История денежного обращения в Туркменистане
Древние монеты приходят к нам из кладов, где они пребывали в забвении сотни и тысячи лет. Но только в ХХ веке стали изучать и систематизировать найденные клады, их состав, возраст и место находки. Большое значение для науки имеет целый ряд характеристик клада: - фамильное состояние, сберегаемое и наполняемое многими поколениями; - зарытый во время военного нашествия клад; - одна единственная монета тысячелетней давности и тысячи самых разнообразных монет. Все они чрезвычайно ценны и интересны для ученых-нумизматов, так как несут достоверную информацию об экономических и политических событиях того региона, где найдены. Клад потому так интересен нумизмату, то является памятником и источником изучения древней торговли, денежного обращения, т.е. экономики ушедших эпох: древние монеты представляют произведения искусства; в монетах отражались вкусы и стили прошлых эпох, мастерство художников-модельеров, технические возможности монетных мастерских, наконец. Монета - важнейший источник изучения языков, общественной жизни народов древности. В данном материале хотелось бы показать на примерах выдающихся нумизматических памятников эволюцию денежного обращения и состояния монетного дела на территории Туркменистана в прошлом и настоящем. Находки кладов продолжаются и в настоящее время, открывая все новые страницы истории. Трудно сказать, является или не является Туркменистан, как и вся Центральная Азия, родиной первых монет. Но известно - до сих пор мы не имеем подтверждений того, что народы населявшие эту территорию до конца IV века использовали в качестве денег монеты. В целом торговля основывалась на различных формах натурального обмена продуктами сельскохозяйственного и ремесленного производства.
Товароденьги
Племена, населявшие территорию Туркменистана в древности, жили в различных климатических условиях, поэтому у каждого племени преобладали самобытные продукты производства и разделение труда: у одних - скот, у других - зерно; бронза; глина; керамика и т.д. Со временем выделялся отдельный вид товара как посредника в торговых операциях, в котором выражалась стоимость других товаров.
У туркменских племен на раннем этапе исторического развития (около 3 тысячелетия до нашей эры) в качестве общего эквивалента товаров использовались раковины "кауры", керамические пряслица, используемые в ткацком деле. Впоследствии, в качестве денег использовались и другие предметы. В 1990 году группа археологов в местечке Керки Лебапского велаята обнаружила статуэтки из костей животных (собаки, коровы, овцы), которые предположительно в VI-VII веках до нашей эры использовались в качестве денег. Однако самым распространенным видом товароденег были скот и слитки металлов, а с появлением собственности человечество познало постыдный вид товароденег - рабов.
Раб был вещью очень полезной, умеющей пасти скот, копать, строить и т.д. Как самый ходовой товар рабы превратились в деньги. Но все же победил металл.
Первые монеты
Впервые клеймение металла с целью достоверности чистоты металла и веса начали производить в греческих городах-полисах на побережье Эгейского моря. Так появились монеты примерно в VII в. до н.э. Их чеканили в греческом государстве - Лидии, в Малой Азии, из сплава золота и серебра - электро.
Появление монет - важнейший этап в истории, свидетельствующий о том, что общество достигло высокой степени экономического и социального развития. Вместе с тем отсутствие монет не говорит о догосударственном уровне развития общества.
Центральная Азия, в частности территория Туркменистана, в VI-I веках до н.э. входила в состав государства Ахеменидов, где в VI в. до н.э. началась чеканка сначала золотых, а затем серебрянных монет, хотя и нет достоверных сведений об обращении на территории Туркменистана в массовом количестве металлических монет. Отдельные случаи находки ахеменидских монет на территории Туркменистана и Ирана не позволяют делать вывод о развитых товарно-денежных отношениях с использованием металлических монет.
Из древнегреческих источников известно, что кочевые племена, жившие вдоль побережья Каспийского моря, входили в состав одной из сатрапий и платили ежегодно подати в сумме 200 вавилонских талантов (1 талант - 31 кг серебра); Хорезм, Согд и Парфиена платили 300 талантов - по тому времени это были огромные деньги. Уплата суммы податей в талантах, а не в каких-либо денежных единицах, свидетельствует об отсутствии в административных делениях денег в виде монет.
Начало денежного обращения
Ахеменидская держава в конце третьей четверти VI века до н.э. пала под ударами армии Александра Македонского, который более трех лет был занят покорением Центральной Азии. Включение южных районов Центральной Азии в состав государства Александра Македонского, обладающего огромными богатствами, захваченными на покоренных землях древнего мира, дали возможность широко организовать чеканку монет. (Монеты чеканились в каждом крупном городе по аттической системе, основу монеты составляла серебряная драхма 4,1 грамма). По внешнему виду, совершенству изображения, техническому исполнению они отнесены к шедеврам искусства малой пластики - медальерного искусства. Эпоха походов Александра Македонского положило начало уникальному феномену мировой культуры - эллинизму, при которой произошло своеобразное переплетение греческой и восточной культур. Влияние Востока отразилось и на греческой философии, литературе, религии, искусстве. И еще много столетий все эти процессы, так или иначе, отражались в торевтике (монетном искусстве), типах, стиле и технике чеканки монет.
Монеты государства Селеквидов (354 - 280 гг. до н.э.)
После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. в результате ожесточенной борьбы за власть его полководцев были созданы несколько эллинистических монархий.
Южные районы Центральной Азии, в т.ч. и территория Туркменистана, стали частью империи Селевкидов, основанной в 312 г. до н.э. одним из ближайших сподвижников Александра Македонского - Селевком. С именем этого правителя связано проявление серии, главным образом, серебряных монет, чеканившихся по типу известных греческих образцов. Вначале это были серебряные тетрадрахмы с изображением Александра Македонского, а затем с портретами царей из династии Селевкидов. Монетчики, замечательные художники своего времени, вырезали на монетных штемпелях портреты царей не только с беспощадным реализмом, подчеркивая изъяны внешности, но и создавая их весьма нелестные психологические характеристики.
Монеты Греко-Бактрии
Во время междоусобной войны за власть между братьями Селевком II и Антиохом Гиераксом в Селевкидском государстве в середине III века до н.э. от них отделились парфяне, во главе которых стоял наместник Селевкидов - грек Андрогор; в это же время произошло отделение от Селевкидов и Бактрии (256 г. до н.э.), где наместником был Диодот I. Образовалось два государства, претендовавших на гегемонию в Центральной Азии. В Бактрии причудливо сочетались Восток и Запад, местные азиатские культурные традициии и греческая государственность - эллинистический полис. Об истории этих государств, их экономике, политике, войнах мы узнаем из разнообразных источников. Но портреты самих царей можно найти только на монетах, которые нагладно дополняют исторические факты в художественном образе. Монеты Греко-Бактрийского государства просуществовали более ста лет - на лицевой стороне помещалось изображение монарха, на оборотной - покровительствующее ему греческое божество: Зевс, Геракл, Посейдон, Аполлон, Диоскуры - покровители Олимпиад.
С середины II в. до н.э. большое государство Греко-БактрииЮ занимавшее обширные области в Центральной Азии, Афганистане и Индии, распадается.
Монеты Парфии
Как отмечалось выше, одновременно с Бактрией от Селевкидского государства отделилась Парфия, возглавляемая греком Андрогором. В 250 г. до н.э. кочевники-дахи подняли восстание, Аршак стал правителем огромной территории занимавшей часть Ирана, часть Центральной Азии, в частности территорию современного Туркменистана. Центром восстания стала крепость Нисса, впоследствии духовная столица, династический заповедник Парфянского государства.
С первых же лет существования провозглашенная независимость Парфянского государства облеклась в определенную идеологическуй форму, суть которой заключалась в представлениях об исторической предопределенности царства Аршакидов - наследника и правопреемника государства Ахеменидов, которому было предназначено владеть всей Азией. Существовал культ царя. Царская династия обожествлялась.
Искусство малой пластики - монетное дело Парфянского государства - несло на себе практически за все время существования страны четкий отпечаток этого официального искусства, которое сочетало в себе реализм и сильную условность: тщательно передавалась реальная одежда, украшения, оружие, атрибуты социального ранга, а некоторые особенности композиции носят традиционно-символический характер. Например, на парфянских монетах царь почти всегда изображался с повернутой влево головой. Это правило объяснялось существовавшей в то время на эллинистическом Востоке традицией: поворот головы влево - это знак независимого правления, вправо - вассального.
В Парфянском обществе существовала строго поддерживаемая иерархия сословий. Место человека в обществе определялось в первую очередь его принадлежностью к тому или иному сословию. Существовали различия в одежде, украшениях, оружии. Именно это обстоятельство было одной из причин существования "этнографического реализма". Атрибуты социального статуса портретируемого становятся более важными, чем сам человек. Парфянские монеты во всей полноте передают это, причем с поразительным постоянством на протяжении пяти столетий.
К середине II века до н.э. ираноязычные племена переселяются а юг Центральной Азии и завоевывают территорию этой страны. В начале I века до н.э. одно из племен во главе с вождем Куджилой Кадфизом объединяет вокруг себя остальные племена и создает Кушанское государство.
Среди монет, распространенных на территории Бактрии и Согдианы (Северный Афганистан, Южный Туркменистан, Южный Узбекистан, Таджикистан), имеется группа монет, на лицевой стороне которых изображен бюст мужчины с царской повязкой в волосах с надписью на обороте на греческом языке: "правящий тиран Герай Кушан".
Весьма разнообразны кушанские монеты по языку и надписям. В основу кушанской письменности положен греческий алфавит, но встречаются легенды на древнеиндийском, арамейском, бактрийском языках.
В начале IV века н.э. гигантское государство - кушанское царство и Парфия приходят в упадок. Их прежние владения становятся добычей нового мощного государства - империи Сасанидов.
Постепенно возникает новый монетный тип, так называемые сасанидо-кушанские монеты. Эти монеты встречаются на территории Туркменистана, что свидетельствует о вовлечении его в процесс бурных событий древней истории первой четверти первого тысячелетия н.э.
Монеты Эфталитов
В середине V века государства, сложившиеся после распада империи Кушан на территории современного Афганистана, Северной Индии и Центральной Азии, а также Восточного Ирана, в течение нескольких лет были покорены воинственными кочевниками, пришедшими, по-видимому, из предгорных районов Ферганы. Современникам они были известны под именем эфталитов. Причины их неожиданного появления на исторической арене остаются загадкой. В короткий срок эфталитам удалось создать мощное государство, центром которого стал Тохаристан (юг современного Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и северный Афганистан). Образование государства эфталитов разрушило планы правителей сасанидского Ирана, стремившихся присоединить к своим владениям территорию современного Афганистана.
Господство эфталитов в Центральной Азии оказалось непродолжительным. Как и большинство империй, созданных путем завоевания, их государственное объединение, включавшее различные по языку и уровню развития племена и народы, былло непрочным. В середине VI века Сасаниды оправились от понесенных поражений и в союзе с другим государством - тюркским кагантом разгромили эфталитов в Центральной Азии.
Эфталитами были завоёваны богатейшие районы Центральной Азии - страны с богатой культурой и развитой экономикой, население которых уже было знакомо с развитыми формами денежного обращения.
Эфталитские правители начали чеканку монет по знакомому их подданным типу сасанидской драхмы (дирхема). Огромное число монет, полученных в качестве контрибуции, разошлись по рынкам Тохаристана из сокровищницы эфталитских царей.
Эфталитские монеты весьма разнообразны по типам (около 200), что свидетельствует о том, что их выпуск не был центролизованным. Каждая область, каждый полунезависимый правитель чеканил свои денежные знаки.
Монеты эфталитов в известной мере в известной мере восполняют пробелы в истории того или иного региона Центральной Азии, позволяют восстановить события одного из наиболее бурных, и в то же время наименее освещенных письменными источниками периодов в истории Центральной Азии в целом, и территории Туркменистана - в частности.
Монеты Согда, Хорезма, Маргианы
На протяжении всего описываемого периода истории Центральной Азии с VII века до н.э. в это регионе существовали области, которые в своем развитии не выросли до масштабов крупнейших империй древности. Напротив, эти области в разные исторические периоды входили в состав государственных образований, не имея полной экономической и политической независимости. Тем не менее, правители этих областей периодически возвышались, особенно тогда, когда по целому ряду причин ослабевала власть той или иной гигантской державы, в состав которой они входили. В эти, в основном непродолжительные периоды своей истории некоторые наиболее развитые экономические области Центральной Азии приступали к чеканке своих собственных монет. Выпуск этих монет - особое явление в нумизматике Центральной Азии. Эти местные монеты отличаются по ряду признаков от центральных монетных дворов. Так или иначе эти монеты играли заметную роль в денежном обращении региона, а иногда и полностью овладевали рынками местности в которой производились.
К таким областям относятся прежде всего: Согдиана (Южный Узбекистан, Северный Афганистан, Юго-восточный Туркменистан), Хорезм, (низовья Амударьи), Маргиана (среднее и нижнее течение реки Мургаб в Туркменистане).
В первой половине VII века территория Туркменистана стала объектом экспансии Арабского халифата. В 651 году арабы захватили Мерв, сделав его опорной базой для набегов на Мавераннахр - "то, что за рекой" (так арабы называли территорию между Амударьей и Сырдарьей). Во второй половине 17 века арабские наместники Хорасана предприняли ряд грабительских набегов на Мавераннахр, а спустя примерно 100 лет окончательно подчинили почти всю территорию Центральной Азии, вошедшую в состав Арабского халифата с династией Аббасидов во главе. Арабы принесли в Центральную Азию новую идеологию - ислам, свой язык, письменность.
Приложение 3
ЗАКОН ТУРКМЕНИСТАНА Настоящий Закон определяет единые основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Бухгалтерский учет Статья 2. Законодательство о бухгалтерском учете Статья 3. Сфера действия настоящего Закона Статья 4. Объекты бухгалтерского учета Статья 5. Государственное регулирование бухгалтерского учета Статья 6. Денежная единица бухгалтерского учета
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|