Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие признаки классической политической экономии.




Содержание.

1. Введение………………………………………………………………………….2

2. Сущность классической политической экономии и особенности ее предмета и метода……………………………………………………………………………..3

3. Общие признаки классической политической экономии……………………...4

4. Основные этапы развития классической школы……………………………….7

5. Эволюция классической школы в Англии (взгляды Т.Р. Мальтуса, Д.Ст. Милля, Н. У. Сениора)……………………………………………………………………9

5.1. Томас Роберт Мальтус………………………………………………………9

5.2. Джон Стюарт Милль………………………………………………………..12

5.3. Нассау Уильям Сениор…………………………………………………….12

6. Заключение………………………………………………………………………14

7. Список используемой литературы……………………………………………..15

 

 

Введение.

Классическая школа оказала огромное влияние на общее развитие мировой экономической мысли, ее идеи распространились по все Европе и получили свое развитие не только в Англии, но и в Германии и во Франции.

В период "классической школы" экономика приобрела черты настоящей научной

дисциплины, которая изучает законы свободной конкуренции. Представители "классической школы" экономики создали учение о ее "природных законах". Эти законы они отожествляли с законами природы. Они исследовали производство, положив начало классическому экономическому анализу; впервые применили абстрактный метод исследования; начали разработку трудовой теории стоимости и теории прибавочного продукта.

 

 

Сущность классической политической экономии и особенности ее предмета и метода.

 По мере дальнейшего формирования в развитых странах мира основ рыночных экономических отношений становилось все более очевидным то обстоятельство, что государственное вмешательство в экономическую деятельность не является панацеей в деле преодоления преград в приумножении национального богатства и достижения согласованности во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов как на внутреннем, так и на внешних рынках.

 "Классическая школа" повела решительную борьбу с протекционистской идеологией меркантилистов, обратившись к самым новым методологическим достижениям науки той эпохи и развернув фундаментальные теоретические исследования. Ее представители противопоставили эмпиризму меркантилистской системы профессионализм, который не позволял дальше "советникам при короле" переубеждать своих монархов в том, что получение богатства страны связано с установлением государственного контроля над экономикой, в том числе в уменьшении импорта и стимулировании экспорта и тысячи прочих "детальных указаний".

"Классики", в отличие от меркантилистов заново сформулировали и предмет и метод изучения экономической теории. Так выросла степень мануфактуризации экономики потом и ее индустриализации, что обусловило выдвижение на первый план предпринимателей, занятых в промышленном производстве, оттеснив на второй план капитал, занятый в торговле, денежном обороте и кредитных операциях. По этой причине как предмету изучения "классики" отдавали преимущество сфере производства.

Что же касается метода изучения - экономического анализа, то его новизна в "классической школе", связана с введением новых методологических приемов, которые обеспечивали достаточно глубокие аналитические результаты и меньшую степень эмпиричности.

В период "классической школы" экономика приобрела черты настоящей научной дисциплины, которая изучает законы свободной конкуренции.

 

Общие признаки классической политической экономии.

Продолжая общую характеристику почти двухсотлетней истории классической политической экономии, необходимо выделить ее единые признаки, подходы и тенденции и дать им соответствующую оценку. Они могут быть сведены к следующему обобщению.

Во-первых, неприятие протекционизма в экономической политике государства и преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования. В частности, ссылка на наблюдаемые «законы производства» снимала любые сомнения по поводу того, что полученные с помощью логической абстракции и дедукции предсказания следовало бы подвергнуть опытной проверке. В результате свойственное классикам противопоставление друг другу сфер производства и обращения стало причиной недооценки закономерной взаимосвязи хозяйствующих субъектов этих сфер, обратного влияния на сферу производства денежных, кредитных и финансовых факторов и других элементов сферы обращения.

Более того, классики при решении практических задач ответы на основные вопросы давали, ставя эти вопросы, оценочно. По этой причине, получались «ответы, которые имеют характер оценочных максим или правил, а именно: строй, опирающийся на свободу хозяйственной деятельности, является наиболее совершенным, свобода торговли наиболее благоприятствует процветанию нации и т. д.».1 Это обстоятельство также не способствовало объективности и последовательности экономического анализа и теоретического обобщения «классической школы» политической экономии.

Во-вторых, опираясь на каузальный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики (в отличие от меркантилистов) пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке не в связи с «естественной природой» денег и их количеством в стране, а в связи с издержками производства или, по другой трактовке, количеством затраченного труда.

Однако затратный принцип определения уровня цен «классической школой» не увязывался с другим важным аспектом рыночных экономических отношений - потреблением продукта (услуги) при изменяющейся потребности в том или ином благе с добавлением к нему единицы этого блага.

 

 

________________________________

1. Кондратьев Н.Д. Указ.соч. С. 295.

 

В-третьих, категория «стоимость» признавалась авторами классической школы единственной исходной категорией экономического анализа, от которой как на схеме генеалогического дерева вырастают другие производные по своей категории. Анализируя проблему ценности, классики, по мнению Н. Кондратьева, показали, что «проблема эта включает в ряд хотя и связанных, но глубоко различных вопросов. Основными из них являются следующие:

1. Что такое ценность как феномен и каковы ее виды?

2. Каковы основания, источники или причины существования ценности?

3. Является ли ценность величиной и если да, то какой именно, и чем величина ее определяется?

4. Что служит измерителем величины ценности?

5. Какую функцию выполняет категория ценности в системе теоретической экономии?

Кроме того, подобного рода упрощение анализа и систематизации привело классическую школу к тому, что само экономическое исследование как бы имитировало механическое следование законам физики, т.е. поиску сугубо внутренних причин хозяйственного благополучия в обществе без учета психологических, моральных, правовых и других факторов социальной среды.

В-четвертых, исследуя проблематику экономического роста и повышения благосостояния народа, классики не просто исходили из принципа достижения активного торгового баланса, а пытались обосновать динамизм и равновесность состояния экономики страны.

В-пятых, деньги издавна и традиционно считавшиеся искусственным изобретением людей, в период классической политической экономии были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя «отменить» никакими соглашениями между людьми.

К характерным особенностям "классической школы" в экономике можно отнести

следующее:

1) классическая политическая экономия основана на учении о трудовой теории

стоимости;

2) главный ее принцип - "laissez faire" ("предоставьте делам идти своим ходом"),

что значит полное невмешательство государства в вопросы экономики. В этом случае

"невидимая рука" рынка обеспечит оптимальное распределение ресурсов;

3) предметом изучения является в основном сфера производства;

4) ценность товара определяется издержками, затраченными на его производство;

5) человек рассматривается только как "экономический человек", который стремится к собственной выгоде, к улучшению своего материального положения. Нравственность, культурные ценности во внимание не принимаются;

6) эластичность численности рабочих по заработной плате выше единицы. Это значит, что любое увеличение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а любое уменьшение заработной платы - к уменьшению численности рабочей силы;

7) целью предпринимательской деятельности является получение максимума прибыли;

8) главным фактором увеличения богатства является накопление капитала;

9) экономический рост достигается путем производительного труда в сфере материального производства;

10) деньги - орудие, облегчающее процесс обмена товарами.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...