Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Психотерапия и основы психосоматики




Введение в психотерапию. Философские и теоретико-методические основы психотерапии. Организация психотерапевтической помощи. Основные направления психотерапии (психодинамическое, когнитивно-поведенческое, экзистенциально-гуманистическое). Другие направления в психотерапии. Основные формы психотерапии (индивидуальная, семейная, групповая, психотерапия средой). Психологические, клинические, социальные основы психотерапии. Психотерапевтический процесс (с основами психотерапевтического контакта). Психотерапевтический контракт. Лингвистика и нарратив в психотерапии. Теории личности. Теории неврозов и психосоматических расстройств. Пограничная психиатрия. Клинические и клинико-психотерапевтические разборы психотерапевтических случаев. Динамическая группа (группа личностного роста).

Проблема научного статуса психологической (немедицинской) психотерапии, междисциплинарность её предмета. Психотерапия в системе видов психологической помощи – консультирования, коррекции, сопровождения, супервизии: критерии сравнения: показания и ограничения, цели, форматы, теоретические основы. Проблемы деонтологии в психотерапии, профессиональный этический кодекс; ошибки и злоупотребления в области психотерапии.

Современное пространство терапевтического опыта: основные направления психотерапии – психоаналитическое, когнитивное, гуманистическое, бихевиоральное и их современные варианты. Проблема интеграции различных психотерапевтических подходов – основания, возможности и границы. Структура научного знания в психотерапии: теоретическая модель человека, теория развития и психопатологии, теория терапевтического процесса и эффективности психотерапии.

Проблема адекватности традиционной научной методологии; значение методов гуманитарных наук о человеке (семиотики, герменевтики) для развития исследований в области психотерапии. Общие и специфические факторы эффективности психотерапии, «парадокс эквивалентности» эффективности различных терапевтических систем. Исследование основных «переменных» психотерапии в рамках Меннингерского проекта: роль терапевтических отношений, терапевтических и этических установок терапевта; мотивация пациента и фактор веры; плацебо-эффект, роль уровня патологии личности. Исследование психотерапии как процесса, его разных фаз, динамики терапевтических отношений и изменений личности пациента на разных фазах терапевтического процесса. Факторы преждевременного прерывания психотерапии. Методы оценки «пригодности» к психотерапии, предикторы её эффективности, методы оценки эффективности.

Основные понятия психоаналитической психотерапии: сеттинг, терапевтический альянс, перенос, контрперенос, сопротивление. История и логика развития этих понятий. Основные методы психоаналитической психотерапии и их модификация с учетом уровня патологии пациента. Теории объектных отношений и селф-психология: модели развития, психопатологии, психотерапии (М. Кляйн, М. Малер, Х. Кохут, О. Кернберг). «Экспрессивная психотерапия» Кернберга и «восстановительная психотерапия» Кохута в применении к пациентам с личностными расстройствами.

Когнитивная модель порождения дисфункциональных поведенческих нарушений и патологических состояний при депрессиях и тревожно-фобических расстройствах.

Проблема интеграции когнитивной терапии с другими направлениями психотерапии - с психодинамическими моделями, системной семейной психотерапией.

Основные понятия и методы: условия эффективности человеко-центрированной терапии К. Роджерса – аутентичность терапевта, безоценочное приятие, эмпатическое слушание, конгруэнтность актуальному («здесь и сейчас») психотелесному опыту. Основные понятия и методы гештальттерапии. Супрессивные и экспрессивные методы содействия личностному росту.

Психосоматическая проблема в системе гуманитарного и естественнонаучного знания. Актуальность исследования психосоматической проблемы в психологии. Клинико-психологический аспект проблемы: традиционный подход и необходимость поиска новых теоретических интерпретаций. Различные классификации психосоматических расстройств (МКБ-10, DSM-III, DSM-IV). Достоинства и недостатки существующих классификаций. Проблема предмета психологического изучения в психосоматике.

Психосоматические идеи в истории медицины – от Гиппократа до ХIХ века; психоаналитически ориентированная психосоматика (различные направления и походы, конверсионнная модель, понятие психосоматической специфичности, личностного профиля, феномены ресоматизации-десоматизации, теория объектных отношений, модель борьбы за свое тело, двухэшелонная линия обороны, синергетическая модель, теория привязанности, эго-психология и др.).

Идеи российской физиологической школы (И.М. Сеченов, И.П. Павлов и их ученики), положившие начало концепции нервизма в медицине. Концепция К.М. Быкова и его последователей о роли кортико-висцеральных связей в возникновении соматических расстройств.

Теория стресса Г. Селье, ее роль в разработке проблем психосоматики. Основные модели психосоматического симптомогенеза, опирающиеся на понятие «физиологического» и «психологического» стресса. Основные феномены совладания (coping behavior) со стрессом. Их роль в симптомогенезе.

Социальные сети и здоровье. Социальная поддержка и стресс. Модель «прямого эффекта» и «буферная» модель.

Современная психосоматика: на пути интеграции различных теоретических и методологических подходов. Биопсихосоциальная модель психосоматического симптомогенеза как отражение этой тенденции в научных исследованиях и практике.

Современные бихевиористические подходы в психосоматике. Концепция типов поведения, роль поведенческих типов в симптомогенезе.

Феномен алекситимии: основные признаки, генезис алекситимического симптомокомплекса, роль алекситимии в симптомообразовании. Теоретические и практические аспекты дальнейшего изучения феномена алекситимии.

Проблема комплайенса в соматической клинике. Дискуссионные вопросы исследования качества жизни больных с психосоматическими расстройствами.

В поиске психологического предмета изучения. Психология телесности как альтернатива традиционной психосоматики. Возможность применения идей Л.С. Выготского в психосоматике для выделения психологических феноменов, механизмов их возникновения и функционирования. Понятия «организм, тело, телесность». Телесность как феномен, имеющий культурно-историческую детерминацию. Понятия «психологический онтогенез телесности, «психосоматическое развитие», «психосоматический феномен» в норме, «психосоматический симптом». Роль познавательной активности (нозогнозии) самого больного в психосоматическом симптомогенезе.

Внутренняя картина болезни (ВКБ) как сложный психосоматический феномен. История изучения. Различные представления о структуре ВКБ. Факторы, влияющие на ее становление. Проблема психологической коррекции ВКБ.

Личностные феномены в психосоматике. Их место в общей структуре психосоматических расстройств, роль в возникновении новых телесных симптомов. Проблема психологической саморегуляции при психосоматических расстройствах. Проблема психодиагностики и коррекции личностных феноменов в психосоматике.

Феноменология телесности. Границы тела, устойчивость образа тела, формы телесной идентичности. Внешнее и внутреннее тело, семантика «внутренней» телесности. Проблема верификации телесного ощущения. Телесность человека и интрацепция в контексте культурно-исторического подхода. Нарушения телесного восприятия при различных психических расстройствах. Проблема «культурной патологии» телесных функций.

 

Основная и дополнительная литература

Основная литература

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010.

2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. – М., 2009.

3. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. – М., 1995.

4. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. – М., 2010.

5. Алекситимия и методы ее определения при пограничных и психосоматических расстройствах. Методическое пособие. – СПб., 1994.

6. Анастази А. Психологическое тестирование. – СПб., 2009.

7. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения» / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – М., 2004.

8. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 2004.

9. Баженова О.В. Диагностика психического развития ребенка первого года жизни. – М.,1985.

10. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. – СПб., 2003.

11. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988.

12. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология. – М., 2009.

13. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – М., 1988.

14. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 2012.

15. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория и практика применения к исследованию личности ребенка. – М., 2001.

16. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. – Киев, 1979.

17. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. – СПб., 2009.

18. Бюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб., 2001.

19. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. – М., 2011.

20. Вассерман Л.И. с соавт. О системном подходе в оценке психологической адаптации. – Л., 1994.

21. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб., 1997.

22. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А. Щелкова О.Ю. Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике. – СПб., 2011.

23. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика. Теория, практика и обучение. – СПб., 2004.

24. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М., 2007.

25. Волков В.Т., Стрелис А.К. и др. Личность пациента и болезнь. – Томск, 1995.

26. Воронков Б.В. Психиатрия детского и подросткового возраста. – М., 2012.

27. Выготский Л.С. Собр. соч. в 3 тт. – М., 2012.

28. Газзанига М. Расщепленный человеческий мозг // Восприятие. Механизмы и модели. – М., 1974.

29. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. – М., 2010.

30. Гринсон Р. Практика и техника психоанализа. – М., 2010.

31. Дмитриева Т.Б. Медицинская и судебная психология. – М., 2004.

32. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М., 1994.

33. Естественнонаучные основы психологии. – М., 1978.

34. Журавлев И.В., Никитина Е.С., Сорокин Ю.А., Реут Д.В., Тхостов А.Ш. Психосемиотика телесности. – М., 2009.

35. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000.

36. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. – М., 2006.

37. Зверева Н.В., Казьмина О.Ю., Каримулина Е.Г. Патопсихология детского и юношеского возраста. – М., 2008.

38. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 2006.

39. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М., 1980.

40. Змановская Е.В. Современный психоанализ. – СПб., 2011.

41. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. – СПб., 2004.

42. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб., 2005.

43. Кабанов М.М. Некоторые принципиальные вопросы организации медико-психологической службы // Психологический журнал, 1985, т.6, № 3.

44. Кабанов М.М., Личко А.Д., Смирнов В.В. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983.

45. Кан М. Между психотерапевтом и пациентом. – СПб., 1997.

46. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. – СПб., 2000.

47. Карвасарский Б.Д. Неврозы. – Л., 1980.

48. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. – М., 2000.

49. Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Т.К., Вульф Э. Психиатрия, психосоматика, психотерапия. – М., 1999.

50. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М., 2009.

51. Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г., Фаллер Т.О., Филиппычева Н.А. Мозг и память. – М., 1975.

52. Клиническая психология / Под ред. А.Б. Холмогоровой. Т.1. Общая патопсихология. – М., 2011.

53. Клиническая психология / Под ред. А.Б. Холмогоровой. Т.2. Частная патопсихология. – М., 2012.

54. Клиническая психология / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 2007.

55. Кляйн М., С. Айзекс, П. Хайманн и др. Развитие в психоанализе. – СПб., 2001.

56. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. – М., 2007.

57. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. – М., 2001.

58. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. – М., 2007.

59. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. – М., 1985.

60. Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. – Ростов н/Д, 1992.

61. Кохут Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности. – М., 2003.

62. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2010.

63. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познания. – М., 1991.

64. Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С. Эмоциональная и смысловая регуляция восприятия у психопатических личностей возбудимого и истероидного круга // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1984, № 12.

65. Кулаков С.А. Психосоматика. – СПб., 2010.

66. Курек Н.С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь. – М., 1996.

67. Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология. – М., 2007.

68. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация у детей. – Прага: Авиценум, 1985.

69. Лебединский В.В., Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. – М.: Академия, 2011.

70. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения у детей. – М., 1990.

71. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – Л., 1985.

72. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. – М., 2000.

73. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М., 1974, т. 1.

74. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 2009.

75. Лурия А.Р., Коновалов А.Н., Подгорная А.Я. Расстройства памяти в клинике аневризм передней соединительной артерии. – М.,1970.

76. Лытаев С.А., Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики. – М., 2008.

77. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. – М., 2007.

78. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М., 1993.

79. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – СПб., 2008.

80. Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология, 1996.

81. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. – М., 2008.

82. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьников. – М.,1994.

83. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М., 2001.

84. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – М., 2007.

85. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., Воронеж, 1995.

86. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е.Д. Хомской. – М., 2007.

87. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. – М., 1986.

88. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.Д. Хомской. – М., 1995.

89. Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е.Д. Хомской. – М., 1979.

90. Основные направления современной психотерапии. / Под ред. А.М. Боковикова. – М., 2000.

91. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М., 2009.

92. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология и психотерапия. – СПб., 2012.

93. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. – СПб., 2006.

94. Практикум по семейной психотерапии. Современные модели и методы / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб., 2010.

95. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия. / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001.

96. Психосоматика. Телесность и культура / Под ред В.В. Николаевой. – М., 2009.

97. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.В. Карвасарского. – СПб., 2006.

98. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 2012.

99. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. – М., 2008.

100. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. – М., 1984.

101. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. – М., 2010.

102. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 2006.

103. Руководство по социальной психиатрии / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.С. Положего. – СПб., 2009.

104. Сандберг Н., Уайнбергер А., Таплин Д. Клиническая психология. Теория, практика, исследования. – М., 2007.

105. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. – Воронеж, 1993.

106. Сатир В. Вы и ваша семья. – М., 2007.

107. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. – М., 1998.

108. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 2012.

109. Семенович А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии. – М., 2010.

110. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М., 2008.

111. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов. – М., 2006.

112. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. – М., 2010.

113. Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Психосоматическая медицина. – М., 2006.

114. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. – М., 1978.

115. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.

116. Собчик Л.Н. Психодиагностика в медицине. – М., 2007.

117. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – М., 2005.

118. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.

119. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. – М., 2010.

120. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.

121. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995.

122. Соколова Е.Т., Чечельницкая Е.П. Психология нарциссизма. – М., 2001.

123. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М., 2000.

124. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия. Исцеление души и тела. – М., 2012.

125. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / Под ред. Д.А. Фарбер, Л.К. Семеновой, В.В. Алферовой и др. – Л., 1990.

126. Тайсон Р. и Ф. Психоаналитические теории развития. – Екатеринбург, 2006.

127. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. – М., 2009.

128. Тарабрина Н.В., Ворона О.А., Курчакова М.С., Падун М.А., Шаталова Н.Е. Онкопсихология. – М., 2010.

129. Ташлыков В.А. Психотерапия. – М., 2000.

130. Телесность человека: междисциплинарные исследования. – М., 1991.

131. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. – СПб., 2007.

132. Триумфов А.Г. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. – М., 1998.

133. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М., 2002.

134. Урванцев Л.П. Психология в соматической клинике. – Ярославль, 1998.

135. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского развития. – М., 2010.

136. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 2012.

137. Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. – М., 2011.

138. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 2011.

139. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. – М., 1998.

140. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. – М., 1997.

141. Хомская Е.Д., Привалова Н.Н., Ениколопова Е.В., Ефимова И.В. и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. – М., 1995.

142. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. – М., 1999.

143. Хрестоматия по психологии аномального развития в 2-х тт. – М., 2002.

144. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М., 1985.

145. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения. Нарушение и восстановление. – М., 2005.

146. Шеповальников А.Н., Цицерошин М.Н., Погосян А.А. О роли различных зон коры и их связей в формировании пространственной упорядоченности поля биопотенциалов мозга в постнатальном онтогенезе. // Физиология человека, 1997.

147. Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. – М., 1985.

148. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2009.

149. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М., 2012.

Дополнительная литература

1. Агарков А.П., Варанкова Л.В. Проблема диагностики соматизированных расстройств в общемедицинской и психиатрической практике // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2009. №3. С. 103-106.

2. Аграчев С.Г., Кадыров Н.Г. Психоанализ и психоаналитическая терапия. – М., 2000.

3. Александров Ю.И., Дружинин В.Н. Теория функциональных систем в психологии. Психологический журнал, 1998, №6.

4. Александрова Н.В., Городнова М.Ю., Эйдемиллер Э.Г. Современные модели психотерапии при ВИЧ/СПИДе. – СПб., 2010.

5. Ананьев В.А. Психология здоровья. – СПб.: Питер, 2008.

6. Аносова Е.В., Емельянова Т.В. Биопсихосоциальная модель шизофрении: семейное консультирование и психотерапия как часть психосоциальной реабилитации в комплексной подходе лечения шизофрении // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2006. №2. С. 74-77.

7. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М., 1968.

8. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. – Л., 1975.

9. Ассаджиоли Р. Психосинтез. – М., 2002.

10. Атлас “Нервная система человека. Строение и нарушения” / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – М., 2001.

11. Аухадеев Э.И., Бодрова Р.А., Иксанов Х.В. Современный этап развития индивидуального и общественного здоровья и его перспективы // Общественного здоровье и здравоохранение. 2008. №1. С.4-10.

12. Ахутина Т.В. и др. Методы нейропсихологического обследования детей 6- 8 лет. Вестник МГУ, Психология, 1996, №2.

13. Билецкая М.П. Семейная психотерапия детей с психосоматическими расстройствами. – СПб., 2010.

14. Бинсвангер Л., Мэй Р., Роджерс К. Три взгляда на случай Эллен Вест // Московский психотерапевтический журнал. 1993. №3.

15. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.,1988.

16. Бойко О.В. Охрана психического здоровья. – М.: Академия, 2007.

17. Братусь Б.С. Актуальные проблемы изучения и коррекции алкоголизма // Психологический журнал, 1987, т.8, № 2.

18. Ванкон И.Г., Ванкон А.И. Современные подходы в реабилитации наркозависимых // Вестник психотерапии. 2007. №20. С. 109-115.

19. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия // Основные направления современной психотерапии. – М., 2000.

20. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика. – СПб., 2010.

21. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейро-психологической диагностики. – СПб.

22. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А. Дискуссионные вопросы концептуализации и методологии исследования качества жизни в медицине // Сибирский психологический журнал. 2007. №26. С. 112-119.

23. Вид В.Д. Бригадный подход в современной психиатрической клинике и его функциональное структурирование // Социальная и клиническая психиатрия. 1995. №3. С. 102-105.

24. Винер Дж., Майзен Р., Дакхем Дж. Супервизия супервизора: практика в поиске теории. – М.: Когито-Центр, 2006.

25. Власова О.А. Антипсихиатрия: становление и развитие (Монография). — Москва: Изд–во РГСУ «Союз», 2006. (чит.зал №2 биб-ки БФУ им. И. Канта)

26. Галактионова А.В. Подходы к реабилитации пациентов с психосоматическими заболеваниями / http://www.help-patient.ru/psychological_help/psychologists/library/003.pdf.

27. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия, тревога // Московский психотерапевтический журнал, 2001, № 4.

28. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Семейные источники негативной когнитивной схемы при эмоциональных расстройствах (на примере тревожных, депрессивных и соматоформных расстройств) // Московский психотерапевтический журнал, 2001, № 4.

29. Гурович И.Я., Сторожакова Я.А. Социальная психиатрия и социальная работа в психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. 1998. Т. 8. № 4. С. 5–20.

30. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б. Практикум по психосоциальному лечению и реабилитации психически больных. – М.: Медпрактика, 2002. – 179 с.

31. Дереча В.А. Общая психопатология: учеб. пособие для студентов / В.А. Дереча. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. (чит.зал №2 биб-ки БФУ им. И. Канта)

32. Джейкобе Д., Дэвид П., Мейер Д.Дж. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций: Пер с англ. – СПб: Информационный центр психоаналитической культуры, 1997. – 235 с.

33. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка. Вопросы психологии, 1997, №4.

34. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. – М., 1998.

35. Залевский Г.В. Супервизия: практика в поисках теории // Сибирский психологический журнал, 2008. №30. С.7.

36. Зейграник Б.Ф. Патопсихология. – М., 2000. (чит.зал №2 биб-ки БФУ им. И. Канта)

37. Зотов М.В. Механизмы регуляции познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса. – СПб., 2011.

38. Иваницкий А.М. Главная задача природы: как на основе работы мозга возникают субъективные переживания. Психологический журнал, 1999, №3.

39. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. – СПб., 1998. – 256 с.

40. Калмыкова Е.С. Опыты исследования личной истории. – М., 2012.

41. Калмыкова Е.С., Чеснова И.Г. Анализ нарративов пациента:: CCRT и дискурс–анализ // Моск. психотер. ж-л, 1996, № 2.

42. Камаева О.В., Монро П. Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных / Под ред. А.А. Скоромца. – СПб, 2003.

43. Карвасарский Б.Д. Неврозы. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1990. (чит.зал №2 биб-ки БФУ им. И. Канта)

44. Кейсмент П. Обучаясь у пациента. – Воронеж, 1995.

45. Кирпиченко А.А., Ладик Б.Б., Пашков А.А. Основы медицинской психологии и коммуникации. – М., 2004.

46. Клиническое руководство по психическим расстройствам / Под ред. Д. Барлоу. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. (чит.зал №2 биб-ки БФУ им. И. Канта)

47. Ковальчук В.В., Скоромец В.В. Основные принципы и результаты деятельности мультидисциплинарной бригады при восстановительном лечении пациентов, перенесших инсульт // Неврологический вестник им. В.М. Бехтерева. 2007. Том 39. С. 5-9.

48. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. – М., 2005. (чит.зал №2 биб-ки БФУ им. И. Канта)

49. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. – СПб., 2004.

50. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. В кн. Принцип развития в психологии. – М.,1978,

51. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. – М., 1998.

52. Марютина Т.М. Психофизиологическое созревание как условие психического развития // Учителю о психологии. – М., 1995.

53. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. – М., 2002.

54. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. Религии, ценности и пик-переживания. – М., 2002. (чит.зал №2 биб-ки БФУ им. И. Канта)

55. Мелехов Д.Е. Социальная психиатрия и реабилитация психически больных // Основы социальной психиатрии и социально-трудовая реабилитация психически больных. – Л., 1981. С. 4–14.

56. Микадзе Ю.В., Маслов О.Р. Компьютерная программа обсчета и представления результатов нейропсихологического обследования детей “Диакор”.

57. МКБ-10 Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. Женева. Всемирная организация здравоохранения, 1992. Перевод. – СПб, 1994.

58. Модели межведомственной мультидисциплинарной бригадной работы при оказании психиатрической помощи. Методические рекомендации. – Екатеринбург: МЗ Свердловской области, УГМА, 2005.

59. Мультидисциплинарный консилиум // Вопросы психического здоровья. 2004. №1. С. 105-113.

60. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960. (НА биб-ки БФУ им. И. Канта)

61. Немиринский О.В. Сочетанное применение психотерапии и фармакотерапии // Социальная и клиническая психиатрия. 1994. №1. С. 119-127.

62. Патопсихология. Психоаналитический подход. Теория и клиника / Под ред. Ж. Бержере. – М., 2008.

63. Первин Л., Джон О. Психология личности. – М., 2000.

64. Перлз Ф., Хафферлайн Р., Гудман П. Практикум по гештальттерапии. – М., 1994.

65. Практикум по патопсихологии /Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского). – М., 1987.

66. Прибрам К. Язык мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. – М., 2010.

67. Психология развития // Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

68. Роджерс К. Становление личности: взгляд на психотерапию. – М., 2001.

69. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.

70. Рори Н. Практическое руководство по детско-подростковой психиатрии: междисциплинарные подходы. – Екатеринбург: УралЦДИ, 2001.

71. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). – М., 2000.

72. Рындина О.Г., Антонов Б.М., Чистякова Т.В. Реабилитация психически больных в пожилом и старческом возрасте [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 3 (14).

73. Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К., Русаковская О.А. Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. – М., 2011.

74. Сгибов В.Н. Взаимодействие специалистов полипрофессиональной бригады в комплексном лечении пограничных психических расстройств // Актуальные вопросы современной психиатрии и наркологии. – Пенза, 2003. – В.6. – С.60-65.

75. Семенова Н.Д., Сальникова Л.И. Проблема образования психически больных //Социальная и клиническая психиатрия. 1998. Т. 8, №4. С. 30-39.

76. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики “Лурия-90”. – М., 1991.

77. Современные тенденции развития и новые формы психиатрической помощи / Под ред. И.Я. Гуровича, О.Г. Ньюфельдта. – М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2007. – 356 с.

78. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. – М., 2001. (чит.зал №2 биб-ки БФУ им. И. Канта)

79. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С. К обоснованию метода диалогического анализа случая// Вопр. психологии, 1997, № 2.

80. Спиваковская А.С. Комплексная психологическая коррекция в профилактике детских неврозов. Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. МГУ, 1989.

81. Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – М., 2009.

82. Старшенбаум Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей. – М., 2006.

83. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М., 2005.

84. Судаков С.А. Кластерный анализ в психиатрии и клинической психологии. – М., 2010.

85. Схалквайк Ф. На кушетке у психоаналитика. Шесть клинических случаев. – М., 2005.

86. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М., 1998. (чит.зал №2 биб-ки БФУ им. И. Канта)

87. Тодд Д., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. – М., 2001.

88. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. – М.: Альпина Нон-фикшн, 2009. (чит.зал №2 биб-ки БФУ им. И. Канта)

89. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. (чит.зал №2 биб-ки БФУ им. И. Канта)

90. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993. (чит.зал №2 биб-ки БФУ им. И. Канта)

91. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. – М., 2000. (чит.зал №2 биб-ки БФУ им. И. Канта)

92. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная терапия // Основные направления современной психотерапии / Под ред. А.М. Боковикова. – М., 2000.

93. Хомская Е.Д. Мозг и активация. – М., 1972.

94. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.

95. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологического обследования детей. – М., 1997.

96. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М., 1995.

97. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 1997.

98. Чаплыгина С.В. Биопсихосоциальный подход в исследованиях нервно-психических и психосоматических расстройств / http://spbume.ru/up/files/psy/16-chapligina.pdf

99. Чермянин С.В., Корзунин В.А., Юсупов В.В. Диагностика нервно-психической неустойчивости в клинической психологии. – СПб., 2010.

100. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. – М., 1997.

101. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании. Патопсихология, клиника, реабилитация. – М., 2006.

102. Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика: от Месмера до Фрейда. – М., 1991.

103. Шмуклер А.Б., Немиринский О.В. Проблемы взаимодействия психиатра, психолога и социального работника // Социальная и клиническая психиатрия. 1195. №3. С. 97-101.

104. Шпиц Р. Психоанализ детского возраста. – М., 1999.

105. Эволюция психотерапии. В 4-х т. – М., 1998.

106. Эйдемиллер Э.Г., Медведев С.Э. Аналитико-системная семейная психотерапия при шизофрении. – СПб., 2012.

107. Энциклопедия глубинной психологии, т.1, 2, 3. – М., 1998,1999, 2000.

108. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб., 2005.

109. Ясперс К. Общая психопатология / Пер. с нем. Л.О. Акопяна. – М.: Практика, 1997.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...