Исследование лидерских качеств и анализ результатов
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Исследование лидерских качеств и стилей руководства также проводилось среди 10 менеджеров ООО «Техно» компания «Ваш компьютер», которые занимаются сбытом готовой продукции, маркетингом, работой с персоналом, закупкой продукции, финансами и т.д. Средний возраст опрошенных 30-45 лет. Опрос проводился на бланковой основе. Исследованию подверглись лидерские качества и стиль руководства. Определение стиля руководства определялось по методике «Стили руководства» (Приложение 1). Эта методика предназначена для того, чтобы определить какой стиль руководства выбрал менеджер в своей управленческой деятельности. В данной методике испытуемый отвечает на 40 вопросов, и по его ответам на эти вопросы определяется стиль руководства. Результаты приведены в таблице 3.
Таблица 3. Результат опроса на определение стиля руководства
Степень выраженности лидерских качеств На основе проведенного исследования прослеживается зависимость. Авторитарный стиль управления преобладает у тех опрошенных, у которых наиболее выражены лидерские качества. Эту зависимость можно отобразить в столбчатой диаграмме 1. Взаимосвязь стиля руководства от уровня выраженности лидерских качеств.
Проводимое исследование выявило, что чем выше выраженность лидерских качеств, тем больше менеджеры склоняются к авторитарному стилю управления. Диаграмма 1.
Положительная сторона такого стиля руководства это большая производительность труда, дисциплинированность, системность и четкость исполнения поставленных задач. Однако этому противостоят такие минусы как, отсутствие инициативы, напряженная обстановка в группах, страх перед наказанием, препятствие осуществлению каких-либо творческих идей. Выраженность управленческих качеств в большей степени проявляется среди снабженцев. Это, по всей видимости, связано с тем, что таким людям в стандартных, типовых ситуациях, в большей степени необходимо умение использовать накопленный управленческий опыт для решения текущих задач. Однако подчиненные всегда желают видеть в руководителе не только начальника или лишенного эмоций и переживаний сухого технократа, но и человека, обладающего лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках. Каждый тип подчиненного требует от лидера специфического подхода для максимально эффективного использования индивидуального потенциала любого сотрудника. Следует смотреть на эту проблему ситуационно, так как в небольших организациях к каждому работнику должен быть индивидуальный подход, с отдельными работниками нужно вести себя в духе автократа, а с некоторыми лучше быть демократичным, или даже либеральным. Итак, можно сделать вывод, что в исследуемой организации существует смесь двух разных стилей управления. Демократический стиль осуществляется генеральным директором, а руководители функциональных подразделений склоняются к авторитарному руководству. Но нужно отметить, что руководители, которые хотят работать как можно более эффективно, получить все, что можно от подчиненных, не должны применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководителю следует научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.
Заключение Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, во-вторых руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в-третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством. Готовность многих людей брать на себя инициативу, выполнять функции лидера, выявляя проблемы на своем уровне и решая их, определяется как важнейшее условие жизнеспособности современной организации, а также общества в целом. Организации, добившиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенных наборов качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или взаимодействие на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится на отношениях типа «лидер – последователь», чем «начальник – подчиненный». Лидер осуществляет не принудительное влияние. Лидерство не связано с возможностью применения силы, принуждением, давлением, обусловленным положением в организации (должность, позиция) или официальными полномочиями. Оно предполагает взаимодействие людей и поддержку лидера членами группы, в которую он включен. Руководители рассматриваются как формальные лидеры, которые одновременно могут быть неформальными лидерами или не быть вообще таковыми. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Список используемой литературы 1 Беннис У. Заинтересованность, инициатива и сотрудничество как условия эффективного лидерства // Рыночная экономика. №4. 2000. 2 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М. 2001. 3 Егоршин А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород. 1999. 4 Журнал-книга "Предприниматель". №3. 1999. 5 Иоффе А., Кишенкова О. Если человек возвышается над всеми мирами // Граждановедение. №37. 2002. 6 Карлов Б. Вызов лидеров. М. 1999. 7 Кретов Б.И. Типология лидерства // Социально-гуманитарные знания. №3. 2000. 8 Кубашкин Н.И. Основы менеджмента. Мн.: БЭГУ. 2000 9 Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М. 1999. 10 Лобанов В. США: Модели компетентности руководителей государственных учреждений. Проблемы теории и практики управления. №7. 2004. 11 Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять. М. 2001. 12 Поршнев А.Г., Ефремов В.С. Менеджер XXI века. Кто он? // Менеджмент в России и за рубежом. №4. 1998. 13 Порядин С.В. Харизматические лидерство и международные отношения // Философские науки. №4. 2000. 14 Пугачев В.П. Природа организационного лидерства. Формирование лидерства // Руководство персоналом организации. М. 1999. 15 Радугин А.А. Лидерство // Психология. М. 2001. 16 Решетников А.В. и др. Социально-исторический портрет лидера организации // Социс. №10. 2001. 17 Сетевая структура как малая группа // Полис. №1. 1998. 18 Смольников В.Г. Сущность и типология социального лидерства // Социально-гуманитарные знания. №6. 2005. 19 Столяренко Л.Д. Руководство и лидерство // Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону. 2001. 20 Хохлов Т.П. Лидерство в организации // Организационное поведение: учебное пособие. М. 2005. 21 Ципкин Ю.А. Управление персоналом. М.: «Юнити». 2001. 22 Шекшни С. Лидерство в современном бизнесе // Секретарское дело. №3. 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Отвечая на вопросы за согласие ставьте - (а), за не согласие ставьте - (б). Вопросы: 1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? 2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе? 3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желания не высказывать своё мнения, даже когда это необходимо? 4. Когда вы были ребёнком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников? 5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удаётся убедить кого-то в чём-то? 6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? 7. Согласны ли вы с утверждением: «Всё самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»? 8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность? 9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? 10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас? 11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? 12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? 13. Считаете ли вы себя мечтателем? 14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами? 15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов? 16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы: а) будете рады, если ответственность за это дело возложат, на кого-нибуть другого; б) возьмёте на себя ответственность, и сами доведёте дело до конца. 17. Какое из этих двух мнений вам ближе: а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нём; б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать это сам. 18. С кем вы предпочитаете работать? а) с покорными людьми, б) с независимыми и самостоятельными людьми. 19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? 20. Когда вы были ребёнком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? 21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? 22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите? а) дадите возможность принять решение самому компетентному из вас; б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23.Есть такая пословица: Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она? 24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других? 25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? 26. Кто, с вашей точки зрения истинный лидер? а) самый компетентный человек; б) тот, у кого самый сильный характер. 27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей. 28. Уважаете ли вы дисциплину? 29. Какой из следующих руководителей для вас предпочтительнее? а) тот, который всё решает сам; б) тот, который всегда советует и прислушивается к мнениям других. 30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором мы работаем? а) коллегиальный, б) авторитарный. 31. Часто ли у вас создаётся впечатление, что другие злоупотребляют вами? 32. какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас? а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет; б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый. 33. Как вы поведёте себя на собрании и совещании, если считаете, ваше мнение единственно правильным, но остальные с ни мне согласны? а) промолчу, б) буду отстаивать своё мнение. 34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других делу, которым занимаетесь. 35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело? 36. Что бы вы предпочли? а) работать под руководством хорошего человека; б) Работать самостоятельно без руководителя. 37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»? 38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а, не исходя из собственной потребности? 39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими? 40. Как вы ведёте себя столкнувшись с трудностями? а) у меня опускаются руки; б) у мене появляется сильное желание их преодолеть. 41. Делаете ли упрёки людям, если они этого заслуживают? 42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать нервные нагрузки? 43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения? а) введу нужные изменения немедленно; б) не буду, торопится и сначала всё тщательно обдумаю. 44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо? 45. Согласны ли вы с утверждением; «Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? 46. Считаете ли вы что каждый человек должен сделать, что либо выдающееся? 47. Кем вы предпочли бы стать? а) художником, поэтом, композитором, учёным; б) выдающимся руководителем, политическим деятелем. 48. Какую музыку вам приятнее слушать? а) могучую и торжественною, б) тихую и лирическую. 49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми? 50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
[1] Егоршин А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород, 1999 [2] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М. 2001 [3] Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять. М. 2001 [4] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М. 2001 [5] Шикшни С. Лидерство в современном бизнесе// Секретарское дело. №3. 2003 [6] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М. 2001 [7] Карлов Б. Вызов лидеров. М., 1999 [8] Поршнев А.Г., Ефремов В.С. Менеджер XXI века. Кто он.// Менеджмент в России и за рубежом. №4. 1998. [9] Кубашкин Н.И. Основы менеджмента. Мн.: БЭГУ. 2000
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|