Психологические особенности младшего школьного возраста
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Успех педагогической деятельности основывается на знании возрастных особенностей детей. Особенностью деятельности детских лагерей является то обстоятельство, что вожатые работают с самыми сложными детскими возрастами, но часто не готовы к этому личностно и профессионально. Кроме того, вожатыми, как правило, являются юноши и девушки, которые сами являются воспитанниками высших или средних специальных учебных заведений. Поэтому необходимо подчеркнуть важность личностной, интеллектуальной и нравственной зрелости взрослого, взаимодействующего с детьми.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Младшие школьники доверчивы и некритичны, слова взрослого понимают буквально и безоценочно. Взрослый является эталоном, объектом подражания, любви, привязанности. Ребенок видит и оценивает себя глазами значимых взрослых - родителей, учителей, а в лагере - вожатых. Можно с полной уверенностью утверждать, что взрослый опосредует отношения младшего школьника с окружающим миром. Взрослый в буквальном смысле стоит между ребенком и окружающей действительностью. Весомую значимость имеет правильный кадровый подбор вожатых для работы с детьми этого возраста. Вожатый должен являться гуманной личностью, носителем нравственных ценностей, познающим субъектом, любящим и понимающим детей. Основные качества такого вожатого - доброта, эмпатия, уважение и безусловное принятие личности любого ребенка. В идеале вожатый должен быть педагогом по призванию. При нормально складывающихся отношениях дети тянутся к вожатому, нуждаются в нем как защитнике, источнике информации. Они доброжелательны, веселы, контактны, проявляют инициативу в общении. Детям важно чувствовать себя любимыми, признанными. Одиночество, чувство собственной ненужности воспринимается детьми как трагедия. Вожатый должен быть особо внимательным к форме выражения критики в адрес детей. Необходимо особо и постоянно помнить: критиковать следует только действия и поступки, ни в коем случае не перенося их на личность ребенка. Не ''лентяй'', а ''ленишься''. Не ''ты драчун'', а ''ты дерешься''.
Мнение вожатого оказывается решающим и в процессе формирования межличностных отношений младших школьников. Оценки детьми друг друга строятся по критериям взрослых - добрый, умный, смелый, талантливый. Дети стремятся дружить с теми, кого выделяет и одобряет взрослый. Именно поэтому вожатый должен создавать условия для самореализации и формирования положительного отношения сверстников к себе у каждого ребенка. У взрослого, безусловно, могут быть предпочтения и симпатии к некоторым детям, но он не должен их демонстрировать и проявлять бурно и бесконтрольно, так как это будет травмировать других детей. Проще говоря, у вожатого не должно быть любимчиков. Необходимо найти положительные привлекательные качества в каждом ребенке и помочь другим детям в отряде увидеть их. Для многих младших школьников детский лагерь является первым опытом, и он не должен стать негативным подтверждением своего низкого школьного статуса для одних детей; ''я и здесь плохой'', и в то же время лагерь не должен стать полем утверждения неоправданно завышенной, ''звездной'' самооценки для других. Работа с младшими школьниками в лагере тем и важна, что она может скорректировать негативно складывающийся статус ''отверженного'' и помочь ребенку сформировать позитивный опыт общения в коллективе сверстников. Ни с каким другим возрастом у вожатого нет таких потрясающих возможностей формировать гуманное отношение к людям вообще и к сверстникам в частности. Никогда больше вожатого не принимают и не любят так самозабвенно и безоговорочно. Никогда больше вожатый не является для детей в буквальном смысле всем. Так слепо любить могут только матери своих детей и это накладывает особую ответственность на вожатого младшего отряда.
Говоря о собственно психологических особенностях младшего школьного возраста, следует отметить, что в этот период происходит постепенное, эволюционное, внешне не наблюдаемое развитие. Дети испытывают живой непосредственный интерес к самому процессу жизни, находятся в ''психологическом настоящем'', ''здесь и сейчас''. Они живут каждым конкретным днем. Их радости и заботы полностью сосредоточены на проживаемом сегодня дне, если, конечно, не ожидается праздник, подарок, день рождения. Младшие школьники поглощены огромным, интересным и увлекательным окружающим миром - растительной природой, животными, людьми. Настоящего интереса к себе как к личности еще нет, но он появляется к десяти годам с началом полового созревания. В норме, младший школьный возраст - это счастливейшее время детства со сформированным осознанным интересом ко всему окружающему, со стабильным образом жизни, обязанностями и радостью повседневного бытия. Это затишье перед бурей подростничества; накопление опыта, знаний и умений. Детям интересно все материальное - игрушки, куклы, животные, растения. Часами и без устали они наблюдают за интересными явлениями природы, с удовольствием соглашаются на экскурсии, походы, прогулки. С большим энтузиазмом ребята воспринимают загадки, квесты и соревнования. Одним из любимейших развлечений младших школьников являются подвижные спортивные игры, танцы. Здоровые дети этого возраста двигаются постоянно и много. Это связано с интенсивным развитием мелкой и крупной моторики. Тем не менее, надо помнить о резкой утомляемости младших школьников. Важно чередовать различные виды деятельности и не переборщить с физической нагрузкой. Мероприятия должны быть коллективными, командными. Дети остро реагируют на победы и поражения, последние больно бьют по их самооценке. Именно поэтому педагоги должны не оставлять без внимания исключительно всех детей. Необходимо поощрять всех участников мероприятий - индивидуально или командно. Подчеркиваем это особо. Старание должно вознаграждаться независимо от результата. Для младшего школьника оценка чрезвычайно важна. Он рассматривает оценку своих усилий, прежде всего, как оценку своей личности в целом и не способен пока отличить одно от другого.
Необходимо также учитывать и завышенную самооценку младших школьников. По уровню успеваемости школьника можно довольно уверенно судить об уровне самооценки. Чем ниже школьные оценки, тем ниже самооценка и наоборот. Это удобный способ первичной диагностики. Завышенная самооценка, впрочем, как и заниженная может и должна корректироваться через конкретную практическую деятельность. Младшего школьника необходимо учить реально оценивать свои силы и возможности через реальный опыт его собственной деятельности - творческой, спортивной, трудовой, учебной и т.д. Оценка, контроль и рефлексия - необходимые качества личности и их формирование довольно успешно осуществляется при грамотном педагогическом подходе. Этот процесс возможен и в условиях летних детских лагерей. Главное условие - дети должны быть не объектами воздействия педагогов, а полноценными субъектами жизни лагеря. Детям необходимо предоставить возможность планировать свою жизнь в течение смены, вносить коррективы, подводить итоги и т.д. Необходимо учитывать, что для большинства младших школьников лагерь – это первая серьезная разлука с семьей. Первый опыт самостоятельной жизни для многих является серьезным испытанием. Дети начинают скучать по близким даже в условиях интересной, насыщенной программы. В этом состоит еще одна чрезвычайная сложность работы с младшими школьниками. Рекомендуя коллективные формы работы, следует подчеркнуть важность и необходимость индивидуального общения, участия, теплоты и заботы. Вожатые не имеют права быть официальными взрослыми. Они должны стать старшими братьями и сестрами - понимающими и добрыми. А иногда и мамами, папами, когда надо научить стирать или проверить, что ваш подопечный переодел нижнее белье, почистил зубы и помылся в душе. Со всеми проблемами, конфликтами и вопросами дети тоже идут к вожатому, когда понимают, что он не отмахнется от них, как от назойливых мух, а поможет со всем вниманием и педагогическим тактом.
Помимо психологического комфорта, крайне важно контролировать вопросы гигиены (как часто дети ходят в душ, чистят зубы, расчесывают волосы, меняют одежду – младшие школьники плохо умеют заботиться о себе), питание (что и сколько съедает ребенок за завтраком, обедом и ужином), верхней одежды (терморегуляция пока еще не контролируется и ребенок может замерзнуть или вспотеть, а следовательно простудиться прежде, чем заметит). Некоторые девочки могут не уметь расчесывать свои длинные волосы, так как дома этим всегда занимается бабушка или мама. А обратиться к вожатому они стесняются. Мокрые вещи или полотенце могут валяться в комнате, так как детям не напомнили повесить их в сушилку или не объяснили, где она находится в первый же день лагеря. Все эти и другие, казалось бы, мелкие вопросы, крайне важны для воспитателей младших отрядов и жизненно необходимы для их подопечных. Знание индивидуальных особенностей детей и социально - бытовых условий их жизни - необходимое условие обеспечения позитивных результатов пребывания ребенка в лагере. Уже во время заезда важно получить первичные данные о ребенке от родителей. Можно предложить родителям заполнить небольшую анкету, в которой они укажут особенности здоровья и эмоциональной сферы ребенка, особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, контактность и коммуникабельность ребенка, другие особенности, которые, по мнению родителей, стоит знать и учитывать. В первые же дни вожатый должен индивидуально побеседовать с каждым ребенком, расспросить о возникающих проблемах, попытаться понять общее состояние. Рутина школы не должна смениться рутиной лагеря. Собранная информация должна стать основой планирования лагерных и отрядных дел. Проектирование деятельности должно осуществляться не вообще, а именно для конкретных детей, то есть с учетом всех возрастных и индивидуальных особенностей. Например, физическую и эмоциональную нагрузку надо планировать на основе состояния здоровья приехавших детей, а не только на основе общеизвестных возрастных нормативов. Вожатый должен постоянно учиться. Прошлый опыт, безусловно, важен, но он может оказаться недостаточным или вообще непригодным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|