поскольку руководство пред­приятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими харак­теристиками необходимы новые основные средства. Если речь идет об инвестициях, связанных с расширением основной деятельно­сти, задача осложняется, поскольку необходимо учесть целый ряд новых факторов: возможность изменения положения группы на рынке товаров, доступность дополнительных объемов материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов, возможность освоения но­вых рынков и др.

Субъекты инвестиционного анализа — это тот круг лиц, которые осуществляют анализ. К ним относятся различные структурные подразделения компании, осуществляющей капиталовложения: бухгалтерия, финансовый отдел, служба маркетинга, главного ин­женера, главного технолога, отдел снабжения и капитального строительства, планово-экономический и юридический отдел, служба экологического контроля.

Субъектами инвестиционного анализа также являются отделы проектного финансирования и кредитования коммерческих бан­ков.

Если речь идет о финансовых инвестициях, то в качестве субъ­ектов анализа выступают отделы операций с ценными бумагами коммерческих банков, финансовые брокеры, финансовые менед­жеры инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, аудиторские и консалтинговые фирмы, государственные контрольные органы, частные инвесторы.

На основе полученных аналитических данных субъекты инвес­тиционного анализа принимают управленческие решения. Клас­сификация распространенных инвестиционных решений может быть представлена следующим образом.[9]

• Обязательные инвестиции, т.е. те, которые необходимы, что­бы компания могла продолжать свою деятельность:

- уменьшение вреда окружающей среде;

- улучшение условий труда.

• Инвестиции, направленные на снижение издержек:

- совершенствование применяемых технологий;

- повышение качества продукции, работ, услуг;

- улучшение организации труда и управления.

• Инвестиции, направленные на расширение и обновление компании:

- новое строительство (возведение объектов, которые будут обладать статусом юридического лица);

- расширение фирмы (возведение объектов на новых площа­дях);

- реконструкция фирмы (осуществление строительно-монтаж­ных работ на действующих площадях с частичной заменой оборудования);

- техническое перевооружение (замена и модернизация обо­рудования).

• Решения по приобретению финансовых активов:

- образование стратегических альянсов (синдикаты, консор­циумы и т.д.);

- поглощение фирм;

использование сложных финансовых инструментов в опера­циях с основным капиталом.

• Решения по освоению новых рынков и услуг.

• Решения по приобретению нематериальных активов. Управленческие решения по поводу целесообразности инвес­тиций (особенно реальных), как правило, относятся к решениям стратегического характера. Они требуют тщательного аналитичес­кого обоснования. Обозначим факторы, осложняющие принятие инвестиционного решения:

• Любая инвестиция требует концентрации крупного объема де­нежных средств, при том что любая компания испытывает ог­раниченность финансовых ресурсов для инвестирования.

Инвестиции, как правило, не дают сиюминутной отдачи, и вследствие этого возникает эффект иммобилизации собствен­ ного капитала, когда средства омертвлены в активах, которые, возможно, начнут приносить прибыль лишь через некоторое время. Поэтому любая инвестиция предполагает наличие у компании определенного «финансового жирка», позволя­ющего ей безболезненно пережить этап становления нового бизнеса (подразделения, технологической линии и т.п.).

• В подавляющем большинстве случаев инвестиции делаются с привлечением заемного капитала, а потому необходимо обос­нование структуры источников, оценка стоимости их обслу­живания и формулирование аргументов, позволяющих при­влечь потенциальных инвесторов.

• Множественность доступных (альтернативных или взаимоис­ключающих) вариантов вложения капитала. Естественно, воз­никает необходимость в сравнении этих проектов и выборе наиболее привлекательных из них по каким-либо критериям.

• Существует риск, связанный с принятием того или иного ре­шения по инвестированию. Инвестиционная деятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьироваться. Например, в мо­мент приобретения новых основных средств никогда нельзя точно предсказать экономический эффект этой операции. По­этому нередко решения принимаются на интуитивной логи­ческой основе, но тем не менее они должны подкрепляться экономическим расчетом.

2.3. Информационная база инвестиционного анализа

 

Информационная база — обязательный элемент методики эко­номического анализа. Не является исключением и сфера инвести­ционной деятельности. Ее особенность — наличие множества раз­нообразных источников информации, игнорирование которых может негативно отразиться на степени определенности будущих результатов инвестирования.

Понятие «поток информации» характеризуется источником данных, доступностью получения информации, временем на ее сбор и обработку, достоверностью и полнотой представленных для анализа показателей и, наконец, ее потребителями (пользователя­ми), которые занимаются обоснованием управленческих решений и оценкой их выполнения.

Можно выделить пять групп пользователей информации в ана­лизе долгосрочных инвестиций:

1) администрация предприятия-проектоустроителя;

2) собственники этой организации;

3) инвесторы (различные финансовые институты, физические и юридические лица, государство);

4) сторонние наблюдатели (общественные организации и ау­диторские компании);

5) контролирующие государственные службы (налоговые и та­моженные органы, ФКЦБ, КРУ, Счетная палата и пр.).

В ходе практического использования сложной системы показа­телей инвестиционного анализа важно правильно сгруппировать всю уместную информацию по определенным классификацион­ным признакам. Необходимые для анализа информационные дан­ные можно объединить в следующие однородные по составу груп­пы:

- законодательная база (законы и подзаконные акты на меж­дународном, федеральном, территориальном и отраслевом уровнях);

- юридические (договорные) условия реализации проекта (до­говоры, контракты, протоколы и соглашения на уровне ин­вестора, подрядчика и пользователя результатов капитало­вложений);

- результаты экспертиз (юридической, геологической, эколо­гической, архитектурной, инженерной и пр.);

- сметно-нормативная база (инвесторские сметы, расчеты подрядчика, сборники сметных норм и видов работ);

- техническая документация (ведомости технического состо­яния основных фондов, спецификации оборудования, ведо­мости капремонта и простоя);

- технологическая документация (ведомости трудоемкости работ, технологические карты, расчеты производственной мощности);

- текущее положение и общеэкономические тенденции (вы­писки и аналитические обзоры Государственного комитета статистики, информационных агентств, рейтинговых ком­паний);

- информация из глобальных информационных сетей (Интер­нет, предложения инвестиционных компаний, обзор завер­шенных проектов);

- аудиторская (консалтинговая) информация;

маркетинговые данные (результаты обследования и опросов потребителей, оценки спроса и предложения, договоры на­мерений, результаты анализа ценовой политики, изменения конкурентной среды);

- методическое и программное обеспечение (стандарты, типо­вые методики и рекомендации, программные продукты в области учета, экономического анализа и финансового конт­роля);

- данные о кадровом потенциале (квалификационный состав, структура, доступность привлечения дополнительных трудо­вых ресурсов и пр.);

- плановые показатели (бизнес-план, бюджеты инвестиций);

- данные первичной и сводной учетной документации (акты, сводки, счета-фактуры, накладные, журналы-ордера, ведо­мости, расшифровки к счетам);

- показатели бухгалтерской и статистической отчетности (бух­галтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о дви­жении денежных средств, приложение к балансу и т.д.).

Любой из перечисленных информационных показателей может быть востребован на каждой стадии жизненного цикла инвестици­онного проекта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...