Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологическая карта урока.

Авторская программа: О.С. Габриелян 10 класс.

Тема урока: Химические свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты

Цель урока: изучение химических свойств карбоновых кислот на примере уксусной кислоты

Планируемые образовательные результаты:

Планируемые результаты:

Предметные: 1.знать строение карбоновых кислот

2.уметь называть кислоты по номенклатуре ИЮПАК

3.понимать связь между строением и свойствами карбоновых кислот

4.уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства карбоновых кислот

5. понимать взаимное влияние атомов в молекуле карбоновой кислоты

Метапредметные:

Познавательные: 1. умение делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы;

2.планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций

3.анализировать результаты опытов

4. умение выделять главное;

5. осуществлять сравнение, высказывать суждения, аргументировать их;

6. владение навыками проведения лабораторных опытов

Регулятивные:

1. анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

2. оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею»)

3. умение осуществлять контроль своей деятельности;

 

Коммуникативные:

1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

2. умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

 

Личностные: 1. ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач;

2. умение управлять своей познавательной деятельностью.

3. владение основами самоконтроля и самооценки

4. формирование научно-химической картины мира

 

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: свойства карбоновых кислот: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, основными и амфотерными гидроксидами и солями.

Оборудование:

реактивы: уксусная кислота, лакмус, фенолфталеин, магний, оксид алюминия (III), оксид меди (II), гидроксид калия, соляная кислота, карбонат кальция, этиловый спирт.

приборы и оборудования: пробирки, шпатель, спиртовка.

наглядные пособия: видео опытов

Структура урока:

1. Организационный момент (1- 2 мин)

2. Актуализация знаний (5 мин)

3. Мотивирование к изучению нового материала (5 мин)

4. Изучение нового материала (20 мин)

5. Закрепление (5 мин)

6. Выводы по уроку (рефлексия) (3 мин)

7. Домашнее задание (1-2 мин)

 

Этапы, методы и методические приемы Деятельность учителя Деятельность ученика Текущий контроль
осуществляемая деятельность формирование умений
1.Организационный момент (1-2 мин)   фронтальная беседа 1. Приветствие учащихся 2. Проверка учащихся готовности к уроку 3. Зафиксировать в журнале отсутствующих учеников 1. Приветствие учителя 2. Назвать отсутствующих ребят     наблюдение
2. Актуализация знаний (5 мин) беседа Предлагает ответить на вопросы:
1. Какие вещества называют к/кислотами?  
    2. Какие вещества называют гомологами?  
  3. Назовите ближайших гомологов пропановой кислоты.  

 

4. Давайте вспомним номенклатуру к/кислот.

Задание: Назовите вещества по заместительной номенклатуре:

 

 

Учитель: Что является характерной особенностью к/кислот?

Предполагаемые ответы Органические соединения, в молекулах которых углеводородный радикал связан с карбоксильной группой.
Вещества разного состава, но схожие по строению и свойствам.
Этановая и бутановая.

(2 метилпропановая кислота)
(3,3 диметилбутановая кислота)
(3 эти пентановая кислота)

 

Наличие функциональной карбоксильной группы.

 

Предметные 1,2,3 Регулятивные 2,3 Коммуникативные 2 Личностные 2 Текущий, фронтальный, усный опрос
3. Мотивирование к изучению новой темы (5 мин)   беседа Для того чтобы понять и разобраться, какими химическими свойствами обладают к/кислоты, давайте вспомним взаимное влияние атомов в их молекулах. Структурная формула на доске:   Ослабление связи между кислородом и водородом в гидроксильной группе объясняется разностью электроотрицательностей атомов углерода, кислорода и водорода. Атом углерода приобретает некоторый положительный заряд. Этот атом углерода притягивает к себе электронное облако от атома кислорода гидроксильной группы. Компенсируя смещенную электронную плотность, атом кислорода гидроксильной группы оттягивает к себе электронное облако соседнего атома водорода. Связь -ОН в гидроксильной группе становится более полярной, и атом водорода приобретает большую подвижность. Т.е. в этой группе электронная плотность связи О—H смещена к атому кислорода, имеющему большую электроотрицательность. В свою очередь под влиянием поляризованной карбонильной группы такое смещение усиливается еще в большей степени. В результате облегчается отрыв атома водорода в виде протона — происходит процесс кислотной диссоциации: Предметные 3,5 Регулятивные 2,3 Коммуникативные 2 Личностные 2 Текущий, фронтальный, усный опрос
4. Изучение нового материала (20 мин)   лабораторная работа, беседа, демонстрация опыта. Химические свойства карбоновых кислот обусловлены подвижность атома водорода гидроксогруппы в карбоксиле. Для выяснения химических свойств карбоновых кислот вы проведёте небольшое исследование. Рассмотрите выданные вам наборы веществ, внимательно прочитайте инструктивную карточку. По ходу выполнения опытов заполните второй и третий столбцы таблицы. Соблюдайте правила проведения опытов. Содержание инструктивной карточки 1. Выполните опыты, указанные в таблице. 2. Во втором столбце запишите наблюдаемые явления. 3. В третьем столбце запишите выводы и уравнение реакции. Если затрудняетесь сделать вывод самостоятельно, заполнение столбца оставьте до обсуждения.  
№ опыта Опыт Что наблюдали Вывод хим. реакция
1. В пробирку с уксусной кислотой опустите лакмусовую бумажку.    
2. В пробирку с магнием прилейте уксусную кислоту.    
3. Возьмите 2 пробирки налейте в них уксусной кислоты в одну пробирку добавьте оксид меди (II), во вторую оксид алюминия (III)    
4. Прилейте уксусную кислоту в пробирку с гидроксидом калия    
5. Прилейте уксусную кислоту в пробирку с карбонатом кальция.    
  В пробирку с 2-3 каплями уксусной кислоты приливаем 2-3 капли этилового спирта, добавьте 1 каплю серной кислоты (соблюдайте осторожность), смесь подогрейте    

Вы провели исследование химических свойств карбоновых кислот. Ответьте на вопросы:

Как изменяет свой цвет лакмусовая бумажка в растворе уксусной кислоты?

 

 

Выполняют лабораторную работу, заполняют таблицу, делают выводы, пишут уравнения реакций.     В растворе уксусной кислоты лакмусовая бумажка краснеет.Подобно неорганическим кислотам, карбоновые кислоты являются слабыми электролитами, а потому диссоциируют обратимо: СН3 СООН = СН3СОО- + Н+.   Видели, что при взаимодействии уксусной кислоты с магнием выделялся газ. Значит, уксусная кислота взаимодействует с металлами.Уксусная кислота взаимодействует с металлами, стоящими в ряду напряжения металлов до водорода: 2СН3 СООН + Мg = (СН3 СОО)2Мg + Н2. Соли уксусной кислоты называются ацетатами, соли муравьиной кислоты – формиатами Уксусная кислота взаимодействует с основными оксидами и амфотерными оксидами с образованием соли и воды: 2СН3 СООН + СuО = (СН3 СОО)2Cu + Н2О, 2СН3 СООН + ZnО = (СН3 СОО)2 Zn + Н2О.   Уксусная кислота взаимодействует с основаниями идет реакция нейтрализации: HCl + КОН = KCl + H2O СН3СООН + КОН = СН3СООК + H2O   При взаимодействии уксусной кислоты с карбонатом кальция наблюдали бурное течение реакции с выделением газа. Это говорит о том, что уксусная кислота взаимодействует с солями.Уксусная кислота как слабый электролит взаимодействует с солями более слабых кислот: 2СН3 СООН + СaСО3 = (СН3 СОО)2 Са + Н2О + СО2 .   Реакции идут до конца, если выпадает осадок, выделяется газ или образуется малодиссоциируемое вещество или вода.   Идет реакция этирификации с образованием уксусного эфира, который имеет приятный запах C2H5OH + CH3COOH --------> CH3COOC2H5 + H2O образуется сложный эфир - этилацетат (этиловый эфир уксусной кислоты)     Предельные одноосновные карбоновые кислоты диссоциируют, взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду напряжения металлов до водорода, основными и амфотерными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями и спиртами с образованием эфиров - реакция этерификации Предметные 3,4 Познавательные 1,2,3,4,5,6 Регулятивные 1,3 Коммуникативные 1,2 Личностные 1,2,3,4   Текущий, фронтальный опрос
5. Закрепление (5 мин)   беседа 1. Ребята, давайте подведем итог урока. 2. Достигнута ли цель урока? Что нового узнали на уроке? 3. Какие свойства уксусной кислоты? 4. Как называются соли органических кислот? 5. Какие свойства являются общими для неорганических и органических кислот? 6. Какая реакция называется реакцией этерификацией? 7. Наличие какой группы в молекуле карбоновых кислот обуславливает рассмотренные химические свойства? 8. Влияет ли строение кислот на их свойства? Закончите уравнения химических реакции, напишите их в молекулярном и ионном виде: а) HCOOH + Na = б) CH 3 COOH + NaOH = в) C 2 H 5 COOH + CaO =   Отвечают на вопросы, записывают уравнения реакций у себя в тетрадях Предметные 4 Познавательные 1 Регулятивные 2 Коммуникативные 2 Личностные 2,3,4 Текущий, фронтальный, усный и письменный контроль
6. Рефлексия (3 мин)   Заполните карточки с таблицей
Что нового узнал Что показалось интересным Что осталось непонятным

После заполнения сдайте свои карточки.

 

заполняют таблицу и сдают учителю Личностные 2,3  
7.Домашнее задание (1-2 мин) - объяснение домашнего задания (§24, стр.156-160, упр. 3, стр.162) - записывают домашнее задание   наблюдение
         

 

Техника безопасности.

1. Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги.

Никогда не берите вещества руками.

2. Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление.

Не подносите близко к лицу открытую склянку.

3. В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества.

Они могут содержать примеси, ядовитые для человека.

4. Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим

количеством проточной воды.

5. Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом

руководстве по проведению каждого опыта.

6. Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.

7. Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдай тишину.

8. После работы приведи порядок на рабочем месте.

В пробирку с 2-3 каплями уксусной кислоты приливаем 2-3 капли этилового спирта, добавьте 1 каплю серной кислоты (соблюдайте осторожность), смесь подогрейте

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...