Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи медицинской психологии

ЛЕКЦИЯ 5. Психологическая работа в медицинской сфере

1. Разделы и задачи клинической психологии;

2. Психодиагностика и психотерапия в деятельности медицинского психолога

3. Психопрофилактика и реабилитация в деятельности медицинского психолога

 

Фильм: Филипп Пиннель

Рефераты:

1. Гештальтерапия

2. Сказкотерапия

3. Арттерапия

4. Эриксоновский гипноз

5. Терапия реальностью

6. Поведенческая терапия

7. Телесноориентированная терапия (ТОТ)

8. Классификация личностных расстройств

 

 

Разделы и задачи клинической психологии

 

На протяжении всего средневековья безумие считалось следствием одержимости бесом. Аномальное поведение объяснялось пристуствием злого духа, кот. нужно изгнать с помощью заклинаний и дурного обращения с ним. Поэтому таких людей нужно сжигать, уничтожать.

В 16 и 17 вв. начинают открывать приюты для умалишенных. Однако, здесь участь была не лучше, чем в тюрьме. Их заковывали в спец. клетки и в цепи.

Только в конце 18 в. Безумием занялась мед. наука, назвав это расстройство болезнью. Такое признание привело к рождению психиатрии и возникновению понятия «психическое заболевание».

Филипп Пинель был первым врачом, кот в 1792 г. потребовал освободить умалишенных, содержащихся в приюте в Париже, от цепей и начал к ним относиться как к психическим больным. Он в своем «Трактате о душевных болез­нях» писал, что психиатрической больницей должны руководить врач, администратор и психолог.

 

Медицинская психология как отрасль прикладной психологии выделилась в самостоятельную науку только в XX веке. Практическая работа психологов в медицине была направлена прежде всего, на разработку и применение методов психодиагно­стики (в целях медико-психологической экспертизы), а также методов психотерапии. Основными методами медико-психологического изучения боль­ного были клиническая беседа и экспериментально-психологичес­кое исследование душевнобольных. Герман Роршах (1884—1922) разработал проективную методику психодиагностики. Основными методами психотерапии были суггестивные, психагогические, психоаналитические {Кречмер, 1998). Суггестивные методы заключались в использовании внушения в бодрствующем состоянии или под гипнозом. Под психологическими методами под­разумевалось все, что связано с воспитанием, упражнением и трудотерапией.

Мед. психология изучает психические проявления болезней, роль психики в их возникновении, лечении, а также укреплении здоровья.

Актуальность: лечить не болезнь, а больного.

Задачи медицинской психологии

1. изучение психических факторов, влияющих на развитие бо­лезней, их профилактику и лечение;

2. изучение влияния тех или иных болезней на психику;

3. изучение различных проявлений психики в их динамике;

4. изучение нарушений развития психики;

5. изучение характера отношений больного человека с меди­цинским персоналом и окружающей его микросредой;

6. разработка принципов и методов психологического иссле­дования в клинике;

7. создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях

 

Клиническая психология направлена на решение задач клинической практики

К. разделам клинической психологии относятся

· патопсихоло­гия,

· нейропсихология,

· соматопсихология.

 

В патопсихологии изучаются болезненные изменения в психи­ке закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях. Ценность патопсихоло­гии в медицинской практике заключается в разработке и приме­нении методик диагностики психических нарушений у больных людей. Наиболее авторитетные специалисты в области патопсихологии в нашей стране — Б.В. Зейгарник С.Л. Рубинштейн, В.М. Блейхер, И.В. Крук.

Нейропси­хология изучает мозговые механизмы высших психических функ­ций, изменения психики больных при локальных поражениях головного мозга. В нейропсихологии исследуются нарушения вос­приятия (агнозия), нарушения произвольных целенаправленных движений и действий (апраксия), расстройства различных форм речевой деятельности (афазия), нарушения памяти (амнезия), на­рушения внимания, мышления, эмоций. Основоположником нейропсихологии в России был Александр Романович Лурия

Соматопсихология – взаимосвязь психических функций человека с соматическими заболеваниями. В настоящее время доказано, что в происхождении таких забо­леваний, как бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, ги­пертония важная роль принадлежит психическому фактору. Задача – найти психологическую причину болезни

По классификации психолога Лесли ЛеКрона, причинами психосоматических реакций могут выступать:

  1. Конфликт — к образованию психосоматического симптома может приводит внутренний конфликт между различными частями личности. Обычно одна из этих частей осознана, другая скрыта в бессознательном. Борьба между двумя противоположными желаниями или тенденциями может приводить к условной победе одной из частей. Но тогда вторая часть начинает «партизанскую войну», признаком которой и могут стать психосоматические симптомы.
  2. Язык тела — в некоторых ситуациях тело физически отражает то состояние, которое могло бы быть выражено одной из образных фраз ряда: «это одна сплошная головная боль», «я его не перевариваю», «из-за этого у меня сердце не на месте», «у меня связаны руки». Тогда болит определенный орган, сложно дышать, возникают мигрени, нарушается работа желудочно-кишечного тракта и так далее.
  3. Мотивация или условная выгода — к этой категории относятся проблемы со здоровьем, которые приносят определенную условную выгоду их обладателю. Образование симптома происходит на бессознательном уровне, это не обман и не симуляция. Симптом реален. Но он «обслуживает» какую-то определенную цель.
  4. Опыт прошлого — причиной болезни может стать травматический опыт прошлого, чаще — тяжелый детский опыт. Это может быть какой-либо эпизод, либо длительное воздействие, которое, хоть и произошло давно, но продолжает эмоционально влиять на человека в настоящем. Этот опыт как бы отпечатывается в теле. И ждет, когда найдется способ его переработать.
  5. Идентификация — физический симптом может образовываться вследствие идентификации с человеком, имеющим подобный же симптом или заболевание. Как правило, это происходит при сильной эмоциональной привязанности к этому человеку. Часто этот человек может умереть, умирает или уже умер. То есть есть страх его потерять и потеря фактически уже случилась.
  6. Внушение — симптомы могут возникать посредством внушения. Это происходит, когда идея о собственной болезни принимается человеком на бессознательном уровне автоматически, то есть без критики. Вольно или невольно внушить симптом могут люди, обладающие большим авторитетом или случайно оказавшиеся рядом в момент особого эмоционального накала.
  7. Самонаказание — в некоторых случаях психосоматический симптом выполняет роль бессознательного самонаказания. Это наказание связано с реальной, а чаще воображаемой виной, которая мучает человека. Самонаказание облегчает переживание вины, но может существенно осложнить жизнь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...