Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стабильность, перемены и этапы жизни в пожилом возрасте

 

Большинство современных ученых считают, что развитие личности продолжается всю жизнь, и потому рассматривают приспособление к старению как развитие более ранних стилей жизни. Сторонники стадиального развития считают, что в этом возрасте появляются новые структуры или образования, которые основываются на структурах и образованиях предыдущих стадий.

Левинсон рассматривает наступление старости по аналогии с наступлением ранней взрослости и среднего возраста, так как в этом случае имеет место период от 60 до 65 лет, который связывает структуру предыдущей жизни (в средней взрослости) с начальной стадией организации жизни в поздней взрослости [, с. ].

Э. Эриксон рассматривает период старения личности в контексте его целостного жизненного пути, на котором выстраивается последовательность стадий развития личности, характеризующихся особым новообразованием. Каждое из них формируется в процессе разрешения личностью психосоциального конфликта между двумя противоположными тенденциями (целостность эго против отчаяния), одна из которых способствует поступательному развитию личности, другая – тормозит его. Эти тенденции в определенной форме включают и черту личности, и отношения человека к миру, к своей жизни, к себе.

У личности, благополучно разрешающей нормативные кризисы, баланс нарушается в сторону положительных качеств. При неблагополучном исходе кризисов у человека происходит перевес негативных свойств [46, с. 201].

Эпигенетические образования каждой стадии Э. Эриксон называет Надеждой, Волей, Намерением, Компетентностью, Верностью, Любовью, Заботой и Мудростью. Каждое из них включает два противоположных качества. Противоположности качества в структуре «Я» обозначают характеристики идеального и реального «Я» (см. приложение 2).

Как отмечает Л.И. Анциферова, задача стадии интегративности мудрости состоит в отыскании человеком смысла своей жизни, в интеграции всех пройденных стадий и в обретении целостности своего «Я». Решение этой задачи должно опираться на способность человека быть компетентным в построении собственной жизни, в выработке осуществимых жизненных программ, организации своего будущего времени, адекватной оценке социальной действительности и т.д. стержнем мудрости является духовно-нравственное отношение человека к миру и жизни [3, с. 83].

Я-концепцией в старости движет стремление человека интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь относятся: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий [4, с. 591].

Как отмечают Дотченко Е.А., Титаренко Т.М. работа над своим прошлым развивает внутреннюю стабильность, гармоничность, целостность личности [, с. 62].

Пекк, развивая идеи Э. Эриксона, рассматривает старость с точки зрения разрешения таких конфликтов как: дифференциация эго против поглощенности ролями, транцеденции тела против поглощенности телом, транцеденции эго против поглощенности эго (см. приложение 3).

Ш. Бюлер в теории развития человека выделяет пять фаз развития. Последняя фаза начинается в 60-65 лет. В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. Люди обозревают прожитую жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование. Невротическая личность обычно испытывает разочарование, так как невротик вообще не умеет радоваться успехам, он никогда не бывает доволен своими достижениями, ему всегда кажется, что он что-то недополучил, что ему что-то недодали. К старости эти сомнения усиливаются [, с. ].

В.В. Болтенко выделяет пять этапов психологического старения, независящие от паспортного возраста (см. приложение 4):

1. Сохранение связи с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Этот вид деятельности был непосредственно связан с профессией пенсионера. Эта связь может быть либо непосредственной, в форме эпизодического участия в выполнении прежней работы, либо опосредованной, через чтение специальной литературы, написание статей на профессиональные темы. Если же эта связь обрывается сразу же после выхода на пенсию, то, минуя первый этап, человек попадает во второй.

2. Сужение круга интересов за счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных новостей, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно различить, кто был инженером, а кто врачом, кто был счетоводом, а кто был профессором философии.

3. Главным становится забота о личном здоровье. Оно становится любимой темой для разговора: о лекарствах, о способах лечения, о травах… Наиболее значимым в жизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личные качества.

4. Смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач, социальный работник, те из членов семьи, которые поддерживают личный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия или по привычке – редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми – ровесниками.

5. Обнажение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон…). Эмоциональность и общение почти отсутствуют [, с. ].

Эта схема, как и всяка другая, достаточно условна: на первом этапе присутствуют потребности всех пяти этапов, на втором – четырех, на третьем – трех, на четвертом – двух и только на пятом остаются одни витальные потребности.

Схема В.В. Болтенко является зеркальным отражением теории иерархии потребностей и самореализации А. Маслоу (см. приложение 5).

По А. Маслоу человек как бы поднимается по ступеням вверх, от физиологических потребностей к потребностям в безопасности и самосохранении, отсюда – к потребностям в любви и признании, выше – в самоуважении, и, наконец, вершина – потребность в самоактуализации. Каждая эпоха задает свою высоту для такой вершины. У различных людей в жизни свой выбор вершин. Но за восхождением неизбежно следует спуск – не менее трудная задача, провести его достойно, в этом и есть прелесть старости [22, с. 180].

Таким образом. Чувство удовлетворенности жизнью человека в пожилом возрасте зависит от ряда факторов. К ним относятся: здоровье, экономическое положение, семейные отношения, уровень общения с окружающими, позитивное функционирование.

К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь относятся: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение работать со своим прошлым, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...