Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аудит и консалтинг в современной России: проблемы и перспективы

 

По данным агентства DISCOVERY Research Group, в ближайшем будущем российский рынок консалтинговых и аудиторских услуг ждут большие изменения. Крупные консалтинговые компании будут ориентироваться не только на гигантские корпорации, но и на малый и средний бизнес, проникая в регионы России. Также эксперты отмечают тенденцию к вытеснению мелких консалтинговых фирм с рынка более крупными, что означает консолидацию отрасли.

Наиболее быстрыми темпами среди всех направлений консалтинга сейчас развивается IT-консалтинг. По словам председателя совета директоров компании «КомпьюЛинк» Сергея Сульгина: «Одной из причин динамичного развития IT консалтинга в России является стремление коммерческих организаций непрерывно повышать эффективность бизнеса, посредством совершенствования IT инфраструктуры. Это ведет к постоянной модернизации различных компонентов информационной системы, внедрению новых приложений, закупке серверов и рабочих станций. Все это требует разработки IT-стратегии, проведения диагностики IT-системы, стандартизации, анализа возможностей аутсорсинга и целого ряда других шагов, некоторые из которых лучше поручить консультантам. Наша компания применяет как широко известные общедоступные методы, так и собственный методически оформленный подход, который показал свою применимость во многих успешных проектах». [17] Российский рынок IT-консалтинга сегодня настолько популярен, что притягивает внимание даже иностранных игроков. По данным Европейской федерации ассоциаций управленческого консалтинга (FEACO), информационные технологии наиболее востребованы сейчас и западным рынком. В Европе на IT приходится более 40% выручки, заработанной консультантами.

Такое доминирование в консалтинге информационных технологий объясняется просто. Большинство управленческих решений должно быть закреплено на длительный срок после ухода консультантов с предприятия. Способом закрепления становится программный продукт, либо обеспечивающий какой-то бизнес-процесс, либо увязывающий в единое целое многие бизнес-процессы компании-клиента. Перспективы развития этого сектора консалтингового рынка очень велики, однако отставание российских предприятий от своих западных коллег по информатизации пока очевидно.Наибольшим успехов в России изначально пользовался налоговый и юридический консалтинг, тесно связанный с аудиторским услугами. Консалтинговая деятельность в России и сегодня неразрывно выступает в тандеме с аудиторской деятельностью, а точнее является чаще всего одной из сопутствующих услуг последней. В этом нет ничего удивительного, так как услуги по оптимизации налогообложения вполне логично следуют за аудиторскими услугами.

Аудиторская деятельность в России в настоящее время организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Особенности регулирования аудита в России – регламентация централизованными органами - относят нашу страну к первой концепции регулирования аудиторской деятельности, характерной для стран континентальной Европы.

Сейчас в отечественном аудите также преобладает государственное регулирование. В нем можно выделить два аспекта: долговременный и оперативный. Первый из них связан в основном с созданием и вводом в действие законодательных и иных нормативных актов, второй - с воздействием на отдельные аудиторские организации: аудиторские фирмы и аудиторов - индивидуальных предпринимателей. Определяющим из них является первый, поскольку действие второго в значительной степени именно на нем и базируется. А первый канал реализуется преимущественно через систему нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Правовое регулирование представляет собой деятельность государства по внесению организованности, упорядоченности в различные сферы хозяйства. К основным нормативным актам, регулирующим вопросы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся:

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Новый Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (16.01.2009) «Об аудиторской деятельности»

- Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в последней редакции).

- Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;

- Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190;

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности пока еще находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

В настоящее время в соответствии со ст. 18 ФЗ «Об аудиторской деятельности» функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Для разработки единой политики в области аудита и обеспечения формирования, функционирования и развития системы аудита в Российской Федерации приказом Минфина РФ от 07.03.2002 № 47 утверждено Положение о департаменте организации аудиторской деятельности, которое является подразделением Минфина РФ.

Основной задачей Департамента организации аудиторской деятельности является обеспечение государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. В состав Совета включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту; представители аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (не менее 51 процента от общего числа состава совета), представители государственных органов, Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг. Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 03.06.2002 № 47н.

Согласно ст. 20 аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – это саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном органе.

Для аккредитации профессионального аудиторского объединения в его составе должно состоять не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций. Аккредитация в уполномоченном федеральном органе состоит в официальном признании профессиональной аудиторской организации и ее регистрации. Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения. В федеральном законе также определены права аккредитованных аудиторских объединений, которые представлены в приложении.

В случае аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора они исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, членами которых он являются, без повторного вступления как в эти, так и другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Кто же такой аудитор в России сегодня? В соответствии со ст. 3 старого ФЗ «Об аудиторской деятельности» (2001 года) аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, проводимая в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим данный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора, которые не имеет ограничения срока своего действия.

К претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора предъявляются следующие обязательные требования:

- наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

- наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Программы проведения квалификационных экзаменов утверждает Минфин РФ. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым Минфином РФ.

Кроме этого, аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренным ФЗ и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на срок 5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз.

На рынке консалтинга, как и на рынке аудита, сейчас в России очень велика концентрация. Около двух третей по-прежнему рынка приходится на компании зарубежного происхождения. Территориальная концентрация также высока. Доля компаний, расположенных в Москве, в совокупной выручке составляет 82%.

Чем крупнее предприятие, тем быстрее руководитель осознает, что по вопросам стратегического планирования и оргразвития необходимо обратиться к консультантам. Многие же руководители предприятий среднего масштаба хотя и осознают, что назрела потребность в стратегическом планировании, тем не менее, пытаются опираться на собственные силы. Однако именно такие предприятия находятся в ситуации, когда помощь извне особенно важна. Во-первых, в небольших компаниях, как правило, нет специалистов по стратегическому развитию, и гендиректору приходится абсолютно самостоятельно и подчас интуитивно выбирать направление для развития и реконструкции. Во-вторых, именно небольшие предприятия, не имея доминирующей доли на рынке, полностью зависят от конъюнктуры, а отследить ее тенденции собственными силами они не в состоянии.

По мере осознания клиентами пользы консалтинговых услуг и увеличения на них спроса ставки на услуги медленно, но верно растут. Причем растут даже быстрее, чем на аудиторские услуги. Обращает на себя внимание существенный разрыв в стоимости услуг консультантов в России и в Западной Европе. И это несмотря на то что ставки по России рассчитаны с учетом компаний «большой пятерки», услуги которых существенно дороже, чем у чисто российских компаний.

Основной потребитель консалтинговых и аудиторских услуг в России - промышленность. И это притом, что ВВП России более чем на половину создается в сфере услуг. Более четверти доходов консультанты получают от клиентов в нефтегазовой отрасли. Для сравнения, по данным Европейской федерации консалтинговых ассоциаций (FEACO), в других странах на все сырьевые отрасли приходятся лишь около 5% совокупной выручки.

Причин того, что нефтегазовая отрасль стала основным источником консалтинговых доходов, несколько. Во-первых, в посткризисный период (2000 – 2008 гг.) отрасль оказалась в наиболее выгодных финансовых условиях. Во-вторых, в отрасли существует жесткая конкурентная среда, предъявляющая довольно жесткие требования к управленческим решениям. В-третьих, в отрасли работают крупнейшие компании страны, имеющие сложные производственные и управленческие структуры. Это затрудняет самостоятельное решение проблемы повышения эффективности и требует обращения за помощью к профессионалам-консультантам.

В ВВП России наибольшая доля принадлежит торговле - 20%. Однако в этой сфере услуг очень много мелких фирм, не нуждающихся в консультационных услугах, хотя, несомненно, существует и сегмент, отвечающий сформулированным объективным критериям - жесткая конкуренция и крупные игроки. И в торговле именно компании этого сегмента выступают основными заказчиками консалтинга и аудита.

Что касается связи, то эта отрасль представляет собой сейчас идеальную клиентскую базу консультантов. Она сочетает агрессивную конкурентную среду, состоящую исключительно из крупных игроков, молодой развивающийся бизнес, применение высоких технологий. К тому же на сегодняшний день это наиболее динамично развивающийся сегмент российской экономики.

Какие же перспективы развития консалтинга и аудита в нашей стране? Прежде всего – дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере услуг и постоянный контроль государства за деятельностью аудиторских и консалтинговых компаний. В этой области основной упор делался на развитие независимого аудита. За государственными органами регулирования должны остаться функции утверждения стандартов, программ разработки стандартов и организация экспертизы проектов стандартов. При этом законодательство должно определять саму процедуру разработки и принятия стандартов с тем, чтобы она гарантировала полноправное участие негосударственных органов регулирования, а по существу, профессионального и бизнес-сообществ в разработке стандартов. Второе направление – создание инфраструктуры применения Международных стандартов финансовой отчетности. Государственной Думой принят во втором чтении проект закона «О консолидированной финансовой отчетности». Первая задача этого закона заключается в том, чтобы придать официальный характер консолидированной финансовой отчетности – той отчетности, которая в настоящее время представляет особый интерес для широких кругов пользователей. Вторая задача названного закона видится в том, чтобы создать механизм признания международных стандартов для применения на территории Российской Федерации.

Поправки в закон «Об аудиторской деятельности», которые были внесены Правительством РФ весной 2005 г. и приняты Государственной Думой в первом чтении, предусматривают комплекс мер, направленных на повышение качества аудита и общественного доверия к аудиторской профессии. Прежде всего речь идет об укреплении аудиторской профессии, развитии ее саморегулирования и повышении профессионального мастерства аудиторов. Важным представляется повышение общественного признания звания «аудитор», значения профессиональных стандартов и Кодекса этики аудиторов, упорядочение основ функционирования аудиторского рынка. Итогом же долгой и трудной работы по формированию современной нормативной базы аудиторской деятельности стал новый Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [2].

В ходе обсуждения основ функционирования аудиторского рынка в нашей стране на первый план выходит проблема взаимоотношений аудитора и аудируемого лица. Имеются в виду такие вопросы, как: обеспечение независимости аудитора; возможность оказания аудиторской организацией услуг по проведению аудита и налоговому консультированию; возможность проведения аудиторской организацией аудита отчетности компании и оказание ей же бухгалтерских услуг; необходимость введения ограничений на долю вознаграждения аудитора, получаемого от одного клиента; необходимость раскрытия сумм гонораров, выплачиваемых аудитору. Развитие саморегулирования профессии в настоящее время активно обсуждается прежде всего в аудиторском сообществе.

Не меньшее значение для успешного развития профессии имеет установление общественного надзора за аудиторской профессией. Внесенные в Государственную Думу Правительством РФ поправки в Закон «Об аудиторской деятельности» предусматривают создание специального органа, который бы осуществлял независимый надзор за развитием аудиторской профессии. Для этого предусмотрено создание Совета по аудиторской деятельности, большинство членов которого должны составлять не представители профессии, а представители пользователей отчетности и потребителей аудиторских услуг.


Заключение

Проникновения консалтинга и аудита практически во все сферы экономики страны свидетельствует о серьезном изменении мотивации руководителей предприятий, принимающих управленческие решения. Представители всех консалтинговых компаний, принявших участие в одном из экспертных опросов, в один голос свидетельствуют о качественно новых требованиях, которые предъявляют менеджеры фирм-клиентов к потенциальным консультантам-исполнителям.Еще несколько лет назад соображения престижа при обращении в крупные международные компании играли не последнюю роль. В случаях выхода на международные рынки это было оправдано в большей степени, в других случаях - в меньшей. Процесс переговоров между клиентом и исполнителем подчас превращался в обычный процесс выяснения потребностей предприятия и возможностей консультанта. Обращаясь к консультантам, менеджер слабо представлял, что можно от них получить, и нередко формулировка его запроса сводилась в сущности к одному: «Помогите!». И обычно помощь требовалась в решении налоговых и юридических проблем.Но сегодня ситуация изменилась. Привлечение квалифицированных менеджерских кадров и вложения в повышение квалификации управленческого персонала не прошли даром. Современный клиент консалтинговой компании - это топ-менеджер, который прекрасно разбирается в современных методах анализа, великолепно знает case-технологии. Причем акцент делается именно на конечный практический результат. Другими словами, умный совет, который «производит» консультант, теперь все чаще становится не конечным, а промежуточным итогом работы консалтинговой компании на проекте клиента. На плечи консультанта все чаще ложится теперь внедрение его собственных указаний (хотя первую скрипку здесь уже играет сам заказчик). Такой альянс на заключительной стадии проекта повышает и ответственность консультантов, и уверенность клиентов в принимаемых решениях.Повышение квалификации руководящего состава российских предприятий и представление обо всем комплексе услуг консалтинговых компаний позволило менеджерам перейти от постановки частных проблем (оптимизация налогов, тренинг для персонала и т. п.) к более системному решению повышения эффективности предприятия (оценка предприятия - перевод финансовой отчетности на международные стандарты - оптимизация финансовых потоков включая оптимизацию налогообложения - системная интеграция - выход в «новую экономику» и т. д.).И наконец, топ-менеджер на рынке консалтинговых услуг перестал походить на слепого котенка. Средства массовой информации сделали свое дело, и руководители предприятий представляют себе наработанный опыт и размах возможностей той или иной консалтинговой компании. Предприятия выбирают себе консультантов под проблему и, если считают это целесообразным, работают по различным вопросам с разными консультантами. А это говорит о создании здоровой рыночной конкуренции на рынке консалтинговых услуг, а значит и всего консалтинга в целом. То же самое можно сказать и об аудите. За последние годы в России получил широкое распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства. По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны. Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля. Российский аудит только складывается в качестве самостоятельного института и ему еще предстоит нелегкий путь завоевания своего достойного места в противоречивой структуре российской рыночной экономики. В большинстве своем международный опыт аудита мало применим в России, имеющей свою собственную историю бухгалтерского учета и налогообложения, которая во многом определяется российскими историческими традициями превалирования государственного управления экономикой над самоуправляемыми акционерными обществами. Следует отметить, что в Российской Федерации творческим процессом в области аудита помимо государственных органов, к которым относится и Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, занимаются также и общественные организации, объединяющие аудиторов. Это внушает в какой-то мере определенные надежды.Мы достаточно подробно рассмотрели современные понятия консалтинга и аудита, проследили историю их возникновения и становления, в том числе и в российской экономической реальности. Сейчас наступает момент, когда происходит глобальная переоценка, и, как следствие, перестройка существующей мировой экономической модели. И сегодняшний затяжной финансовый кризис только тому подтверждение. По всей видимости, именно консалтинго-аудиторской деятельности предстоит решать многие насущные вопросы мировой экономики, а поэтому как никогда требуется быстрое и планомерное ее совершенствование.

Литература

1. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (16.01.2009) «Об аудиторской деятельности» // Министерство финансов РФ: Официальный сайт: http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/basics/programs/

2. Стандарты аудиторской деятельности. - М.: «Книга сервис» - 2004.

3. Алешникова В.И. Современные тенденции развития управленческого консультирования / В.И. Алешникова //Российский экономический журнал. - 1997. - № 10. - С.66

4. Андреев В.Д. Практический аудит / В.Д. Андреев. - М., 2000.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...