Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 7 Познание как философская проблема (введение в гносеологию)

  1. Познавательное отношение человека к миру.
  2. Проблема познаваемости мира.
  3. Познание как отражение и деятельность. Субъект и объект познания.
  4. Виды познания.
  5. Роль чувственного и рационального познания

 

1. Познавательное отношение человека к миру.

Одной из основных философских проблем человечества является проблема познаваемости мира, поскольку познание, несомненно, относится к базовым потребностям человека. Некоторые ученые говорят даже о врожденной любознательности или познавательном инстинкте человека, ведь чтобы успешно функционировать в среде обитания (как природной, так и социальной), человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.

Познанием называют социально-организованную форму духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.

Познание является предметом исследования ряда наук, но теория познания (или гносеология) развивается в философии и возникает на самом раннем этапе формирования философских знаний. Гносеология изучает природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностных (внешних) знаний – представлений, мнений о мире, к знанию сущностному, глубинному. В гносеологии рассматриваются пути достижения истинностного знания, а также его критерии. Гносеология – учение о сущности познавательной деятельности, ее предпосылках, условиях адекватности. Предмет гносеологии – познавательная реальность в полном ее объеме.

Особенностью познавательного человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму и обретают статус знания.

Знание – это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание субъективно – оно связано с субъектом познавательной деятельности, это субъективный образ действительности/реальности, который выражается в виде понятий и представлений, в отличие от информации (от лат. informatio - сведение, разъяснение, ознакомление) - сведений (сообщений, данных), независимых от формы их представления.

Среди различных форм, видов, уровней организации знания важно выделить три его разновидности:

а) знание как информация об объективном мире природы и общества;

б) знание о внутреннем, духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания;

в) знание о целях и идеально-теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира.

Целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков называется образование. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество..

Таким образом знание делает человека образованным, а образованность - одно из самых ценных социальных качеств человека. Только образованный человек может быть свободным, только там, где образование определяет или существенным образом влияет на социальный статус человека, общество считается современным, в нем может успешно развиваться демократия.
Знание просвещает. Знание, образование – специфичные синонимы просвещения, что особенно ярко выразилось в эпоху Просвещения (18 век в жизни Европы и Америки), породившую веру в разумное решение всех вопросов человеческого бытия. Эта эпоха была одной из ключевых эпох в истории европейской культуры, она непосредственно связана с развитием научной, философской и общественной мысли. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека, поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь. Начиная с эпохи Просвещения мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за Правду».

Одно из самых удачных определений данной эпохи принадлежит И. Канту: "Просвещение есть выход человека из состояния незрелости, ответственность за которую несет он сам. Незрелость есть неспособность обходиться собственным разумом без чужого руководства".

Знание - это богатство, причем не только личное, но и общественное, и потому образование влияет на социальный статус человека, ведь, как заметил Адам Смит "человека, получившего образование путем упорного труда, можно уподобить дорогостоящим машинам". Роль познания, знания особенно возрастает в современном типе общества – постиндустриальном/информационном, в котором главным ресурсом, капиталом при этом становится знание, превращающееся в информационные технологии.

Познание имеет несколько основных форм:

а) духовно-практическую форму познавательной деятельности, которая появляется на ранних стадиях развития общества и предполагает генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в структуру преобразовательной деятельности человека. Наиболее полно и отчетливо духовно-практическая форма познавательной деятельности реализуется в так называемом обыденном познании или здравом смысле;

б) духовно-теоретическую форму познавательной деятельности, которая вычленяется из структуры практики и существует как относительно автономная форма духовного производства знаний и семиотических образований культуры.

2. Мы переходим к рассмотрению того, как различные философские течения освещают вопрос о познаваемости мира. Начнем с отрицательного решения.
Как уже отмечалось в первой лекции, агностицизм - это учение, отрицающее возможность познания или принципиально ограничивающее его возможности.
Агностики (то есть сторонники агностицизма) не утверждают, будто мы ничего не знаем. Агностицизм не заключается также и в признании того, что всегда есть и будет что-то непознанное, ведь границы нашего сегодняшнего незнания смогут быть отодвинуты и область наших знаний постоянно расширяется.

Агностицизм сложнее - агностики полагают, что кроме непознанного существует и нечто непознаваемое, то есть принципиально недоступное нашему знанию. И совсем необязательно, чтобы это непознаваемое находилось где-то очень далеко во времени и пространстве. Оно может буквально соседствовать с нами.

Скептицизм - это мягкий, ослабленный вариант агностицизма. Греческое слово "скепсис" означает "сомнение". Скептик не говорит, что мир непознаваем. Он ставит под сомнение познаваемость мира, при чем не какие-то конкретные знания и не познавательные способности тех или иных людей, скептики-философы сомневаются в возможностях человеческого познания как такового.

Дэвид Юм (английский философ-агностик) полагал, что человек познает лишь то, что дано ему в опыте, то есть то, что он может увидеть, потрогать, услышать. Но при этом он фактически познает только свои ощущения, таким образом мы можем, конечно, верить, что мир таков, каким мы его видим, воспринимаем., но это не более чем вера, а не знание, которое мы могли бы подтвердить и доказать.

Иммануил Кант (немецкий философ, основатель «классической немецкой философии») обращает внимание на другой аспект проблемы познаваемости мира. Мы познаем мир, но наша познавательная способность, наш разум вовсе не похож на идеальное зеркало. В процессе познания разум перерабатывает информацию, поступающую от органов чувств и получает знание. И это значит, что мы не столько познаем мир, сколько умозрительно конструируем его.

Несмотря на сильную аргументацию агностиков и скептиков большинство философов придерживается гносеологического (то есть познавательного) оптимизма. Они считают мир в принципе познаваемым. Это, конечно, не означает, что мы (уже) все знаем, но мы можем неограниченно углублять и расширять наши знания, уточняя и дополняя их, изгоняя из них ошибки, неточности, заблуждения.
К этому выводу приходят и последовательные материалисты, и последовательные идеалисты. Выбрав монизм, то есть признав в качестве основания, субстанции, первопричины что-либо одно (дух или материю), они уже признали (и познали) зависимость одного от другого.
Материалисты видят в знании образ реальности, который необходимо соотносить с оригиналом, добиваясь максимального сходства. (такая позиция в естествознании, которое всегда ориентируется на реально существующий мир.)
Идеалисты, напротив, в самой реальности видят духовную сущность, совпадающую с нашим духом или родственную ему. При таком подходе наше познание оказывается лишь углублением в себя - самопознанием, для которого нет принципиальных препятствий. Для субъективного идеалиста это будет самопознание самого человека или человечества, а для объективного - самопознание мирового разума, абсолютного духа, Божества. (такая позиция разрабатывается в религиозных и мистических учениях)

Сказанное позволяет утверждать, что вопросы первичности и познаваемости на самом деле теснейшим образом связаны друг с другом.

3. Познание есть процесс активного взаимодействия субъекта, т.е. того, кто познает, с объектом, т.е. тем, что познается.
Иногда утверждают, что познает дух, некое общечеловеческое Я. Или даже "безличностный логический сгусток интеллектуальной активности". Но это не так, ведь познает всегда и фактически конкретный живой человек. И не как "гносеологический субъект", а как целостный индивид - в единстве всех своих сущностных сил: разума, чувственности, действия, речи.
Человек - существо общественное. Эту свою определенность он сохраняет и как субъект познания. Способность к познанию не наследуется - ни в виде готовых когнитивных механизмов, ни в форме неких врожденных идей. Она приобретается, вырабатывается в контексте приобщения к культуре (категориальному строю) общества, его интеллектуальным нормам, ценностям, идеалам, в процессе образования и воспитания. На пути освоения средств и методов познания, уже наличествующих в обществе, формирования соответствующих навыков и умений. А это значит, что реальным субъектом познания (в широком смысле) выступает общество и его конкретные представители - научное сообщество, исследовательский коллектив, а также отдельная личность.

Объект познания - тот или иной фрагмент мира (реальности, действительности), вовлеченный в практико-познавательную деятельность человека и преобразованный по ее законам. Именно это вовлечение-преобразование и превращает девственный фрагмент мира в полноценный объект познания. Тождества здесь не бывает. Объект всегда неполон, частичен, однако поскольку связь между частью и целым глубока, исследователи интуитивно или намеренно восстановить невольно порванные связей познаваемой части с непознанным целым. В результате растет знание, картина изучаемого становится все более полной и цельной.

Объектом познания может быть все что угодно, в том числе и человек как субъект познания. В объект превращается все, на что направляется познавательное внимание человека.

В познании человек не просто запечатлевает, фиксирует, пассивно регистрирует идущие извне впечатления - он активно участвует в выстраивании образа действительности. Более того, мера объективности (истинности) познания находится в прямой зависимости от активности познающего субъекта. Вполне в соответствии с латинской этимологией (subjectum - лежащий в основании) субъект утверждает себя в качестве первоисточника познавательной деятельности. А объект (objectum - лежащий против или перед чем-либо) всегда то, что стоит перед субъектом.
Разум человека отнюдь не "зеркало природы", разум человека – и не «чистый лист» - tabula rasa (так считал Аристотель, утверждавший, что сознание маленького ребенка сходно с покрытой воском дощечкой для письма — табулой. Разгладив на ней воск, можно было стереть написанный ранее текст, сделать ее чистой и использовать снова. Так и ребенок появляется на свет с «чистым» сознанием). Но верно и обратное: природа тоже не зеркало разума.
Знание - результат совместной "работы" субъекта и объекта. Объект определяет в основном содержание, а субъект - форму знания.
Творческий характер познания прекрасно иллюстрируется "утко-кроликом" Л. Виттгенштейна. Объект (графическое изображение) остается здесь неизменным, но видим мы действительно то утку, то кролика. В зависимости, что очевидно, не от того, что воспринимается, а от того, кто воспринимает (от его психологической предметно-смысловой установки).
Резюмируя, можно сказать, что мир, как он существует сам по себе, и мир, как мы его знаем (воспринимаем, понимаем), суть разные, в смысле не во всем совпадающие миры. Но здесь нет произвола - все дело в неизбежном познавательном творчестве человека.

4. Познание - сложное и многоплановое процессуальное образование. Структурировать его можно по-разному. Но обычно в нем выделяют две части, две ступени: чувственную и рациональную.

Человек получает знания о природе, обществе и самом себе. Полученные знания не имеют самостоятельной ценности для человека; они необходимы ему для осуществления своей жизнедеятельности путем управления своими действиями на основе знания. Знание только тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых приводит к верным результатам. Под истиной в данном случае понимается адекватное (верное) отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления.

Есть знания, истинность которых очевидна. Такие, например, суждения, как: «Я ощущаю, что на улице холодно, или «Я слышу какой-то звук», отражают факты, которые человек познает в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Такого рода факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве. К числу очевидных воспринимаемых непосредственных знаний относятся прежде всего те знания, которые являются результатом чувственного познания, а также внутреннего опыта («Это воспоминание для меня неприятно»). Путем чувственного отражения (чувственной ступени познания), которое основано на психических процессах, человек может познать отдельные предметы и их свойства.

К психическим процессам, являющимися основными формами чувственного познания относят: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов или явлений объективного мира, непосредственно Бездействующих на органы чувств. Например, отражение свойств теплого, холодного, черного, белого, горького, сладкого и т.д. По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Восприятие представляет собой целостное отражение внешнего мира, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, образ самолета, моря, леса, луга и т.д. Восприятие дает целостный (как совокупность свойств) образ предмета; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а взаимоувязываются, синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, чаще калейдоскопической, их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений. Есть тут, впрочем, и обратная зависимость: и ощущение невозможно без восприятия как некоего фонового, смутно улавливаемого контекста. Часть всегда часть целого.

Представление – это чувственный образ предмета (вещи), в данный момент не воспринимаемого человеком, но воспринятого ранее в той или иной мере, то есть представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Примерами воспроизводящего представления являются образы своего дома, образы родных и близких людей, которых мы сейчас не видим, образы тех мест, где человек когда-то отдыхал и т.д. Представление может быть не только воспроизводящим, но и творческим, в том числе фантастическим. Следует подчеркнуть, что творческое представление у человека может возникнуть и благодаря словесному описанию.

Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания.

Чувственное познание представляет собой непосредственное единство субъекта и объекта, человека и мира. Непосредственное, однако, не всегда очевидное и не всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко ее воспроизводят. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный, хотя на самом деле с ним все в порядке. Искаженные или превращенные образы чувственного познания принято называть кажимостями и видимостями.

Рациональное познание

Углубление познания, выделение объективного из той субъект-объектной слитности, которой отличается чувственный этап познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением).

С помощью чувственного познания мы получаем непосредственные знания о мире. Но кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых видна опосредствованно, т.е. через посредство других знаний. Все те факты, которые совершаются в нашем отсутствии(например, прошедшие или будущие явления) могут быть познаны только опосредствовано. Опосредствованное знание доказывается, делается убедительным, очевидным при помощи знаний непосредственных, а это осуществляется на уровне абстрактного мышления. Чувственное отражение является основой абстрактного мышления, которое позволяет познавать законы мира, сущность предметов. Абстрактное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание.

Выделяют три основные формы логико-рационального познания (мышления):

понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами(например, «дерево», «самолет») или группой слов, т.е. словосочетаниями, например, «студент гуманитарного института», «создатель художественных картин», «река Дон», «космический корабль» и др.

Составляя понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно этот предмет отличается от других предметов того же класса, и оставляем только его общие, "сквозные" черты. Столы, в частности, разнятся между собой по высоте, цвету, материалу и т. п. Но, формируя понятие "стол", мы как бы не видим подобные признаки и сосредоточиваемся на других, более для нас существенных: возможность сидеть за столом, ножки, устойчивость, гладкая поверхность...

Суждения и умозаключения - это формы познания, в которых мы устанавливаем те или иные отношения между понятиями и, разумеется, стоящими за ними предметами.

Суждение - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект и предикат. Суждения бывают простыми и сложными. Пример простого суждения: «Колорадский жук опустошает картофельное поле». Пример сложного суждения: «Наступила осень, и лебеди улетают». Оно состоит из двух простых суждений.

Умозаключение – это такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение. Например,

Все металлы – вещества

Железо – металл

Железо – вещество

Первые два суждения, которые находятся над чертой, называются посылками, а третье суждение называется заключением.

Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и получаемые по аналогии.

  • В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему. Индукция бывает полной и неполной. Полная - когда посылки исчерпывают весь класс предметов, подлежащих обобщению. Неполная - когда такой полноты ("всего класса") нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или явлений неизвестно или неисчерпаемо велико. Индуктивные заключения или выводы носят, как правило, вероятностный характер.
  • В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному. Например: "Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье. Следовательно, спорт полезен".
  • Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении. Так, на основании сходства звука и света (прямолинейность распространения, преломление, интерференция) был сделан вывод в форме научного открытия о световой волне.

Абдуктивное рассуждение

Важной формой рационального познания является также абдукция1. Американский философ Ч.С. Пирс, известный разработчик, по сути автор этой формы рассуждения, определяет абдукцию как "аргуметирование (reasoning), направленное на лучшее объяснение". Подобно индукции абдукция не гарантирует истинности вывода. Но в отличие от индукции, которая дает просто вероятностное описание таких-то и таких-то фактов, абдукция претендует на объяснение (почему они именно такие) этих фактов. Лучшее объяснение луж на асфальте во дворе - недавно прошедший дождь. Хотя возможны и другие объяснения.

Лучшее объяснение возникает как результат выбора из множества объяснительных гипотез. Абдукцию поэтому определяют еще и как "познавательную процедуру принятия гипотез".
Какое объяснение следует считать лучшим? Никто с определенностью ответить не может. Но общая ориентация у нас все-таки есть. Мы знаем, что лучшее объяснение должно выделяться такими чертами, как предсказуемость (будущих событий), когерентность (хорошо согласуется с уже известными нам истинами), простота (стройнее своих конкурентов, не требует вспомогательных гипотез), эвристичность или продуктивность (ведет к новым прозрениям и открытиям). Иногда лучшее объяснение надо просто угадать, интуитивно почувствовать.

Вводя "лучшее" (из возможных объяснений) абдукция разрушает дихотомию истины-лжи и вводит многозначную логику. Вместе с индукцией и аналогией абдукция относится к типу правдоподобных рассуждений. В другом, более широком познавательном контексте ее место определяется так: дедукция доказывает, что нечто должно быть, индукция показывает, что нечто действительно есть, а абдукция полагает, что нечто может быть. Абдуктивны по сути все наши философские рассуждения - об устройстве мироздания, о Боге, об универсальной причинности, об императивности моральных принципов и т.д.

5. Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе (ответах) на этот вопрос мы сталкиваемся с двумя прямо противоположными точками зрения: эмпиризмом и рационализмом.

Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах. Разум полностью ограничен материалом, поставляемым чувствами. Он в действительности занят разъединением, перестановкой, сочетанием - словом, упорядочиванием первичных данных опыта. Таков его удел.

Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного только ума, без всякой опоры на чувства. Абсолютизируются при этом законы логики, методы и процедуры, разработанные самим разумом. Образцом подлинного, всеобщего и необходимого, знания является для рационалистов математика - научная дисциплина, развиваемая исключительно за счет внутренних резервов интеллекта, его формотворчества, его конструктивизма.

Очевидно, вопрос надо ставить по-другому: не противопоставление чувственного и рационального начал познания, а их внутреннее единство. Невозможно выделить совершенно чувственное и абсолютно рациональное знание. Эмпирический факт всегда теоретически нагружен. Теория тоже, как Антей, вынуждена прикасаться к "матери-земле" фактов. Резонно вести речь об акцентах, о превалировании того или иного начала. В биологии, например, преобладают чувственный опыт, наблюдение, эксперимент, а в логике и математике - идеально-теоретическое моделирование, рациональные обобщения и расчеты.

Одной из конкретных форм единства чувственного и рационального выступает воображение. Оно подводит чувственное (и хаотическое) разнообразие открываемого нами в познании мира под абстрактно-общие понятия. Попробуйте, например, без воображения подвести дворовую жучку под понятие собака. Глядя на нее, мы говорим: собака, но видим-то одну-единственную, эту вот жучку - даже не экземпляр собаки. Для абстрактного мышления образы воображения служат чувственной опорой, своеобразным средством обличения - обнаружения, придания облика невидимому. Конечно, воображение выполняет не только эту связующую функцию. Воображение в широком смысле есть способность создавать новые образы (чувственные или мыслительные) на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. Без воображения не обходится создание гипотез, прогнозов, моделей, вообще новых идей.
Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является интуиция - способность непосредственного или прямого (в виде какого-то озарения, наития) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина); конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного.

В процессе познания задействованы различные психо-физические процессы, познает всегда целостный человек, человек в полноте своих жизненных проявлений и сил.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...