Будущее вольнокаменщичества
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Нижеследующие заявления, пусть и позитивного свойства, не пророчествуют грядущих событий. Они скорее характеризуют возможности, зревшие в прошлом нашего древнего ордена, да и вызревающие в настоящем, причем не претендуют на истинность и не требуют согласия — если не воспринимаются как разумные. Есть надежда, что представленные заявления побудят к размышлению, могущему раскрыть глубокие эзотерические истины и ценности жизни, запрятанные в аллегориях и символах и сохранившиеся в наших ритуалах, в обстановке ложи, в званиях и обязанностях её должностных лиц. Вольнокаменщичество — всемирная братская организация. Масонская сплочённость отлично известна. Щедро масонское вспомоществование остающимся после масонов вдовам и сиротам. Множество других братских организаций тоже культивируют эти качества, некоторые оказывают и финансовую помощь членам семей. Что же тогда отличает масонство от прочих братских орденов? Базовое отличие в том, что масонство — духовный поиск. Коль скоро признается его внутренняя цель и осуществляются его духовные учения, оно меняет качество жизни своих членов по мере того, как они осваивают градус за градусом. Масонство — не религия, оно отнюдь не соперничает ни с одной, ему незачем страшиться или проклинать какое-либо вероисповедание. Масонство — не христианский орден, оно не состязается с какой бы то ни было церковью. Члены его — как последователи всевозможных религий, так и люди вовсе нерелигиозные. Его влияние помогает формировать прекрасных, честных, уважающих себя граждан. Поскольку масоны живут по предписаниям масонства, они — ценное достояние любого общества. Те же, кто не признает декларируемых духовных ценностей, представляют собой лишь кучку людей, которым нравится собираться вместе. На самом деле они — мельничный жернов на шее масонского ордена.
Потому велика нужда углублять свое знание духовных реальностей, ныне без необходимости завуалированных не объясняемыми символами и аллегориями. Масонство намного старше христианства или буддизма, и практикуется во всем мире. Лежащие на алтарях С. К. могут представительствовать священное учение любой религии. Если религия — единственная магистраль человека к Богу, тогда масонство должно отождествляться с религией, однако религия не такова. Глупо думать, что всемудрый Бог ограничивает подход человека к Себе христианской или любой иной церковью, или только религией. Трудно представить себе Бога, замкнувшегося в церковианстве. Тем не менее масонство, не признающее Бога, как бы Его ни называть, хотя бы В. А. В., есть пустая скорлупа. Градусы масонства суть символические этапы человеческого эволюционного пути духовного развития. Их внутренние смыслы вневременны и универсальны. Увы современному масонству! — можно подняться на много градусов, так и не изменив своего образа жизни, не углубив понимания духовных ценностей, не принося больше пользы своей общине. Масонство, известное сегодня в западном мире, оставило позади первый этап оперативных каменщиков, пережило второй этап спекулятивного масонства и может приступить к третьему этапу служения человеческой расе, т. е. превратиться в духовное масонство, — в этом его подлинное назначение. Но когда оно даст свои самые прекрасные плоды, оно будет не единственным плодоносящим древом жизни и установит правильные отношения с остальными каналами приближения к Богу, никого не осуждая. Что будущее духовное масонство будет признавать Духовную Иерархию планеты — неизбежность. Последняя, корпус знающих волю Бога и помощников рода человеческого, поддерживает масонство. Факт существования этой Иерархии и необходимость сознательной связи с ней будут признаваться как гипотеза в масонской общине в дни грядущие, но они не должны превратиться в масонскую догму.
Масонство, существующее в нынешнее время на Западе, происходит от тайных орденов мастеров-строителей в Европе, занимавшихся фактическим возведением высоких соборов и прочих сооружений. Масоны тех времен были искусными тружениками, их масонская жизнь была столь же для них драгоценна, как и их ремесло. Невежды на протяжении всей истории всегда преследовали тех, кто больше знает, и в те дни секретность была необходима для физического выживания. Ныне секретность несущественна, разве лишь в таких странах, как Испания, где масоны преследуются правительством*. Последний прискорбный факт — на совести самого масонства и объясняется его попытками заполучить политическую власть и осуждением римского католицизма. Ни то, ни другое не нужны для масонской жизни или для масонского ордена, как такового. Тем не менее, подобные тенденции еще встречаются на Западе. Масонам хорошо бы с ними покончить. __________ * Написано в 1957 г. Достойная функция современного масонства в наше время — выстраивать незримый храм жизни каждого человека. Мы заинтересованы в истинных жизненных ценностях и правильных человеческих отношениях. Мы нарабатываем самоконтроль, честность, справедливость, милосердие, моральную чистоплотность, личную цельность и братство, как необходимый фундамент для духовного роста. На самом деле цель масона — возрастать в понимании духовных ценностей, и овладение самой жизнью растёт в ходе наших последовательных посвящений. Это чудодейственно практическое предприятие. Благодаря его крепкому, долго выстраиваемому основанию третьей длительной стадии, стадии духовного масонства, обеспечена в будущем слава. Давайте продолжать в том же духе. Человеческое сознание быстро расширяется у народов во всем мире. Если сознание членов цеха не будет возрастать в русле истинных жизненных ценностей, масонство в неблизком конце останется на задворках, несмотря на свою историю, свои углубленные смыслы и мудрость, вложенную в символы. Наши ритуалы живописуют образ жизни, а коли не воспринимаются именно в таком ракурсе, превращаются в пустой формализм и малопригодны для зрелого интеллекта.
Нам не нужны перемены в ритуалах. Без чего нам не обойтись, так это без их понимания. Нам ни к чему перемены ни в убранстве ложи, ни в положении и обязанностях наших офицеров. В чем мы нуждаемся, так это в распознавании их символического значения. Жизнь любой расы, каждой религии, всякого правительства, цивилизации, идеологии подвержена последовательным рождению, росту, периоду работоспособности, распаду и смерти. Это верно для любой индивидуальной человеческой жизни, как и для всякого выражения групповой жизни. Это верно и для масонства. Этапы накладываются один на другой. Вольнокаменщичество приступило уже к третьему этапу, находясь пока на втором, и мы должны быть людьми достаточно знающими, чтобы отсрочить четвертый. Сегодня масонство необходимо для лучшей жизни всех. Посему оно очень жизнеспособно. У масонства славное будущее, только при условии, что оно повысит свою эффективность. Застарелая сильная вражда между франкмасонами и римско-католической церковью сглаживается. Уже состоялось несколько встреч между Рыцарями Колумба и масонами. Недавно в лондонской газете утверждалось, что католическая церковь готовится принимать масонов в ряды церкви. В прошлом масоны осуждали католическую церковь, боролись против неё, особенно в Испании и Италии; некоторые масонские ложи до сих пор не принимают католиков, хотя большинство это делают. Углубленное понимание масонства показывает, что осуждать любую религию — не по-масонски. Масоны говорят о христианской Библии как о "Книге Священного Закона", но отсюда не следует, что надо отвергать прочие священные писания. Множество масонов во многих местностях исповедуют религию народов, населяющих эти местности. Если они признают древние масонские ландмарки, соблюдают правильные масонские ритуалы, символы, подлинные знаки и слова, они масоны, и ни один масон где бы то ни было не вправе критиковать религию любого брата-масона. Никто не может быть настоящим масоном, если он не верит в Бога. Он не вправе отрицать неизменно декларируемого масонского утверждения о наличии Великого Архитектора Вселенной.
Масонство не нуждается сегодня в секретности, полезной в стародавние времена. Приносимые масонами клятвы соблюдения тайны не имеют особого значения в современном мире, а чудовищно отвратительные кары за их нарушение являются архаическими и не ставятся ни в грош. Многое говорит за то, чтобы их изменить, и очень мало аргументов в их пользу, кроме привычки и довода, что, раз мы всегда их приносили, то и обязаны впредь это делать. В масонстве бытует упрямая, твердокаменная, установка на недопущение каких бы то ни было перемен. Но всё человечество изменяется, и, нравится ему это или нет, масонство, состоящее из человеческих существ, неизбежно будет меняться по мере того, как род человеческий движется в новый век. Масонству не оторваться от человеческой жизни. Назревающие перемены повредят масонству не более, чем повредил переход от оперативного масонства к спекулятивному. Полезные разумные перемены не истребят масонства. Масонство — божественного происхождения, оно создано с целью тренировать группу членов человеческого семейства, способных ускорить триумф "Плана Бога в отношении человека". Оно создано не для благоденствия тех, кто усвоил определенные слова, знаки и tokens, принес клятвы, хотя всякий познающий мастер каменщик может извлечь из них пользу. Чтобы масонство продлилось в будущее, оно должно демонстрировать свою эффективность для всех людей во всем мире. Разве задача слишком сложна? Вся наша история, вся наша нынешняя и потенциальная сила говорят за то, что нам не миновать взять на себя эту задачу, ибо в этом наше неотъемлемое служение Плану Бога. Расширение поля деятельности масонства для человечества — обязанность, порученная нам по праву рождения и неотделимая от нашего масонского будущего. Масонство неизмеримо больше, чем общественная организация, культивирующая братские отношения между членами. Это образ жизни, и назначение его — раздавать духовные дары всем: и масонам, и немасонам. Для будущего спасения людям не нужно всем становиться масонами. Масонство — одна из многих дорог к Богу. Утверждая, что христианство — единственная такая дорога, церковь допускает гибельный просчет, вызывающий лютые гонения и войны. Древние духовные мистерии были переданы нашей Великой Белой Ложе, известной немасонам как Иерархия, Великой Белой Ложей на Сириусе. Они заключают в себе тайну человеческих происхождения и судьбы и символически инсценируются ритуалами масонских градусов.
В постройке кущи в пустыне был намёк для масонского цеха во времена оперативного масонства. Строительство храма царя Соломона содержит полезное учение для спекулятивного масона нашего времени. Храм на небесах указывает на следующий долгий этап — духовное масонство. Над этим стоит поразмыслить. Ныне масонство является жертвой влияний проходящей эры Рыб, в течение которой созрело спекулятивное масонство. Эра Рыб вносила крайний материализм во все организации, включая церковь, отчего в масонстве внешняя форма ритуала значила в глазах масонов больше, чем внутренний духовный смысл. В новом, третьем большом цикле масонской жизни — мы его именуем "духовным масонством" — то, что масон делает в ложе, будет считаться подготовкой к масонскому образу жизни в миру. Работа на полу храма станет групповым действием, выражающим — при сознательном сотрудничестве всех присутствующих — в аллегориях, символах и через ритуал внутренние смыслы масонства. Зрителей, располагающихся на колоннах, уже не будет. Три фактора прочно внедрены в умы масонов. Первые два остаются в силе, третий нуждается в пересмотре в нашем меняющемся мире, в котором человечество достигло совершеннолетия. 1. Древнейшее происхождение. 2. Универсальность масонства. 3. Неизменность масонства. Есть убедительные свидетельства того, что масонство зародилось не в Европе в виде оперативного каменщичества. Древние школы мистерий — а они были тайными — во все века наставляли одним и тем же духовным истинам, что завуалированы, сокрыты, в наших ритуалах, рабочих инструментах, убранстве ложи, функциях официальных лиц масонской ложи и их ранге в ложе. Масонство не отрицает процесса эволюции в человеческом семействе. На деле оно способствует этому процессу, поскольку масонство есть духовный поиск, как красноречиво заявил брат Уилмсхерст. Если его так понимают и проживают, оно по своей эффективности превосходит остальные братские ордена. Неизменность наших масонских ландмарок не нарушается, когда мы возрастаем в понимании духовных истин масонства. Понимание внутренних смыслов масонства обеспечивает рост, а рост вызывает перемены. Остановившись в духовном росте, мы бы совершили самоубийство. Масонство росло и изменялось в прошлом и будет так действовать в будущем. Как спекулятивное масонство возникло из оперативного масонства, так духовное масонство возникает из спекулятивного масонства. Одна из величайших неминуемых перемен в новом, духовном, масонстве связана с признанием того, что задача масонства — нести пользу всем людям во всем мире. У масонства есть миссия в отношении человека. Неоспоримо, что орден этот создан не человеком, а Богом для исполнения Его Плана в отношении человека. Без В. А. В. масонство умрет. Сколько бы градусов ни было присвоено кандидату, не быть ему настоящим масоном, если он отрицает Бога. Назначение масонства — содействовать Плану Бога в отношении людей — не может осуществляться тем, что всех примут в масоны. Перед нами стоит вопрос: как правильно взять на себя масонскую ответственность за План Бога? Если нам это удастся, мы обнаружим, что многое уяснили в реальной сути масонства, ничего при этом не потеряв. Никаких тайн открывать для этого не придется. Когда утвердится духовное масонство, масона будут узнавать по тому, что он за человек, по качеству его жизни и полезности для общества, в котором он живет. Он будет человеком доброй воли. Он своей жизнью будет демонстрировать движение из тьмы в свет, от нереального к реальному и от смерти к бессмертию, как и должно в нашем ордене. В грядущем масонству уготована большая слава, чем в прошлом, ибо оно станет более действенным. Чтобы быть эффективным, масонству придется пойти на перемены в результате изменившегося отношения членов ордена к жизни и осознания по-новому предназначения масонства. Если суммировать и подытожить, то: 1. Масоны обязаны признать, что масонству не избежать роста или смерти. Перемены неминуемы. 2. Возрастания числа членов, лож, масонских храмов, и престижа — недостаточно. 3. Масонство существует не для того, чтобы поддерживать одних масонов. Оно должно нести пользу всем, или же время его обминует. 4. Масонство зародилось не в европейском средневековье. Оно тогда использовалось строительными корпорациями, было известно как оперативное каменщичество и являлось предтечей современных профессиональных союзов. Масонство очень древний институт, располагающий несказанно более внушительными ценностями. 5. Спекулятивное масонство, как его называли в Англии, сформировалось из оперативного масонства. Главная между ними разница состояла в том, что от членов ордена уже не требовалось фактически работать в строительной корпорации. Это открыло дверь ментальному масонству, и в британском ордене возобладали интеллектуалы. Однако он был, по сути, материалистическим закрытым особым привилегированным тайным орденом, существующим для самого себя. Он стал антирелигиозным, страшился папы и уличал католическую церковь. Таким образом, для многих он превратился в замену ортодоксальной религии и, в свой черед, осуждался церковью. Такое удручающее положение дел постепенно исправляется. 6. Масонство никогда не предназначалось для белой расы. Оно всегда было универсальным. Проводить антикатолическую, антиеврейскую или антинегритянскую политику — не по-масонски и наносит ущерб ордену. 7. "Масонские ландмарки" почитаются большинством масонов и остаются неизменными на протяжении столетий. Они символизируют стабильность, постоянство и вечное будущее для ордена. Но число их пополнялось, и налицо разногласия о том, сколько все-таки существует подлинных ландмарок. Нельзя мешать их корректировке и пополнению, между тем, подобные тенденции сохраняются. 8. Спекулятивное масонство, действующее в Британии, Европе и Америке, неизбежно даст рождение духовному масонству, как только человечество начнёт объединяться, культивировать братские отношения и жить высшими духовными ценностями. Такой перемены не миновать, ибо она входит в "План Бога в отношении человека", а масонство — часть этого Плана. 9. В последние годы масонство декларировалось как жизненный процесс и духовный поиск правильных отношений человека с Богом. Поэтому это глубоко религиозный процесс, но не религиозный орден или его замена. Есть много глубоко религиозных ценностей, игнорировавшихся теми, кто контролировал организованные религии. Масонство эти ценности сохранило — в аллегорическом и символическом виде — в своих ритуалах, устройстве ложи, должностях и обязанностях своих офицеров. Эти ценности надо представлять и разъяснять членам цеха. Во всех подобных начинаниях масонские учебные группы могли бы играть возрастающую роль. Изучающие учения Уолтера Лесли Уилмсхерста (1867-1939 гг.) согласны в том, что у него было более основательное понимание глубоких духовных ценностей масонства, чем у кого бы то ни было в его время в Англии. Масонская жизнь, по его представлению, — это искание "Правды, как ее мыслили и знали Посвященные древности". Он основал ложу "Живых камней" 16 декабря 1927 г. Масонская жизнь начинается этапом ученика и представляет собой процесс личного "очищения, образования и самоконтроля", который каждый брат обязан проводить в собственной жизни своими собственными усилиями. Уилмсхерст считал, что настоящая масонская жизнедеятельность в последнем счете вводит человека в сознательное соприкосновение со своей душой. Он писал: "Масонство, как и все человеческие организованные движения, должно возрастать и претворяться в духовный поиск, желанный и ведомый интеллектом". Преданно сохранять масонство в том виде, в каком оно ныне существует, недостаточно. Придется признать, что самая важная часть массовой жизни проживается вне ложи. Это для многих масонов новая, но чрезвычайно значительная идея. Из многочисленных масонских произведений брата Уилмсхерста две его книги: "Смысл масонства" и "Масонские посвящения", внесли наибольший вклад в масонство и являются воистину эпохальными. В "Смысле масонства" брат Уилмсхерст так декларирует цель масонства: "Масонство в инсценированной форме, посредством живописного церемониала, показывает философию духовной жизни человека и схему процесса возрождения. Оно разъясняет и отчетливо определяет фундаментальную доктрину любой религиозной системы: бывшей и настоящей, христианской или нехристианской". Всякая звезда в небе представляет собой солнечную систему из солнца, вырабатывающего свет, и обращающихся вокруг него планет. Наша солнечная система, включающая нашу Землю, — одна из них. Существуют миллионы звезд, но из них только звезда Сириус имеет прямую связь с Землей и человечеством. Древним многое было известно о Сириусе; ныне эти сведения в основном утеряны, но они восстановимы. Современные исследования внешнего космоса нам в этом помогают. На нашу планету воздействуют прочие планеты солнечной системы, а на последнюю в свой черед влияют другие солнечные системы. Мы усваиваем, что воздействие звезд на человеческое царство на Земле, следовательно, на нас, — это научный факт. Взаимосоотнесённость между всеми объектами вселенной сейчас признаётся, как признается взаимосоотнесённость между всеми нациями на нашем маленьком космическом корабле — Земле. Наш планетарный Логос сотрудничает с остальными планетарными Логосами солнечной системы, а наш солнечный Логос сотрудничает с другими солнечными Логосами, особенно с Сириусом. Вот несколько фактов о Сириусе, чтобы встряхнуть наш ум и помочь нам расти. Согласно словарю Уэбстера, Сириус, часто называемый Собачьей Звездой и Звездой на Востоке, — ярчайшая звезда на небе, входящая в созвездие Большого Пса. Солнечная система Сириус больше и старше нашей солнечной системы и имеет гораздо большее влияние в Космосе. Существует прямая магнетическая связь между Сириусом и нашей солнечной системой вплоть до Меркурия, Марса и Венеры. По масонской традиции, три первых градуса нашей Голубой Ложи эквивалентны первому градусу вольнокаменщичества на звезде Сириус. При размышлении над тем, что кроется за этим утверждением, открываются ошеломляющие горизонты, поскольку вся концепция масонства, как духовного поиска, поднимается на высший, дотоле неведомый план. Оно придает смысл и глубину вопросу: Причем тут масонство? Масонство не пострадает, если мы будем пользоваться философской методикой "как если бы", когда без колебаний имеют дело с тем, что пока не доказано. В наши дни все больше масонов задают фундаментальные вопросы о масонстве, и нам надо многое узнать о потерянном слове масонства и о множестве прочих масонских ценностей. В числе вопросов фигурирует следующий: где зародилось масонство? Поскольку звезда Сириус старше Земли, масонство могло на ней существовать задолго до появления нашего земного масонства. На Сириусе предположительно наличествует человеческая жизнь; исследования внешнего космоса показывают, что тип жизни под названием человек присущ не только нашей планете. И религия, и наука относятся к этому положению уже не так нетерпимо, как в старину. Что осуждалось всего лишь полстолетия назад как несомненная нелепость, ныне серьезно обсуждается ведущими мыслителями. Мы дерзаем размышлять на эту тему. Наша солнечная система получает энергию из трех главных источников. Три большие волны энергии циклически прокатываются через нашу солнечную систему, одна из них с Сириуса. Семь путей прогресса открываются перед человеком, усвоившим всё, чему способна обучить человеческая эволюция на Земле. Один из них — путь к Сириусу. Он прибывает туда в сознании, как совершенное человеческое существо. Отсюда вытекает, что на Сириусе существует тип жизни, включающий субстрат человеческой жизни на Земле. В последний входит и масонство, и под конец выявляется-таки наличие там этой великой духовной общины. Стало быть, жизнь на Сириусе есть назначение большинства людей; кто был масоном, там им и останется. Если бы у нас в масонстве функционировали только три первых градуса, их хватило бы, чтобы довести нас до успешного завершения нашего духовного предназначения и обеспечить обретение того, что принадлежит нам, как человеческим существам, по праву рождения. Но масонство дает и дополнительную поддержку в некоторых так называемых высших градусах. Например, в работе Святого Царского Ковчега и — в Шотландском уставе — в градусе Розенкрейцеров. В глубоком эзотерическом смысле они не являются высшими, старшими, по отношению к первым трем, олицетворяющим основы для полного прохождения эволюционного процесса всеми людьми. Что человек извлекает из масонства, зависит от того, что он в него вкладывает, проживая по-масонски каждый свой день. Богатства масонства стяжаются теми, кто относится к нему, как к стезе жизни, характеризующейся возрастанием в мудрости и знании существенных ценностей жизни. В которые входят честность, доброта, справедливость и практическая помощь другим. Они вносят равновесие и безмятежность в гущу смятения, страдания и страха. Живя по-масонски, при правильном понимании этого термина, мы становимся хозяевами собственной судьбы. Мастер каменщик — это, по-сути, мастер над собой. Каким бы великим ни было масонство в прошлом, ему предстоит еще более славное и полезное будущее по мере того, как оно будет превращаться из спекулятивного масонства в духовное. Эта неизбежная перемена уже смутно провидится. Она будет более важной, чем переход от оперативного масонства к спекулятивному. Именно к этому д'олжно направлять свои масонские разыскания. Приложение ПОЯСНЕНИЯ О ЛАНДМАРКАХ Выписки из "Энциклопедии Вольнокаменщичества" Маккея. Первейшая особенность обычая, или образа действия, претворяющая его в ландмарку, заключается в том, что он должен бытовать "от времен, память о которых не изменяет человеку". Древность — вот его существенный элемент. Если бы масонским авторитетам было сегодня возможно, съехавшись на вселенский конгресс и являя абсолютное единодушие, принять новое постановление, последнее, хоть и будучи — пока оно не отменено — обязательным для всего цеха, все же не являлось бы ландмаркой. Оно бы носило универсальный характер, это верно, но ему недоставало бы древности происхождения. Другое своеобразие ландмарок масонства заключается в том, что они неотменяемы. Как у конгресса (см. выше) нет власти ввести ландмарку, так у него нет и прерогативы ее аннулировать. Ландмарки ордена, подобно законам Мидийским и Персидским, не подвержены изменениям. Какими они были столетия назад, такими и остаются, такими и пребудут, пока масонство само не исчезнет. До 1858 г. масонскими писателями не предпринималось попыток сформулировать ландмарки вольнокаменщичества в удобопонятной форме. В октябре названного года автор (Маккей) этой работы опубликовал в "Американ Куотерли Ревью ов Фримэсонри" (том II, с. 230) статью "Основания масонского закона" с подробным перечислением ландмарок, список которых и был впервые представлен общине. Этот перечень был впоследствии включен автором в его "Учебник масонской юриспруденции". Он с тех пор очень широко используется общиной и воспроизводился многими специалистами по масонскому праву, иногда даже без ссылки на источник, откуда почерпнута информация. Ниже резюмируются следующие ландмарки: 1. Наличие средств распознавания есть самая законная и безусловная из всех ландмарок. Вариации не допускаются; если какая-либо ландмарка видоизменяется или дополняется, пагубные последствия нарушения древнего закона всегда налицо. 2. Разделение символического масонства на три градуса — ландмарка, сохранившаяся лучше любой иной. Хотя даже в ней злокозненный дух нововведений оставил свои следы, оторвав от третьего градуса его заключительное звено, появилось тяготение к единообразию в знак уважения к финальному учению ордена Мастера. Впрочем, "Царский Ковчег" Англии, Шотландии, Ирландии и Америки, вкупе с "высокими градусами" Франции и Германии, сделали всё, чтобы разниться в средстве доведения неофита до великого завершения всего символического масонства. В 1813 г. Великая Ложа Англии отстояла давнюю ландмарку, торжественно подтвердив, что древнее цеховое масонство состоит из трех градусов: ученика, подмастерья и мастера каменщика, включая Святой Царский Ковчег. Но разрыв так и не был преодолен, и ландмарка, хотя незыблемость ее и признана всеми, до сих пор нарушается. 3. Легенда о третьем градусе — важная ландмарка, сохраняющая свою незыблемость. Масонов любого устава, практикуемого в любой стране на любом языке, наставляют существенным элементам этой легенды. Учебный материал может варьироваться, да и постоянно меняется, но легенда остается неизменной. Так и должно быть, ибо легенда о Строителе Храма составляет самую суть и подлинность масонства. Любой устав, ее исключающий или материально видоизменяющий, автоматически перестает быть масонским уставом. 4. Вера в существование Бога, как Великого Архитектора Вселенной, есть одна из важнейших ландмарок ордена. Всегда само собой разумелось, что отрицание Верховной Дозирающей Власти категорически лишает права на посвящение. В анналах ордена никогда не было, да и не может быть примера того, чтобы атеист был произведен в масоны. Подобный акт запрещается и упреждается самими посвятительными церемониями первого градуса. 5. Дополнительной к вере в Бога — как ландмарка ордена — является вера в воскресение к жизни будущей. Эта ландмарка не так позитивно, как предыдущая, внушается кандидату словами, но данная доктрина недвусмысленно подразумевается и проходит через весь символизм ордена. Верить в масонство, не веря в воскресение, — абсурдная аномалия, извинимая лишь догадкой, что тот, кто совместил подобным образом свою веру со скептицизмом, настолько не подозревает смысла обеих теорий, что не имеет рационального основания соглашаться с обеими. 6. Равенство всех масонов — еще одна ландмарка.Равенство отнюдь не подразумевает отвержения социального статуса, узаконенного обычаями страны. Монарх, дворянин или джентльмен имеют право оказывать влияние и пользоваться уважением сообразно своему положению. Но доктрина масонского равенства подразумевает, что мы, как дети одного великого Отца, встречаемся в Ложе на уровне — на котором все мы странствуем, двигаясь к единому предопределённому финалу — и что в ложе общие заслуги достойны большего уважения, чем необозримая собственность, и лишь добродетель и знания должны удостаиваться всяческого масонского почитания и вознаграждаться продвижением. После того, как труды в ложе закончены и братья покинули свое мирное уединение, чтобы снова влиться в мир, каждый вновь занимает социальное положение и пользуется привилегиями статуса, на которые он имеет право по обычаям общества. 7. Ландмарка состоит в том, что "Книга Закона" является неотъемлемой частью обстановки всякой ложи. Я умышленно выражаюсь " Книга Закона", потому что повсеместное употребление Ветхого и Нового Заветов — не абсолютное требование. "Книга Закона" — то, что, как полагают в соответствии с религией страны, содержит в себе выраженную волю Великого Архитектора Вселенной. Стало быть, во всех ложах христианских стран "Книга Закона" состоит из Ветхого и Нового Заветов; в странах, где господствующее вероисповедание — иудаизм, достаточно только Ветхого Завета; в исламских странах и среди масонов-мусульман употребляется Коран. Масонство не пытается вмешиваться в религиозные убеждения своих учеников, разве лишь в той мере, в какой дело касается веры в существование Бога и того, что из неё необходимо вытекает. "Книга Закона" для спекулятивного масона — его духовный trestle-board; без неё он не может трудиться; то, что он считает выраженной волей Великого Архитектора, есть его духовный trestle-board, долженствующий всегда находиться перед ним в часы его спекулятивного труда, дабы его выправлять и вести. Таким образом, ландмарка состоит в том, что "Книга Закона", религиозный код, предположительная выразительница воли Бога, образует существенную часть обстановки ложи. 8. Секретность Института — следующая наиважнейшая ландмарка. Секретность неотъемлема от него, сопутствует ему с самого зарождения и охраняется его древними ландмарками. Лишившись своего секретного характера, он потеряет свою подлинность, и вольнокаменщичество перестанет существовать. Поэтому каким бы нападкам ни подвергался Институт за свою секретность и как бы ни тянуло некоторых неопытных братьев в час испытания соблюсти свою выгоду и совлечь с него этот покров, такому никогда не бывать, даже если бы эта ландмарка и не торчала перед нами непреодолимым препятствием; ибо подобная перемена означала бы социальное самоубийство, и за легальным выставлением ордена на свет последовала бы его смерть. Вольнокаменщичество, как секретная ассоциация, столетиями оставалось неизменным; как открытая община, оно столько не продержится. Следующие ландмарки могут рассматриваться как дополнительные и иногда включаются в общий перечень: а. Право каждого масона посещать и сидеть в собрании любой регулярной ложи есть неоспоримая ландмарка ордена. Она именуется "правом на визит". Право на визит всегда признавалось неотъемлемым правом всякого масона, путешествующего по миру. Ведь ложи справедливо считаются всего лишь ячейками — формируемыми для удобства — универсального масонского семейства. Конечно, это право может быть нарушено или отнято по разным поводам и в особых обстоятельствах, но когда в допуске отказывается масону добрых нравов, стучащемуся в дверь ложи как посетитель, следует ожидать основательного, весомого объяснения подобного попрания того, что вообще-то является масонским правом, зиждущимся на ландмарках ордена. б. Ландмарка ордена состоит в том, что ни один посетитель, неизвестный, как масон, присутствующим братьям или кому-либо из них, не может войти в ложу, не выдержав предварительной проверки согласно древнему обычаю. Конечно, если посетитель известен кому-нибудь из присутствующих братьев как масон добрых нравов и он это подтвердит, можно обойтись без проверки, потому как ландмарка относится только к незнакомцам, которых не признают до проведения строгой проверки, должных испытаний или до получения законной информации. 9. Управление общиной осуществляется офицером-председателем, именуемым Великим Мастером и избираемым из членов цеха — это ландмарка ордена. Многие полагают, что выборы Великого Мастера диктуются законом или постановлением Великой Ложи. Это, однако, не так. Сама эта должность обязана своим существованием ландмарке ордена. Великие Мастера, или персоны, исполняющие их функции под разными титулами, фигурируют в памятных книгах Института задолго до учреждения Великих Лож, и если бы нынешняя система законодательного управления через Великие Ложи подлежала упразднению, Великий Мастер все равно был бы необходим. а. Прерогатива Великого Мастера председательствовать на каждой ассамблее цеха, где бы и когда бы она ни состоялась, — еще одна ландмарка. Именно по этому закону, не специально принятому, а происходящему от древнего обычая, Великий Мастер занимает свое кресло, или, как говорят в Англии, "престол", на каждом заседании Великой Ложи; кроме того, он имеет право председательствовать на заседании любой подчиненной ему ложи, где бы ему ни случилось находиться. б. Прерогатива Великого Мастера дозволить присвоить градус в неурочный срок — еще одна важнейшая ландмарка. По масонскому закону, от подачи прошения до утверждения кандидата требуется месяц или иной установленный период. Но Великий Мастер обладает властью отменить этот испытательный срок, обойтись без него и сразу допустить кандидата к посвящению. Эта прерогатива была у него до принятия закона об испытательном сроке, и поскольку ни один статут не вправе отменить его прерогатив, указанная власть за ним сохраняется. в. Прерогатива Великого Мастера дозволить открыть и осуществлять работу ложи — еще одна ландмарка. Он может дать достаточному числу масонов привилегию встречаться и присваивать градусы. Ложи, учреждаемые таким образом, именуются "ложами, действующими по дозволению". г. Прерогатива Великого Мастера принимать в масоны сразу после прошения есть ландмарка, тесно связанная с предыдущей. Имели место крупные недоразумения в связи с этой ландмаркой, иногда приводившие к отрицанию ее существования в юрисдикциях, в которых Великий Мастер, может быть в это же самое время, по сути, осуществлял эту прерогативу без малейших возражений или оппозиции. 10. Необходимость для масонов собираться в ложи — еще одна ландмарка. Не надо понимать так, что какая-либо древняя ландмарка делает обязательным институт подчиненных лож, составляющий одну из особенностей нынешней масонской системы. Но ландмарки ордена всегда предписывали масонам время от времени собираться вместе для проведения оперативных или спекулятивных работ, причем такие собрания должны называться ложами. Поначалу это были импровизированные встречи, созываемые с особой целью, после которой братья расходились, чтобы встретиться в другое время в ином месте, исходя из необходимости или обстоятельств. Но внутренний регламент ложи, постановления, постоянные офицеры и учет ежегодных недодел
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|