Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие советской культуры в первые послевоенные годы




 

На протяжении послевоенного периода правления И.В. Сталина советская интеллигенция оказалась полностью подчинена тоталитарному режиму. С одной стороны, в силу военных и идеологических потребностей, это обернулось для нее повышением социального и материального статуса. С другой - прежде всего на интеллигенцию всей тяжестью обрушились несколько волн репрессий послевоенных лет и ужесточение режима в целом.

«Железный занавес» между СССР и остальным миром стал доминантой развития послевоенного общества. Формировался он постепенно, но неуклонно. Один за другим перекрывались все каналы и источники информации, идущей с Запада. При полной государственно-партийной власти над средствами массовой информации сделать это было не очень сложно. Любые контакты с иностранцами были чреваты обвинением в шпионаже и измене Родине. В это же время ужесточились наказания за разглашение государственной тайны, к которой по Указу 1947 г. могли быть отнесены практически любые сведения. Специальное постановление ЦК (1950 г.) предусматривало меры по предотвращению разглашения государственной тайны в музейных экспозициях. Постепенно на нет сводились родственные, научные, творческие и все иные связи с лицами, живущими за границей. В 1947 г. гражданам СССР запретили браки с иностранцами. Пропагандой внушались идеи о заведомом превосходстве всего советского, что лишало смысла изучение западного опыта. Советским кинематографистам было запрещено участвовать в международных кинофестивалях в Венеции (1951 г.) и Каннах (1952 г.).

Советские учебники стали утверждать, что не Стефенсон, а Черепановы изобрели паровоз, противопоставлять работы И.В. Мичурина «реакционному учению» биологов А. Вейсмана и Т. Моргана и т. п. Любые научные теории западных авторов объявлялись буржуазными, идеалистическими, обращение к ним было возможно только с критических позиций.

В 1947-1948 гг. широко проводилась кампания против «тлетворного влияния Запада», «раболепия и низкопоклонства перед иностранщиной и буржуазной реакционной культурой» в форме так называемых «судов чести» (по типу офицерских судов в царской армии). Суды были созданы практически во всех министерствах и ведомствах, научных и учебных учреждениях, даже при Совете Министров СССР и ЦК ВКП(б). Под их юрисдикцию попало высшее и среднее партийно-государственное чиновничество, включая министров и секретарей союзных компартий, элита советской интеллигенции. Судилище было организовано над медиками - профессорами Н.Г. Клюевой и Г.И. Роскиным, которые передали в США рукопись научной работы о биотерапии рака, генетиком академиком А. Р. Жебраком и многими другими учеными за статьи, опубликованные в иностранных журналах, переписку или встречи с иностранными учеными, ссылки в работах на западных авторов и т. п. «Суды чести» могли выразить общественное порицание или выговор, но могли и передать личное дело следственным органам. Наиболее распространенной мерой было снятие с работы, лишение воинских и иных званий, запрещение научных трудов «уличенных» в пропаганде низкопоклонства (по истории западной философии, искусства и т. п.).

И.В. Сталин понимал огромную силу воздействия на общество массовой культуры. Вождь пристально следил за журнальными публикациями, новинками литературы. В конце 40-х гг. вопросы литературы и искусства решались на уровне Секретариата и Оргбюро ЦК ВКП(б), часто при личном участии И.В. Сталина. Любое произведение пропускалось через многоступенчатый, контролируемый УПА механизм цензуры. Например, пьеса, чтобы оказаться напечатанной или поставленной на сцене должна была пройти: Главрепертком, местные и республиканские комитеты по делам искусства, Художественный совет, Главное театральное управление Комитета по делам искусства, издательство «Искусство», Главлит, военную или морскую цензуру. Регулярно создавались как рекомендательные, так и «черные» списки произведений литературы и искусства. На основании последних изымали тысячи книг из библиотек, снимали с кинопроката сотни фильмов, меняли музейные экспозиции и репертуар театров.

Направление развития культурной жизни страны задавалось властью разными способами: идеологические кампании, псевдодискуссии, прямые репрессии, с одной стороны, с другой - ежегодные награды и премии, формирование управляемой творческой элиты. Создавалась атмосфера страха, непокорных наказывали, но зато лояльных ожидало материальное стимулирование. Одним из инструментов управления являлись творческие союзы писателей, художников, композиторов, архитекторов. Членство в союзе приносило существенные материальные льготы, возможность публиковать или демонстрировать свои работы, а исключение обрекало на лишения и положение изгоя. Правда, гарантий безопасности принадлежность к творческому союзу не давала.

Критериями при решении судьбы художественного произведения или его автора служили, прежде всего, прагматические политические оценки «полезности» или «вредности» этого произведения с точки зрения режима.

Требовалось, с одной стороны, показывать счастливую жизнь советского народа (допускались отдельные, легко исправимые недостатки), трудовые подвиги и свершения, мудрость вождя, с другой - формировать «образ врага», рисуя страдания угнетенного народа на Западе, агрессивность империалистов, особенно США. Однако лояльные строю, исполненные патриотизма, лакирующие действительность авторы не были гарантированы от монаршего гнева. Часто решающую роль играли личные вкусы вождя, политические интриги партийных функционеров, склоки и доносы самих деятелей культуры. Так как вождь тяготел к классическому стилю, новаторские поиски в любом жанре искусства объявлялись «формализмом» и подвергались гонениям. Для малообразованной партноменклатуры важным считалось, «чтобы было понятно».

Начинались идеологические кампании с выступления вождя или идеологов партии с критикой какого-нибудь произведения или явления, затем проводились совещания в ЦК, встречи с активом, на которых речи приобретали уже погромный характер. Далее следовало постановление ЦК ВКП(б) или редакционная статья в «Правде», после чего развертывалось широкое обсуждение в печати, находились и обличались новые враги, делались оргвыводы, аресты и т. п. Верховный арбитр мог лично вмешаться, за кого-то вступиться или даже наказать слишком ретивых исполнителей. По такому сценарию разворачивались кампании в 1946 г. по постановлениям ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград», о репертуаре драматических театров, кинофильме «Большая жизнь».

Редакции журналов были обвинены в проповеди «гнилой безыдейности», «низкопоклонстве», антисоветских выпадах за публикацию произведений критической направленности, показывавших не героизм, а тяготы и будни войны и послевоенного быта или сугубо личные переживания человека вместо общественно значимых проблем. Особый гнев вызвали произведения М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой. В выражениях не стеснялись: Зощенко был назван «пошляком» и «подонком», очернившим действительность на страницах детского рассказа «Приключения обезьяны», Ахматову обвинили в чуждом народу «буржуазном эстетстве и декадентстве». В результате журнал «Ленинград» был закрыт, А. Ахматова и М. Зощенко были исключены из Союза писателей, их перестали печатать.

Власть нравственно ломала и уродовала людей. В одной из книг М.Е. Салтыкова-Щедрина И.В. Сталин жирно подчеркнул понравившиеся слова: «Пишите, мерзавцы, доносы». Ему удалось создать систему, вынуждавшую людей подписывать обличительные письма, писать доносы, разгромные статьи и т. п., хотя выбор всегда оставался. Мало места оставалось и для свободы творчества. Тем не менее, в эти годы продолжали писать и А. Ахматова, и М. Зощенко, и Б. Пастернак, была опубликована и получила Сталинскую премию повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда».

Некомпетентное, безапелляционное вмешательство партийных чиновников ощущала на себе и советская наука. Насаждалось пренебрежительное отношение к достижениям научно-технической мысли зарубежных стран, догматизм, цитатничество, целые научные направления объявлялись враждебными материализму. Высказывания вождей становились истиной в последней инстанции в любой области научного знания. Общественные науки были загнаны в жесткие идеологические и тематические рамки. Пересматривалась и фальсифицировалась отечественная и мировая история.

Борьба с космополитизмом распространилась и на ученых. Остракизму подверглись академик И.И. Минц и его «школка» за принижение роли русского народа и русского рабочего класса в отечественной истории. Был распущен старый состав редколлегии журнала «Вопросы истории», запрещен учебник Н.Л. Рубинштейна «Русская историография», гонениям подверглась еврейская профессура, занимавшаяся англо-американской новой и новейшей историей (Л.И. Зубок, И.С. Звавич и др.). За связь с «антипатриотами» распекались последние представители дореволюционной русской профессуры (А.С. Ерусалимский, Р.Ю. Виппер, Е.А. Косминский). Академик Е.В. Тарле, уже подвергавшийся аресту в 30-х гг., но позже награжденный Сталинской премией, был раскритикован за непатриотическую трактовку роли М.И. Кутузова в войне 1812г.

«Проработка» ученых проходила в виде так называемых дискуссий, организованных аппаратом ЦК ВКП(б), в которых окончательное слово принадлежало «корифею всех наук» И. В. Сталину или одному из идеологов ЦК. В 1947 г. А.А. Ждановым была проведена дискуссия по философии на основе критики книги Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Основная идея этого мероприятия - искоренить попытки изучения немарксистской философии, в отношении которой дозволялась только непримиримая борьба.

Попытки некоторых ученых прекратить нападки на генетику со стороны президента Академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) Т.Д. Лысенко и его последователей окончились неудачей. Сталин поддержал лжеученого. На сессии ВАСХНИЛ 1948г. противники Т.Д. Лысенко подверглись разгрому. В 1950 г. разогнали школу крупнейшего физиолога академика Л.А. Орбели. «Буржуазной лженаукой» объявили кибернетику.

На очереди стояла теория относительности и теоретическая физика. Спасла их защита И.В. Курчатова и других ученых-атомщиков. Достижениям советской науки в области ядерной физики власти придавали особое значение. В 1953 г. была испытана термоядерная бомба, разработанная группой ученых и конструкторов, в том числе А.Д. Сахаровым. В целом же по многим направлениям советская наука в послевоенные годы была отброшена на десятилетия назад.

 


Заключение

 

Экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг., несмотря на все перекосы, следует характеризовать положительно. Достижения в восстановлении и развитии народного хозяйства позволили СССР создать к началу 50-х годов значительные сырьевые ресурсы для успешного развития народного хозяйства страны в будущем. Была проведена денежная реформа, которая при всех своих недостатках, все же сумела стабилизировать финансовую систему страны. В целом можно сделать вывод, что экономика СССР в 1945-1953 гг. сделала огромный рывок вперед. Однако, экономические достижения были куплены нищетой народа, его бесправием и миллионными жертвами голода 1946-1948 гг. Причем этот голод был вызван не столько засухой, сколько близорукой и откровенно преступной и наплевательской политикой властей.

Огромной проблемой, осложнившей и деформировавшей развитие всех сфер советского общества, стало вовлечение СССР сразу же после завершения Второй мировой в новую - Холодную войну. Это потребовало новых невероятных затрат и жертв, а также вызвало новое ужесточение сталинизма.

После войны культ Сталина достиг своего апогея - архитекторы, скульпторы, живописцы, поэты, политические деятели, ученые соревновались за право увековечить в камне, слове, музыке, живописи образ вождя, его слова и мысли. Для многих, в первую очередь фронтовиков, имя Сталина олицетворяло победу, достигнутую под руководством вождя в Отечественной войне, именно это обстоятельство играло важную роль в непомерном возвеличивании Сталина, чем он и воспользовался в полной мере. Имя Сталина приобрело глубоко символическое значение: при жизни все достижения народа и страны связывались с ним, после смерти - все ошибки, поражения и заблуждения эпохи приписывались ему.

Можно без преувеличения сделать вывод, что в последние годы правления Сталина советская культура оказалась полностью под «пятой» власти, стала по-настоящему тоталитарной интеллигенции. Показательно, что этот период не отмечен хоть сколько-нибудь значимыми проявлениями сопротивления или хотя бы инакомыслия. Понятно, что это было попросту смертельно опасно. Так что высшим проявлением интеллигентской независимости и свободомыслия осталась «декаденствующая» Анна Ахматова.

 


Список литературы

1. Аксютин Ю.В. Хрущевская оттепель и общественные настроения в СССР в 1953 - 1964 гг. М., 2004.

2. Боффа Дж. История Советского Союза. Т.2. М., 1994.

.   Боффа Дж. От СССР к России. М., 1998.

.   Бурлацкий М.Ф. Вожди и советники. М., 1990.

.   Верт Н. История Советского Союза. М., 1995.

.   История России в новейшее время. 1945-2000. Под ред. А.Б. Безбородова. М., 2001.

.   История России. XX век. Под ред. В.П. Дмитренко. М., 2001.

.   Новейшая история Отечества. Под ред. А.Ф. Киселева. Т.2. М., 1999.

.   Россия, которую мы не знали. 1939-1993. Челябинск, 1995.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...