Экоподход, как источник архитектурных направлений
В качестве темы реферата мной была выбрана следующая: «Экоподход, как источник архитектурных направлений». Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно они помогут решить ряд таких проблем как экологическая безопасность, как для окружающей среды, так и для человека, увеличение комфортности жизни человека, энергоэффективность… Актуальность определила цель и задачи работы. Цель: выяснение причин, приведших к указанным проблемам, а также всесторонней характеристики новых архитектурных направлений. Для этого сначала рассмотрим предпосылки изменения подхода к проектированию, затем дадим характеристику новых архитектурных явлений, рассмотрим примеры, на основе проделанного исследования сделаем выводы. Современная архитектура отличается полной свободой идей и решений. В настоящее время в ней нет каких-либо приоритетных направлений и стилей. Все они развиваются параллельно, и каждый из них находит своих приверженцев. Но главная особенность последних лет заключается в том, что архитектура отказывается от прежних стилей в их традиционном понимании, идет неустанный поиск новых форм, образов и материалов. В основе экологического подхода к проектированию находится идея целесообразного «разумного» использования природных ресурсов и минимизации отрицательных воздействий урбанизации на окружающую среду. На его возникновение повлияла смена парадигмы: отношение к природным ресурсам как к чему-то предзаданному, бесконечному, естественному представляется абсурдным, противоречащим здравому смыслу. Логичной реакцией на это стало множество разработок по восполнению использованных источников, переработке отходов и вторичному применению сырья. Помимо этого, экологическая ситуация крупных городов стала катализатором появления архитектурных проектов нетрадиционных, необычных зданий и сооружений, основанных на применении экологических материалов, возобновляемых источниках энергии, современных строительных технологиях. Использование естественных природных материалов и источников энергии при проектировании и строительстве привело к возникновению ряда новых архитектурных явлений в рамках экоподхода: «умный дом», «пассивный дом», архитектурная ботаника, геоархитектура и др.
Система «Умный дом» основана на идее экономного использования ресурсов благодаря системе высокотехнологичных устройств. Программно-аппаратные средства, встроенные в интерьер, контролируют жизнеобеспечение здания. При этом многократно возрастает эффективность функционирования всех структур объекта. В систему «умный дом» входят следующие элементы: освещение - система сенсорных датчиков, реагирующих на движение; отопление и вентиляция - датчики температур и влажности воздуха, пульт управления агрегатом кондиционирования; системы безопасности и видеонаблюдения - контроль утечек газа, воды, уловители дыма, датчики контроля доступа в помещение; система электропитания здания; механизация здания - возможность управления всеми объектами и системами с пульта (открытие ворот, аудио- и видеотехника, бытовая техника и др.); мониторинг здания - системы слежения, контроля и информирования о состоянии объекта на расстоянии. Одним из главных достоинств данной системы является ее гибкость и приспособляемость. Всегда есть возможность модернизировать, изменить состав структур, программ, агрегатов, дополнить систему новыми элементами или удалить ненужные. Интеллектуальные здания могут быть выполнены в любом архитектурном стиле, различных конструкциях и из разнообразных строительных материалов. Главная особенность - автоматизированная «начинка», поэтому «умные дома» различают в зависимости от использованной технологии и инсталлятора. Основная идея: система электронных датчиков, контролирующая расходы ресурсов.
«Пассивный дом» - это архитектурный объект, способный существовать независимо от городской инженерной инфраструктуры, поскольку оснащен собственной системой энергоснабжения за счет гелиотермических или ветряных энергоисточников. Архитектурное решение таких сооружений полностью соответствует системе естественного вентилирования. Ярким примером такого объекта являются работы Норманна Фостера (английский архитектор, проектирует с 1960 г.). Экологический хай-тек Фостера основан на использовании альтернативных источников тепла, электроэнергии, освещения и вентилирования. Естественная конвекция создается за счет планирования сценария движения воздушных потоков внутри здания и учета ветровых нагрузок. Во многом этому способствуют необычные криволинейные объемы. Элементы стеклянного купола снабжены датчиками, улавливающими солнечные лучи. За счет солнечных рефлекторов даже самые отдаленные офисы получают естественное освещение. Еще одним ярким примером «пассивных домов» являются разработки компании Kjellgren Kaminsky Architecture (шведская студия архитектуры). В своих проектах архитекторы используют любые возможности для экономии электроэнергии и тепла: солнечные батареи, ветряные турбины, системы естественной фильтрации воды. Жилой дом Villa Nyberg (арх. Фредерик Чельгрен, Хоаким Камински, 2008 г.), построенный в шведском городке Борланг, основан на аналогии с внутренним суточным циклом (режимом дня) человека. Планировка устроена так, что за сутки жители и гости обходят дом полностью, переходя из комнаты в комнату. Иными словами, план дома - это огромный циферблат часов площадью 156 кв. м., а стрелки - люди, находящиеся в нем. Таким образом, расход электроэнергии на искусственное освещение сведен к минимуму. Основная идея: разработка и применение архитектурных форм, повышающих энергоэффективность здания. Архитектурная ботаника - направление в архитектуре, основанное на применении растительных материалов (деревья, кустарники) в качестве несущих конструкций сооружения. Этот прием заимствован из садово-паркового искусства. При изготовлении живых изгородей создается линейная посадка деревьев или кустарников. По мере их роста кронам придают нужную форму за счет срезания лишних побегов. Еще одним эффектным решением является создание изгороди из переплетающихся стволов и веток. В этом случае необходимо делать насечки на коре растений и соединять места срезов двух веток, фиксируя их друг с другом. Через некоторое время происходит срастание двух растений в одно: внутренние волокна соединяются, организуется единое сокодвижение.
Прием управления ростом посадок активно используется при создании арборскульптур. Способность стволов деревьев к сращиванию друг с другом (прививание) и к обволакиванию инородных объектов позволила немецким ученым создать ряд необычных объектов. Живые и продолжающие расти деревья переплетаются друг с другом и с металлическими конструкциями, создавая мощный несущий остов. Сложность возведения подобных сооружений заключается не только в постоянном контроле роста «живых конструкций», но и в том, чтобы поддерживать жизнеспособность таких структур. Металлический каркас мешает движению соков в волокнах деревьев. Отсутствие естественных нагрузок на ветки приводит к их ослаблению и провисанию. Таким образом, «живые башни» необходимо снабжать системой лебедок и противовесов. По мере того, как стволы деревьев укрепляются, металлический каркас удаляют. Еще одним примером такого подхода в архитектуре является проект Митчелла Джоакима живого древесного дома Terreform. В данном случае применяется техника плетения из растущих побегов. В проекте применяются разные сорта деревьев: мощным и крепким дубам и вязам отдана роль несущего каркаса, а вьющиеся лианы и ветви образуют заполнение стен и крышу. Весьма интересен подход к решению фасадов зданий, предложенный Патриком Бланком - вертикальные сады. В данном случае плоскость фасада заполняется почвогрунтом, в который высаживаются растения. Фитодизайн фасада дома позволяет создать интересные композиции, изменяемые в соответствии с циклом роста растений, что является не только впечатляющим зрелищем, но и улучшает экологическую обстановку городской среды. Однако такие сады требуют сложной системы ухода и полива, их создание и поддержание жизнеспособности весьма трудоемко. Основная идея: применение натур. растущих строит. материалов.
Геоархитектура - направление, складывающееся из сочетания архитектурных форм и грунтовых образований (холмы, скалы, карьеры и др.) естественной или искусственной природы. Дом в земле (землянка) - новое прочтение архитекторами темы подземного жилища. Заглубление архитектурного объекта в почву и применение эксплуатируемых кровель позволяют создать искусственный ландшафт с жилыми ячейками, гармонично сосуществующий с естественной природой. Геоархитектурные проекты встречаются в творчестве таких именитых архитекторов, как Ф. Хундертвассер, П. Ветш, К. Мюллер и др. Так, вилла в швейцарском городке Валс (Vals) полностью включена в пейзаж. Сказочный городок Хундертвассера повторяет холмистые лесные ландшафты Штирии (Австрия), полностью отражая идею гармонии и согласия с природой. Архитектура в данном случае открывает свойства ландшафтов, уникальность той среды, где возводится здание. Не менее интересно проявление геоархитектуры при работе со скальным грунтом. Природное образование в виде отверстия в скале послужило прекрасной основой для создания жилого помещения - дома в пещере. По сути, в данном проекте сплелись воедино природное и архитектурное пространства. Готовые каменные границы скалы были заполнены деревянными конструкциями межэтажных перекрытий, лестниц и стен. Встраивание антропогенного элемента в природный контекст позволило добиться не только эффектного архитектурного образа, но и создать особую атмосферу помещений. Элементы скалы в интерьере сочетают в себе функции: конструктивную (несущую) и декоративную (элементы интерьера). Кроме того, с точки зрения видеоэкологии природные естественные поверхности скалы создают внутри дома благоприятный психоэмоциональный климат, т.е. релаксационные зоны разгрузки. Подобное использование рельефа является традиционным для различных народов. Так, жители деревни Кандован (восточный Азербайджан) высекают свои жилища прямо в скалах. Огромное количество индийских пагод основано на том же принципе. Есть примеры китайских, турецких, испанских, иорданских и др. городков, расположенных на отвесных поверхностях с углублением в тело скалы, и т.д.
В архитектурных объектах авторы максимально используют теплоизоляционные свойства земли. Летом прохлада грунта и скальных пород охлаждает жилище, а зимой земляной пласт изолирует его от внешнего холода. Все эти проекты отличаются деликатным подходом к созданию архитектурных объектов, вживленных в природную среду. Архитектурные объекты и пространства выступают в роли заполнения образовавшихся в природной среде лакун - пустот с ярко выраженными границами. Основная идея: объект вписывается в существующий ландшафт, не нарушая его. Часть (или все) несущих и ограждающих конструкций выполняются из натуральных природных элементов ландшафта. Экологический функционализм основан на идее научного анализа особенностей функционирования здания (сооружения, комплекса и др.) с учетом экологических потребностей человека. Художественные и практические задачи в данном случае направлены не только на удовлетворение протекающих в объекте процессов, но и на их энергоэффективность, гармоничное включение сооружения в городскую и природную среду, его соответствие требованиям видеоэкологии. В рамках этого направления известны работы Юхани Палласмаа. Его архитектура основана на идеях передачи чувств, эмоций, переживаний, направлена на самоидентификацию человека. По его мнению, значительную роль в архитектуре играет прикосновение, контакт человека с миром через кожу (тактильные ощущения). Еще одной особенностью данного направления является отрицание здания как формальной композиции, как «культа личности» архитектора, архитектура должна стать поддерживающим арьером (тылом) для человеческой деятельности. Этих же идей придерживаются в своих проектах такие архитекторы как Лоуренс Халприн (Lawrence Halprin) - американский ландшафтный архитектор, Марко Касагранде (Marco Casagrande) - финский архитектор, Франк Чен (Frank Chen) - китайский архитектор и др. Ярким примером экологического функционализма является проект дома Chen-house в северном Тайване. Аналитические методы функционализма 1920-1930-х годов, в частности принцип зонирования территории с выделением особого пространства для каждой из главных жизненных функций («жить, работать, отдыхать, передвигаться»), сохраняются в данном течении, но применяются с учетом экоподхода к проектированию. Принцип целесообразной формы складывается следующим образом: утилитарно-практическая функция + экология + художественные приемы = целесообразная форма. Природа рассматривается как образец соответствия форм назначению объекта, обоснованности каждой линии, перелома, изгиба, отверстия и т.д. В природе нет случайных деталей, поскольку каждый элемент выполняет свою конкретную функцию. Основная идея: природа как источник идей функциональной обоснованности применяемых форм в архитектурном проектировании. «Зеленое здание (green bilding)» - инновационный подход к строительству и проектированию, основанный на экономном расходовании ресурсов при организации водоснабжения, отопления, электроснабжения, применении технологии рекуперации, рациональном использовании строительных и отделочных материалов. Еще одной визитной карточкой зданий данного направления является широкое применение озеленения на кровлях, фасадах и в интерьерах. «Зеленые здания» должны соответствовать одной из международных систем сертификации зданий BREEAM (британская), LEED (американская) и DGNB (немецкая) - «зеленому стандарту». Примером такой архитектуры является здание калифорнийской академии наук (итальянский арх. Р. Пьяно), расположенное в Сан-Франциско. Важнейшим элементом постройки является ее зеленая кровля, увенчанная множеством растений, устанавливающих прямую связь между архитектурой и природой. Внутри объекта расположены планетарий, тропический лес, выставочные площади. За создание микроклимата отвечает компьютер, получающий сигналы с многочисленных датчиков, расположенных в кровле. Благодаря этому огромный комплекс функционирует без кондиционеров. Особенность архитектурного решения «green bilding» Ренцо Пьяно заключается в умелом сочетании технических средств и визуального образа здания. Основная идея: создание структур с развитым процессом эффективного использования ресурсов для полноценной организации жизненного цикла здания. умный дом энергоэффективность природный Заключение
На сегодняшний момент остро стоит проблема загрязненности городов по всему миру. Многие стремятся жить в гармонии с окружающей средой. Повысился спрос на природные материалы. В связи с этим все большую популярность приобретает экологическая архитектура. Основными принципами экологической архитектуры являются: Прежде всего, то, что любые сооружения должны гармонично вписываться в окружающую среду. При соблюдении этого принципа у людей нет чувства дискомфорта или серости, сдавленности. Психоэмоциональная обстановка в таких домах обычно на самом высоком уровне. Другой, немаловажной тенденцией, является стремление использовать альтернативные источники энергии, учитывать принципы энергосбережения. Изначально такие постройки обходятся дороже, но технологии альтернативного энергоснабжения не стоят на месте. Современные мировые тенденции направлены на выработку энергии каждым домом самостоятельно. Особенно популярны эта идея в Европе, там все чаще стали использовать солнечную энергию, энергию ветра, вместо привычного энергоснабжения. Так же популяризируется в настоящее время идея озеленения не только улиц городов, но и самих зданий. Зеленые насаждения появляются на крышах домов, любых даже небольших выступах. В Германии уже больше 10% крыш заняты зелеными насаждениями, что обеспечивает города живительным кислородом. Немцы озеленение крыш считают делом хорошего вкуса. Хочется верить, что зеленая архитектура не остановит свое развитие и станет главным направлением деятельности всемирно известных архитекторов, получит правительственную поддержку во многих странах мира. Суть экоподхода - подчинение архитектуры природе, а не власть над ней. Объект должен гармонично включаться в среду, дополнять ее, поддерживать, но не разрушать. Современные архитектурные сооружения зачастую создаются для «самих себя», как авторский знак, как символ технического мира, что противоречит самой природе человека. Экоподход стал фундаментом для рождения многочисленных архитектурных направлений для создания «слабой» архитектуры, основанной на чувственно-эмоциональной, духовной составляющей. Возникновение таких объектов является своеобразным символом, призывом к рациональному использованию ресурсов нашей планеты, поскольку они не восполняемы. Экологическую архитектуру можно назвать устоявшейся научной традицией архитектурного сообщества западных стран (на территории России данный подход представлен не так ярко), которая может претендовать в дальнейшем на звание глобального архитектурного стиля.
Список источников
1. http://www.niitag.ru - Сайт Научно-Исследовательского института теории архитектуры и градостроительства - НИИТАГ РААСН 2. http://www.etoday.ru/architecture/ - сайт о современной архитектуре со всего мира 3. http://architettura.supereva.com - сайт о проектах и постройках современных зарубежных архитекторов 4. «Биоразнообразие» как феномен современной архитектуры: Э.В. Данилова - Санкт-Петербург, Эксмо, 2010 г. - 252 с . Умный дом. Объединение в сеть бытовой техники и системы коммуникаций в жилищном строительстве: В. Харке - Москва, Техносфера, 2006 г. - 290 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|