Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История учреждения Федерального Собрания как Парламента Российской Федерации постсоветского постсоциалистического периода




 

Понятие «Федеральное Собрание» впервые было употреблено в проекте Конституции РФ, подготовленном Конституционной комиссией, созданной I Съездом народных депутатов (известен как проект О. Румянцева), где под Федеральным Собранием понималась одна из палат обновленного парламента. Согласно ст. 87 Проекта обновленный Верховный Совет должен был состоять из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания.[24] В качестве названия не одной из палат, а парламента в целом понятие «Федеральное Собрание» было употреблено в Президентском проекте новой Конституции РФ, подготовленном С. С. Алексеевым, С. М. Шахраем[25] и представленном на первое заседание Конституционного Совещания в мае 1993 г. Однако, юридическая основа для реального, практического создания Федерального Собрания как высшего представительного учреждения, общенационального парламента страны была создана Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в РФ». Указ имел решающее значение в практической имплементации предложений о Федеральном Собрании.

В Указе говорилось: «Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом РФ» и предлагалось учредить новый двухпалатный парламент - Федеральное Собрание, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы.[26]

Статус Совета Федерации и Государственной Думы вначале регулировался «Положением о Федеральных органах власти на переходный период», которое было введено в действие названным Указом Президента от 21 сентября 1993 г. (№ 1400).[27]

Однако Совет Федерации на дату принятия Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 г. был фактически функционирующим учреждением. Поэтому в отношении Совета Федерации новелла заключалась в том, что преобразовывался его статус, теперь ему придавалось качество Палаты Парламента. Таким образом, абсолютно новым учреждением должна была стать Государственная Дума. В Указе говорилось: «Наделить Совет Федерации функциями палаты Федерального Собрания РФ со всеми полномочиями, предусмотренными Положением «О Федеральных органах власти на переходный период». Установить, что осуществление указанных положений Совет Федерации начинает после проведения выборов в Государственную Думу.»

Итак, Совет Федерации, в отличие от Государственной Думы, начал свое существование не как палата Федерального Собрания, а как самостоятельный орган. Первое упоминание о Совете Федерации появилось в Постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР «О Федеративном договоре» от 17 июля 1990 г.[28] Согласно этому Постановлению, для выполнения решений I Съезда народных депутатов, глубокого преобразования всей РФ и в целях организации работы по подготовке Федеративного договора между РСФСР и ее субъектами в числе других мероприятий было запланировано и создание Совета Федерации «в количестве 63 человек в составе Председателя Верховного Совета РСФСР, председателей Верховных Советов автономных республик, председателей Советов народных депутатов (СНД) автономных областей и автономных округов и 31 представителя от краев, областей и городов республиканского подчинения, определяемых Председателем Верховного Совета РСФСР».

30 января 1991 г. было издано Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О Положении Совета Федерации РСФСР»[29], в котором Совет Федерации определялся как несколько более узкая коллегия, включающая: Председателя Верховного Совета РСФСР (Председатель Совета Федерации), Председателей Верховных Советов республик, входящих в состав РСФСР, председателей СНД автономных областей и округов, краевых, областных, Московского и Ленинградского городских СНД «В постановлении также говорилось, что: «Совет Федерации является координационным органом. Основные направления его деятельности: установление и развитие федеративных отношений; обсуждение наиболее важных законопроектов в сфере государственного устройства и межнациональных отношений; определение и согласование основных направлений социально-экономической политики; выработка общей позиции по отношению к Союзному договору; обеспечение участия субъектов Федерации в реализации конституционных положений о национально-государственном устройстве РСФСР; выработка рекомендаций по разрешению межнациональных и территориальных споров; дача конкретных заключений о включении новых субъектов в Федеративные отношения».

23 октября 1992 г. было издано Распоряжение Президента РФ о создании еще более узкой коллегии Совета глав республик, т. е. в нее вошли только главы республик. В нем говорилось: «Принять предложение глав республик об образовании Совета глав республик под председательством Президента РФ в целях выработки основных принципов реализации Федеративного договора и государственного управления РФ на основе ее новой Конституции, согласованных решений по обеспечению территориальной целостности и государственной независимости России».[30] Было утверждено Положение о Совете глав республик и Регламент Совета глав республик.

Предложение Президента РФ об упразднении Съезда и Верховного Совета и переходе к новому парламенту, изложенное в Указе от 21 сентября 1993 г. было воспринято при подготовке проекта новой Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г.

В Конституции РФ 12 декабря 1993 г. говорится: что парламентом России является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.


Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:

Официальные наименования, применяемые для обозначения высших органов законодательной власти чрезвычайно разнообразны. Как пишет известный российский специалист по конституционному праву зарубежных стран Н. С. Крылова: «Чаще всего употребляется термин «парламент». Классический пример - британский парламент. Некоторые конституции используют термин «легислатура». Распространены и иные наименования: Федеральное Собрание в Швейцарии, Конгресс - в США, Стортинг - в Норвегии, Альтинг - в Исландии, Генеральные Кортесы - в Испании, Кнессет - в Израиле, Народное Собрание - в Египте, Верховный Совет (Рада) - на Украине, Всекитайское собрание народных представителей и т. д. В России, как видим, согласно формуле Конституции РФ 1993 г. используется «двойное» название: Федеральное Собрание парламент России.

Однако действующие в современных государствах модели законодательных учреждений не однородны, не все они является парламентами. В частности, законодательные органы социалистических государств не являются образованиями парламентского типа. Так, не являлись парламентами органы государственной (законодательной) власти в СССР и РСФСР. Более того, как отмечают одни из авторов известной серии учебников «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» Б. А. Страшун и В. А. Рыжов: «Социалистическая концепция государства и демократии избегала даже термина «парламент», ибо основоположниками марксизма-ленинизма, особенно В. И. Лениным, этот институт был со всех сторон охаян как фактически безвластная говорильня, призванная «надувать простонародье». Не является парламентом и Всекитайское Собрание Народных Представителей - законодательный орган в Китайской Народной Республике, так как «в действительности решения таких органов лишь придают государственное оформление решениям узких руководящих органов (политбюро, центральных комитетов) коммунистических партий. Наконец, «в развивающихся странах, особенно в Африке и Азии парламенты даже в тех случаях, когда формально строятся по модели развитых стран Запада, на деле обычно также безвластны, регистрируют решения внепарламентских центров подлинной власти», т. е. не являются парламентскими образованиями по своей сути. Во всех указанных случаях использование термина «парламент» для обозначения высшего представительного органа возможно лишь в целях практического удобства, как элемент технологии, но по сути такое словоупотребление очень условно.

Понятие «Федеральное Собрание» впервые было употреблено в проекте Конституции РФ, подготовленном Конституционной комиссией, созданной I Съездом народных депутатов (известен как проект О. Румянцева), где под Федеральным Собранием понималась одна из палат обновленного парламента. Согласно ст. 87 Проекта обновленный Верховный Совет должен был состоять из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания.

Статус Совета Федерации и Государственной Думы вначале регулировался «Положением о Федеральных органах власти на переходный период», которое было введено в действие названным Указом Президента от 21 сентября 1993 г. (№ 1400).

Однако Совет Федерации на дату принятия Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 г. был фактически функционирующим учреждением. Поэтому в отношении Совета Федерации новелла заключалась в том, что преобразовывался его статус, теперь ему придавалось качество Палаты Парламента. Таким образом, абсолютно новым учреждением должна была стать Государственная Дума.

 


Список литературы

 

1. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1994. С. 90.

2. Острогорский М. Л. Демократия и политические партии. Т. II. М.. 20080. С. 252.

3. Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М.: 1998

4. Зарубежное законодательство о политических париях. С. 151.

5. Очерки парламентского права (зарубежный опыт). М., 1993.

6. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №2. Ст. 22.

7. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №35. Ст. 1164.

8. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2007 г.

9. Реформирование России: мифы и реальность. М, 1994. С. 54

10. Головков А. Российский политический театр: без массовки нет солистов // Известия. 1996. 2 марта

11. Первая леди в мантии // Фигуры и лица. Приложение к «Независимой газете». 1998. Март №5. С.10.

12. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №41. Ст.3907

13. Избирательный закон: материалы к обсуждению. М, 1993.

14. Веденеев Ю. Политические партии в избирательном процессе // Доверие. 1995. №3-4.С.10.

15. Власть и демократия. Зарубежные ученые о политической науке. М., 1992. С.96.

16. Выборы в Государственную Думу. М., 1995. С. 33

17. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №38.


[1] См.: Крылова Н. С. Конституционные модели законодательной власти. // В книге: Сравнительное конституционное право. М. 1996 г. С. 505–506.

[2] См.: Мишин А. А. «Центральные органы власти буржуазных государств». МГУ. 1972.

[3] Там же.

[4] Стращун Б. А.. Рыжов В. А. Законодательная власть: Парламент. // В кн.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2. М. 1995. С. 95.

[5] Страшун Б. А. Рыжов В. А. Указ. работа. С. 97.

[6] Страшун Б. А. Рыжов В. А. Указ. работа. С. 97.

[7] Страшун Б. А. Рыжов В. А. Указ. работа. С. 97.

[8] Пахоленко Н. Б. К характеристике «Думского периода» в истории Российского государства. // В сб.: Становление конституционного государства в пост-тоталитарной России. Отв. ред. В. А. Четвернин. С. 83.

[9] Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность, 1997. С. 40; Чистяков 0. И. Введение к т. 9 издания «Российское законодательство Х - XX веков». М. 1994. С. 12 - 13; Пахоленко Н. Б. Указ. статья. С. 87.

[10] Чистяков 0. И. Указ. статья. С. 19.

[11] Цит. По Пахоленко Н. Б. Указ. Статья. С. 87.

[12] Казанцев С. М. Указ. работа. С. 54.

[13] Чистяков О. И. Указанная работа С. 18.

[14] Чистяков О. И. Указанная работа С. 18.

[15] Пахоленко Н. Б. Указанная работа с. 86.

[16] Чистяков О. И. Указанные труды с. 18.

[17] Авакьян С. А. Указанная монография с. 40.

[18] Чистяков О. И. Указ. труды. С. 20.

[19] Там же. С. 20.

[20] Там же. С. 168 - 169.

[21] Там же. С. 170.

[22] Политические партии России в контексте ее истории С. 172.

[23] Там же. С. 172.

[24] Аргументы и факты. 1992. № 12 (597 (с. 4).

[25] Сельская жизнь. 1993. 4 мая.

[26] Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву РФ /Сост. Овсепян Ж. И. - М. 1997. С. 70 - 71.

[27] Газета Молот. 30 сентября.

[28] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 8 ст. 112.

[29] Ведомость Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 6. Ст. 97.

[30] Российская газета. 1992. 30 октября.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...