Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Формирование системных слуховых образов у детей с нарушением зрения




Образы внешнего мира как слепых, так и слабовидящих ни­когда не бывают одномодальными : их структура сложна и всегда исключает информацию, получаемую от различных анализаторов, как сохранных, так и нарушенных.

В зависимости от глубины поражения зрительного анализатора и индивидуальных особенностей доминирующей становится деятельность разных анализаторов. Именно поэтому в истории тифлопсихологии выдвигались теории приоритета в познании мира «рения, или слуха (Ф.Цех, 1913; М.Сизеран, 1901; и др.), или Осязания (Л.Чермак, 1855; А.В.Бирилев и др.).В структуре образа объекта внешнего мира слепого и слабовидящего значительную роль играет слух, поскольку позволяет воспринимать характеристики объекта воспринимать дистантно . По мере того как звуки начинают играть роль сигнала и связываются определенным образом с предметами и их действиями, ориентировка в социальной жизни становится более точной и определенной.

Как мы уже говорили, дифференциация звуков и отнесение их к определенным предметам и людям у детей с нарушением зрения возникает в 5 —6 месяцев, когда у ребенка формируются предметные действия в осязательном поле. Развитие сигнальной функции слуховых раздражителей связывается с взаимодействием слуха и осязания и формируется постепенно.

Исследование Л.И.Солнцевой слухового восприятия ребенка как сигнальной функции показало, что сначала звук воспринимается без соотнесения с предметом, затем как характеристика одного из взаимодействующих объектов (инструмент, орудие илиобъект) и, наконец, как обозначение взаимодействия объектом

Дети от фрагментарного и глобального восприятия переходят к анализирующему восприятию, основанному на четком анализе oт- дельных качеств, их синтезе в системный образ, адекватно отражающий воспринимаемый объект. Сигнальность звуковых признаков характеризуется разной степенью обобщенности — от сигнализации неопределенного действия к четкому и конкретному отражению взаимодействующих объектов. Именно это позволяет детям с нарушением зрения использовать слух в качестве определителя различных жизненных ситуаций. Предметная отнесенность звуков является результатом более сложной психической деятельности, чем простая тренировка слуха. Она включает в себя осознание и оценку звука, соотнесение его с определенными предметами и их качествами и осуществляется в процессе практической деятельности и на основе использования информации, получаемой с помошью восприятия другой модальности, в частности осязательной. Предметная отнесенность звука позволяет воспринимать на расстоянии пространственные и временные отношения и является сигналом появлении объектов, движении, изменении деятельности и т.д.



Роль слуха в жизни и деятельности слепых более значительно, чем у зрячих. А. А. Крогиус, цитируя П.Дюфо, говорил, что слух является для них тем же, чем зрение для зрячих. С помощью слуха слепые узнают и локализуют нахождение предметов, людей, ориентируются в пространстве. А. А. Крогиус , а впоследствии В. С. Сверлов отмечали, что по колебаниям тембра, интонации, громкое голоса слепые могут судить о человеке, его настроении, характер» -отношению к окружающим и о психических состояниях человека .Вистории тифлопсихологии Д.Дидро, Klein, Knie, Дюфо oтмечали изощренность слуха слепых, развивающуюся спонтанно как компенсация утраченного зрения.А. А. Крогиус приводит результаты исследования Грисбаха, по­казывающие слабое развитие у слепых пространственных слухо­вых восприятий. В то же время в собственных экспериментах Д. А. Крогиус отмечает более высокий «пространственный порог» слуховых ощущений у зрячих.

Современные экспериментальные психологические исследования показали, что различия в слуховой функции зрячих и слепых связаны с индивидуальными различиями и не свидетельствуют об изначальной изощренности слуха слепых. Постоянное исполь­зование слуха в пространственной ориентировке слепых приво­дит к повышению как абсолютной, так и различительной чувст­вительности.

Пространственная ориентация и различного рода деятельность слепых требуют способности тонко дифференцировать звуки, шумы, определять источник звуков и направление звуковой вол­ны, поэтому у них, чаще использующих слух при выполнении различных видов деятельности, повышается слуховая различитель­ная чувствительность.

В общей психологии выделяются три вида слуховых ощуще­ний, восприятий, представлений: речевые, музыкальные и шумы.

Способность воспринимать и различать звуки речи, т.е. фоне­мы, является основой овладения звуковой стороной языка. Разви­тый фонематичекий слух у слепых, как и у зрячих , является осно­вой и предпосылкой успешного овладения детьми грамотой. Он развивается и совершенствуется в процессе обучения, формиро­вания представлений о звуковом составе языка.

Б. М. Теплов отвечает, что музыкальный слух как особая форма человеческого слуха формируется в процессе обучения музыке. Его исследования опровергают мнение о том, что музыкальный слух свойствен слепым и автоматически развивается более быстрыми темпами, чем у зрячих, в связи с потерей зрения. Музыкальный слух развивается у лиц с нарушением зрения в основном теми же Темпами, как и у нормально видящих. Однако более интенсивное использование слепыми слуха как единственного (не считая обо­няния) дистантного анализатора, сигнализирующего о простран­стве, объектах и их взаимодействии, обусловливает формирова­ние более тонких дифференцировок звуковых качеств окружаю­щего предметного мира. Этому способствуют также музыкальные занятия,обучение игре на различных инструментах. Ю. М. Гохфельд (1982) говорит, что в процессе обучения у детей вырабатывается обостренный слух, способность к сосредоточенному слуховому вниманию, хорошо натренированная слуховая память. Его иссле­дование показало, что пространственная ориентировка в процес­се обучения игре на фортепиано и овладение не только клавиату­рой, но и пространством над ней основывается на слухо-двигательныхсвязях, на умении «предслышать» внутренним ухом звук, соответствующий клавише. Роль слухового анализатора при этом ведущая, так как слуховые восприятия и представления являются источником взаимодействия и центральным звеном в слухо-двигательных связях.

Однако под влиянием шума и длительного звукового воздействия может проявляться усталость слухового анализатора, paз- виться тугоухость. А. Дашкявичюс (1989), исследуя состояние слуховой функции инвалидов по зрению, показал, что у 32,5 % еле пых, работающих в шумных условиях, имеет место ухудшение слуха. При этом малейшее снижение слуха резко сказывается на приспособлении слепых к окружающему миру, так как основное качество слуховых образов — предметная отнесенность — непосредственно связывается у слепых с формированием осязания ,с использованием руки и ее способностью тактильного освоении внешнего мира.





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.