Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Въезд в Россию иностранных граждан в 1995-2003 гг. (тыс. поездок)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кафедра «Международные экономические отношения»

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Методические указания
по изучению курса и выполнению контрольной работы для студентов специальности 080102.65 (060600) «Мировая экономика»

 

Санкт-Петербург


 

Одобрены на заседании кафедры «Экономическая теория и международные экономические отношения», протокол № 17 от 08.11.2005 г.

 

Утверждены Методическим Советом ИТиМЭО, протокол № 6 от 15.11.2005 г.

 

 

Международные экономические отношения. Методические указания по изучению курса и выполнению контрольной работы для студентов специальности 080102.65 (060600) «Мировая экономика». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2007. – 23с.

 

 

Составители: докт. экон. наук, зав. кафедры «МЭО» В.А. Черненко

канд. экон. наук, доц. кафедры «МЭО» С.В. Федорова

ст. преп. кафедры «МЭО» И.Н. Жилинкова

 

 

Рецензенты: канд. экон. наук, доц. Е.Е. Шарафанова

 

© Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики

2007 г.


ОГЛАВЛЕНие

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 5

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 6

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА.. 11

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 13

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ
РАБОТЫ... 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 19

 


1. ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших тенденций современного этапа развития мирового хозяйства является постоянно углубляющаяся, приобретающая новые черты, формы и особенности интернационализация. Она зародилась с относительно простых форм и небольших масштабов международного экономического взаимодействия и к началу XXI века достигла своей высшей стадии – глобализации экономики. При этом многие процессы, развивающиеся в сфере международных экономических отношений, вышли на общемировой, глобальный уровень, а само мировое хозяйство становится единым целостным механизмом.

В новых современных условиях глобализации экономики сформировалась, функционирует и постоянно развивается современная система международных экономических отношений. Эта система международных экономических отношений, с одной стороны, унаследовала те тенденции, которые проявились в прошлом XX веке, а с другой – отражает качественно новые явления, которые вошли в экономическую жизнь мирового сообщества уже в настоящее время.

Экономика России является неотъемлемой частью мировой экономики, а ее внешнеэкономические связи – важное и неотъемлемое звено международных экономических отношений.

Особенности участия России в мировом хозяйстве связаны, прежде всего, с тем, что до 1992 года экономическое развитие России осуществлялось в условиях единой централизованной плановой экономики. Экономика России длительное время развивалась изолированно от мирового хозяйства. Это привело к целому ряду негативных последствий.

С 1992 года Россия (Российская Федерация) является самостоятельным субъектом мировой экономики и международных экономических отношений. Расширилось участие России в международных экономических организациях.

Все сказанное выше подтверждает необходимость подготовки специалистов, обладающих теоретическими и практическими знаниями для работы в условиях более глубокой интеграции России в мировую экономику и международные экономические отношения.

В настоящее учебно-методическое пособие включенные основные вопросы, которые необходимо изучить в рамках курса «Международные экономические отношения». Они были разработаны на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 0606000 «Мировая экономика»

Практическую направленность учебно-методического пособия усиливает блок заданий для самостоятельной работы, состоящий из теоретических вопросов, которые могут быть использованы при выборе тем курсовых работ. Изучение теоретического курса, анализ обширных современных данных даст возможность студентам прийти к самостоятельным выводам и таким образом получить осознанные, более глубокие знания.

Дисциплина «Международные экономические отношения» тесно взаимосвязана с рядом других, прежде всего общеэкономических дисциплин, таких как «Экономическая теория», «Финансы», «Статистика», «Социология», «Ценообразование», «Мировая экономика» и т.д., а также специальных дисциплин. В качестве базовой дисциплины она формирует специалистов экономико-управленческого профиля для сферы международных экономических отношений.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

· выявить круг проблем, интересующих студентов в области международных отношений;

· определить уровень теоретических знаний студентов по дисциплине «Международные экономические отношения», полученных в процессе обучения в вузе;

· дать возможность студентам создать определенную научно-практическую базу для будущей дипломной работы.

При выполнении контрольной работы студент должен продемонстрировать: умение работать с научной, учебной экономической литературой, законодательными и инструктивными материалами, понимание современной международной политики государства, закономерностей развития интеграционных процессов в мировой экономике, международного движения товаров, услуг и капитала; современных теорий международной торговли, международных валютно-расчетных отношений.

Основной задачей контрольной работы является формирование, систематизация, умение применять полученные знания при решении конкретных экономических, научных и производственных задач в сфере мировой экономики.

Содержание контрольной работы должно показать:

1) уровень общетеоретической и специальной подготовки студента;

2) умение подбирать, систематизировать и анализировать фактический и статистический материал;

3) способность к самостоятельной исследовательской работе по специальности.

Материалы, содержащиеся в работе, должны быть изложены логически последовательно, выводы и рекомендация сформулированы четко и убедительно.

3. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант № 1

1. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве, формы интеграционных объединений.

2. Теория факторов Хекшера-Олина.

3. Ценообразование в международной торговле.

4. Платежный баланс РФ.

Практическое задание.

Имеются две страны А и В. Внешняя торговля отсутствует. В каждой из этих стран производятся только два товара: ткань и рыба, ресурсы используются полностью. В стране А может быть произведено либо 50 тюков ткани на 1 ед. затрат, либо 25 т рыбы, а производят и потребляют внутри страны 20 тюков ткани и 15 т рыбы. В стране В соответственно может быть произведено 40 тюков ткани или 100 т рыбы, но производят и потребляют внутри страны 12 тюков ткани и 70 т рыбы.

А). Начертите кривые производственных возможностей этих стран.

Б). Предположим, что между ними происходит торговый обмен. Определите преимущества каждой страны, уровень ее специализации. Определите обменные коэффициенты и начертите кривые торговых возможностей обеих стран, подсчитайте выгоды от внешней торговли.

 

Вариант № 2

1. Свободные экономические зоны.

2. «Парадокс Леонтьева» и современность.

3. Международное движение капитала, сущность, структура и его динамика.

4. Мировая валютная система: сущность, функции, эволюция.

Практическое задание.

Какова будет мировая цена товара Х в условиях свободной торговли между странами А и В? Какая из стран выступает экспортером товара Х и каков объем экспорта (в натуральных единицах)? Характеристики рынка в странах А и В представлены в таблице (P – цена; Qd – спрос; Qs – предложение).

 

  Страна А Страна В
P                    
Qd                    
Qs                    

 

Вариант № 3

1. Европейский Союз, как наиболее влиятельная интеграционная группировка стран мира.

2. Теория конкурентных преимуществ М. Портера.

3. Роль транснациональных корпораций в мировом инвестиционном процессе.

4. Современные теории валютных курсов. Паритет покупательной способности. Факторы, определяющие валютные курсы.

Практическое задание.

Объясните, каким образом импорт прямых иностранных инвестиций в страну может препятствовать экспорту рабочей силы из этой страны.

Вариант № 4

1. Транснациональные компании в мировой экономике.

2. Современная трактовка влияния факторов производства на структуру внешней торговли.

3. Вывоз предпринимательского и ссудного капитала, прямые и портфельные инвестиции.

4. Международный рынок рабочей силы, современные формы и тенденции его развития.

Практическое задание.

Объясните, почему в 1998г. в РФ была проведена девальвация национальной валюты. Каковы были ее последствия?

 

Вариант № 5

1. Международные экономические организации (системы ООН, региональные организации).

2. Влияние технического прогресса, цикла жизни товара на структуру внешней торговли.

3. Международный банковский кредит.

4. Национальное регулирование международной трудовой миграции.

Практическое задание.

Объясните, с какой целью правительства стран устанавливает обязательные отчисления валютной выручки.

 

Вариант № 6

1. Понятие международных экономических отношений и их основные формы.

2. Географическая и товарная структура международной торговли.

3. Рынок еврокапиталов и еврокредитов.

4. Международное регулирование миграционных процессов.

Практическое задание.

В каких статьях платежного баланса РФ найдут отражение следующие операции:

А). Российская фирма закупила у японской компании электронное оборудование.

Б). Американская компания решила создать дочернее предприятие в РФ для того, чтобы использовать возможности растущего рынка, и начала строительство фабрики.

В). Российская компания экспортирует сельскохозяйственное оборудование в Китай.

Г). Семья Сидоровых решила навестить родственников в Нью-Йорке. Были куплены три авиабилета компании «Lufthansa».

Д). Студент Романов решил в течение года обучаться в Великобритании. Стоимость обучение оплатили его родители.

 

Вариант № 7

1. Международное движение товаров, услуг и факторов производства.

2. Государственное регулирование внешней торговли: формы, тарифные и нетарифные методы.

3. Государственное и межгосударственное регулирование движения капитала.

4. Внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования.

Практическое задание.

Бразилия вводит тариф на экспорт сахара в размере 20 долл. за тонну. На основании данных, приведенных в таблице, рассчитайте следующие величины:

 

  Без тарифа С тарифом
Мировая цена сахара 300 долл. за 1 т 300 долл. за 1 т
Объем внутреннего потребления 6 млн т 8 млн т
Объем внутреннего производства 22 млн т 20 млн т

 

А). Выигрыш бразильских потребителей от введения тарифа.

Б). Потери бразильских производителей от введения тарифа.

В). Размер поступлений в государственный бюджет от тарифных сборов.

Г) Чистый эффект от введения экспортной пошлины на сахар для национального благосостояния Бразилии.

 

Вариант № 8

1. Теории меркантилизма. Теория абсолютного преимущества А.Смита. Теория сравнительного преимущества Д.Рикардо.

2. Международное регулирование торговли.

3. Международный обмен технологиями как форма международных экономических отношений.

4. Цели ВТО на современном этапе развития мирового хозяйства.

Практическое задание.

Предположим, Япония вводит добровольное ограничение экспорта автомобилей во Францию. Известно, что в результате этих ограничений объем импорта во Францию сократился с 60 до 40 тыс. автомобилей, а цена автомобилей выросла на 1000 долл. На основании этих данных рассчитайте потери благосостояния Франции от введения ДОЭ при условии, что на импорт автомобилей установлен специфический таможенный тариф в размере 500 долл.

 

Вариант № 9

1. Мировой рынок и его конъюнктура.

2. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли.

3. Мировой рынок технологий: структура и особенности.

4. Основные формы внешнеэкономической деятельности транснациональных корпораций.

Практическое задание.

Опираясь на данные таблицы:

а) рассчитайте процент изменения численности прибывших в Россию иностранных граждан в 2003 г. по сравнению с 1995 г.;

б) проанализируйте данные таблицы и выявите преобладающие цели прибытия в Россию иностранных граждан;

в) рассчитайте, какова доля различных целей в общем въездном потоке в Россию;

г) проанализируйте, как изменились цели прибытия иностранных граждан в 2003 г. по сравнению с 1995 г.

 

Въезд в Россию иностранных граждан в 1995-2003 гг. (тыс. поездок)

                   
Всего                  
  В том числе по целям поездок
Служебная                  
Туризм                  
Частная           13 382 14 049 15 159 14 723
Транзит                  
Обслуживающий персонал                  

 

Вариант № 10

1. Современные теории международной торговли.

2. Внешнеторговый баланс: структура, экономическое значение.

3. Платежные и расчетные балансы.

4. Проблемы современной международной валютно-финансовой системы.

Практическое задание.

Ниже приведена карта спроса и предложения на рынке фунтов стерлингов:

Цена фунта (в долларах) 2,00 2,10 2,20 2,30 2,40 2,50
Объем предложения фунтов (в млн)            
Объем спроса на фунты (в млн)            

 

А). Федеральная резервная система США устанавливает валютный курс на уровне: 1 фунт стерлингов = 2,10 доллара. Должна ли ФРС в этой ситуации покупать или продавать фунты? Если да, то какое количество?

Б). Что произойдет в этом случае с официальными валютными резервами США?

4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА

В курсе «Международные экономические отношения» рассматриваются сущность, основные тенденции и характер международных экономических связей. Разбираются классические и современные теории движения товара и услуг, факторов производства и денег. В числе главных направлений МЭО анализируются особенности современной миграции капитала и рабочей силы, валютно-финансовых отношений, международной торговли и торговой политики. Ниже представлено содержание основных вопросов курса.

· Субъекты современного мирового хозяйства и система современных международных экономических отношений

Типология стран мира. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве, формы интеграционных объединений. Свободные экономические зоны. Европейский Союз, как наиболее влиятельная интеграционная группировка стран мира. Транснациональные компании в мировой экономике. Международные экономические организации (системы ООН, региональные организации). Понятие международных экономических отношений и их основные формы. Международное движение товаров, услуг и факторов производства.

· Теории международной торговли

Теории меркантилизма. Теория абсолютного преимущества А. Смита. Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо. Эволюция мирового рынка. Мировой рынок и его конъюнктура. Современные теории международной торговли. Теория факторов Хекшера-Олина, «Парадокс Леонтьева», теория конкурентных преимуществ М. Портера. Современная трактовка влияния факторов производства на структуру внешней торговли. Влияние технического прогресса, цикла жизни товара на структуру внешней торговли.

· Международная торговля товарами и услугами в мировом хозяйстве

Сущность, формы, и современные тенденции развития международной торговли товарами. Географическая и товарная структура международной торговли. Международный рынок услуг. Оценка последствий внешнеторгового обмена, выгоды торговли. Государственное регулирование внешней торговли: формы, тарифные и нетарифные методы. Политика свободной торговли. Протекционизм. Эффект введения таможенных пошлин, их влияние на доходы производителей, покупателей и государства. Виды таможенных тарифов и нетарифных ограничений. Международное регулирование торговли. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли. Внешнеторговый баланс: структура, экономическое значение.

· Ценообразование в международной торговле

Мировая цена: сущность, методы расчета. Значение посредников в международной торговле. Виды посредников. Товарные биржи. Биржевые товары. Организация биржевой торговли. Международные торги. Аукционы, их виды.

· Мировой рынок капиталов

Международное движение капитала, сущность, структура и его динамика. География движения международного движения капиталов. Роль транснациональных корпораций в мировом инвестиционном процессе. Вывоз предпринимательского и ссудного капитала, прямые и портфельные инвестиции. Международный банковский кредит. Рынок еврокапиталов и еврокредитов. Государственное и межгосударственное регулирование движения капитала. Кризис внешней задолженности и пути его урегулирования.

· Международное научно-техническое и производственное сотрудничество в мировой экономике

Международный обмен технологиями как форма международных экономических отношений. Мировой рынок технологий: структура и особенности. Основные формы международной передачи научно-технических знаний. Формы международного производственно-технического сотрудничества.

· Международные валютно-расчетные отношения

Платежные и расчетные балансы. Статистика платежного баланса. Принципы его составления. Методы регулирования платежного баланса. Платежный баланс РФ. Мировая валютная система: сущность, функции, эволюция. Валюта, валютные курсы, как основные элементы мировой валютной системы. Виды валютных курсов: «плавающие», фиксированные, «связанные валютные курсы. Международные валютные финансовые организации. Современные теории валютных курсов. Паритет покупательной способности. Факторы, определяющие валютные курсы. Валютные рынки, спрос и предложение валют. Валютные операции. Современная валютная политика.

· Международная миграция рабочей силы

Международный рынок рабочей силы, современные формы и тенденции его развития. Основные направления миграционных потоков. Влияние миграции рабочей силы на рынок труда. Внерыночные издержки и выигрыши миграции рабочей силы. Проблема «утечки умов». Миграционная политика. Национальное регулирование международной трудовой миграции. Международное регулирование миграционных процессов.

· Россия в системе современных международных экономических отношений

Внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования. Иностранные инвестиции в России и их регулирование. Вывоз капитала из России. Особенности миграции рабочей силы в России. Особенности динамики валютных курсов в России.

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Формы и методы научной работы студентов в принципе идентичны на всех кафедрах и факультетах.

5.1. Выполнение студентами контрольной работы подразделяется на пять главных этапов:

1) выбор варианта контрольной работы;

2) общее ознакомление;

3) составление плана;

4) систематическое изучение доступных учебных источников и литературы;

5) написание самой контрольной работы.

Рассмотрим последовательно эти этапы

5.1.1. ВЫБОР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Студенты выбирают вариант контрольной работы по последней цифре зачетной книжки (студенческого билета). Например, если последняя цифра 1, это значит, что студент выбирает вариант № 1. Если последняя цифра 0 – студент выбирает вариант № 10.

5.1.2. ОБЩЕЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ.

Сделав выбор, студент должен, как можно быстрее, ознакомиться с кругом вопросов, относящихся к его теме: прочитать учебную литературу, посвященную соответствующему вопросу, и ознакомиться с относящимися сюда источниками; изучить библиографию и составить картотеку необходимых для работы изданий источников и новейшей литературы.

При этом важно, чтобы студент с самого начала привык к правильной библиографической работе, выписывал бы себе названия нужных ему изданий на отдельных карточках, строго следуя правилам библиографического описания.

5.1.3. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

После предварительной подготовки можно перейти к составлению примерного плана будущей работы. Составление подробного письменного плана позволяет уточнить структуру, содержание будущей работы. Наконец, очевидна чисто практическая необходимость плана: его пункты будут служить вопросами, на которые студент должен будет искать ответы при дальнейшем систематическом изучении источников и научной литературы. План должен быть достаточно подробным.

Необходимо понимать, что в задачу выполнения контрольной работы будет входить не только изложение фактических данных, но и выяснение теоретических вопросов. Иными словами, студент должен сознавать, что его работа должна иметь смысл; она должна содержать не только факты, но и объяснение, и оценку изучаемого вопроса. В этой связи важно будет разобраться в уже высказанных в научной литературе взглядах, оценить обоснованность отдельных суждений и попытаться сформулировать свое мнение.

5.1.4. СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДОСТУПНЫХ УЧЕБНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

От первоначального общего ознакомления необходимо перейти к систематическому изучению всей группы относящихся к теме материалов. При этом студент должен руководствоваться вопросами составленного плана, фиксируя в виде отдельных выписок те сообщения источников и мнения новейших исследователей, которые могут иллюстрировать отдельные пункты плана. При этом, разумеется, должно происходить и постепенное уточнение плана: по мере ознакомления с теоретическим материалом часто становится ясно, что какие-то вопросы оказались упущенными, а иные, включенные, нуждаются в новой формулировке.

Завершая изучение источников и новейшей литературы, студент обязан систематизировать накопленный материал и в связи с этим еще раз уточнить структуру будущей работы. Студент должен задаться вопросом: всё ли было учтено? Все ли проблемы оказались разрешены? Что вызывает сомнение? И, наконец, каково должно быть соотношение фактических данных, обзора современных тенденции в развитии международного туризма и теоретических рассуждений, содержащих экономический анализ и обобщения.

Такое заключающее сбор материала осмысление очень важно. Прежде чем писать, надо дать ясный отчет о составе задачи контрольной работы. Без этого работа может оказаться лишенной необходимого обучающего смысла.

5.1.5. НАПИСАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Как бы ни было велико значение предшествующих этапов работы, решающим все-таки является последний - написание самой контрольной работы. Многие студенты медлят с обращением к этому завершающему этапу и нередко пишут контрольные работы в 2-3 последних дня. Причиной здесь может быть стремление собрать больше необходимых материалов и нежелание прерывать эту и в самом деле столь необходимую работу, а иногда и просто неспособность перешагнуть некий психологический барьер, отделяющий сбор материала от письменного изложения. Однако чем бы ни объяснялось такое промедление, оно в корне ошибочно.

Научное исследование, а контрольная работа, по сути, является именно таким исследованием, по необходимости пишется постепенно. Изложение должно все время опираться на факты источников и мнения современных ученых, экономистов. Поэтому при составлении текста приходится все время сверяться с накопленными ранее материалами. То есть, для составления каждого нового абзаца оказывается необходимым дополнительное изучение какого-либо документа, статьи или книги. С другой стороны, регулярное написание контрольной работы создает возможность логичности изложения материала.

При написании работы в последние дни лишается всякого смысла проделанная ранее подготовительная работа: ею некогда воспользоваться. Пусть это покажется парадоксом, но писанием контрольной работы в 2-3 последних дня студент перечеркивает 9/10 своего труда, связанного с изучением и накоплением материала.

Систематичность писания предполагает обязательную работу по графику, который студент должен составить.

5.2. Основные требования, предъявляемые к контрольной работе:

5.2.1. Высокий научно-теоретический уровень.

5.2.2. Актуальность проводимого исследования.

5.2.3. Связь теоретических положений с практикой международного туризма, конкретными тенденциями и проблемами развития.

5.2.4. Наличие элементов научного творчества, формулировка и обоснование собственного подхода к решению теоретических и практических проблем международного туризма, самостоятельный характер изложения материала.

5.2.5. Использование оригинальных источников аналитического и статистического характера не только на национальном, но и на иностранных языках (с целью развития навыков самостоятельной работы со специальной зарубежной литературой).

5.2.6. Грамотность и логичность изложения материала.

Форма выполнения контрольной работы - произвольна, например, она может включать:

­ анализ истории развития теоретических взглядов на избранную научную проблему или практику международного туризма;

­ анализ конкретной ситуации из практики российских или зарубежных фирм;

­ сравнительный анализ различных национальных особенностей развития международного туризма;

­ анализ 2 – 3 научных монографий и/или серии статей, посвященных изучаемой проблеме;

­ анализ конкурентной ситуации (на национальном или международном уровне);

Студенты должны в максимальной степени стремиться не только к глубокому изучению теорию вопроса, но и к разработке практических решений, реализации конкретных исследований, подготовке реальных проектов.

Таковы наиболее важные принципы, которым студент должен следовать при составлении письменной контрольной работы.

 

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Оформление работы должно соответствовать существующим правилам: контрольная работа должна иметь титульный лист и следующее за ним оглавление, введение и заключение (в первом обосновывается значение темы, дается обзор источников и литературы, формулируется задача работы, во втором подводятся ее итоги), все ее разделы (вопросы) должны быть снабжены надлежащими заголовками, к контрольной работе необходимо приложить библиографию (список использованных источников и литературы) и пронумеровать все листы работы.

Представление рукописного варианта текста не допускается. К проверке принимаются только сброшюрованные работы. Объем работы определяется, прежде всего, задачей выполнения задания и полного раскрытия темы исследования.

Работа выполняется на белом стандартном листе бумаги формата A4 210х297 мм. Текст работы печатается на принтере с использованием компьютерного набора при сохранении основных стандартов оформления печатного листа. Предпочтительным является использование стандартов, заложенных в программы-редакторы, типа Word. Ниже приведены основные требования к оформлению стандартного печатного текста.

­ Установка полей: верхнее - 2 см, нижнее - 2,5 см, левое - 3,5 см, правое - 2 см.

­ Интервал между строк - полуторный.

­ Шрифт - 12 или 14, предпочтительно Times New Roman.

­ Страницы нумеруют в правом верхнем углу. Первая страница (титульный лист) и вторая (оглавление) не нумеруются, но считаются.

Правила оформления заголовков:

­ Заголовок может располагаться как по центру рабочей строки, так и от левого поля.

­ Заголовки пишутся прописными буквами либо с использование стандартов программ-редакторов.

­ Переносы в заголовках не допускаются.

­ В конце заголовков знаки препинания (кроме восклицательного и вопросительного) не ставятся.

­ Короткие заголовки (менее 15 знаков) пишут в разрядку.

­ Большие заголовки (более 50 знаков и пробелов) размещают в несколько строк, но каждая строка должна иметь по возможности смысловое значение.

­ Текст большого заголовка выполняют через один интервал.

­ После заголовка до текста делают на интервал больше, чем между строками текста.

­ Нельзя писать заголовок в конце страницы, если на ней не умещаются две-три строки идущего за заголовком текста.

­ Знаки препинания ставятся непосредственно после последней буквы слова. После них, кроме многоточия, делается пробел.

­ Слова, заключенные в скобки, не отделяются от скобок промежутком.

­ Знак «тире» всегда отделяется с двух сторон пробелами.

­ После знака § и № делают пробел.

­ В сочетании знаков промежутки между ними не делаются, за исключением тире.

­ Знак % пишется после цифры без пробела.

­ Каждый абзац печатается с красной строки: от левого поля отступают пять знаков и с шестого начинают печатать.

В случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать, что:

­ Единственная иллюстрация и таблица не нумеруются.

­ Нумерация иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1, Таблица 2 и т.д.), так и по главам (вопросам).

­ При нумерации знак «№» не ставится. Точка после цифры также не ставится.

­ В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо знаком «-», либо писать «нет», «нет данных».

­ Тематический заголовок не требуется, если таблица целиком составляет содержание параграфа.

Следует обратить внимание на правила оформления ссылок и примечаний. Краткие ссылки на источники целесообразно помещать прямо в тексте, непосредственно за цитатой или положением, которое прямо основывается на материале источников. Более распространенные ссылки и, в частности, все ссылки на современную литературу надо относить в примечания внизу страницы.

При этом в ссылках на современные работы необходимо строго соблюдать правила библиографического описания, указывать фамилию и инициалы автора, название работы, издание и том, место и год опубликования (для журнальной статьи, вслед за названием работы, - наименование журнала, том, год и номер), наконец, страницу или страницы, на которые делается ссылка.

Особая роль отводится оформлению списка использованной литературы.

Нумерация всей использованной литературы должна быть сплошная от первого до последнего источника.

Оформление списка использованной литературы рекомендуется выполнять по принципу алфавитного именного указателя.

Описание источников, включенных в список, выполняется в соответствии с существующими библиографическими правилами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Авдокушин, Е.С. Международные экономические отношения: учебник / Е.С. Авдокушин – М.: Юристъ, 2002.-366c.

2. Аннан Кофи. ООН на рубеже XX-XXI веков (Доклад, посвященный 55 летию создания ООН).

3. Бандурин, В.В., Рачин, Б.Г., Чатич, М. Глобализация мировой экономики и Россия. – М.: Буковица, 1999.

4. Большой экономический словарь / под. ред. А.Н. Азримяна. Изд-е 2 перераб. и доп. – М.: Институт новой экономики, 1997.

5. Бункина, М.К., Семенов, А.М. Основы валютных отношений: учеб. пособие. – М.: Юрайт,1999. – 192 с.

6. Буглай, В.Б., Ливенцев, Н.Н.. Международные экономические отношения: учеб. пособие / под. ред. Н.Н.Ливенцева.-2-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и кредит, 2003.-256с.:ил.

7. Булатов, А.С.. Мировая экономика. – М.: 2002-335с.

8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. 145-ФЗ.

9. Внешняя торговля России на рубеже веков/Рук. авт. колл. и ред.
С. И. Долтов. – М.-ЗАО Издательство - Экономика, 2001.-445с.

10. Гатина, Г.Ф., Мерзликин, В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика. – М.: Инфра-М..2011-384с.

11. Герчикова, И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики: Учеб. пособие. – М.: Изд-во - Консактбанкир.2002.-576c.

12. Герчикова, И.Н. Международное коммерческое дело: учебник для вузов. 2-е изд.перер. и дополн. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001.-187c.

13. Герчикова, И. Н. Международные экономические организации. – М.: Консалтбанкир, 2000.

14. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: СПАРК,1996.

15. Закон РФ «О банках и банковской деятельности в РФ» (с по следующими дополнениями и изменениями).

16. Европа: вчера, сегодня, завтра/ Институт Европы РАН, ред. кол. РАН: Н.П.Шмелев (пред.). Ред. Н.П.Шмелев. – М.:ЗАО Издательство - Экономика,2002.-823с.

17. Закон РФ «О Центральном банке РФ (банке России)» (с по следующими дополнениями и изменениями).

18. Звонова, Е.А. Международное внешнее финансирование в современной экономике. – М.: ОАО НПО - Экономика, 2002.-324c.

19. Катлин, Скотт М., Сентер, Аллен Х., Брум, Глен. Паблик рилейшнз. Теория и практика, 8-е изд.: Пер. c англ.: уч. пос. – М.: издательский дом - Вильямс. 2001.-624c. ил.-парал. тит. англ.

20. Константинов, Ю.А. Две интеграции – два валютно – финансовых механизма. – М.: Финансы и статистика, 1986.-302c.

21. Константинов, Ю.А. Деньги в международных экономических отношениях стран СЭВ. – М.: Финансы, 1978.-288c.

22. Ленский, Е.В., Цветков, В.А. Транснациональные финансово-промышленные группы и международная экономическая интеграция. – М., 1998.

23. Ломакин, В.К.: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 735 с.

24. Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимоотношению: пер. c англ. 2-е изд. – М.: Дело, 2001.-448c.

25. Майкл Портер. Концепция: пер. с англ.: учеб. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.

26. Мегатренды мирового развития/ отв. ред. М.В. Ильин, В.Л. Иноземцев; Центр исследований постиндустриального общества. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001.-295с.

27. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / под. ред. Л.Н. Красавиной. -2-е изд., прераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000 г.-608с.: ил.

28. Международные экономические отношения: учебник / под ред. Б.М. Смитиенко. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 512с.

29. Милашевская, Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: учебник / под общ. ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 352с.

30. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: учеб. пособие для вузов / М. В. Елова, Е. К. Муравьева, C.М. Панферова и др. Под ред. А. К. Шуркалина, Н. С. Цыпиной. –

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...