Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность НДС, особенности его уплати

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1 Основные проблемы проведения налогового аудита

1.1 Законодательная база

1.2Сущность НДС, особенности его уплати

1.3 Особенности уплаты налогов предприятиями, которые проводят внешнеэкономическую деятельность

Глава 2 Аудит уплаты налогов на примере ООО «Торговый дом «Алат»»

2.1Общая характеристика ООО «Торговый дом «Алат»»

2.2 Составление плана аудиторской проверки

2.3 Составление заключения по результатам аудиторской проверки

Заключение

Литература

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

 

Предприятиям, чтобы обеспечить устойчивое финансовое состояние, т.е. способность своевременно рассчитаться с государством по налогам и сборам, поставщиками и другими кредиторами, в существующих условиях приходиться прилагать значительные усилия для поддержания своей платежеспособности. В связи с этим российские организации испытывают острую необходимость в качественной постановке, ведении, а также контроле как бухгалтерского, так и налогового учета, а аудит налогообложения является одним из наиболее сложных участков аудиторской проверки. Таким образом, на данный момент тема «Аудит расчетов по налогам и сборам» актуальна.

Цель данной работы состоит в проведении аудита расчетов по налогу на добавленную стоимость ООО «Торговый дом «Алат».

Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

- рассмотреть нормативное регулирование и организацию налогового аудита;

- охарактеризовать сущность НДС, особенности его уплати;

- рассмотреть особенности внешнеэкономической деятельности, связанные с уплатой НДС;

- рассмотреть экономическую характеристику ООО «Торговый дом «Алат»;

- составить план-программу аудиторской проверки расчетов по НДС;

- составить аудиторское заключение.

Предметом исследования является аудит расчетов по НДС ООО «Торговый дом «Алат». Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Алат». Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Оно зарегистрировано на территории Алтайского края 01 февраля 2001года в порядке установленном законом. Основное направление деятельности данного предприятия это оптовая торговля Алатами промышленного назначения.

Практическая значимость работы заключается в достижении поставленной цели и использовании полученных результатов работы на практике, что обеспечивает наиболее оптимальную систему принятия и реализации на основе налогового аудита соответствующих управленческих решений.

В качестве теоретических источников информации были использованы такие авторы как Кулинина Г.В., Шалашова Н.Т., Юшкова С.Д., Подольский В.И., Сушбов А.Е., а также статьи, экономические газеты, журналы. В качестве нормативной и информационной базы были использованы законодательные и нормативно – организационные документы, практические рекомендации по применению налогового законодательства и налогового аудита.

 

Для написания практической части курсовой работы были использованы регистры бухгалтерского учета ООО «Торговый дом «Алат», книги покупок и продаж, журнал регистрации счетов-фактур, платежные поручения, выписки банки, декларации по НДС.

 


ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО АУДИТА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

 

В настоящее время общий аудит и консультирование являются далеко не единственными услугами, предлагаемыми аудиторскими фирмами. За последние годы существенно вырос спрос на сопутствующие аудиту услуги, а именно: налоговое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности; управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций; правовое консультирование, а также представительство в налоговых органах; автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков; разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов и т.д. Таким образом, у заказчиков аудиторских услуг становится все более популярным комплексный налоговый аудит. [24,c.43]

Налоговый аудит представляет собой отдельное направление в системе отечественного аудита. Термин «налоговый аудит» появился сравнительно недавно, и до сих пор ведутся споры относительно как права на существование такого термина, так и содержания данного термина.

В настоящее время действует Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобренная Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11 июля 2000г. Данная методика носит рекомендательный характер для всех аудиторских организаций при проведении аудита налогообложения и оказанию сопутствующих услуг по налоговым вопросам, она является основным документом, определяющим способы практического выполнения аудиторскими фирмами и аудиторами, работающими самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, задач налогового аудита. В соответствии с Методикой под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. [24,c.43]

Также к одним из основных законодательных и нормативных документов, регулирующих объекты налоговой проверки относятся Конституция РФ, Налоговый кодекс, Федеральный закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.1991 №2118-1, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению и прочие законодательные и нормативные документы о налогах и сборах. [16,c.353]

Цель налогового аудита: подготовка организации к любой возможной проверке налоговых органов:

· общий анализ системы налогообложения экономического субъекта;

· определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

· проверка методики исчисления налоговых платежей;

· предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

· подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды

· Сбор необходимой информации для http://www.raudit.ru/ru/audit/tax_optimization/оптимизации налогообложения.

· Минимизация налоговых выплат.

В ходе аудита изучается налоговый учет за весь период, подлежащий налоговой проверке, нейтрализуются ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности.

И следовательно, под объектами аудита понимают отдельные или взаимосвязанные экономические, организационные, информационные или иные стороны функционирования изучаемой системы, состояние которых может быть оценено количественно или качественно.

Аудит имеет дело с объектами, различными по составу, целевой ориентации, отношению к отдельным сферам деятельности, обладающими многими другими характеристиками. [10,c.25]

Объекты аудита классифицируются по следующим признакам:

• по видам (ресурсы, хозяйственные процессы, расчеты, результаты деятельности, структура предприятия и организационно-правовые системы, методы и формы управления и контроля);

• по связи со временем (прошедшего, настоящего, будущего времени);

• по характеру оценки состояния (с количественными, качественными и смешанными характеристиками);

• по продолжительности нахождения в поле деятельности аудита (постоянно находящиеся,периодически, требующие разовой оценки).

Рассматривая налоговые платежи как объект аудиторской проверки при оценке их количественных и качественных характеристик следует иметь в виду, что:

• по виду налоги представляют собой расчеты, осуществляемые с бюджетами различных уровней;

• по связи со временем расчет налогов - это постоянный процесс на протяжении всего времени деятельности организации, поэтому анализ будет зависеть от целей аудиторской проверки (при подтверждении статей отчетности - учет в качестве объекта изучения будет рассматриваться в прошедшем и настоящем времени; при минимизации налоговых платежей и построении схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством - в настоящем и будущем времени);

- по характеру оценки состояния налоги относятся к объектам с количественными характеристиками;

- по продолжительности нахождения в поле деятельности аудита налоги постоянно находятся в поле зрения аудиторского внимания. [10,c.26]

В результате проведения налогового аудита экономический субъект получает:

- Оценку правильности определения налогооблагаемой базы.

- Оценку правомерности применения налоговых льгот.

- Оценку правильности расчета налоговых обязательств.

- Расчет налоговых последствий для экономического субъекта в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.

- Рекомендации и предложения по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;

- Оптимальные механизмы исчисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;

- Рекомендации о полном и правильном использовании экономическим субъектом налоговых льгот.

Налоговый аудит проводится на основе заключенного договора на выполнение задания по проведению налогового аудита, где четко обозначаются вопросы, по которым должно быть выражено мнение аудиторской организации. [10,c.26]

Результатом проведения налогового аудита является подготовка следующих документов:

- заключение по результатам проведения налогового аудита;

- отчета по результатам проведения налогового аудита (если его подготовка предусмотрена условиями договора.

Таким образом, при проведении налогового аудита решаются следующие задачи:

аудит налоговых обязательств на предмет соответствия исчисляемых и уплачиваемых налогов нормам налогового законодательства;

оптимизация и планирование налогообложения;

диагностика проблем налогообложения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

анализ методики исчисления налоговых платежей и использования налоговых льгот с учетом корпоративной структуры и правовых отношений с контрагентами;

проверка правильности составления деклараций и расчетов клиента по всем или отдельным видам уплачиваемых им налогов. [10,c.27]

При этом в ходе налогового аудита оцениваются:

соответствие налогового учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в Российской Федерации;

соответствие налоговой отчетности экономического субъекта данным первичного учета и тем сведениям о деятельности субъекта, которыми располагает аудиторская организация в ходе проверки;

финансовые последствия искажений, найденных в налоговом учете, и пути их устранения;

необходимость внесения изменений в методику налогового учета, применяемую субъектом.

Методику проведения налогового аудита по различным видам налогов целесообразно закрепить во внутрифирменных стандартах аудиторской организации. В рамках внутрифирменных стандартов могут быть раскрыты конкретные методики, а именно методика аудита учетной политики, методика проведения аудита по расчету с бюджетом, методика аудита по НДС, методика аудита по налогу на прибыль организаций, методика аудита по налогу на доходы физических лиц и др.

В приложениях к внутрифирменному стандарту необходимо разместить основные рабочие документы, рекомендуемые для использования в ходе налогового аудита. Поскольку начисление различных видов налогов имеет свой алгоритм, на каждый вид налога следует иметь комплекс рабочих документов, сформированных в табличной форме, включающих учетные записи и показатели, увеличивающие или уменьшающие налоговую базу отдельно по каждому виду налога, ставки налогов, арифметические расчеты налогов и пр. [24,c.30]

Согласно п. 2.9.3 Методики этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. Таким образом, налоговый аудит можно классифицировать как комплексный налоговый аудит и тематический налоговый аудит.

Комплексный налоговый аудит - это проверка правильности составления деклараций и расчетов по всем налогам, уплачиваемым предприятием за год.

Тематический налоговый аудит - это проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием за определенный период.

Помимо указанных двух видов налогового аудита на практике выделяется также так называемый структурный налоговый аудит, под которым понимается проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым юридическим лицом по месту нахождения его обособленных подразделений. Последний вид аудита является особо актуальным для крупных предприятий или финансово-промышленных групп, имеющих разветвленную сеть обособленных подразделений. [24,c.30]

В настоящее время проводятся исследования относительно соотношения общего и налогового аудита. В частности, по мнению ряда авторов, два указанных направления аудита взаимно пересекаются и в процессе общего аудита осуществляется и налоговый аудит.

Безусловно, в процессе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитором проверяются вопросы правильности исчисления и уплаты налогов, однако в отличие от налогового аудита данные вопросы проверяются выборочным способом, и подчас объем выборки, приемлемый для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, является не презентабельным для выражения мнения о достоверности налоговой отчетности. Именно по этой причине многие организации, для которых общий аудит является обязательным, отдельно указывают в договорах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту. Такой подход, возможно, оправдан для относительно небольших организаций, для которых характерны незначительные налоговые риски. Для экономических субъектов с большими оборотами и разветвленной сетью структурных подразделений такой подход вряд ли можно считать обоснованным, поскольку у подобных субъектов есть потребность в проведении полноценного налогового аудита. Таким образом, налоговый аудит может выступать как частью «общего» аудита, так и самостоятельным направлением.

Помимо отличий от аудита финансовой отчетности следует четко разделять налоговый аудит и сопутствующие налоговому аудиту услуги в области налогового консультирования. [24,c.30]

К сопутствующим услугам в области налогового консультирования относятся (примерный перечень сопутствующих услуг приведен в Методике):

разработка предложений и рекомендаций по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;

разработка оптимальных механизмов начисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;

выработка рекомендаций по полному и правильному использованию экономическим субъектом налоговых льгот;

разработка комплекса мер, направленного на оптимизацию налогов и снижение налоговых рисков в рамках действующего законодательства; [24,c.31]

предварительный расчет налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;

разработка рекомендаций по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у экономического субъекта;

разработка предложений по созданию у экономического субъекта системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налогов и сборов;

разработка предложений по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства;

постановка налогового учета;

налоговое планирование и оптимизация налогообложения;

налоговое сопровождение в виде текущего консультирования по вопросам применения норм налогового законодательства и др.

Приведенные сопутствующие услуги отличаются по своей сути от непосредственно налогового аудита тем, что налоговый аудит предполагает проведение проверочных мероприятий в отношении правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, в то время как иные сопутствующие аудиту услуги направлены прежде всего на оптимизацию налоговых платежей экономического субъекта, построение системы налогового учета и внутреннего контроля, а также на консультирование по отдельным вопросам налогообложения.

Помимо этого различаются и результаты, а также порядок оформления налогового аудита и сопутствующих услуг по вопросам налогообложения. [24,c.31]

Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть:

указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм налогового законодательства;

практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства;

разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;

внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды; [24,c.32

разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования;

расчеты, подтверждающие эффективность налогового планирования, той или иной оптимизационной модели.

Результатом же проведенного налогового аудита будут являться заключение аудитора и отчет. Несмотря на то, что два указанных документа не регламентированы на законодательном уровне, именно они, как правило, составляются аудиторскими фирмами для оформления результатов выполненного налогового аудита. В заключении о результатах проведения налогового аудита аудиторы выражают мнение о степени полноты и правильности исчисления (в том числе правильности применения налоговых льгот и преференций), отражения и своевременности перечисления экономическим субъектом налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом заключение о результатах проведения налогового аудита не может рассматриваться как аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

Отчет же по результатам проведения налогового аудита содержит рекомендации по исправлению выявленных существенных нарушений и дальнейшему их недопущению, рекомендации в отношении порядка исчисления налогов, включая правильность применения льгот, перечень вопросов, требующих особого внимания со стороны руководства организации, предложения по оптимизации налогообложения и совершенствованию системы бухгалтерского и налогового учета с позиций налогообложения. [24,c.32

Таким образом, отличия налогового аудита и сопутствующих услуг в области налогообложения, безусловно, имеют место, несмотря на то что два данных направления достаточно близки. В то же время следует иметь в виду, что положительный результат от оказания сопутствующих услуг в сфере налогового консультирования может быть достигнут, только если этим услугам предшествовал налоговый аудит как таковой. В противном случае аудиторы не смогут оперировать всем объемом информации об организации и ее деятельности, а значит, и найти наиболее приемлемое и эффективное решение поставленной проблемы.

Место налогового аудита в современной системе экономических отношений, а также его роль в ближайшем будущем вызывают множество вопросов и предложений. Налоговый аудит, возможно, является именно тем инструментом, который позволит, с одной стороны, избавить аудит финансовой отчетности от огромного массива информации, анализируемой в рамках проведения проверок соблюдения законодательства при подготовке и составлении финансовой отчетности, а с другой - обеспечить контролирующие органы аудиторскими заключениями именно по вопросам соблюдения налогового законодательства.

 

СУЩНОСТЬ НДС, ОСОБЕННОСТИ ЕГО УПЛАТИ

 

Налог на добавленную стоимость (далее - НДС) - косвенный налог, то есть надбавка к цене товара. Он был введен в действие Законом Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 06.12.91 № 1992-1, утратившим силу с введением части второй НК РФ. В настоящее время применение налога регулируется гл. 21 НК РФ. Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Для исчисления и уплаты НДС применяется следующий механизм:

1. налоги перечисляются между продавцами и покупателями сверх установленной цены;

2. плательщик, заплативший за товар цену, формирует НДС уплаченный и может отнести его к возмещению из бюджета при условии, что плательщик, получивший этот налог сформирует НДС полученный и уплатит его в бюджет.

В соответствии с главой 21 НК п лательщиками НДС являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Третья категория налогоплательщиков более многочисленная, чем первые две. При перемещении товаров через таможенную границу НДС уплачивают и те лица, которые не являются плательщиками НДС или освобождены от уплаты в соответствии со статьей 145 на территории РФ. Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, которые уплачивают ЕСХН, УСН, ЕНВД.

Статьей 145 НК определены условия при выполнении которых лицо может освобождаться от уплаты НДС. К таким лицам относят организации и индивидуальных предпринимателей, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг не превысила в совокупности 2 млн.руб.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...