Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решения тренировочных заданий

Белорусский государственный экономический университет

Системадистанционного обучения

 

 

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-практическое пособие

 

 

МИНСК

 


УДК

ББК

Ф

 

 

Рецензенты

Рекомендовано кафедрой философии

Утверждено Учебно-методическим советом университета

 

 

Философия: Учебно-практическое пособие. /В.К. Лукашевич, В.М. Белокурский, И.П. Мамыкин, Е.З. Волчек, Е.А. Криштапович; Под общ. ред. В.К. Лукашевича – Мн.: БГЭУ, 2000. – с.

 

ISBN 985-426-

 

В учебно–практическом пособии изложено основное содержание курса «Философия» для студентов высших учебных заведений, получающих образование по системе дистанционного обучения. Оно соответствует устоявшейся структуре философского знания и тенденциям его развития. Освоение курса базируется на доминировании самостоятельной работы обучающихся, ориентированной наряду с изучением предмета на формирование у них необходимых навыков интеллектуальной работы.

Для преподавателей, студентов и слушателей всех форм обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

 

УДК

ББК

 

ISBN 985-426-

 

Ó Коллектив авторов, 2000

Ó Белорусский государственный

экономический университет, 2000


Содержание

   
Введение 1. Становление и развитие философии 1.1. Философия в системе культур 1. 1.1. Философия как тип мировоззрения 1.1.2. Генезис философии 1.1.3. Предмет и структура философского знания 1.1.4. Функции философии в системе культуры и роль ее в обществе 1. 2. Философия Древнего мира и Средних веков 1. 2. 1. Древнеиндийская философия 1. 2. 2. Философия Древнего Китая 1. 2. 3. Античная философия 1. 2. 4. Философия Средних веков 1. 3. Новоевропейская классическая философия 1. 3. 1. Философская мысль эпохи Возрождения 1. 3. 2. Философия Нового времени 1. 4. Трансформации классической философии и ее альтернативы (XIX—XX вв.) 1. 5. Русская философия и ее основные идеи 1. 6. Белорусская философская и общественно-политическая мысль в IX—XX вв. Тренировочные задания Тест 2. Онтология 2.1. Бытие, его философский смысл и основные формы 2. 1. 1. Основные формы бытия и проблема субстанции 2.1.2. Материя и ее атрибуты 2.2. Диалектика бытия и ее категориальное воспроизведение 2. 2. 1. Исторические формы и альтернативы диалектики 2. 2. 2. Основные принципы и законы диалектики 2. 2. 3. Категории диалектики Тренировочные задания Тест 3. Проблема сознания и философия человека 3.1. Сознание 3.1.1. Оппозиция «материя-сознание» и ее различные трактовки 3.1.2. Генезис сознания 3.1.3. Структура и свойства сознания 3.1.4. Проблема сознания и кибернетика 3.1.5. Общественное сознание: специфика, структура, функции 3.2. Бытие человека как проблема философии 3.2.1. Центральная проблема философии 3.2.2. Антропосоциогенез 3.2.3. Единство природного и социального в человеке 3.2.4. Индивид, индивидуальность, личность 3.2.5. Проблема жизни и смерти 3.2.6. Смысл жизни 3. 3. Творчество – атрибут человеческого бытия 3. 3. 1. Понятие творчества 3. 3. 2. Виды и формы творчества 3. 3. 3. Творческий процесс, его предпосылки и основные этапы 3. 3. 4. О понятии «творческая способность» 3. 3. 5. Факторы творческого процесса: стимулы и препятствия 3. 3. 6. Проблема управления творчеством Тренировочные задания Тест 4. Теория познания и философия науки 4.1. Исходные понятия и основное содержание классической теории познания 4.1.1. Специфика познавательного отношения и типология познания 4.1.2. Основные понятия теории познания 4.1.3. Формы познавательной деятельности 4.1.4. Проблема истины 4.2. Научное познание в философском осмыслении 4.2.1. Специфика научного познания 4.2.2. Методы и уровни научного исследования 4.2.3. Структура научного знания 4.2.4. Понятие науки и ее социальные функции в современном мире Тренировочные задания Тест 5. Социальная философия 5.1. Общество и природа в философском осмыслении 5.1.1. Природа как условие существования и развития общества 5.1.2. Единство и различие законов природы и общества 5.1.3. Экология и экономика 5.2. Общество как система 5.2.1. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь 5.2.2. Теоретические модели общества и их философские основания (натурализм, идеализм, фатализм, субъективизм, волюнтаризм) 5.2. 3. Основные типы и структура общественных отношений 5.3. Способ общественного производства. Философия экономики 5.3.1. Сущность общественного производства 5.3.2. Структура способа производства. Закон соответствия 5.3.3. Производственные революции в истории общества 5.3.4. Философия экономики 5.4. Духовная жизнь общества и философия ценностей 5.4.1. Духовная жизнь общества 5.4.2. Понятие и природа ценностей 5.4.3. Духовные ценности и экономическое развитие 5.5. Философия культуры 5.5.1. Понятие культуры и ее социально-историческая сущность 5.5.2. Культура и цивилизация 5.5.3. Современная культурная ситуация: противоречия, поиски решений, тенденции дальнейшего развития 5.6. Философия истории 5.6.1. Предмет философии истории 5.6.2. Историческая закономерность и случайность 5.6.3. Субъекты и объективные факторы исторического процесса 5.6.4. Смысл истории 5.7. Философские аспекты глобальных проблем и социальное прогнозирование 5.7.1. Сферы и причины глобальных проблем 5.7.2. Основные типы социальных прогнозов и методы прогнозирования Тренировочные задания Тест Выводы Решения тренировочных заданий Вопросы для повторения Контрольные итоговые вопросы Толковый словарь Литература    

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение философии является одним из важнейших направлений гуманитарной подготовки современного специалиста. В условиях, когда во всех сферах усложняется профессиональная деятельность, ускоряются темпы протекания общественных процессов, обостряются глобальные проблемы, необходимо овладеть механизмами системного осмысления их мировоззренческого, социального и нравственно-гуманистического содержания, которые вырабатывает философия. Прежде всего это важно сделать на материале тех сфер деятельности, к участию в которых готовит своих выпускников высшее учебное заведение. Современная экономика представляет собой одну из сфер, где масштабность действий, динамичность процессов и неоднозначность их результатов проявляются наиболее наглядно. Прямым стимулом не только к профессиональному, но и к философско-мировоззренческому и нравственно-гуманистическому осмыслению ее проблем являются все более острая нехватка сырьевых ресурсов, экологические последствия хозяйственной деятельности человека, растущая неравномерность экономического развития стран и регионов, социальное расслоение на основе неконтролируемых процессов в сфере экономики.

Данное учебно-практическое пособие содержит исходные сведения по курсу философии, соответствующие учебной программе и устоявшейся структуре философского знания, ориентирующие студента в самостоятельной работе. Изучив курс философии с использованием данного пособия студент обязан знать:

основы важнейших философских учений; основные проблемы, категории, принципы и законы философии; ведущих мыслителей в истории философии.

уметь характеризовать:

специфику философии; связь философии с жизнью; собственный философский выбор.

уметь анализировать:

социокультурную обусловленность философских учений; роль философии в решении актуальных проблем человечества; значение философии в профессиональной деятельности.

приобрести навыки и качества:

анализа философских текстов; культуры философской дискуссии; философского обоснования своей жизненной позиции.


Учебно-практическое пособие подготовлено кафедрой философии Белорусского государственного экономического университета.

Введение, фрагменты 1.1; 2.1; 2.2; 4.1; 4.2; 5.7; выводы, толковый словарь написаны доктором философских наук, профессором В. К. Лукашевичем; 1.2 – 1.6 – кандидатом философских наук, доцентом В. М. Белокурским; 3.1 –3.3 – кандидатом философских наук, доцентом И. П. Мамыкиным; 5.1—5.3 – доктором философских наук, профессором Е. З. Волчеком; 5.4 – 5.6 – кандидатом философских наук, доцентом Е. А. Криштаповичем. Вопросы для повторения, контрольные итоговые вопросы, список рекомендуемой литературы составлены коллективом авторов.

Научный редактор учебно-практического пособия – доктор философских наук, профессор В. К. Лукашевич.

 


 

1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ Для замечаний
1.1. ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ 1.1.1. ФИЛОСОФИЯ КАК ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ   Становление философии – это процесс ее формирования как качественно самостоятельного духовного образования, отличного от религии, искусства, науки и других явлений духовно-культурной жизни общества. Ее возникновение было обусловлено прежде всего необходимостью новых, более развитых и обоснованных представлений о природной реальности, месте в ней человека, его возможностях познать природу, общество и свой внутренний мир, т. е. наиболее общих представлений. Ими во многом обусловлены правила, нормы, принципы, эталоны поведения и деятельности человека, которая постоянно усложнялась. И наиболее общие представления, их связь с нормами поведения и деятельности людей получали и получают отражение в религии, искусстве, позднее — в науке. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит философии, которая впервые стала осмысливать их содержание рациональными (разумными, интеллектуальными) средствами на основе понятия «мировоззрение». Мировоззрение – это совокупность представлений о реальности, система принципов, эталонов и убеждений, определяющих отношение к действительности и направление деятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Мировоззрение как форма осмысления человеком окружающей реальности во времени существует столько, сколько существуют люди. Однако ее содержательное накопление существенно различается как в отдельные исторические эпохи, так и у отдельных людей и социальных групп. В зависимости от этого выделяют несколько основных типов мировоззрения. Мифологическое мировоззрение– это совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходство с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира человеческому получило название «антропоморфизм». Религиозное мировоззрение– это совокупность представлений о мире, его происхождении, месте в нем человека, основанных на вере в сверхъестественные силы и существование двух миров – высшего, совершенного, небесного и низшего, несовершенного, земного. В отличие от мифологического религиозное мировоззрение лишь частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание единства человеческого рода. Повседневно-обыденное мировоззрение– это совокупность представлений о природной и социальной реальности, нормах и эталонах поведения человека, основанных на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах деятельности. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения оно малосистемно и неоднородно. Его содержание варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, прошлого опыта и интересов различных социальных групп. Философское мировоззрение – это система рационально обоснованных представлений о мире, месте в нем человека, направленности, принципах и целях его деятельности. Оно возникло как средство преодоления недостаточности более ранних типов мировоззрения. Решающее отличие обеспечивал способ формирования философского мировоззрения, базирующегося не на фантазии и вере, а на методах рационального (разумного) обоснования его содержания. Это во многом сближало его содержание с представлениями зарождающейся науки и придавало ему дополнительную ценность и практическую значимость. Научно-философское мировоззрение– это система представлений о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли в нем человека, которая строится на основе научных данных, развивается вместе с наукой и оказывает не нее активное влияние. Несмотря на периодические кризисы в различных областях науки и растущий плюрализм философских учений, их мировоззренческий союз создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования. Характеристика основных типов мировоззрения свидетельствует о сложном составе этого духовного образования. В его структуре выделяют три основных компонента: познавательную, деятельно-поведенческую и ценностную. Первая включает совокупность знаний (представлений) о происхождении, строении и законах развития реальности. Вторая охватывает совокупность предписываемых человеку правил, норм, принципов, эталонов поведения и деятельности. Третья содержит набор характеристик, выражающих значимость явлений реальности для человека (вредные или благоприятные, необходимые или бесполезные, допустимые или недопустимые и т. д.). Фундаментальное значение мировоззрения подтверждается логикой познавательного и практического освоения мира, требующей «предварительной договоренности» между людьми о понимании общего, а также фактами достаточно жесткой конкуренции разнотипных мировоззренческих представлений при их общей претензии на универсальность, на право быть интеллектуальной основой любой деятельности человека.   1. 1. 2. ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ   Философия возникла в VII—VI вв. до н. э. в Средиземноморском регионе, точнее, в Древней Греции и сопредельных территориях. Мировоззренческие системы, выработанные ранее в Древнем Египте, Вавилонии, Индии и Китае, нельзя безоговорочно отнести к философским, поскольку в них доминировали мифологические и религиозные представления. Чаще всего эти системы называют предфилософией. В Древней Греции формирование философии было обусловлено рядом факторов. Во-первых, установлением демократического общественного строя, предполагавшего участие основной массы свободного населения в решении важнейших политических, общественных и хозяйственных вопросов. Это требовало от участников их коллективного обсуждения умений объективно анализировать ситуацию, которая была, как правило, намного сложнее тех ситуаций, которые описывались в мифологических сюжетах. Необходимо было также выработать приемлемое решение и умело отстаивать его в публичных дискуссиях. Все это требовало постоянного совершенствования механизмов интеллектуальной работы. Философия в наибольшей мере поощряла эту установку, чего нельзя было сказать о мифологии и религии. Во-вторых, важное значение имело расширение хозяйственно-экономических и культурных контактов, показавшее узость собственных представлений о мире и нормах жизненного уклада. В-третьих, постоянно действовали факторы интеллектуального характера: сомнение в мировоззренческой состоятельности и практической достаточности мифологических представлений и норм обыденного сознания. Это сомнение выразилось в теоретически обоснованной необходимости различать мнение и знание. Особое значение имела зарождающаяся наука, накапливающая сведения о мире «в его собственных характеристиках», относительно свободные от деформирующего воздействия мифологических схем и мнения большинства. Древние философы зачастую были одними из первых ученых. Поэтому в определенной мере о философии того времени можно говорить как о совокупности объективных знаний о мире, из которой впоследствии отпочковались конкретные науки о природе, обществе и человеке. Этот процесс продолжается и в настоящее время, что является одной из причин актуальности вопроса о предмете философии и структуре философского знания.   1. 1. 3. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ   Определение предмета философии предполагает ответ на вопрос «Что изучает философия?», т. е. уточнение той совокупности явлений, процессов и объектов реальности, которые подлежат духовному освоению средствами философии и отражены в системе философского знания. Ядро философского знания составляют представления, содержащие ответы на мировоззренческие вопросы о происхождении практически и духовно осваиваемой реальности, ее структуре, законах и направлении эволюции, о происхождении и сущности сознания, генезисе человеческого общества и человека, его способности познавать и изменять среду своего обитания, праве на жизнь, счастье, удовлетворение своих материальных и духовных потребностей, развитие творческих способностей. Эти представления тесно сопряжены с системой знаний, содержащихся в гуманитарных, естественных и технических науках, а также с содержанием художественно-эстетических и религиозных систем. Философия использует их для обоснования собственных положений и в свою очередь на их основе вырабатывает средства анализа их структуры и динамики, функционирования в обществе. На этом пути философия может вступать в контакт с содержанием практически любой из форм общественного сознания и любой конкретной наукой. Однако сама она не занимается изучением какой-либо конкретной сферы природной, социальной или духовной реальности, исследованием структуры ее объектов, характера их отношений и законов взаимодействия. Предмет философии – наиболее общие законы развития, природы, общества и человеческого мышления, связанные с действием этих законов формы бытия, и особенности их воспроизведения в сознании человека. Таким образом, главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания. История философских учений свидетельствует, что в конечном счете центральной для философии является проблема человека. Но одновременно следует иметь в виду, что ее многогранное содержание не может быть корректно выражено и проанализировано вне адекватных представлений о структуре и законах эволюции природной и социальной реальности, о взаимодействии сознания и бытия, формах и методах познавательной деятельности и других проблемах, традиционно предопределяющих структуру философского знания. В различных философских направлениях и учениях система философского знания структурируется ощутимо различными способами. Однако некий инвариант наблюдается также достаточно определенно. Философское знание включает в себя несколько крупных разделов, имеющих свой относительно самостоятельный предмет. 1. Историко-философский раздел, содержащий определенную трактовку возникновения и развития философии как формы общественного сознания, историю формирования ее предмета и способов философствования на материале конкретных наиболее оригинальных философских школ и течений. 2. Онтология – учение о бытии, основных формах существования природной, социальной и духовной реальности, содержании категориальной системы и наиболее общих законов, воспроизводящих ее структуру и динамику. 3. Философская антропология – учение о человеческом бытии, о человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности. 4. Гносеология (теория познания) – раздел философии, содержащий определенную трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей человеческого познания, отношения знания к реальности и условий его истинности. 5. Социальная философия – раздел философии, предмет которого составляет структура, законы функционирования и развития общества как целостной саморазвивающейся системы. Одним из системообразующих факторов философского знания является основной вопрос философии, который имеет две стороны, т.е. разбивается на два взаимосвязанных вопроса: 1) что первично, материя или сознание? 2) познаваем ли мир? Хотя и не во всех философских системах данный вопрос признается в качестве основного, тем не менее поиск аргументированных ответов на составляющие его подвопросы очерчивает основной круг проблем, которые являются общими для всех упомянутых разделов, а также для более специальных разделов философского знания: политической философии, философии права, философии экономики, философии техники, философии науки, философии культуры, религии, истории и др. Структура философского знания не является застывшим образованием. Ее развитие отражает не только внутреннюю логику философских проблем, но и динамику их социальной значимости. Структурообразующим ядром философского знания является онтология, которая в более или менее широком изложении присутствует во всех философских системах. С ней явно или неявно связаны другие элементы системы, выражающие представления социальной философии, философии науки, философии права, философии искусства и др.   1. 1. 4. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ И РОЛЬ ЕЕ В ОБЩЕСТВЕ   Основополагающая функция философии – выявление универсалий культуры и выражение их содержания в системе философского знания. Универсалии (наиболее общие представления) культуры зафиксированы в фольклоре, искусстве, религии, этических учениях нередко посредством образов, иносказаний, притч, т. е. далеко не всегда в логически стройной и информационно емкой форме. Философия же выражает их содержание преимущественно в системе категорий, т. е. в форме, обладающей отмеченными свойствами, что обеспечивает ей более широкие возможности в духовном воспроизведении реальности и в выработке его механизмов. Это осуществляется в процессе выполнения философией ряда функций. Важнейшие из них: мировоззренческая–состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности; методологическая– связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики и коммуникации; гносеологическая – выполняется в процессе выработки философского учения о сущности познания, его формах и критериях истинности знаний; аксиологическая – ориентирована на выработку средствами философии критериев оценки значимости явлений природной, социальной и духовной реальности для человека, социальной группы или общества в целом; идеологическая – состоит в обосновании средствами философии идеологии как теоретической системы, отражающей общественное положение, цели, интересы и идеалы определенной социальной группы; праксиологическая– связана с выявлением и выработкой в русле философии смыслов, основных направлений, целей, средств и методов человеческой деятельности; критическая – состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления и практической деятельности, направляющих их по ложному или неоптимальному пути; прогностическая – связана с выработкой средствами философии представлений, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов. Возникнув как новая, более рационализированная по сравнению с мифологией и религией форма общественного сознания и тип мировоззрения, философия тем не менее далеко не всегда занимала доминирующее положение в сфере духовной жизни. Первоначально мифология, а затем религия составили ей мощную конкуренцию. Несмотря на то, что многие выдающиеся философы были видными политическими и государственными деятелями, судьбы философии и философов в их стране очень часто были полны драматизма. Однако по мере освобождения философии от мифологических и религиозных реликтов и обретения статуса наиболее соответствующей требованиям разума формы общественного сознания, философия стала все более активно выполнять не только традиционные мировоззренческую и культурно-образовательную функции, но и роль критического начала и преобразующего фактора общественного развития. Разумеется, далеко не всякое общественное движение было идеологически подготовлено философией. Многие из них проходили под знаком религиозных идеалов, экономических интересов и даже эстетических ориентаций. Однако доминирующая тенденция видна достаточно отчетливо – философия набирает масштабы и значимость в идеологической подготовке кардинальных общественных преобразований. Наиболее убедительные примеры этого в прошлом – Великая французская революция и революция 1917 г. в России; в настоящем – осмысление глобальных проблем современности, где интегрирующую роль философии не в состоянии выполнить ни одна из форм общественного сознания. 1. 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ 1. 2. 1. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ   Становление философского мышления начинается еще на заре человеческой цивилизации. Первые философские учения и школы возникли на Востоке (Индия, Китай) и развивались в тесном переплетении с религиозными воззрениями. Индийская философия является одной из самых древних в истории. Первым религиозно-мифологическим памятником индийцев были тексты Вед (II—I тыс. до н. э.). Собственно философской частью вед являются упанишады. В упанишадах содержится учение о брахмане как генетическом и субстанциальном начале всего сущего. В подобном же русле в упанишадах развивается учение об атмане как индивидуальном и универсально-космическом бытии. Веданта–одна из первых систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад. В ней несистематизированные предфилософские и философские идеи предстали уже в виде теоретической системы. Основу мира ведантисты видели во всепроникающем абсолюте или чистом сознании – брахмане. Мир феноменов же считали иллюзорной реальностью (майя), за которой скрывается все тот же Брахман. По мере того, как человек, совершенствуясь духовно и интеллектуально, прорывает, наконец, завесу майи, он обнаруживает, что Мировой Дух (брахман) и его собственный дух (атман) – одно и то же. Данное тождество нашло свое выражение в формуле «тат твам аси» (ты есть Он). Отсюда следовал один из фундаментальных нравственных принципов ведантизма – принцип ахимсы, требующий непричинения зла всему живому в мире. Другой великой религиозно-философской и этической системой Древней Индии является буддизм (6—5 вв. до н. э.). Основатель – непальский царевич Сиддхарта Гаутама, прозванный впоследствии Буддой (просветленным). Краеугольным камнем буддизма является представление о постоянном круговороте сменяющих друг друга элементов материи и сознания – дхарм. Комбинация их составляет то, что принято считать телом, ощущениями, душой. Отсюда следовал вывод: душа и тело не составляют чего-то постоянного, устойчивого, а находятся в состоянии рождения и смерти, хотя человек этого, как правило, не осознает. Главная цель усилий Будды заключается в вопросе: как возможно построить и обосновать нравственное учение? Ядром такого учения становятся «четыре благородные истины». Первая – «истина страдания». Будде открылось, что страдание есть универсальное свойство человеческой жизни, им проникнуты все его стороны. Вторая – «истина причины». Она говорит о происхождении страдания. Корень его — в страстях человека. Третья – «истина освобождения». Предполагает отказ человека от желаний и подавление собственных страстей. Четвертая – «истина пути». Путь, ведущий к освобождению от страданий к достижению нирваны (преодоление круга перерождений), восьмеричен. Ступенями его являются: правильная вера; правильная решимость; правильная речь; правильное действие; правильное усилие; правильный образ жизни; правильное направление мысли; правильное сосредоточение. Восьмеричный путь Будды предполагал собой целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться нравственным очищением человека в свете истины. К ведам восходят также корни йоги, которая представляла собою философско-религиозную систему освобождения от страдания. Техника йоги включала два взаимосвязанных друг с другом аспекта: 1) самоограничение (аскетизм); 2) медитация (вхождение в состояние глубокого внутреннего самосозерцания). Для просветления ума (читты) были разработаны восемь ступеней йоги: яма – воздержание; нияма – этическая культура; асана – положение тела; пранаяма – контроль за дыханием; пратьяхара – выключение чувств; дхарана – внимание; дьяна – созерцание; самадхи – сосредоточение. Считалось, что последовательное применение этих средств позволяет йогу посредством экстаза и созерцания полностью войти в объект постижения и отчетливо познать его во всей полноте и ясности. В VIII—VII вв. до н. э. в Индии получает развитие материалистическое направление локаята («лока» – этот мир). Отвергая идею потустороннего, представители этого учения ставили целью своей философии постижение реального мира. Особое место среди локаятиков занимают представители школы «чарвака» («чар» – четыре, «вака» — слово). Чарваки учили, что в основе мира лежат четыре материальных элемента – земля, вода, воздух и огонь. Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг в системе вайшешики (VI - V вв. до н.э.). Согласно этой философии мир состоит из качественно разнородных и различных по размерам и форме мельчайших частиц – ану. Эти частицы вечны и неделимы. Из них возникает многообразный изменяющийся мир вещей. В заключение необходимо отметить ряд особенностей философской мысли Древней Индии.Во-первых, яркую самобытность индийской философской культуры, связанную с мощной духовной традицией древнеиндийского общества. Во-вторых, значительное число источников и текстов, в которых еще недостаточно эксплицировано философское знание из предфилософии. В-третьих, недостаточную связь философских идей с научной мыслью. В-четвертых, высокий нравственный пафос философии Древней Индии.   1.2.2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ   Истоки китайской философии обнаруживаются на рубеже эпох Чунцю (VIII—V вв. до н. э.) – Чжанью (V—III вв. до н. э.), когда появились литературные памятники, положившие начало философской традиции в Древнем Китае. Древнейшими памятниками китайской духовной культуры являются: «Книга Песен» («Ши-цзин»); «Книга Истории» («Шу цзин»); «Книга перемен» («И-цзин»); «Книга обрядов» («Ли- цзи»); «Летописи» («Чунь-цю»). Эти памятники составили знаменитое «Пятикнижие» – основу мировоззрения образованного китайца того времени. В «Шу цзин» упоминалось о пяти началах мира, в качестве которых выступали: вода, огонь, дерево, металл, земля. Однако особой известностью пользовалась «И-цзин». Она явилась первой попыткой в истории человечества представить все явления в двоичной системе – системе понятий «янь» и «инь». Комбинации «янь» (мужского) и «инь» (женского) начала призваны были выразить в триграммах древних китайцев все многообразие мира. Постепенно в Древнем Китае складывается представление о «дао», как некоем безличном мировом законе, которому подчиняются все люди и природа в целом. Расцвет философии Древнего Китая приходится на VI-III вв. до н. э., когда выступали со своими учениями Лаоцзы, Кунцзы, Сюнь-цзы, Хань-Фоэ-цзы и др. Одной из самых известных школ древнекитайских философов является школа даосизма. Основоположником ее считают Лаоцзы (VI—V вв. до н. э.), которому приписывают трактат «Даодэцзин» («Трактат о пути и потенции»), Лао-цзы создал оригинальную философскую систему, методом построения которой избрал диалектику. В центре учения находится понятие «дао» (путь), которое не имеет определенности и указывает на себя как на бесконечно большую и бесконечно малую величину вечного диалектического становления. «Дао» постоянно пребывает в недеянии, что выражается у философа принципом «увэй». Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом. Задача человека в данной связи состоит в том, чтобы настроиться на вселенский ритм «дао» не привнося ничего суетного. «Совершенномудрый» (этический идеал даосов) предоставляет всему идти своим путем. Общество и государство рассматривалось даосскими мудрецами как естественное состояние множества вещей Поднебесной, функционирующее под действием простых потребностей жизни, не нарушающих природной сущности «дао». Со временем сердцевиной даосской традиции стала практика личного совершенствования, которая теоретически подкреплялась откровениями родоначальников даосизма. Данная практика была разделена на множество отдельных практик. Учение о «дао» наложило свой отпечаток на все основные направления древнекитайской философии, в том числе конфуцианство. Его родоначальник Конфуций (551—479 до н. э.). В центре внимания мыслителя – взаимоотношения между людьми и проблемы воспитания. Главным звеном конфуцианской системы является концепция «человеколюбия» («жэнь»), представляющая собой совокупность таких идей, как «преданность правителю», «верность долгу», «сыновняя почтительность», «уважение к старшим» и др. Человека Конфуций рассматривал как природную сущность. В качестве же идеального субъекта философ выдвигал понятие «благородного мужа», сочетавшего естественность природы и ученость. «Благородному мужу» Конфуций противопоставлял «низкого человека». Если первый предъявляет требования к себе, то второй предъявляет их другим людям. Этика Конфуция опирается на такие понятия, как «взаимность» или «забота о людях», «золотая середина», человеколюбие» («жэнь»). «Забота о людях» выступает как основная нравственная заповедь конфуцианства. Она, по существу, выражает «золотое правило» нравственности, которое сформулировал Конфуций: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». В VI—III вв. до н. э. в Китае возникла и оформилась школа легистов (законников). Легисты поставили во главу угла закон «фа» и целиком отказались от методов убеждения, положившись на правовое принуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Главную цель легисты видели в покорении других государств и воссоединении Поднебесной. Для достижения этой цели предлагалось изгнать из государства излишества, упразднить искусство, ликвидировать философию и всякое разномыслие. Изучение истории философской мысли Древнего Китая раскрывает нам ряд особенностей ее развития. В Древнем Китае не было своеобразного разделения труда между философами и политиками. Это обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. В данной связи вопросы управления государством, регламентации отношений между «верхами» и «низами», вопросы этики, ритуала заняли господствующее место в китайской философии и определили сугубо практический подход к жизни общества.   1. 2. 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ   Античная философия, представляющая собой множество философских учений и школ, начинает складываться в VII в. до н.э. Она формируется под влиянием восточных мифологических и философских учений. Однако своим характером, содержанием и направленностью принципиально отличается от них, так как является исторически первой попыткой сформировать рациональную картину мировоззрения. В развитии античной философии можно выделить приблизительно четыре основных этапа: 1. Досократовский (VII—VI вв. до н.э.). 2. Классичесткий (V—IV вв. до н.э.). 3. Эллинистический (III—II вв. до н.э.). 4. Римский (II в. до.н.э. – 529 н.э.). Стремление ответить на вопрос, что является основой мира, постепенно привело к возникновению философских школ. Древнейшая из них – милетская (VI в. до н.э.). Родоначальником ее принято считать Фалеса (625 — 547 до н.э.). В качестве основы сущего Фалес полагал воду. Он понимал ее не как конкретную форму, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Для обозначения первоосновы, из которой возникает все остальное, в греческой философии употреблялось два термина «стойхеон», означающий элемент, ядро в логическом смысле слова, и <
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...