Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация адвокатуры с 1917 г. до 2002 г.

 

В связи с тем, что в октябре 1917 г. политическая власть в России была захвачена партией большевиков, были фактически уничтожены институциональные основы существовавшей на тот период времени адвокатуры. Адвокатура была уничтожена, несмотря на то, что многие выдающиеся революционеры досконально знали все тонкости этой профессии, так как практиковали в качестве адвокатов при старом режиме. Это П. Красиков, Н. Крестинский, П. Стучка, Д. Курский и сам Ленин. Интересно, что после получения диплома юриста Ленин полтора года проработал помощником присяжного поверенного Хардина в Самаре. Под началом Хардина он провел всего десять незначительных уголовных дел, и во всех случаях его клиенты были осуждены.

Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. упразднил все судебные учреждения, а также присяжную и частную адвокатуру, создал советские суды, в которых в качестве защитников могли выступать любые обладающие гражданскими правами лица. Специальной организации для них создано не было. Адвокатская деятельность перестала быть профессией, и по уровню организационного статуса это отбросило ее к дореформенным (1864 г.) временам.

19 декабря 1917 г. было издано предписание о создании коллегий защитников и обвинителей для работы в революционных трибуналах, что явилось первой попыткой создания новой, советской адвокатуры.

7 марта 1918 г. был издан Декрет о суде № 2, предписывавший создание при местных Советах единой организованной коллегии защитников.

В августе-октябре 1918 г. были изданы положения о структуре и правилах деятельности коллегий в регионах.

30 ноября 1918 г. было принято Положение «О народном суде», отменившее существовавшие законы о судах и адвокатуре. Фактически, члены новых коллегий стали государственными служащими на окладе. Закон запрещал клиенту обращаться к адвокату за помощью лично. Адвоката назначали по просьбе клиента суд или руководство коллегии. Кроме того, представлять доверителя разрешалось только если руководство коллегии признавало защиту по иску необходимой. Были установлены пределы численности членов коллегий.

Количество адвокатов стремительно сокращалось. Эффективность защиты обвиняемых по уголовным делам неуклонно снижалась. Приговоры часто приводились в исполнение вообще без суда и, тем более, участия адвоката. В конце концов, полная процессуальная форма с участием сторон стала соблюдаться лишь в исключительных случаях.

11 мая 1920 г. было издано постановление, согласно которому все лица с высшим юридическим образованием должны были в трехдневный срок зарегистрироваться в подотделах учета и распределения рабочей силы по месту жительства. Деятельность адвокатов перешла в форму трудовой повинности.

Летом 1920 г. коллегии защитников были распущены. Произошло полное уничтожение даже этого подобия адвокатской корпорации.

В марте 1921 г. в связи с провозглашением новой экономической политики потребность в качественной юридической помощи резко возросла. В результате распространилась подпольная адвокатская практика.

Летом 1922 г. было принято Положение о коллегии защитников, которое возродило институт защитника в суде.

Создавались коллегии при губернских судах. Как и до революции, у них имелись органы самоуправления (президиум и общее собрание). Надзор за деятельностью коллегий осуществлялся судами, исполкомами, прокуратурой.

Большинство членов новых коллегий получили образование еще при царском режиме и были так называемыми буржуазными специалистами.

В отношении адвокатуры государством проводилась дискриминационная политика (лишение адвокатов права на социальную защиту, высокие налоги и др.).

С 1931 г. право стало пониматься как средство «охраны и защиты созданных общественно-политических тоталитарных институтов».[4] Новый статус приобрел адвокат: в суде ему отводилась роль статиста. Он был обязан во всем соглашаться с обвинителем, публично признавать вину клиента, мог только приводить доводы, смягчающие эту вину.

В августе 1939 г. было принято Положение об адвокатуре в СССР, явившееся моделью для всех последующих законов об адвокатуре.

Адвокатам было запрещено совмещать адвокатскую практику с работой в госучреждениях.

Надзор за деятельностью адвокатуры теперь осуществлялся Народным комиссариатом юстиции СССР, республиканскими Наркоматами юстиции и региональными управлениями Наркомюста.

В 1950-х годах позиция законодателя по отношению к дискриминирующим адвокатуру законам стала меняться. Стал проявляться более либеральный подход государства, что явилось следствием общего изменения политической ситуации в стране.

В 1960-х годах Положение об адвокатуре СССР было заменено законами республик. В частности, в РСФСР такой закон был принят 25 июля 1969 г.. Согласно принятой в 1977 г. Конституции СССР, адвокатура наконец приобрела статус публичного института. 30 ноября 1979 г. был принят Закон об адвокатуре в СССР, в 1980 г. – Положение об адвокатуре в РСФСР, действовавшее вплоть до 2002 г..

Адвокатура стала пониматься как добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

Задачи адвокатуры были определены следующим образом: участие в осуществлении правосудия, выполнение поручений граждан и организаций на ведение судебных и административных дел, оказание бесплатной юридической помощи, консультационная работа.

Для приобретения статуса адвоката требовалось высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет.

Коллегия адвокатов, образованная по административно-территориальному принципу, по Положению 1980 г. являлась единственной формой их профессиональных объединений.

Органами самоуправления коллегий были общее собрание или конференция (высший орган), президиум (исполнительный) и ревизионная комиссия (контрольно-ревизионный).

Все вопросы на общем собрании решались большинством голосов. В компетенцию этого органа входило: 1)избрание президиума и ревизионной комиссии; 2) досрочный отзыв членов президиума и ревизионной комиссии; 3) установление численного состава, штата, бюджета коллегии; 4) заслушивание и утверждение отчета о деятельности президиума и ревизионной комиссии; 4) утверждение правил внутреннего трудового распорядка коллегии; 5) рассмотрение жалоб на постановления президиума; 6) рассмотрение других вопросов о деятельности коллегии.

Полномочия президиума коллегии определялись следующим образом: 1) созыв общих собраний (конференций); 2) организация и руководство над деятельностью юридических консультаций; 3) принятие в члены коллегии и в состав стажеров, а также отчисление и исключение из них; 4) организация стажировок, распределение адвокатов по юридическим консультациям; 5) утверждение штата и сметы юридических консультаций; проведение мероприятий по повышению квалификации членов коллегии; 6) контроль над качеством работы адвокатов; 7) контроль над соблюдением правил внутреннего трудового распорядка коллегии; 8) контроль над соблюдением установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, а также за порядком оплаты юридической помощи; 9) принятие решений об оказании бесплатной юридической помощи; 10) распоряжение средствами коллегии; 11) представительство коллегии в государственных и общественных организациях; 12) ведение статистической и финансовой отчетности.

Ревизионная комиссия проводила ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов и юридических консультаций.

Существовала также квалификационная комиссия.

В городах и других населенных пунктах создавались юридические консультации. Юридическая консультация была структурным подразделением коллегии адвокатов и не являлась юридическим лицом.

Адвокатура получила определенную автономию и перестала быть придатком государственного аппарата. Концептуально организационный статус коллегий, характер их взаимоотношений с государством, порядок оказания юридической помощи не изменялся до 2002 г.[5]

К началу 1990-х годов законодательство об адвокатуре безнадежно устарело. С 1992 по 2002 гг. шла работа по разработке нового законодательства. 31 мая 2002 г. был принят действующий и ныне Федеральный закон 3 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее Закон об адвокатуре).

Таким образом, адвокатура в нашей стране прошла долгий путь становления и развития, от зарождения в виде стряпничества до сформировавшегося неотъемлемого института гражданского общества демократического государства.

Мы видим, что на протяжении истории в понятие правового статуса адвоката вкладывался совершенно разный смысл. Изменения претерпевали и формы адвокатских объединений. На современном этапе можно говорить о том, что адвокатура в России наконец приобрела основные черты адвокатуры западного образца, подлинной адвокатуры, принципы которой были заложены еще в Древнем Риме.

Что собой представляет современная российская адвокатура, каков правовой статус представителей этой древнейшей профессии на сегодняшний момент, в каких формах они осуществляют свою деятельность, рассмотрим в следующей главе.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...