Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности младшего школьного возраста




ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Успех педагогической деятельности основывается на знании возрастных особенностей детей. Особенностью деятельности детских лагерей является то обстоятельство, что вожатые работают с самыми сложными детскими возрастами, но часто не готовы к этому личностно и профессионально. Кроме того, вожатыми, как правило, являются юноши и девушки, которые сами являются воспитанниками высших или средних специальных учебных заведений. Поэтому необходимо подчеркнуть важность личностной, интеллектуальной и нравственной зрелости взрослого, взаимодействующего с детьми.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Младшие школьники доверчивы и некритичны, слова взрослого понимают буквально и безоценочно. Взрослый является эталоном, объектом подражания, любви, привязанности. Ребенок видит и оценивает себя глазами значимых взрослых - родителей, учителей, а в лагере - вожатых. Можно с полной уверенностью утверждать, что взрослый опосредует отношения младшего школьника с окружающим миром. Взрослый в буквальном смысле стоит между ребенком и окружающей действительностью.

Весомую значимость имеет правильный кадровый подбор вожатых для работы с детьми этого возраста. Вожатый должен являться гуманной личностью, носителем нравственных ценностей, познающим субъектом, любящим и понимающим детей. Основные качества такого вожатого - доброта, эмпатия, уважение и безусловное принятие личности любого ребенка. В идеале вожатый должен быть педагогом по призванию.

При нормально складывающихся отношениях дети тянутся к вожатому, нуждаются в нем как защитнике, источнике информации. Они доброжелательны, веселы, контактны, проявляют инициативу в общении. Детям важно чувствовать себя любимыми, признанными. Одиночество, чувство собственной ненужности воспринимается детьми как трагедия. Вожатый должен быть особо внимательным к форме выражения критики в адрес детей. Необходимо особо и постоянно помнить: критиковать следует только действия и поступки, ни в коем случае не перенося их на личность ребенка. Не ''лентяй'', а ''ленишься''. Не ''ты драчун'', а ''ты дерешься''.

Мнение вожатого оказывается решающим и в процессе формирования межличностных отношений младших школьников. Оценки детьми друг друга строятся по критериям взрослых - добрый, умный, смелый, талантливый. Дети стремятся дружить с теми, кого выделяет и одобряет взрослый. Именно поэтому вожатый должен создавать условия для самореализации и формирования положительного отношения сверстников к себе у каждого ребенка. У взрослого, безусловно, могут быть предпочтения и симпатии к некоторым детям, но он не должен их демонстрировать и проявлять бурно и бесконтрольно, так как это будет травмировать других детей.

Проще говоря, у вожатого не должно быть любимчиков. Необходимо найти положительные привлекательные качества в каждом ребенке и помочь другим детям в отряде увидеть их. Для многих младших школьников детский лагерь является первым опытом, и он не должен стать негативным подтверждением своего низкого школьного статуса для одних детей; ''я и здесь плохой'', и в то же время лагерь не должен стать полем утверждения неоправданно завышенной, ''звездной'' самооценки для других. Работа с младшими школьниками в лагере тем и важна, что она может скорректировать негативно складывающийся статус ''отверженного'' и помочь ребенку сформировать позитивный опыт общения в коллективе сверстников.

Ни с каким другим возрастом у вожатого нет таких потрясающих возможностей формировать гуманное отношение к людям вообще и к сверстникам в частности. Никогда больше вожатого не принимают и не любят так самозабвенно и безоговорочно. Никогда больше вожатый не является для детей в буквальном смысле всем. Так слепо любить могут только матери своих детей и это накладывает особую ответственность на вожатого младшего отряда.

Говоря о собственно психологических особенностях младшего школьного возраста, следует отметить, что в этот период происходит постепенное, эволюционное, внешне не наблюдаемое развитие. Дети испытывают живой непосредственный интерес к самому процессу жизни, находятся в ''психологическом настоящем'', ''здесь и сейчас''. Они живут каждым конкретным днем. Их радости и заботы полностью сосредоточены на проживаемом сегодня дне, если, конечно, не ожидается праздник, подарок, день рождения.

Младшие школьники поглощены огромным, интересным и увлекательным окружающим миром - растительной природой, животными, людьми. Настоящего интереса к себе как к личности еще нет, но он появляется к десяти годам с началом полового созревания. В норме, младший школьный возраст - это счастливейшее время детства со сформированным осознанным интересом ко всему окружающему, со стабильным образом жизни, обязанностями и радостью повседневного бытия. Это затишье перед бурей подростничества; накопление опыта, знаний и умений.

Детям интересно все материальное - игрушки, куклы, животные, растения. Часами и без устали они наблюдают за интересными явлениями природы, с удовольствием соглашаются на экскурсии, походы, прогулки. С большим энтузиазмом ребята воспринимают загадки, квесты и соревнования.

Одним из любимейших развлечений младших школьников являются подвижные спортивные игры, танцы. Здоровые дети этого возраста двигаются постоянно и много. Это связано с интенсивным развитием мелкой и крупной моторики. Тем не менее, надо помнить о резкой утомляемости младших школьников. Важно чередовать различные виды деятельности и не переборщить с физической нагрузкой.

Мероприятия должны быть коллективными, командными. Дети остро реагируют на победы и поражения, последние больно бьют по их самооценке. Именно поэтому педагоги должны не оставлять без внимания исключительно всех детей. Необходимо поощрять всех участников мероприятий - индивидуально или командно. Подчеркиваем это особо. Старание должно вознаграждаться независимо от результата. Для младшего школьника оценка чрезвычайно важна. Он рассматривает оценку своих усилий, прежде всего, как оценку своей личности в целом и не способен пока отличить одно от другого.

Необходимо также учитывать и завышенную самооценку младших школьников. По уровню успеваемости школьника можно довольно уверенно судить об уровне самооценки. Чем ниже школьные оценки, тем ниже самооценка и наоборот. Это удобный способ первичной диагностики. Завышенная самооценка, впрочем, как и заниженная может и должна корректироваться через конкретную практическую деятельность. Младшего школьника необходимо учить реально оценивать свои силы и возможности через реальный опыт его собственной деятельности - творческой, спортивной, трудовой, учебной и т.д. Оценка, контроль и рефлексия - необходимые качества личности и их формирование довольно успешно осуществляется при грамотном педагогическом подходе.

Этот процесс возможен и в условиях летних детских лагерей. Главное условие - дети должны быть не объектами воздействия педагогов, а полноценными субъектами жизни лагеря. Детям необходимо предоставить возможность планировать свою жизнь в течение смены, вносить коррективы, подводить итоги и т.д.

Необходимо учитывать, что для большинства младших школьников лагерь – это первая серьезная разлука с семьей. Первый опыт самостоятельной жизни для многих является серьезным испытанием. Дети начинают скучать по близким даже в условиях интересной, насыщенной программы. В этом состоит еще одна чрезвычайная сложность работы с младшими школьниками. Рекомендуя коллективные формы работы, следует подчеркнуть важность и необходимость индивидуального общения, участия, теплоты и заботы. Вожатые не имеют права быть официальными взрослыми. Они должны стать старшими братьями и сестрами - понимающими и добрыми. А иногда и мамами, папами, когда надо научить стирать или проверить, что ваш подопечный переодел нижнее белье, почистил зубы и помылся в душе. Со всеми проблемами, конфликтами и вопросами дети тоже идут к вожатому, когда понимают, что он не отмахнется от них, как от назойливых мух, а поможет со всем вниманием и педагогическим тактом.

Помимо психологического комфорта, крайне важно контролировать вопросы гигиены (как часто дети ходят в душ, чистят зубы, расчесывают волосы, меняют одежду – младшие школьники плохо умеют заботиться о себе), питание (что и сколько съедает ребенок за завтраком, обедом и ужином), верхней одежды (терморегуляция пока еще не контролируется и ребенок может замерзнуть или вспотеть, а следовательно простудиться прежде, чем заметит). Некоторые девочки могут не уметь расчесывать свои длинные волосы, так как дома этим всегда занимается бабушка или мама. А обратиться к вожатому они стесняются. Мокрые вещи или полотенце могут валяться в комнате, так как детям не напомнили повесить их в сушилку или не объяснили, где она находится в первый же день лагеря. Все эти и другие, казалось бы, мелкие вопросы, крайне важны для воспитателей младших отрядов и жизненно необходимы для их подопечных.

Знание индивидуальных особенностей детей и социально - бытовых условий их жизни - необходимое условие обеспечения позитивных результатов пребывания ребенка в лагере. Уже во время заезда важно получить первичные данные о ребенке от родителей. Можно предложить родителям заполнить небольшую анкету, в которой они укажут особенности здоровья и эмоциональной сферы ребенка, особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, контактность и коммуникабельность ребенка, другие особенности, которые, по мнению родителей, стоит знать и учитывать. В первые же дни вожатый должен индивидуально побеседовать с каждым ребенком, расспросить о возникающих проблемах, попытаться понять общее состояние. Рутина школы не должна смениться рутиной лагеря.

Собранная информация должна стать основой планирования лагерных и отрядных дел. Проектирование деятельности должно осуществляться не вообще, а именно для конкретных детей, то есть с учетом всех возрастных и индивидуальных особенностей. Например, физическую и эмоциональную нагрузку надо планировать на основе состояния здоровья приехавших детей, а не только на основе общеизвестных возрастных нормативов.

Вожатый должен постоянно учиться. Прошлый опыт, безусловно, важен, но он может оказаться недостаточным или вообще непригодным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...